Связанные понятия
Скатерть (диал. столешник; др.-слав. *дъскатьрть предположительно из двух частей: дъска (стол) и «търть» (вытертое, чистое), т.е. буквально «чистый стол») — специальное изделие (обычно текстильное или вязаное), которым накрывается стол. Скатерть выполняет несколько функций...
Салфе́тка (фр. serviette) — кусок ткани или нетканого материала прямоугольной (реже другой) формы, применяющейся в быту и хозяйстве для удаления различных веществ с поверхностей. Их основной функцией является поглощение грязи и влаги с целью обеспечить чистоту обрабатываемой поверхности.
Постельное бельё — изделия из ткани, используемые для обустройства постели. Понятие «постельное бельё» подразумевает единый комплект тканых изделий — обычно это пододеяльник, простыня, наволочка. Один стандартный комплект, как правило, включает один пододеяльник, одну простыню и две наволочки. Всё бельё подразделяется на несколько категорий, в зависимости от величины матраца, подушек и одеяла, и бывает односпальным, полуторным и двуспальным.
Са́ржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus «шёлковый») — тип плетения ткани, иногда просторечное название вида ткани. Ткань с саржевым плетением может вырабатываться из пряжи любого состава, фактически для любых целей.
Ва́та (от нем. Watte) — пушистая масса волокон, слабо переплетённых между собой в различных направлениях.
Упоминания в литературе
Шестинедельный период фигурировал и в обрядах-оберегах, связанных с ребенком. Шесть недель зыбку занавешивали, чтобы никто из чужих не видел ребенка. Все это время его заворачивали в станушку женской сорочки или в старую отцовскую рубаху. При этом свивальником служила плетеная лента, которой привязывали к прялке шерсть или лен. Сегозерские карелы подчеркивали, что все эти шесть недель (или вплоть до крестин) ребенка с матерью каждый день водили в баню[217]. Через шесть недель после родов мать ребенка мыла руки повитухе с мылом и солью и вытирала их белым
полотенцем . Вообще n’ababuabo пользовалась особым почетом. В качестве подарка ей обязательно давали рукавицы kindahat (предмет сакральный, используемый во многих обрядах), сорочку или платье (кто побогаче). Считалось, что если о повитухе забудут, и она станет чужим человеком, то даже «самые нижние венцы содрогнутся в избе» – «kaikki multihirret liikahtau talossa»[218].
Заказы могут поступать от самых разных людей: самодеятельных артистов, домохозяек, невест, ценителей рукоделия. Туристы покупают узоры в качестве сувениров. Вышивка
полотенец крестом всегда была актуальной. Раньше, когда молодого человека провожали в армию, было принято дарить вышитое полотенце. Теперь эта традиция опять возвращается. На свадьбу вам могут заказать вышить скатерть, ведь ручная работа смотрится намного интереснее, чем машинная, заводская.
Накрасившись, Елизавета одевалась. Процедура одевания была сложной и занимала несколько часов; фрейлины Елизаветы старательно шнуровали и застегивали на ней одежду; каждый день требовались сотни булавок.[103] Королева носила тонкие полотняные сорочки, а также плоеные воротники и манжеты. Воротники и манжеты защищали от пятен пота платья, которые нельзя было стирать. Считалось, что полотняное белье способствует очищению тела, так как впитывает излишки влаги и грязи. Как ни удивительно это может показаться, нет никаких доказательств того, что королева носила панталоны.[104] Во время менструаций она пользовалась льняными тряпками, которые применялись вместо прокладок, а затем стирались; в домашних конторских книгах Елизаветы указаны длинные и короткие «
полотенца тонкого голландского полотна», которые закупались дюжинами наряду с другими простыми материями. Скорее всего, имелись в виду гигиенические полотенца. У королевы Елизаветы также было три «нижние рубахи из черного шелка, сделанного вручную и украшенного пряжками, крючками и петлями, обметанными шелком», которые могли заменять необходимые в «критические дни» панталоны, в которые можно было подкладывать «полотенца».[105]
В традициях кочевых народов белому цвету приписывались покой и просветление, то есть состояния, присущие смерти. Белый являлся основным цветом погребального облачения у многих, но отнюдь не у всех степных народов. Умершую женщину одевали в длинную рубашку гольмек и закрывали ноги тканью туман, мужчину облачали в короткую рубаху. Затем тело заворачивали в три слоя белого савана. Весь погребальный комплект именовался «кефын». Одежду умершего надлежало изготавливать одному человеку, причем без использования ножниц и ножа. Ткань просто разрывалась руками и сшивалась толстыми нитками. Перед выходом сопровождающие тоже надевали траурную рубаху гольмек, а тело покойника покрывали платками, шарфами,
полотенцами , поясами, которые раздавались прохожим, встречавшимся по пути на кладбище. Бедняки могли продать эти дары на пятничном базаре.
