Связанные понятия
Профессиона́льное образова́ние — процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. (А. Н. Лейбович)
Университе́т (от нем. Universität, которое, в свою очередь, произошло от лат. universitas — совокупность, общность) — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу. Многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы. Университеты объединяют в своём составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы...
Квалифика́ция (от лат. quālis — свойства, качества), или сте́пень, — уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений.
Вы́сшее уче́бное заведе́ние (сокращённо — вуз; в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами), образовательная организация высшего образования (ООВО) с 2016 г. — учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.
Упоминания в литературе
Проект «Образование» наиболее близок нам – участникам круглого стола – по роду нашей профессиональной деятельности. В сфере высшего профессионального образования идёт реформа, ломающая, не всегда, по моему мнению, на серьёзных основаниях, его прежнюю систему, приспосабливая её к Болонским образцам, вводится ЕГЭ (единый государственный экзамен для выпускников средней школы), двухуровневая система в высшей школе «бакалавр – магистр» (а теперь после принятия в 2012 г. последнего Закона «Об образовании» с прибавкой третьей ступени – самой аспирантуры), платность среднего и
высшего образования и т. д. Известна вместе с тем негативная позиция ректоров ряда ведущих вузов страны (МГУ, РГГУ, медицинских, технических университетов), директоров некоторых институтов РАН, крупных учёных, профессоров, политических деятелей по отношению к ряду положений нововведений. Уставом МГУ, принятым за основу Советом Советов МГУ 19.03.2007, допущен третий вид 5-летнего обучения – «специалитет», при приёме в МГУ учитываются не только показатели ЕГЭ. Устав МГУ ориентирует обучение на связь образовательного процесса с собственной научно-исследовательской деятельностью, которая наряду с образовательной деятельностью должна также (хотя и не полностью) финансироваться из федерального бюджета. Имеется в виду не только научная работа преподавательского состава, который не должен заниматься лишь переложением кем-то добытых знаний, но и штатный научный персонал. Только на этом пути синтеза образования и науки может быть обеспечена фундаментальность подготовки специалиста с университетским образованием и получен университетский вклад в развитие той или иной науки, в инновационный процесс вообще. Обращаю внимание и предлагаю поддержать содержащийся в Уставе МГУ общий тезис, касающийся характера научной работы: «В Московском университете научно-педагогическим работникам, студентам, аспирантам и докторантам создаются оптимальные условия для свободного поиска истины, её свободного изложения и распространения».[17]
В начале 1990-х годов М. Кастельс и М. Карной обратили внимание на изменение роли латиноамериканских университетов: от «политической» миссии и формирования элиты они перешли к «научно-техническим» задачам как залогу будущего успеха [Castells 1991; Carnoy 1993]. Это произошло в результате распространения и дифференциации
высшего образования в Латинской Америке. Бразилия тогда только начинала расширение набора в вузы, существенно увеличив сектор частного высшего образования. Система образования двигалась к более «меритократическому» процессу отбора, в большей степени полагаясь на результаты экзаменов, и уже вот-вот должна была значительно увеличить количество мест в вузах, правда, на платной основе в частном секторе. Конкуренция за лучшие места в лучших вузах уже была острой – особенно на таких «научно-технических» специальностях, как медицина, фармакология, бизнес-образование (и прикладные социальные науки), инженерные науки; открывалось все больше возможностей обучаться по этим программам в частных вузах. Трансформация бразильской системы образования от в высшей степени политизированных учебных заведений в 1950-е и 1960-е годы практически завершилась, даже несмотря на то что, как мы показали, она по-прежнему более доступна для детей из семей с высокими доходами. В 2007 г. вероятность того, что абитуриент из семьи, принадлежащей к беднейшим 40 % населения, поступит в вуз, не превышала 3 %.
