Связанные понятия
Факульте́т (нем. Fakultät, от лат. facultas «возможность, способность») — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет.
Институт (лат. institutum — установление, обычай, учреждение) — одна из форм высших учебных заведений.
Университе́т (от нем. Universität, которое, в свою очередь, произошло от лат. universitas — совокупность, общность) — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу. Многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы. Университеты объединяют в своём составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы...
Среднее специальное учебное заведение (ссуз) — профессиональные учебные заведения среднего профессионального образования (колледжи, техникумы, училища: медицинские, педагогические, ветеринарные, юридические), где даётся средний (между школой, ПТУ и вузом) уровень профессионального образования и совокупность различных специальностей на базе основного общего (с получением среднего (полного) общего образования) и на базе среднего (полного) общего образования.
Упоминания в литературе
Практически одновременно с модернизацией первой ступени высшего образования была регламентирована правовая база магистратуры, существовавшей во Франции с 1999 г. параллельно с программами третьего цикла. Реорганизуемая магистратура предназначалась для выполнения функции второй ступени по аналогии с традиционной магистратурой других стран. Приказом министра высшего образования от 25 апреля 2002 г. устанавливались основные параметры образовательных программ на уровне магистра и порядок их реализации [3]. Было определено, что на данном уровне предусматривается осуществление профессионально ориентированных программ, ведущих к получению диплома профессионального магистра, и программ с исследовательской ориентацией, имеющих целью получение диплома магистра научных исследований. Доступ к обучению по программе магистра предоставлялся лицам, имеющим высшее образование сопоставимого профиля на уровне лиценциата. Право реализации образовательных программ на уровне магистратуры предоставляется «хабилитированным» университетам и другим
высшим учебным заведениям университетского уровня, перечень которых периодически утверждается министром высшего образования. В принятом 25 апреля 2002 г. правительственном декрете № 2002-604 [6] сформулировано положение, согласно которому степень магистра автоматически присваивается также обладателям всех дипломов функционировавшего ранее третьего цикла высшего образования, в том числе дипломов высшего специализированного образования и углубленной подготовки, а также дипломов инженера, врача и других специалистов со сроками обучения в вузе не менее пяти лет.
Примером подобного многоуровневого
высшего учебного заведения , а вернее – комплекса учебных заведений, может служить региональный Государственный педагогический институт детства (пединститут), созданный Людмилой Редько в Ставрополье.[60] На базе педучилища были открыты колледж и педвуз. Все три учебных заведения работают на основе интегрированного учебного плана, готовят специалистов различных уровней для всех систем дошкольного воспитания – государственной, альтернативной, смешанной, а также для всех систем образования.
Учебная дисциплина «Культурология» изучается во многих
высших учебных заведениях России, в том числе и в военных вузах. Высшее образование в России всегда рассматривалось как форма наиболее универсальной, разносторонней и вместе с тем фундаментальной подготовки военных специалистов. Оно позволяет выпускнику военного учебного заведения решать задачи военно-профессиональной деятельности, вести научно-исследовательскую или педагогическую работу в соответствии с полученной специальностью.
В современных учебниках по международному праву, представленных ведущими научными школами (Дипломатическая академия МИД России[4], Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России[5], Московская государственная юридическая академия[6]), а также Российской ассоциацией международного права[7], многие из которых допущены Министерством образования РФ в качестве учебников для студентов
высших учебных заведений , обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция», выдержавших несколько изданий, в соответствующих главах рассматриваются следующие вопросы: понятие, источники, принципы и предмет регулирования; начало и окончание военных действий; запрещенные средства и методы вооруженной борьбы; участники боевых действий; защита жертв войны; охрана культурных ценностей и др.
Соединенные Штаты Америки. США занимают лидирующие позиции в мировом высшем образовании. В стране насчитывается свыше 4 тыс.
высших учебных заведений . В США нет четкого определения понятия «высшее учебное заведение». К нему относят всякое учреждение послешкольного образования (Postsecondary Education), где дают более высокую академическую подготовку, чем в средней школе, и где по окончании выдается диплом. Высшие учебные заведения предлагают как минимум двухлетние программы бакалавриата, а также одногодичные или двухгодичные программы магистратуры.
Связанные понятия (продолжение)
Заочное обучение — форма учёбы, которая сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. Характеризуется фазностью. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую — производится проверка усвоенного материала (зачётно-экзаменационная сессия). При этом эти фазы заметно отстают друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года).
