Связанные понятия
Вы́сшее образова́ние , или вы́сшее профессиона́льное образова́ние, — уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования. Включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «высшее образование» понимается также подготовка специалистов...
Пра́во — понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения.
Юриспруде́нция (лат. jūris prūdentia «правоведение» от jūs род. п. jūris «право» + prūdentia «предвидение, знание») — наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.
Коллегия адвокатов — это форма адвокатского объединения, созданная двумя и более адвокатами и представляющая собой некоммерческую организацию. Действует образование на основании учредительных документов, устава и договора, заключенных её учредителями. Они обязательны для исполнения всех членов коллегии. Учредителями и членами Коллегии адвокатов могут быть только те адвокаты, сведения о которых внесены в один региональный реестр. Имущество и денежные средства, внесенные учредителями в качестве вкладов...
Профессиона́льное образова́ние — процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. (А. Н. Лейбович)
Упоминания в литературе
1.2. Структура
юридического образования может быть многоуровневой, а процесс образования – непрерывным. Это: 1) дошкольное правовое воспитание: изучение правил движения на улицах и дорогах, системы обеспечения безопасности, этикета поведения, гигиены тела и т. д.; 2) начальное юридическое образование в системе общего среднего образования (школа, гимназия) – дает общие знания о системах государственного устройства, управления обществом, системах права; 3) среднее профессиональное юридическое образование: колледж, техникум – готовит специалистов учетно-кадрового обслуживания, делопроизводства, подготовки документов, помощников следователей, нотариусов, а также низшего управленческого звена; 4) высшее профессиональное юридическое образование – институты с 4-летним обучением – бакалавриат, университеты с 5—6-летним образованием – магистратура; 5) постоянно действующая система повышения образования и квалификации; 6) высшее послевузовское профессиональное образование – аспирантура, докторантура, адъюнкты академий. Учебные заведения могут базироваться на разных формах собственности, но дипломы должны быть везде одинакового образца, независимо от формы собственности учебного заведения.
Статус адвоката в РФ может приобрести только лицо, которое имеет высшее
юридическое образование , полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Кроме того, для получения статуса адвоката необходимо иметь стаж работы по юридической специальности
Сразу оговоримся, что в нашу задачу не входит написание истории образования в целом или даже
юридического образования в какой-либо его части. Наша задача гораздо скромнее, а именно: дать краткий очерк финансово-правовой составляющей юридического образования в России на фоне развития всей высшей юридической школы в обозначенный период. Коснемся мы и преподавания финансово-правовых дисциплин в неюридических вузах. Это необходимо для того, чтобы постоянно не возвращаться к комментариям по поводу специфики того или иного исторического периода, особенностям функционирования вузов, системе научных степеней и званий и др. Кроме того, школы финансового права формировались преимущественно на базе юридических факультетов университетов и юридических вузов, что делает необходимым рассмотрение данной проблематики. По сложившейся традиции университеты с момента их учреждения были не только учебными заведениями, но и научными центрами.
1) наличие высшего
юридического образования , полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении, высшего профессионального образования либо ученой степени по юридической специальности. Ступени высшего профессионального образования: бакалавр, дипломированный специалист, магистр;
Международное частное право (далее – МЧП) по многим причинам отличается от иных отраслей российского права. Своеобразие его предмета и метода, комплексная природа источников, взаимодействие с международным правом определяют характер и методику преподавания этой учебной дисциплины студентам, обучающимся по специальности 030501 «Юриспруденция». Международное частное право в соответствии с Государственным стандартом образования (специальность 030501 «Юриспруденция», квалификация – юрист) преподается студентам выпускных курсов всех форм обучения. Изучение МЧП ориентировано только на студентов, завершающих свое
юридическое образование , поскольку надлежащее понимание категорий международного частного права, его дискуссионных аспектов и практических проблем предполагает хорошее знание гражданского, семейного, трудового, процессуального и международного публичного права.