Практически одновременно с модернизацией первой ступени
высшего образования была регламентирована правовая база магистратуры, существовавшей во Франции с 1999 г. параллельно с программами третьего цикла. Реорганизуемая магистратура предназначалась для выполнения функции второй ступени по аналогии с традиционной магистратурой других стран. Приказом министра высшего образования от 25 апреля 2002 г. устанавливались основные параметры образовательных программ на уровне магистра и порядок их реализации [3]. Было определено, что на данном уровне предусматривается осуществление профессионально ориентированных программ, ведущих к получению диплома профессионального магистра, и программ с исследовательской ориентацией, имеющих целью получение диплома магистра научных исследований. Доступ к обучению по программе магистра предоставлялся лицам, имеющим высшее образование сопоставимого профиля на уровне лиценциата. Право реализации образовательных программ на уровне магистратуры предоставляется «хабилитированным» университетам и другим высшим учебным заведениям университетского уровня, перечень которых периодически утверждается министром высшего образования. В принятом 25 апреля 2002 г. правительственном декрете № 2002-604 [6] сформулировано положение, согласно которому степень магистра автоматически присваивается также обладателям всех дипломов функционировавшего ранее третьего цикла высшего образования, в том числе дипломов высшего специализированного образования и углубленной подготовки, а также дипломов инженера, врача и других специалистов со сроками обучения в вузе не менее пяти лет.
Наука была импортирована в Россию Петром I. Именно его указом была учреждена Петербургская академия наук. Европейские университеты создавались с XI в., имели большую академическую свободу как высшие образовательные и научные центры и были независимы от государственной власти. Высшие учебные заведения России создавались в основном на основе и за счет государства. Лишь в 1907 г. был создан Коммерческий институт (впоследствии Московский институт народного хозяйства и Академия народного хозяйства им. Г.В. Плеханова), в основном за счет московских меценатов. На протяжении всего советского периода наука и
высшее образование оставались государственным предприятием. И до сих пор наиболее мощные вузы и исследовательские организации являются государственными, бюджетными. И менять эту сложившуюся веками систему только для того, чтобы быть похожими на Европу или Америку, было бы крайне опрометчивым решением. Опыт двух последних десятилетий показал, что ломать очень просто, создавать новые эффективные учреждения в науке, образовании, экономике и социальной сфере – несопоставимо труднее.
Профессор Казанского университета В. В. Ивановский, характеризуя состояние образования в России в конце XIX в., писал: «Хозяйственное профессиональное образование существует самостоятельно и разделяется на множество специальностей, причем каждая может представлять три ступени – низшего, среднего и
высшего образования … в высшем ученом образовании элементы общего и профессионального образования существуют параллельно… Сознание, что общее образование необходимо и для специалистов по тем или иным отраслям хозяйственной деятельности, вызывает стремление внести в хозяйственное образование элементы образования общего»[64]. Далее В. В. Ивановский отмечал, что бурному развитию образования в России, кроме деятельности государства в этом направлении, активно способствовали еще два фактора: 1) деятельность учителей, педагогов, педагогических школ, которые разрабатывали учебные программы и готовили учительские кадры; 2) деятельность печати: «Пресса сделалась духовной работой всех для всех… она представляет собою единственное средство сделать духовные блага каждого индивидуума общим достоянием и при том в той единственной форме, в которой каждый, без различия своих жизненных условий, может эти блага устроить».[65]
Связанные понятия (продолжение)
Специали́ст (дипломированный специалист) — квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения.
Институт (лат. institutum — установление, обычай, учреждение) — одна из форм высших учебных заведений.
Абитурие́нт (от лат. abituriens, abiturientis — собирающийся уходить; или от abiturus — тот, кто должен уйти) — в большинстве стран лицо, заканчивающее среднее учебное заведение, держащее выпускные испытания или получившее абитур — аттестат зрелости.
Юридическое образование — совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
Ко́лледж (англ. college, лат. collegium — «товарищество, содружество») — учебное заведение, главным образом в системах образования Великобритании, стран Британского Содружества и США.
Диплом (франц. diplôme, от др.-греч. δίπλωμα — сложенный вдвое лист бумаги) — официальный документ об окончании начального профессионального (специального), среднего профессионального или высшего учебного заведения и присвоении соответствующей квалификации; официальный документ о присуждении учёной степени, присвоении учёного звания, общественном признании лица или организации, присуждении награды или премии.
Уче́бное заведе́ние — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
Подробнее: Образовательное учреждение
Стипендия (от лат. stipendium — оклад, жалование) — нерегулярная финансовая помощь в виде оплаты стоимости обучения, а иногда и выдачей ежемесячного пособия учащимся, как правило, средних специальных и высших учебных заведений, а также аспирантам и докторантам.
Специальность (лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (эколог, парикмахер, хореограф, искусствовед, менеджер, религиовед, культуролог, инженер-строитель, слесарь-инструментальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт и так далее).