Тщательно отглаженную одежду надевали сразу же или откладывали на потом. Удивительный факт – в XIX веке англичане практически не пользовались вешалками! Господа попроще развешивали одежду на крючках и складывали в коробки и сундуки, тогда как в зажиточных домах наряды хранились в шкафах с полками и выдвижными ящиками. Нижнее и постельное белье, скатерти и
полотенца лежали в большом бельевом шкафу. Чтобы не запутаться, где чье, и чтобы сестры не передрались из-за сорочки, нижнее белье помечали инициалами владельцев. Хранение одежды вызывало не меньше опасений, чем стирка. Об этом свидетельствует разговор Маргарет Хейл, героини романа «Север и Юг», с ее беспокойной маменькой. Миссис Хейл скептически относится к идее дочери надеть белое шелковое платье:
Связанные понятия (продолжение)
Кисея ́ (тур. käsi — «раскроенная материя», каз. kasa — «вид ткани») — чрезвычайно легкая, прозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения (ср. Газовые ткани), у которой нити основы попарно обвивают нити утка, взаимно перекрещиваясь между собой, тогда как уточные лежат отдельно и совершенно прямо. Назначается главным образом для дамского туалета, а также идет на драпировки, занавесы и т. п.
Шифо́н (фр. chiffon — «тряпка, лоскуток») — лёгкая, тонкая и прозрачная хлопчатобумажная или шёлковая ткань.
Жаккардовая ткань — крупноузорчатая ткань, сложного или простого переплетения, раппорт которого по основе содержит более 24 разнопереплетающихся нитей.
Плюш (фр. peluche) — ткань с длинным (до 8 мм) ворсом на лицевой стороне, разновидность бархата. Ворс бывает шелковый, шерстяной, хлопчатобумажный, или из синтетических волокон, таких как полиэстер. Само же полотно всегда сделано из хлопчатобумажной ткани. Используется для декоративных целей, шитья женской одежды, маскарадных и театральных костюмов, обивки мебели, изредка — обтяжки салонов автомобилей. Из плюша делается плюшевый мишка и другие детские игрушки. Также, плюш является одним из основных...
Сати́н (фр. satin, от араб. зайтуни, от Зайтун — старинного араб. названия китайской гавани Цюаньчжоу, откуда вывозилась эта ткань) — ткань сатинового переплетения нитей из шёлка или хлопчатобумажного волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити; довольно плотен и блестит; выпускается в основном гладкокрашеный, набивной и отбелённый. Применяется для изготовления платьев, мужских рубашек, как подкладочная ткань и т. д. Благодаря своим качествам сатин...
Бязь (тюрк. beyaz — белый, отбелённый, или араб. ) — хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения, бумажный холст, бурметь. Бязь выпускается суровой (неотделанной) и белёной, набивной и гладкокрашеной. Белёная бязь обычно называется полотном. Есть мнение, что сатин или бязь обязательно изготавливаются из натурального хлопка. Однако это не так. В их состав могут входить как натуральные волокна, так и искусственные.
Носки ́ — вид нательного белья, короткий чулок, не доходящий до колена. Слово «носок» во многих германский языках (например, в английском, датском) происходит от названия специальной обуви «сокк» (лат. soccus) для актёров комедии в Древнем Риме.
Гла́женье (гла́жка) — процесс, при котором ткань приобретает гладкую поверхность путём её прессования разогретой плоскостью (например, подошвой утюга или валом гладильного катка). Глажка, как правило, производится после стирки.
Бати́ст (из фр. batiste) — тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из кручёной пряжи высоких номеров (наиболее тонкой). Батист выпускается отбелённым, мерсеризованным, гладкокрашеным и набивным. Употребляется для женского белья, летних платьев, блузок, а также как полуфабрикат для изготовления кальки.
Нижняя одежда (нижнее бельё, исподнее) — одежда, надеваемая непосредственно на тело человека и предназначенная для создания благоприятных гигиенических условий.
Драп (фр. drap «сукно») — тяжёлая, плотная шерстяная ткань сложного переплетения из пряжи аппаратного (суконного) прядения.
Ма́рля (фр. marli — кисея) — очень редкая, прозрачная и вместе с тем лёгкая по весу текстильная хлопчатобумажная ткань. Прозрачность и лёгкость этой ткани достигается тем, что как основные, так и уточные нити не прилегают в марле одна к другой вплотную, как в обычных тканях, а отделяются более или менее заметными промежутками. По способу выработки марлю можно подразделить на марлю тонкую и марлю обыкновенную (подкладочную).
Флане́ль — хлопчатобумажная, шерстяная или полушерстяная ткань полотняного или саржевого переплетения, с пушистым двусторонним или односторонним равномерным редким начёсом-ворсом. Теплосберегающий, мягкий, приятный на ощупь материал. Поверхностная плотность 170—257 г/м². Фланель выпускается набивной, гладкокрашеной и отбелёной.
Махровая ткань (или «ткань фроте́» от франц. frotté — «тертый» , просторечное название — «махра») — это натуральная ткань, поверхность которой состоит из ворса (петель основных нитей). Ворс может быть как одинарным (односторонним), так и двойным (двусторонним). Кроме односторонней и двухсторонней, различают также ткань с рельефным рисунком в структуре махры и ткань со стриженным ворсом (стриженная махра).