Связанные понятия (продолжение)
Академия международного права (фр. Académie de droit international), или Гаагская академия международного права (фр. Académie de droit international de La Haye) была создана 21 января 1914 года по инициативе 12 известных юристов-международников европейских стран. С 1923 года Находится во Дворце мира в Гааге (Нидерланды).
Магистр права (сокращенно LL.M., от лат. Magister Legum, англ. Master of Laws) — это вторая высшая академическая степень, квалификация (магистр права).
Это статья о Европейском праве в широком смысле. О праве Европейского союза см. статью Право Европейского союза.Европейское право – совокупность правовых норм, включающая в себя европейское интеграционное право, правовые нормы, обеспечивающие функционирование европейской системы защиты прав человека, а также иные правовые нормы европейских международных договоров. Под первым понимается в первую очередь право Европейского союза. Под вторыми - право Совета Европы.
Подробнее: Европейское право
Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Характер поведения сторон в...
Конституцио́нное пра́во — отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера.
Аккредита́ция вы́сшего уче́бного заведе́ния — процедура предоставления высшему учебному заведению определённого типа права проводить образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации, соответственно с условиями стандартов высшего образования, а также к государственным условиям по кадровому, научно-методическому и материально-техническому обеспечению.
Университе́т (от нем. Universität, которое, в свою очередь, произошло от лат. universitas — совокупность, общность) — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу. Многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы. Университеты объединяют в своём составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы...
Гражда́нское процессуа́льное пра́во — отрасль права, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между судом и иными участниками судебного производства в ходе осуществления правосудия по гражданским делам, а также исполнения судебных постановлений, которое является одним из этапов судопроизводства.
Адвокатура (лат. advocatus, что значит призванный) — социально-правовой институт, занимающийся защитой прав, свобод и интересов доверителя в суде любыми законными способами.
Администрати́вное пра́во — это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.
Квалифика́ция (от лат. quālis — свойства, качества), или сте́пень, — уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений.
Профессиона́льная переподгото́вка — вид дополнительной профессиональной программы. Завершение программы подтверждается выдачей диплома о профессиональной переподготовке и присвоением новой квалификации.
Постоянный контракт преподавателя - разновидность договора между представителем профессорско-преподавательского состава и высшим учебным заведением, предусматривающая пожизненное занятие должности при ВУЗе.
Юриди́ческая кли́ника — участник негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Юридические клиники создаются на базе высших учебных заведений с целью правовой помощи и правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи.
Фина́нсовое пра́во — отрасль юридической науки, а также отрасль права и дисциплины, предметом которой являются общественные отношения, связанные с образованием и расходованием публичных финансов (фондов денежных средств государства и местного самоуправления), необходимых для реализации публичных функций.
Сравни́тельное правове́дение , правова́я компаративи́стика, юриди́ческая компаративи́стика — отрасль (раздел) правоведения (юридической науки), изучающая правовые системы различных государств путём сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий.
Политоло́гия (греч. πολιτικός — общественный, от греч. πολίτης — гражданин, далее от греч. πόλις — город; др.-греч. λόγος — учение, слово), или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Юридическая этика — профессиональная этика юриста; учение о требованиях к морально-нравственным качествам работников юридического профиля, о правовой культуре правоприменительной деятельности.
Междунаро́дное публи́чное пра́во — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.
Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного плана во благо общества и укреплению государства.
Студенческое самоуправление — самостоятельная общественная деятельность студентов по реализации функций управления вузом, которая определяется ими и осуществляется в соответствии с целями и задачами, стоящими перед студенческими коллективами.
Диплом (франц. diplôme, от др.-греч. δίπλωμα — сложенный вдвое лист бумаги) — официальный документ об окончании начального профессионального (специального), среднего профессионального или высшего учебного заведения и присвоении соответствующей квалификации; официальный документ о присуждении учёной степени, присвоении учёного звания, общественном признании лица или организации, присуждении награды или премии.
Стажировка — деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности, а также работа по специальности в течение определённого испытательного срока, называемого испытательным стажем, для определения возможности зачисления на штатную должность. Стажировка предполагает обучение работника в процессе трудовой деятельности и является одной из форм повышения квалификации. Стажировка является одной из форм дополнительного профессионального образования (повышения квалификации...