Средняя школа — учреждение, предоставляющее образовательные услуги средней ступени, промежуточное звено между начальной школой и старшей школой. В некоторых странах образование, полученное в средней школе, считается начальным. Обычно посещение средней школы обязательно, но не везде, к примеру, в Гаити обязательно только начальное обучение. Средняя школа может находиться в том же здании, что и начальная и/или старшая, а может быть от них отделена, как в Японии.
Лице́й (через нем. Lyzeum ← лат. lусеum ← др.-греч. Λύκειον) — учебное заведение. 1) Среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки. 2) В России до революции 1917 года — привилегированное среднее или высшее учебное заведение, предназначавшееся главным образом для подготовки чиновников. 3) Наименование некоторых средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в России, работающих (с 1988/89 учебного года) по своим учебным программам...
Общее образование (первый уровень образования) — не профессиональное и не специальное образование.
Начальное образование — это первый этап общего образования детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки общения и решения прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчеркивает важность начального образования для общества и страны.
Учебный год — период времени от начала занятий до основных каникул, обозначающий годичный цикл учебного процесса (отсюда и название) в образовательных учреждениях.
Факульте́т (нем. Fakultät, от лат. facultas «возможность, способность») — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет.
Юриспруде́нция (лат. jūris prūdentia «правоведение» от jūs род. п. jūris «право» + prūdentia «предвидение, знание») — наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.
Аккредита́ция вы́сшего уче́бного заведе́ния — процедура предоставления высшему учебному заведению определённого типа права проводить образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации, соответственно с условиями стандартов высшего образования, а также к государственным условиям по кадровому, научно-методическому и материально-техническому обеспечению.
Экзамен (лат. examen; латинское слово, обозначавшее, прежде всего, язычок, стрелку у весов, затем, в переносном значении, оценку, испытание) — итоговая форма оценки знаний. В высших учебных заведениях проводятся во время экзаменационных сессий. Экзамены бывают совершенно разными: институтскими, школьными, военными, экзамен в ГАИ, online-экзамен и т. д., — но все они объединены одинаковыми традициями.
Частная школа — негосударственное учебное заведение начального или среднего образования (школа), средства на содержание которого окупаются полностью или частично за счёт платы, взимаемой с учащихся (в отличие от государственных школ, финансируемых из взимаемых с населения налогов). Учредителями частных школ могут выступать как частные лица, так и органы местного самоуправления, религиозные организации, профсоюзы и некоммерческие объединения.
Профессиона́льная переподгото́вка — вид дополнительной профессиональной программы. Завершение программы подтверждается выдачей диплома о профессиональной переподготовке и присвоением новой квалификации.
Заочное обучение — форма учёбы, которая сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. Характеризуется фазностью. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую — производится проверка усвоенного материала (зачётно-экзаменационная сессия). При этом эти фазы заметно отстают друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года).
Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
1.
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего (9 классов) и среднего (полного) общего (11 классов).
Акаде́мия (от греч. Ἀκαδήμεια) — научная организация (учреждение, общество) — академия наук, также учебное заведение.
Учебная программа — созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.
Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных...
Вы́сшее образова́ние в Росси́и — часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
Стажировка — деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности, а также работа по специальности в течение определённого испытательного срока, называемого испытательным стажем, для определения возможности зачисления на штатную должность. Стажировка предполагает обучение работника в процессе трудовой деятельности и является одной из форм повышения квалификации. Стажировка является одной из форм дополнительного профессионального образования (повышения квалификации...
Профессиональное училище (сокращённо ПУ) — среднее профессиональное (ранее начальное профессиональное образование) учебное заведение в России и странах бывшего СССР по подготовке квалифицированных рабочих по профессиям, требующим повышенного образовательного уровня. Ранее профессиональные училища также назывались профессионально-техническими училищами (ПТУ).
Аттеста́т (лат. attestatum — свидетельство) — вид документа. Это может быть документ, подтверждающий получение определенного уровня образования (образовательного ценза), или выдаваемый при присвоении учёного звания доцента или профессора, или в некоторых других случаях.
Пра́во — понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения.
Преподаватель — педагог, который занимается преподаванием чего-либо (обычно в среднем специальном или высшем учебном заведении). Например, преподаватель физики.
Учитель , учительница — ныне одна из самых распространённых общественных профессий, преподаватель, педагог. Содержание профессии учителя — воспитание и обучение следующих поколений (шире — учащихся). Подчиняется непосредственно заместителю директора по учебной работе.