Вы́сшее образова́ние , или вы́сшее профессиона́льное образова́ние, — уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования. Включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «высшее образование» понимается также подготовка специалистов...
Специали́ст (дипломированный специалист) — квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения.
Ка́федра (греч. καθέδρα букв. «сиденье») — основная структурная единица факультета в высшем учебном заведении, осуществляющая подготовку слушателей, студентов и курсантов в рамках определённой специализации.
Уче́бное заведе́ние — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
Подробнее: Образовательное учреждение
Специальность (лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (эколог, парикмахер, хореограф, искусствовед, менеджер, религиовед, культуролог, инженер-строитель, слесарь-инструментальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт и так далее).
Аккредита́ция вы́сшего уче́бного заведе́ния — процедура предоставления высшему учебному заведению определённого типа права проводить образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации, соответственно с условиями стандартов высшего образования, а также к государственным условиям по кадровому, научно-методическому и материально-техническому обеспечению.
Лице́й (через нем. Lyzeum ← лат. lусеum ← др.-греч. Λύκειον) — учебное заведение. 1) Среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки. 2) В России до революции 1917 года — привилегированное среднее или высшее учебное заведение, предназначавшееся главным образом для подготовки чиновников. 3) Наименование некоторых средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в России, работающих (с 1988/89 учебного года) по своим учебным программам...
Профессиона́льная переподгото́вка — вид дополнительной профессиональной программы. Завершение программы подтверждается выдачей диплома о профессиональной переподготовке и присвоением новой квалификации.
Ко́лледж (англ. college, лат. collegium — «товарищество, содружество») — учебное заведение, главным образом в системах образования Великобритании, стран Британского Содружества и США.
Докторанту́ра — формы повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёных степеней докторa наук; специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — докторов наук.
Акаде́мия (от греч. Ἀκαδήμεια) — научная организация (учреждение, общество) — академия наук, также учебное заведение.
1.
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего (9 классов) и среднего (полного) общего (11 классов).
Филиа́л (лат. filialis — сыновний) — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места нахождения юридического лица и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Средняя школа — учреждение, предоставляющее образовательные услуги средней ступени, промежуточное звено между начальной школой и старшей школой. В некоторых странах образование, полученное в средней школе, считается начальным. Обычно посещение средней школы обязательно, но не везде, к примеру, в Гаити обязательно только начальное обучение. Средняя школа может находиться в том же здании, что и начальная и/или старшая, а может быть от них отделена, как в Японии.
Абитурие́нт (от лат. abituriens, abiturientis — собирающийся уходить; или от abiturus — тот, кто должен уйти) — в большинстве стран лицо, заканчивающее среднее учебное заведение, держащее выпускные испытания или получившее абитур — аттестат зрелости.
Диплом (франц. diplôme, от др.-греч. δίπλωμα — сложенный вдвое лист бумаги) — официальный документ об окончании начального профессионального (специального), среднего профессионального или высшего учебного заведения и присвоении соответствующей квалификации; официальный документ о присуждении учёной степени, присвоении учёного звания, общественном признании лица или организации, присуждении награды или премии.
Младший специалист — образовательно-квалификационный уровень на Украине высшего образования лица, которое на основе полного общего среднего образования получило неполное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для осуществления производственных функций определённого уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определённом виде экономической деятельности.
Профессиона́льное образова́ние — процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. (А. Н. Лейбович)
Профессиональное училище (сокращённо ПУ) — среднее профессиональное (ранее начальное профессиональное образование) учебное заведение в России и странах бывшего СССР по подготовке квалифицированных рабочих по профессиям, требующим повышенного образовательного уровня. Ранее профессиональные училища также назывались профессионально-техническими училищами (ПТУ).
Военная кафедра — учебное формирование вооружённых сил (ВС) государства при гражданском высшем учебном заведении и техникуме, для подготовки военнослужащих категории офицер (ранее в РККА — командир, начальник), сержант или рядовой для родов войск (сил) видов ВС, спецвойск и служб Вооружённых Сил Союза (ВС СССР), позднее России и других постсоветских государств, равнозначное (по статусу) высшему военно-учебному заведению.
Вы́сшее образова́ние в Росси́и — часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
Стажировка — деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности, а также работа по специальности в течение определённого испытательного срока, называемого испытательным стажем, для определения возможности зачисления на штатную должность. Стажировка предполагает обучение работника в процессе трудовой деятельности и является одной из форм повышения квалификации. Стажировка является одной из форм дополнительного профессионального образования (повышения квалификации...