Филосо́фия пра́ва ( или правова́я филосо́фия ) — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.
Абитурие́нт (от лат. abituriens, abiturientis — собирающийся уходить; или от abiturus — тот, кто должен уйти) — в большинстве стран лицо, заканчивающее среднее учебное заведение, держащее выпускные испытания или получившее абитур — аттестат зрелости.
Доктор делового администрирования , ДДА (англ. Doctor of Business Administration) (используется также калька с английского Доктор бизнес-администрирования, ДБА) — программа экономического послевузовского образования (продолжительностью от 1 года до 5 лет), предполагающая получение дополнительных знаний по прикладным экономическим дисциплинам. Квалификация ДДА дает право занятия управленческих должностей высшего звена. Обучение обычно осуществляется по следующим специальностям: «Менеджмент», «Технологический...
Торговое право или коммерческое право — отрасль частного права, регулирующая деятельность в сфере торгового оборота. К предмету торгового права относят куплю-продажу товаров между профессиональными участниками рынка (без участия потребителей), регистрацию коммерческих юридических лиц, отношения коммерческого посредничества, оборот ценных бумаг и некоторые другие сферы.
Институт (лат. institutum — установление, обычай, учреждение) — одна из форм высших учебных заведений.
Паралегал (англ. Paralegal) — наименование профессии в англоязычных странах. Паралегалы, не имея высшего юридического образования, являются помощниками юристов и выполняют часть их функций. В то же время они не могут исполнять функции, на которые по закону имеют право юристы, то есть предлагать от своего имени юридические услуги, занимать постоянные должности в правоохранительной системе и судах. С другой стороны, для паралегалов не действуют кодексы служебного поведения, обязательные для юристов...
Учебная программа — созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.
Вое́нное пра́во (военное законодательство) — отрасль права, которая в широком понимании охватывает все правовые вопросы, связанные с военным делом, система установленных государством правовых норм, закрепляющих принципы и формы устройства вооружённых сил, регулирующих отношения в области их строительства, жизни, быта и деятельности и определяющих обязанности, права и ответственность военнослужащих, военнообязанных и других участников обществ, отношений в области военного дела государства.
Обществознание — обобщённый школьный предмет средней школы РФ, затрагивающий разнообразные общественные темы. Фактически его преподавание является заменой отменённого предмета «обществоведение» в СССР (в значительной степени построенного на марксистско-ленинской философии с идеологическим и патриотическим воспитанием). Суть предмета состоит в преподавании основ общественных наук.
Междунаро́дное ча́стное пра́во - совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, трудовые и иные частноправовые отношения, осложнённые иностранным элементом.
Госуда́рственная шко́ла — обычно (в разных странах) школа (начальная или средняя), которая контролируется и финансируется государством (за счёт взимаемых с населения налогов), и образование в которой бесплатно.
Правосубъектность — способность лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, субъективные права и юридические обязанности, то есть выступать субъектом правоотношения.
Междунаро́дное пра́во — совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения.
Специали́ст (дипломированный специалист) — квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения.
Уголовное судопроизводство , уголовный процесс — урегулированная уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных лиц, связанная с раскрытием, расследованием преступления и рассмотрением дела в суде, а также система правоотношений, в которые вступают уполномоченные субъекты друг с другом и с другими субъектами, вовлекаемыми в производство по уголовному делу.
Бакала́вр пра́ва (англ. Bachelor of Laws) — академическая степень или квалификация высшего образования в области права и юридических наук. Название происходит от лат. LL. B. (Legum Baccalaureus).
Международная экономика — это дисциплина, изучающая закономерности взаимодействия хозяйственных субъектов разных государств в области международного обмена товарами, услугами, трудом, капиталом и другими факторами производства.
Уче́бное заведе́ние — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
Подробнее: Образовательное учреждение
Корпорати́вное пра́во — подотрасль гражданского права, совокупность норм, регулирующих на основе частно-управленческих методов правового регулирования общественные отношения, связанные с образованием и деятельностью корпораций (корпоративных форм юридических лиц).