Специализация (от лат. specialis — особый, своеобразный) в образовательной системе — это углублённое изучение относительно узкого поля деятельности, в рамках специальности, обеспечивающее необходимый уровень компетенции специалиста, предназначенной для выполнения некоторой работы.
Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного плана во благо общества и укреплению государства.
Образование во Франции обязательно с 3 до 16 лет. Основные принципы французского образования: свобода преподавания (государственные и частные учреждения), бесплатность образования, нейтральность образования, лаицизм (светскость, нерелигиозность) образования.
Среднее специальное учебное заведение (ссуз) — профессиональные учебные заведения среднего профессионального образования (колледжи, техникумы, училища: медицинские, педагогические, ветеринарные, юридические), где даётся средний (между школой, ПТУ и вузом) уровень профессионального образования и совокупность различных специальностей на базе основного общего (с получением среднего (полного) общего образования) и на базе среднего (полного) общего образования.
Докторанту́ра — формы повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёных степеней докторa наук; специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — докторов наук.
Военная кафедра — учебное формирование вооружённых сил (ВС) государства при гражданском высшем учебном заведении и техникуме, для подготовки военнослужащих категории офицер (ранее в РККА — командир, начальник), сержант или рядовой для родов войск (сил) видов ВС, спецвойск и служб Вооружённых Сил Союза (ВС СССР), позднее России и других постсоветских государств, равнозначное (по статусу) высшему военно-учебному заведению.
Программа студенческого обмена — договоренность между учебными заведениями о взаимном обмене студентами. Подобные программы позволяют учащимся школ и университетов обучаться и/или проходить стажировку за рубежом в течение 1 или 2 учебных семестров. Большинство программ обмена осуществляется через неправительственные организации, такие как Эразмус, или частные организации, такие как Experiment in International Living. Кроме того, обмен может также происходить на основе партнерского соглашения между...
Вече́рнее образова́ние (очно-заочное, сменное) — вид обучения, при котором учащийся совмещает учёбу с работой, то есть посещает учебное заведение посменно, в наиболее удобное, свободное от работы время. При этом возможен свободный (скользящий) график занятий, — например, если учащийся работает в вечернюю смену, то он посещает учебное заведение в утренние часы.Учащийся может получать среднее, среднее специальное или высшее образование. Часто используется для получения дополнительного высшего образования...
Обществознание — обобщённый школьный предмет средней школы РФ, затрагивающий разнообразные общественные темы. Фактически его преподавание является заменой отменённого предмета «обществоведение» в СССР (в значительной степени построенного на марксистско-ленинской философии с идеологическим и патриотическим воспитанием). Суть предмета состоит в преподавании основ общественных наук.
Упоминания в литературе (продолжение)
Впрочем, начиналось все достаточно радужно. Единовременно были отменены все сословные и национальные пережитки (в том числе квоты на поступление евреев в университеты), женщины получили равные образовательные права с мужчинами,
высшее образование стало бесплатным, для лиц с низшим образованием в 1919 г. были организованы рабочие факультеты. Искусственно сдерживаемый ранее рост числа вузов и студентов был преодолен, и только в 1918–1920 гг. было образовано 15 новых университетов. Так, на базе Демидовского юридического лицея формируется Ярославский государственный университет (1918), начинают функционировать Азербайджанский (Баку) (1919), Воронежский (1918), Дальневосточный (Владивосток) (1920), Иркутский (1918) университеты. Императорский Московский университет был поименован 1-м Московским государственным университетом. До 1930 г. существовал и 2-й МГУ (без юридического факультета), из которого затем было выделено три отдельных института.
Франция. Система
высшего образования во Французской Республике отличается исключительной дробностью. Наряду с университетами действуют элитарные так называемые большие школы (grandesécoles). Высшее образование можно также получить в частных католических институтах, свободных юридических факультетах и ряде специальных высших школ. Частные учебные заведения не имеют права выдавать государственный диплом. Для его получения выпускники должны сдавать экзамены в государственных вузах.
Вторая половина XX в. отмечена кардинальными изменениями в сфере
высшего образования . Именно в этот период право на его получение было признано на мировом уровне одним из неотъемлемых прав человека и гражданина. В п. 1 ст.26 Всеобщей декларации прав человека[1] утверждается, что «каждый человек имеет право на образование» и что «высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». В 1960 г. была принята Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования[2], которая в ст.4 обязывает государства «сделать высшее образование доступным для всех на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого». При этом под высшим образованием понимаются «все виды учебных курсов, подготовки или подготовки для научных исследований на последнем уровне, предоставляемых университетами или другими учебными заведениями, которые признаны в качестве учебных заведений высшего образования компетентными государственными властями». Это определение было утверждено Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1993 г. в Рекомендации «О признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании»[3].