Институт (лат. institutum «установление, обычай, учреждение») — термин, употребляемый для обозначения определённого класса организаций и общественных явлений.
Учебно-методическое объединение образовательных организаций (УМО) — государственно-общественная организация, созданная в системе образования в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования.
Учебный год — период времени от начала занятий до основных каникул, обозначающий годичный цикл учебного процесса (отсюда и название) в образовательных учреждениях.
Ниигатский
университет (яп. 新潟大学) - Японский национальный университет в Ниигате. Был основан в 1949 году и имеет свои основные истоки в Ниигатском медицинском колледже, основанном в 1922 году, и в Ниигатской Высшей школе, основанной в 1919 году. Это один из крупнейших японских национальных университетов на Японском море .
Ре́ктор (от лат. rector — правитель, руководитель) — руководитель высшего учебного заведения.
Акаде́мия социа́льного управле́ния (АСОУ) – один из шести областных вузов Московской области , региональный центр экспертного сообщества по образованию. Не входит в рейтинг "100 лучших вузов России". Есть условия для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Квалифика́ция (от лат. quālis — свойства, качества), или сте́пень, — уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений.
Преподаватель — педагог, который занимается преподаванием чего-либо (обычно в среднем специальном или высшем учебном заведении). Например, преподаватель физики.
Обществове́дение — название учебного предмета в советской школе, преподававшегося с 60-х гг. по 1991 год на всей территории СССР. Впервые школьная программа была утверждена Народным комиссариатом просвещения в 1925 г.Специфика предмета заключалась в разработке системы взглядов у учащихся общеобразовательных школ на мир, охватывающих все происходящее в нём явления, и дающее учащимся их единое понимание и объяснение через призму марксистско-ленинской философии. Учебник по данному курсу включал три...
Общее образование (первый уровень образования) — не профессиональное и не специальное образование.
Дека́н (от греч. δέκα — десять; буквально — десятник) — глава факультета в образовательном учреждении высшего образования; непосредственно руководит учебной, воспитательной и научной работой на факультете.
Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных...
Московский политехнический колледж — государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Москвы. Создан в 1932 году. Территориальное расположение — Юго-Восточный Административный округ г. Москвы, район Лефортово, ул. Красноказарменная, д.10а, филиал: ул. Подъемная, 15. Лицензия на право образовательной деятельности № 311587, серия А, регистрационный № 025543, действительно с 18 марта 2009 г. по 18 марта 2014 г. Государственная аккредитация — регистрационный...
Школьная медаль (официально — медаль «За особые успехи в учении») — знак отличия, выдаваемый по завершении среднего общего образования в школах России и стран бывшего СССР. Медаль является одним из основных видов поощрения выпускников средних школ за успехи в учёбе.
Проре́ктор — заместитель ректора высшего учебного заведения по какому-либо направлению работы вуза; профессор, заместитель ректора и его помощник, в средних учебных заведениях — преподаватель, следующий за ректором по старшинству.
Федера́льный университе́т в Российской Федерации — наряду с главными столичными МГУ и СПбГУ, наивысший по статусу из видов российских высших учебных заведений (институт, академия, университет), обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок.
Вече́рнее образова́ние (очно-заочное, сменное) — вид обучения, при котором учащийся совмещает учёбу с работой, то есть посещает учебное заведение посменно, в наиболее удобное, свободное от работы время. При этом возможен свободный (скользящий) график занятий, — например, если учащийся работает в вечернюю смену, то он посещает учебное заведение в утренние часы.Учащийся может получать среднее, среднее специальное или высшее образование. Часто используется для получения дополнительного высшего образования...
Юриспруде́нция (лат. jūris prūdentia «правоведение» от jūs род. п. jūris «право» + prūdentia «предвидение, знание») — наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.