Правоприменение — это организационно-правовая форма государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Данная точка зрения является превалирующей в отечественной теории права. Однако существует противоположная точка зрения. Правоприменение — это осуществление правовых норм в правоотношениях и воздействие на обязанных лиц в этих отношениях, посредством юридически значимых действий граждан и общественных организаций.
Упоминания в литературе (продолжение)
Проведение Круглого стола «Общественный запрос на социолого-правовые исследования и обучение социологии права» в Москве, а также конференции по социологии уголовного права в Улан-Удэ стали закономерным этапом реализации идеи преподавания социологии права на факультете права в Высшей школе экономики. Мы исходим из того, что в настоящее время студенту-юристу мало дать возможность познакомиться со ставшими уже традиционными для высшего
юридического образования социально-экономическими и гуманитарными дисциплинами – экономикой, философией, политологией. Для формирования компетентности, адекватной кругу решаемых современными юристами задач, студентам следует предлагать изучать более широкий спектр неюридических дисциплин. Поэтому в наших учебных планах бакалавриата, несмотря на существенное сжатие учебного времени, по сравнению со специалитетом, нашлось место для предметов историко-философского, социолого-психологического, экономико-финансового и государственно-управленческого блоков. Освоив базовые социально-экономические и гуманитарные дисциплины, студенты факультета права НИУ ВШЭ, могут выбрать общую и юридическую социологию, общую и юридическую психологию, философию права, историю политических и правовых учений, экономический анализ права, экономику общественного сектора, финансовые институты и рынки, менеджмент и ряд других дисциплин, образующих основу современного университетского образования.
1) высшее экономическое или
юридическое образование , полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию, либо полученное в учебном учреждении иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в РФ;
В последние 10 лет профессор Ю. К. Якимович также проявляет себя в качестве успешного администратора, возглавляя молодое динамично развивающееся подразделение Юридического института ТГУ – отделение вечернего обучения. Возродив работу вечернего отделения, Юрий Константинович сделал его одним из первых среди подразделений, обеспечивающих получение высшего
юридического образования лицами, обучающимися без отрыва от основной деятельности.
Международное гуманитарное право как совокупность юридических норм и принципов следует отличать от науки международного гуманитарного права, т. е. определенной совокупности научных знаний, системы взглядов. Международное гуманитарное право как наука имеет предметом своего исследования наиболее сложную и драматичную часть общественных отношений – отношения между субъектами международного права в период вооруженных конфликтов. На базе науки международного гуманитарного права сложилась учебная дисциплина «Международное гуманитарное право», составляющая неотъемлемую часть системы высшего
юридического образования в рамках международно-правовой специализации.
Объединению научной мысли, координации усилий в деле развития науки предпринимательского права и преподавания данной дисциплины способствует работа секции предпринимательского права Учебно – методического совета по
юридическому образованию . В работе секции принимают участие виднейшие специалисты в сфере российского предпринимательского права.
Приобретение знаний в области трудового права (одной из ведущих отраслей национального права) является обязательной составляющей подготовки специалистов с высшим
юридическим образованием . Значимость изучения студентами соответствующих специальностей дисциплины «Трудовое право» обусловлена тем, что нормы трудового права регулируют одну из важнейших сфер жизнедеятельности человека – сферу применения труда. Они выполняют в обществе две основные функции – производственную (реализация которой направлена на правовое обеспечение развития экономики) и защитную (способствующую осуществлению гарантий прав граждан в сфере труда).
В течение 15–20 лет верхний эшелон власти в нашей стране возглавляют современные политики с университетским
юридическим образованием . Принимаются серьезные стратегические программы и проекты, нацеленные на улучшение жизни народа. Работа предстоит огромная и все мы участники этих исторических перемен. Сейчас формируется новая философия государственного управления.
Современные тенденции в
юридическом образовании свидетельствуют о повышении роли компетентностного подхода, основанного не на простой сумме знаний (в том числе об иностранном праве), а на аналитическом анализе тенденций, происходящих в современном правовом мире.