Существенное значение в деле восстановления и развития научного потенциала вузов как в годы войны, так и в первый послевоенный период имело Постановление СНК СССР «О научно-исследовательской работе в высших учебных заведениях», принятое в феврале 1944 г. и проведенная реорганизация Комитета по делам высшей школы в Министерство
высшего образования СССР. Принимаются решения, касающиеся работы отдельных высших учебных заведений. В марте 1946 г. вышло постановление «О мероприятиях по укреплению Ленинградского государственного университета». Оно имело большое значение не только для развертывания учебной работы, но и для восстановления научного потенциала крупнейшего вуза страны[54]. Так, благодаря принятым мерам, профессор ЛГУ академик В. А. Фок смог продолжить исследования по теории распространения радиоволн, к которым приступил еще в блокадном Ленинграде. В 1946 г. ученому за решение этих проблем была присуждена Государственная премия[55]. Количество подобных примеров можно значительно увеличить.
Однако, прежде чем общественность и профессора смогли совместно создать институт защиты диссертации, университетская культура должна была завоевать признание в дворянской среде и утвердиться на более широком, прочном и зрелом фундаменте. Взаимодействие между университетской и дворянской культурой, рассмотренное выше, основывалось на дилетантском вкусе дворян, образование которым давали частные учителя или особые благородные учебные заведения. Участие дворянства в университетской культуре было пассивным участием наблюдателей, оставалось исключительно московским феноменом и не предполагало получение дворянами университетского образования. Даже если бы дворянство стало стремиться к обучению в университете, сама университетская система не смогла бы их принять. Историография последних лет показывает, что первые десятилетия, последовавшие за созданием новой университетской системы в 1804 году, были тяжелым временем[480]. Непродуманные административные решения оказались крайне обременительными для университетских преподавателей, у которых и без этого было достаточно сложностей с обучением студентов, особенно учитывая тот факт, что многие профессора не могли читать курсы на русском языке[481]. Кроме того, вторжение Наполеона, склонность Александра I к мистицизму, недостаток профессоров с соответствующим уровнем образования, низкий статус университетов и атмосфера того времени препятствовали развитию новой структуры
высшего образования . Кажется почти невероятным, что к середине 1830-х годов, пережив то, что Джеймс Т. Флинн назвал «десятилетием Библейского общества»[482], университетская система смогла справиться с этими проблемами и вошла в краткий период относительного спокойствия – который потом сменился суровой атмосферой последних лет царствования Николая I.
С советского времени наш, тогда еще – институт, был союзного подчинения, являлся и является теперь головным университетом Ассоциации строительных высших учебных заведений (АСВ), созданной более четверти века назад. И в настоящее время НИУ МГСУ координирует отраслевое
высшее образование в рамках федерального Учебно-методического объединения (УМО) в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Техника и технологии строительства», является одним из 29 национальных исследовательских, единственным отраслевым среди ведущих университетов страны. Высокий статус МИСИ – МГСУ – не исключительно наша заслуга, мы традиционно и системно вместе с нашими партнерами по АСВ формируем общий академический потенциал отрасли – каждый в своем городе, регионе, а в целом – в России, масштабный и эффективный.
Эксперты в области международного образования в качестве новой тенденции в международном образовании выделяют переход от массового набора студентов к поиску и приглашению лучших и талантливых. Обучение в этом случае является только первой ступенью по вовлечению нового поколения ученых в экономику принимающей страны[9]. Задачу привлечения талантливых иммигрантов в наукоемкие сектора экономики через образование ставят перед собой все развитые страны. В США для поддержки инновационной экономики требуется, по мнению специалистов Центра исследований
высшего образования Калифорнийского Университета (Беркли), удвоить количество иностранных студентов к 2020 г. Как отмечается в статье «Глобальный рынок международных студентов: перспективы Америки», развитие экономики знания связано с обеспеченностью специалистами, особенно в области точных наук, инженерного дела и математики. Рост числа докторантов в США в последние годы обеспечивался притоком талантливых молодых ученых из Китая, Индии, Южной Кореи и Тайваня, составлявших не менее 20 % числа докторантов США[10].