Упоминания в литературе (продолжение)
В Севастополе мы не смогли взять интервью у университетской службы (этот вид деятельности там неразвит), но провели экспертное интервью с работницей городской службы занятости, ответственной за трудоустройство выпускников. Статья содержит много интересной информации о положении дел с выпускниками экономических специальностей в г. Севастополе. В нашем распоряжении оказались статистические данные о трудоустройстве обратившихся в городскую службу занятости за ряд лет, но количество выпускников экономических специальностей (если говорить о тех, кто впервые ищет работу или находится в категории «первый год после окончания
высшего учебного заведения »), непосредственно имеющих дело с этим учреждением, настолько мало, что находится в пределах случайной статистической погрешности. Сам Севастопольский городской центр занятости пока не играет большой роли в трудоустройстве выпускников-экономистов. Автор отмечает, что эффективность трудоустройства выпускника экономической специальности зависит от: сознательного выбора экономической специальности абитуриентом с учетом его способностей и стремлений, а не по причине надуманной престижности данной специальности; целенаправленной профориентационной политики учреждений школьного образования и государственных учреждений по содействию занятости населения; наличия в экономическом вузе возможности специализировать подготовку студента согласно запросам рынка труда; соответствия стандартов экономического образования всем требованиям к практическим навыкам и теоретической подготовке, которые будут востребованы работодателями; взаимодействия вуза и системы подготовки и переподготовки кадров разного профиля; осуществления вузом статистической, рекрутинговой и контактной деятельности (ведение баз данных о выпускниках, работодателях, посильное обеспечение контактов между ними); помощи даже в самостоятельном трудоустройстве будущего выпускника через обеспечение его «социальной грамотности» и знания тенденций, имеющих место на рынке труда; проведения более целенаправленной политики использования таких учреждений, как центры занятости, в вопросах, связанных с трудоустройством.
Специализированными юридическими
высшими учебными заведениями являлись: Александровский лицей (открыт в 1811 как царскосельский лицей, с 1843 Александровский лицей в Петербурге, с 1848 давал высшее юридическое образование), Императорское училище правоведения (1835, Петербург), Лицей князя Безбородко (г. Нежин (1832), получил юридический профиль в 1840, преобразован в историко-филологический институт в 1875), Лицей Цесаревича Николая (Катковский) (1869, Москва). Демидовский юридический лицей вел истоки от открытого в 1805 г. в Ярославле Высших наук училища. В качестве юридического вуза Демидовский юридический лицей давал высшее юридическое образование с 1870 г. Кроме того, в 1867 г. в Петербурге образована военно-юридическая академия (с 1908 – Александровская военно-юридическая академия). В ней изначально преподавалось финансовое право, а в числе ее профессоров был В. Г. Яроцкий (1855–1917) (о нем см. далее). Это было военно-учебное заведение со всеми его атрибутами. Из остальных юридических вузов наиболее закрытым было Училище правоведения. Оно было организовано по типу закрытого пансиона и подчинялось напрямую Министерству юстиции.
8. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной) школы обычно дают право прямого зачисления в
высшие учебные заведения за некоторыми исключениями: например, во Франции прием в медицинские и военные вузы проходит на основе вступительных экзаменов.
Другим
высшим учебным заведением , осуществлявшим подготовку будущих учителей, являлся Вольный университет им. А. Л. Шанявского, открытый в 1908 г. Университет назывался «вольным», так как поступающим не надо было предоставлять дипломы, справки о благонадежности и сдавать экзамены. Обучение в нем строилось по принципу свободного самоопределения учащихся, которым предоставлялась возможность составлять индивидуальные учебные планы. Упор делался на самостоятельную подготовку студентов, формирование у них умений научно-исследовательской деятельности.
Настоящий учебник подготовлен с целью создания основы учебно-методической базы правовой подготовки студентов
высших учебных заведений , обучающихся по транспортным специальностям. Необходимость получения последними правовых знаний обусловлена не только тем, что ни один выпускник вуза не сможет в условиях формирования современного демократического государства реализовать себя как профессионал без надлежащих правовых знаний. Студентам учебных заведений транспортного профиля по их окончании так или иначе придется столкнуться с проблемами, решение которых лежит в сфере правового регулирования отношений, связанных с морской и речной перевозкой грузов и пассажиров, таможенных и иных подобных отношений. Это говорит о том, что место и значение учебной дисциплины «Правоведение», которая читается на всех факультетах транспортных вузов, трудно переоценить.
Международное частное право – учебная дисциплина, введенная в
высших учебных заведениях для подготовки высококвалифицированных юридических кадров. Ранее курс международного частного права преподавался в специализированных вузах, которые готовили специалистов для работы в министерстве иностранных дел и внешнеэкономических ведомствах. В настоящее время ситуация изменилась. Экономические реформы, проводимые в нашей стране, охватили внешнеэкономические связи и обусловили необходимость сотрудничества российских граждан и организаций с гражданами и организациями других государств.
Порядок проведения и программа итогового государственного экзамена по направлению подготовки бакалавров 080100 «Экономика» профильной направленности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» определяются вузом и кафедрой на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанной УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики, Положением об итоговой аттестации выпускников
высших учебных заведений , утвержденным Министерством образования и науки РФ, а также государственным образовательным стандартом ВПО.
