Дополнительное профессиональное образование. Результаты мониторинга 2016 года

Е. А. Полушкина, 2017

Научный доклад посвящен результатам четвертой волны мониторинга непрерывного профессионального образования по приоритетным направлениям развития экономики России. Доклад построен на основе анализа статистической информации системы дополнительного профессионального образования в Российской Федерации и результатов социологического опроса 2016 г. Исследование проводилось с использованием методов моделирования и анализа статистической и социологической информации. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке программных документов и мероприятий в сфере развития дополнительного профессионального образования.

Оглавление

Из серии: Научные доклады: образование

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дополнительное профессиональное образование. Результаты мониторинга 2016 года предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2017

Введение

Роль образования заключается не только в том, что оно «поставляет» квалифицированных работников в экономику, ведь с окончанием профессиональных учебных заведений процессы обучения и профессионального совершенствования не заканчиваются. Непрерывное обновление знаний работников является необходимым условием введения в производственный процесс новых технологий, использования успешного опыта других участников соответствующего рынка и пр. Как следствие, при этом повышается экономическая эффективность отдельно взятого предприятия на благо всей экономики в целом. Кроме того, стоит отметить и социальную роль непрерывного образования, которая заключается в возможностях переквалификации тех работников, которые оказались по каким-то причинам невостребованными. Наконец, нельзя не упомянуть о том, что получение новых знаний и навыков на индивидуальном уровне имеет значение не только для самого человека, поскольку заполняет его досуг интересными и полезными занятиями, но, приобретая массовый характер, способствует развитию всего общества в целом. Эта роль непрерывного образования заключается не только в том, что повышается общий культурный и образовательный потенциал общества, но и в том, что взаимодействие людей, происходящее в ходе различных коллективных образовательных и просветительских практик, расширяет и укрепляет социальные сети в обществе, объединяет людей из самых разных социально-экономических групп.

Процесс непрерывного образования включает в себя обучение в школе, профессиональное образование, дальнейшее его совершенствование (формальным и неформальным образом), а также деятельность, направленную на приобретение различных навыков, хотя и не всегда связанных с основной профессией. Однако в силу того, что и школьное образование, и профессиональное образование, и даже досуговая деятельность, включающая самообразовательные практики, уже в той или иной степени имеют свои «ниши» в соответствующих областях науки, под непрерывным образованием чаще всего рассматривают «образование взрослых» и наиболее важную с точки зрения экономики его часть — дополнительное профессиональное образование (ДПО).

Важная для экономики роль ДПО признается в нашей стране и на государственном уровне. Не случайно в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» говорится о необходимости повышения доли работающих россиян, включенных в процессы пополнения и совершенствования их профессиональных знаний. Анализ этих показателей с точки зрения официальной статистики и стал одной из задач научного исследования, проведенного в рамках НИР 2016 г. — «Мониторинг непрерывного профессионального образования по приоритетным направлениям развития экономики России».

На сегодняшний день охват работников системой дополнительного профессионального образования составляет в среднем немногим выше 13 %, что выдвигает на передний план задачу его существенного увеличения. Для решения этой задачи необходимо учесть зарубежный опыт в данной сфере, проанализировать особенности реализации дополнительного профессионального образования в различных отраслях экономики Российской Федерации, определить возможные направления расширения этой сферы деятельности. Именно по этим направлениям проведены исследования, результаты которых представлены в настоящей работе.

В приоритетных отраслях экономики исследованы система мотиваций получения непрерывного профессионального образования и стимулы повышения квалификации работников в различных формах, в том числе неформальных, оценена эффективность реализуемых программ повышения квалификации.

В качестве основных источников информации для анализа использованы данные статистических наблюдений за 2010 и 2013 гг., а также данные социологического опроса, проведенного в 2016 г. Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС на предприятиях приоритетных отраслей экономики Российской Федерации[1].

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дополнительное профессиональное образование. Результаты мониторинга 2016 года предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Социологическое исследование проводилось специалистами экспертно-аналитического центра Института общественных наук РАНХиГС.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я