Ежегодно тысячи иностранных граждан получают
высшее образование в российских вузах. Как правило, они начинают свое обучение на подготовительных факультетах – формах специальной предвузовской подготовки, где они изучают русский язык и ряд общеобразовательных предметов на русском языке, необходимых для поступления на первый курс вуза.
В конце XIX века в организации подготовки учителей средних школ принимали участие не только вышеперечисленные ведомства, но и некоторые другие, которые мы не рассматриваем более подробно в нашем исследовании. Например, учителей древних языков для средних школ выпускали Учительский институт славянских стипендиатов и Филологическая семинария, созданная в 1873 г. при Лейпцигском университете и преобразованная позже в Русский филологический институт. Собственные высшие и средние педагогические учебные заведения имело Военное ведомство. Так, Петербургская военная гимназия в 1865–1882 гг. выпустила 100 педагогов с
высшим образованием и 273 педагога подготовила к сдаче квалификационных испытаний[219].
Хорошо известно, что переходные эпохи характеризуются различными так называемыми «перекосами», резкими изменениями, всплесками и падениями, протеканием многих социально значимых процессов. Это в полной мере относится и к проблемам высшего, среднего и начального технического образования, а также общего основного. В постсоветской России начал быстро развиваться так называемый «дикий капитализм». Одновременно происходили процессы деградации промышленных предприятий, особенно в обрабатывающих отраслях, и бурный рост всевозможных финансовых, торговых и сервисных организаций, учреждений и предприятий. Быстро рос спрос на специалистов в области финансов, торговли, туризма, культуры и т.д. Вместе с тем тысячами закрывались промышленные предприятия. Профессии инженеров различных специализаций, за исключением, может быть, специалистов в области информатики и информационных технологий, становились все менее престижными. Помимо уже существовавших государственных и муниципальных высших учебных заведений начали десятками, а то и сотнями возникать частные коммерческие учебные заведения, в том числе и высшие. Качество преподавания в них было весьма невысоким. Состав ППС пополнялся людьми, зачастую не имевшими ученых степеней и званий, а также опыта научно-исследовательской и преподавательской работы в вузах. Коммерческие учебные заведения готовили специалистов гуманитарно-социальных специальностей, преимущественно экономистов, финансистов, юристов. Количество выпускников инженерных профессий в первом десятилетии XXI в. составляло не более 30 % от общего числа выпускников вузов. Представление о том, как менялась структура
высшего образования , можно составить исходя из табл. 7.
Видное место в трудах советских историков занимало изучение роли Петербургской Академии наук и так называемого «Академического университета» в зарождении отечественного
высшего образования . Если в работах А. И. Андреева,[32] Е. С. Кулябко,[33] Ю. X. Копелевич[34] подчеркивалось, что в основе устройства Петербургской Академии наук лежал образец Парижской, т. е. ученого общества на содержании и под управлением государства, предназначенного для решения определенных научных задач, а приданные ему образовательные функции, хотя и носили название «университета», но по своей организации значительно отличались от европейских университетов того времени (особенно четко эту аргументацию представила Е. С. Кулябко в главе для капитальной «Истории АН СССР», где отрицалось фактическое существование «Академического университета» как особого учебного заведения при Академии наук и указывалось, что он, несмотря на все то, что значилось в петровском проекте, так и не был по-настоящему открыт[35]), то достаточно неожиданно Г. А. Тишкиным и Ю. Д. Марголисом была выдвинута другая концепция, согласно которой в 1724 г. в Петербурге под именем «Академического» был основан первый российский университет, имевший к тому же преемственную связь с начавшим существование в 1819 г. Петербургским университетом.[36]
– изменение технологий образования. Технологические инновации все больше изменяют характер образования. Широкое распространение получает дистанционное образование, необходимую информацию обучающийся легко может найти в Интернете. Практика выкладывания лекций выдающихся профессоров ведущих западных университетов в сети, с одной стороны, резко повышает конкуренцию этих университетов за студентов, а с другой – позволяет получать качественное образование самостоятельно. Вопросом становится сертификация полученного таким образом образования, т. е. придания ему официального статуса, признания обществом. Вполне возможно, что изменится само представление об экзаменах, зачетах, квалификационных выпускных работах и формальных университетских дипломах. Если любой индивид может самостоятельно сформировать или взять программу в Интернете, а затем пройти сертификацию в независимых центрах (структурах), то встает еще один вполне резонный вопрос: а почему студенты вузов не могут проходить сертификационные процедуры в указанных центрах (структурах), а в своих alma mater только защищать дипломные работы. В дальнейшем можно отделить от вуза и защиту квалификационных работ в бакалавриате, магистерских и докторских (PhD) диссертаций. Это не быстрый процесс, но он вполне вероятен. В перспективе это может принципиально изменить организацию
высшего образования в мире, увеличив его аудиторию в разы (или даже в десятки раз).