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений , обучающихся по экономическим специальностям и направлениям
Учебное пособие предназначено для студентов
высших учебных заведений , обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Оно может быть полезно также аспирантам, преподавателям, бухгалтерам и директорам организаций, научным работникам и лицам, получающим второе высшее образование.
За последние 25 лет система образования в России претерпела существенные качественные и количественные изменения, которые носили как содержательный, так и институциональный характер. При этом система образования развивалась и экстенсивно, и интенсивно. Вырос охват детей дошкольным образованием, значительное развитие получило дополнительное образование детей, перестал существовать уровень начального профессионального образования, среднее профессиональное образование интегрировало в себя подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, в вузы в настоящее время поступает более 80 % выпускников 11 класса школ (по сравнению с 25 % в 1990 г.). Единый государственный экзамен, полномасштабно введенный в 2009 г., стал важным регулятором потоков абитуриентов в
высшие учебные заведения , позволив существенно повысить образовательную миграцию молодежи (в 2016 г. в вузы только Москвы и Санкт-Петербурга стремились поступить более 7,5 % выпускников школ из других субъектов Российской Федерации в то время, как до введения ЕГЭ этот поток составлял не более 1,5 %, поток абитуриентов в вузы других регионов вырос с 3,5 % до 16,5 %[5]).
Фундамент для выделения нескольких элитных университетов был заложен тогда же: из 715
высших учебных заведений 98 были названы «ведущими колледжами» (zhongdian). Эти меры предлагались еще ранее, в 1950 г., и теперь Дэн Сяопин вернулся к ним, рассчитывая тем самым повысить качество высшего образования [Bastid 1984: 193]. Правительство запустило программу сокращения количества общеобразовательных школ и стремительного наращивания программ профессиональной подготовки. Это было сделано сознательно, чтобы сгладить напряжение, побуждающее расширять доступ в вузы, и успеть подготовить квалифицированную рабочую силу к моменту промышленного подъема [Bastid 1984; Rosen 1985]. И даже несмотря на то что начальное образование становилось почти всеобщим, сохранялась система элитных ведущих начальных и средних школ, которые готовили академическую студенческую элиту (многие после окончания этих школ шли в вузы). Выигрывали от этой системы дети профессиональной и политической элиты, ибо такие школы находились лишь в городах [Bastid 1984: 194].
УМО вузов России по образованию в области социальной работы в качестве учебника для студентов
высших учебных заведений , обучающихся по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» (бакалавр)
Допущено Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области дизайна, монументального и декоративного искусств в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений , обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство»
Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений , обучающихся по направлению 050300 Филологическое образование
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов
высших учебных заведений
Специфика обучения и воспитания будущих офицеров, особенно в военных гимназиях и прогимназиях, потребовала создания специальных учебных заведений, способных выпускать подготовленных преподавателей, знающих как основы педагогики, так и особенности военной службы. 25 февраля 1865 г. приказом Главного начальника военно-учебных заведений № 8 было объявлено о Высочайшем утверждении Положения о приготовлении учителей для военных гимназий и об учреждении при Второй Санкт-Петербургской военной гимназии в виде опыта на 3 года Педагогических курсов [11, с. 11]. На них принимались молодые люди, как военные, так и гражданские, окончившие
высшие учебные заведения , которые готовились к преподаванию в младших классах военных гимназий по двум предметам, в числе которых русский язык был обязательным.
Непосредственно в Федеральном законе закреплены нормы о порядке управления в
высшем учебном заведении и замещении должности ректора и президента, специальные права и обязанности профессорско-преподавательского состава вуза (ст. 12, 20). Особенности в установлении оплаты труда содержат нормы ст. 30 «Оплата труда работников высших учебных заведений», где отражены принципы и условия формирования заработной платы педагогических кадров.
УМО вузов России по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений , обучающихся по направлению подготовки 040400.62 – «Социальная работа» (бакалавр)
Сегодня все чаще раздаются голоса о необходимости реформирования науки и научного образования, поскольку
высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации должны играть роль главного мотора социального развития (Горохов В.Г. Как возможны наука и научное образование в эпоху «академического капитализма»? Вопросы философии. 2011).