Зафиксированный на этом уровне период некоторой «стабильности» вузов продолжался до 1926 г. В этот период была заложена база для дальнейшего развития
высшего образования в нашей стране. К 1926/1927 учебному году в стране имелось 148 вузов, контингент студентов в которых составлял 168 тыс. чел. [Волков, 1999, табл. 9], а число преподавателей, по данным, приводимым А.Ф. Лапко, достигало 18 тыс. [Лапко, 1972, т.е. на одного преподавателя вуза приходилось 9,3 студента. К этому времени только 18,6 % преподавателей вузов имели рабоче-крестьянское происхождение, большинство – из старой интеллигенции [Сафразьян, 1977].
Учебная дисциплина «Культурология» изучается во многих высших учебных заведениях России, в том числе и в военных вузах.
Высшее образование в России всегда рассматривалось как форма наиболее универсальной, разносторонней и вместе с тем фундаментальной подготовки военных специалистов. Оно позволяет выпускнику военного учебного заведения решать задачи военно-профессиональной деятельности, вести научно-исследовательскую или педагогическую работу в соответствии с полученной специальностью.
С 2008 г. в России идет формирование новой архитектуры системы
высшего образования , которая ныне состоит из федеральных университетов (точки роста высшего образования в федеральных округах), национальных исследовательских университетов (обеспечение интеграции высшего образования и науки), опорных вузов (точки роста высшего образования в субъектах Российской Федерации). Кроме того, выделился пул вузов (ведущие вузы), которые получили право устанавливать собственные образовательные стандарты (помимо федеральных и национальных исследовательских университетов). Реализация проекта 5/100 по замыслу должна обеспечить вхождение к 2020 г. не менее 5 российских вузов в топы мировых рейтингов университетов и существенно усилить позиции России на мировом рынке высшего образования. Пока в топ-100 рейтинга OS вошел только МГУ, остальные российские университеты на высоких позициях фигурируют лишь в международном рейтинге OS-БРИКС и целом ряде предметных рейтингов.
Фактически программа фиксирует процесс, уже выявленный экспертами, – становление общего
высшего образования на уровне бакалавриата, которое в дальнейшем, в живой практике и под влиянием ее потребностей, дополняется вторым/третьим высшим образованием или магистратурой уже за счет самого учащегося или за счет его работодателя.
Примечательно, что в период действия Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 № 792-р утверждена и введена в действие государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы87. Анализируя этот масштабный по своему содержанию документ можно также прийти к выводу, что отдельные его положения выходят за рамки отмеченного Закона. В частности, в данном документе обращено особое внимание на построение эффективной системы обучения взрослых граждан, формирование организациями
высшего образования фондов целевого капитала, интернационализация российского высшего образования и расширение экспорта российских образовательных услуг, стимулирование обучения российских студентов в зарубежных высших учебных заведениях в течение определенного времени, переход высшего образования на образовательные программы бакалавриата и магистратуры и пр. Юридическая связь этих плановых мероприятий с принципами государственной политики и правового регулирования образования, отраженных в Законе, также отсутствует.
Отечественная система образования является одной из самых реформируемых областей в постсоветский период – даже на фоне масштабных преобразований в самых разнообразных сферах российского общества. При этом оценки реформы
высшего образования самые противоречивые. Изменения, происходящие в данной сфере, так или иначе касаются каждого россиянина. Достаточно сказать, что если в советские времена в вузы поступало не более 10 % от численности населения соответствующей возрастной группы, то в настоящее время до 80 % выпускников школ заявляют о своем намерении стать студентами вузов.
За последние двадцать лет в печати появилось также немало работ, посвященных высшей педагогической школе, которые содержат значительный по теоретико-методологическому основанию опыт профессионально-личностного развития не только студента – будущего учителя, но и преподавателя вуза (О. А. Абдуллина, Л. М. Ахмедзянова, Е. В. Бондаревская, Г. А. Бордовский, Н. В. Бочкина, В. В. Буткевич, М. Я. Виленский, В. И. Горовая, А. А. Греков, И. Ф. Исаев, К. М. ДурайНовакова, И. Д. Лушников, А. И. Мищенко, А. Н. Орлов, Л. С. Подымова, В. А. Сластенин, Л. Н. Харченко, А. Н. Ходусов, Е. Н. Шиянов и др.). В них также обсуждаются вопросы обновления
высшего образования в структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах. По словам В. А. Сластенина [191, С. 220–235], «обновление высшего образования нельзя полноценно осуществить без анализа ведущих тенденций развития современной образовательной практики». К этим тенденциям он относит: многоуровневость и многоступенчатость образования; гибкость, открытость и вариативность образования; поликультурный характер и этнорегиональную направленность образования; непрерывность образования.
Данное учебное пособие, по мнению авторов, может быть полезно как для студентов очной формы обучения, так и для студентов очно-заочной (вечерней) и заочной формы обучения, совмещающих трудовую деятельность с процессом получения
высшего образования . В то же время, оно может быть интересно и специалистам, так как содержит в себе интересные практические материалы в области управления персоналом.
Таким образом, как иностранные студенты, так и студенты из числа этнической молодежи национальных регионов России при получении
высшего образования в учебных заведениях сталкиваются с необходимостью преодоления языкового барьера при смене языка как средства обучения с родного на русский язык. В такой ситуации благоприятными условиями для скорейшей адаптации студентов к учебно-познавательной деятельности в вузе может стать атмосфера привычного образа жизни и деятельности, в первую очередь использование родного языка обучения. При этом можно избежать сложностей отношений и противоречий в системах: преподаватель–студент, студент–студент, студент–группа. Наиболее важными, особенно на первом курсе, являются взаимоотношения в системе преподаватель– студент. Привычные к «живому» общению со школьными учителями, первокурсники могут испытывать психологические трудности, связанные с «дистанционностью» в отношениях с преподавателями вуза, чего можно избежать при общении с преподавателями – носителями родного языка студента.
По второй цели – двухступенчатая система
высшего образования – существенные уточнения касаются сразу нескольких важных моментов. Прежде всего, сейчас речь идет уже фактически не о двух-, а о трехступенчатой системе, которая в качестве последней, третьей ступени включает аспирантуру (или, что то же самое в Европе, докторантуру), после успешного завершения которой присваивается степень, эквивалентная нашей степени кандидата наук (доктор философии – Ph.D в Англии, доктор наук во Франции). При этом не исключается возможность после получения среднего образования интегрированной подготовки сразу по второй ступени, минуя первую ступень как отдельную, как это принято в российской высшей школе, равно как и возможность после получения первой ступени сразу по третьей ступени, минуя вторую, как это принято в Англии. Главным становится не количество лет получения образования на той или иной ступени, а набор общих и специальных компетенций, осваиваемых на каждой ступени. Кроме того, в качестве обязательной принята установка, что каждая ступень должна готовить не только к выходу на рынок труда, но и к продолжению обучения на следующей ступени, а в целом высшее образование, получаемое в начале жизненного пути, должно готовить к долгосрочной конкурентоспособности на рынке труда, а не только на момент окончания вуза.
Возвращаясь к упомянутой выше классификации, стоит заметить, что основное образование относится по большей части к так называемой «доопытной» ступени. Его основной целью «является развитие личности до достаточно высокого уровня, который общество считает адекватным уровню
высшего образования » [Евенко, 2006/04/01], [Евенко, 2006/01/12]. Для бизнес-образования это означает выход на профессиональный уровень в какой-либо из областей менеджмента и предпринимательства. Контингент подобных программ составляют вчерашние школьники с аттестатом о среднем образовании. Правда, в современной России довольно часто практикуется получение второго высшего образования. Однако такое обстоятельство может быть связано с неопределенностью и нестабильностью социально-экономической ситуации в стране, вынуждающей граждан менять не только место работы, но и профессию.
Особая страница биографии М. В. Довнар-Запольского – организационно-педагогическая деятельность. Созданные им же частные коммерческие курсы в 1907 г. были преобразованы в Киевский коммерческий институт. 10 лет он являлся его неизменным директором. Воплотил в жизнь собственную модель
высшего образования , основанную на сочетании фундаментальной теоретической подготовки с практической направленностью обучения.
Профессиональная переподготовка – удобный, недорогой и, главное, быстрый способ (программа включает только профильные дисциплины) получить второе образование, освоить новую специальность. Этим она выгодно отличается от второго
высшего образования , которое длится 3 года и более, значительно дороже и насыщено общими предметами.