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов
высших учебных заведений , обучающихся по экономическим специальностям
В апреле 1985 г. З.З. Зинатуллин избирается на должность заведующего кафедрой Удмуртского государственного университета. В январе 1987 г. ему присваивается ученое звание профессора. Профессор Зинур Зинатуллович Зинатуллин успешно сочетает преподавательскую, научную и организаторскую деятельность. Он является автором свыше 300 научных публикаций: в их числе 10 монографий, 18 учебных пособий (работы «Уголовно-процессуальное доказывание» (2003) и «Юридическая этика» (2010) рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебных пособий для студентов
высших учебных заведений по специальности 021100 «Юриспруденция»). Он соавтор учебников по уголовному процессу, изданных коллективами ученых Ленинградского (1989), Казанского (2004), Оренбургского (2008) государственных университетов, курсов лекций по уголовному процессу (2000–2001), (2007–2010), «Профессиональная этика юриста» (2012), а также спецкурсам «Обвинение и защита по уголовным делам» (1989, 1997), «Уголовно-процессуальные функции» (1994, 2002) «Нравственные основы уголовно-процессуальной деятельности» (2007) и «Алгоритм применения уголовно-процессуальных норм» (2012).
«Концепция включения лиц с ограниченными возможностями здоровья разных категорий в образовательное пространство образовательных учреждений общего типа – дошкольных учреждений, школ, средних специальных и
высших учебных заведений – декларировала следующие положения.
С 1860 года по инициативе наместника Кавказа князя А.И. Барятинского был упразднён Кавказский учебный округ и функции управления учебными заведениями были переданы губернаторам и начальникам областей. Однако правительство, в виду малой эффективности, вынуждено было отказаться от децентрализации и с 1864 года ввело должность Главного инспектора учебных заведений на Кавказе, который с восстановлением Кавказского учебного округа в 1868 году станет его попечителем16. Особенностью управления учебной частью на Кавказе заключалось в том, что в отношении некоторых вопросов власть попечителя ограничивалась властью главноначальствующего на Кавказе. Попечитель обязан был представлять на разрешение главноначальствующего дела: о выборе и зачислении воспитанников на казенные (бесплатные) вакансии в пансионах; о принятии в учебные заведения лиц, перешедших установленный возраст; об оставлении на 2-й и 3-й год обучения в тех же классах; об определении уроженцев кавказского края на казенный счет в
высшие учебные заведения . Главноначальствующий на Кавказе сам устанавливал число и размер стипендий и распределял их по всем учебным заведениям края17.
Таким образом, структурно-функциональная модель системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования, включающая общеобразовательные учреждения с профильной подготовкой, учебные заведения начального и среднего профессионального образования,
высшее учебное заведение автомобильного профиля с комплексом возможностей профессионального, последипломного и дополнительного образования, а также учреждения, предприятия и организации автомобильного профиля, является важнейшим элементом организационно-педагогического обеспечения образовательного процесса, создает все возможности для полного представления о поуровневой иерархии внутри системы и ее реализации, кардинально меняет структуру подготовки кадров для автомобильной отрасли.
Россия впервые приняла участие в этом проекте в 2011 г., когда в опросе были задействованы 2882 студента из 23
высших учебных заведений России. В 2013/2014 гг. российская команда GUESSS участвовала в этом проекте во второй раз. Сбор данных проходил в период с октября 2013 по февраль 2014 г., и исследованием было охвачено 32 российских университета. В опросе 2016 г., проходившем с мая по июль, приняли участие 33 вуза России. Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) выступает национальным партнером проекта. Исследовательская команда ВШМ СПбГУ отвечает за поиск и привлечение российских университетов, перевод анкеты и распространение ссылки на онлайн-анкету среди национальных участников проекта.
Выборочная проверка, проведенная в 2003 году администрацией Санкт-Петербурга совместно с Управлением ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, показала, что из более чем полусотни городских
высших учебных заведений только шесть смогли представить информацию об отражении вышеуказанных тем в учебных планах. Совершенно очевидно, что такое положение дел нельзя объяснить только тем, что вопросы информационной безопасности и защиты информации являются сравнительно новым разделом вузовского курса информатики. Материалы, касающиеся указанных проблем, распределены среди большого числа научных публикаций, в том числе монографий, статей, тезисов докладов, материалов конференций и пр. На практике ощущается недостаток учебных пособий и учебников, ориентированных как на студентов гуманитарных направлений и специальностей, так и на преподавателей, ведущих общий курс информатики.
Значительная часть усилий по набору студентов предпринимается
высшими учебными заведениями самостоятельно. Широкую практику получило создание образовательных консорциумов, призванных объединить усилия нескольких вузов по набору студентов.