Плато́к — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её.
Хала́т (араб. خِلْعة и перс. خلعت) — домашняя или рабочая (у многих народов Азии — верхняя) длиннополая одежда, запахивающаяся или застёгивающаяся сверху донизу, обычно из хлопчатобумажной ткани.
Ткань — текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.
Чулки ́ — вид одежды для нижней части ног. Обычно сделаны из текстиля. В прошлом использовались как женщинами, так и мужчинами. В современной моде — предмет преимущественно женской одежды, хотя на рынке присутствуют и мужские модели.
Колго́тки (от чеш. kalhoty, что в чешском означает «брюки») — вид нижнего белья, представляющий собой пару чулок, соединённую с трусами. Изготавливается из различных эластичных материалов: шёлка, нейлона, спандекса (лайкры, эластана) и их сочетаний. Выпускаются различных цветов и плотности. Наиболее популярны колготки телесного цвета (для повседневного использования) и чёрные (часто как элемент дресс-кода). Также выпускаются трикотажные колготки, специальные поддерживающие (например, для беременных...
Кожа — прочный и гибкий долговечный материал, получаемый путём выделки шкур в условиях традиционного хозяйства или промышленного предприятия. Отдельную категорию представляет меховое производство.
Што́ры — общее наименование бытовых функционально-декоративных оконных занавесей из тканевых материалов.
Одеяло — постельная принадлежность для покрывания тела. Традиционно изготавливается из шерсти, но в последнее время также и из синтетических волокон.
Нитка — общее название тонко-скрученного материала, имеющего малый диаметр. Выпускаются нитки на паковках: катушках, жёстких бумажных гильзах, в мотках, бобинах и куфтах.
Подробнее: Нитки
Перчатки — вид одежды для кистей рук, в отличие от рукавиц — с отделениями для каждого пальца.
Мусли́н (фр. mousseline — «кисея», от фр. Mossoul — Мосул, древнейший центр текстильного производства на Ближнем Востоке) — очень тонкая ткань полотняного переплетения преимущественно из хлопка, а также шерсти, шёлка или льна. Муслин появился в Европе в конце XVIII века и преимущественно использовался для пошива дамских платьев с небольшими перерывами вплоть до 1910-х годов. В отличие от Европы, в России «кисея» и «муслин» — разные понятия.
Оде́жда — изделие или совокупность изделий, надеваемых человеком и несущих утилитарные и эстетические функции.Одежда может быть изготовлена из ткани, вязаного полотна, кожи, меха и других материалов. Предохраняет тело человека от негативного влияния окружающей среды и выполняет эстетические функции — создаёт образ человека, демонстрирует его социальный cтатус. Одежда может дополняться украшениями и аксессуарами.
Блузка (от фр. Blouson — куртка) — женская лёгкая одежда из тонкой ткани в виде короткой приталенной рубашки. Блузка содержит рукава, воротник и манжеты. Часто застёгивается на пуговицы, но бывают и туникообразные блузки. Нередки украшения в виде жабо, оборок, рюша, а также аппликации из бисера. Белая блузка — неотъемлемый элемент строгого делового стиля. Обычно блузки носят вместе с юбками.
Замша — мягкая бархатистая кожа, выработанная методом жирового и формальдегидно-жирового дубления из шкур любых не очень крупных животных. Обычно лишена лицевого слоя.
Тюль (фр. tulle, от названия французского города Тюль, Tulle) — лёгкая прозрачная сетчатая гладкая или узорчатая ткань (хлопчатобумажная, полушёлковая и др.).
Стёганое полотно , стёганая ткань — прошитые насквозь два куска ткани, между которыми находится слой ватина, ваты или другого нетканного материала. Глобализация «прививает» англицизм кви́лтинг (англ. quilting «изготовление стёганых изделий, подбивка»): это популярное ремесло и искусство с богатой историей в разных частях мира.
Кальсо́ны (фр. caleçon «кальсоны» от итал. саlzoni «штаны») — мужское нательное бельё, представляющее собой длинные (или укороченные, с манжетом под коленом) исподние штаны. Носятся под брюками для создания благоприятных условий, сохранения тепла, защиты тела от ветра и холода, предохранения верхней одежды от выделений организма. Традиционно мужской вид одежды, но в современности существуют и женские модели.
Кру́жево — текстильное изделие с орнаментальным оформлением (ажурным узором), образующимся за счёт переплетения; имеет декоративное значение. Кружево используется в оформлении одежды (воротники, манжеты, женское нижнее бельё); изделие может быть целиком изготовлено из кружева — платье, блуза, шаль, пелерина, шарфик, перчатки, накидка. Кружева широко применяются в оформлении интерьера: в виде декоративных панно, скатертей, занавесок (тюлей), постельного белья (подушки, покрывала), салфеток и подстаканников...
Велю́р (фр. velours «бархат», от лат. villosus «волосатый, мохнатый») — название некоторых материалов, имеющих мягкую ворсовую бархатистую лицевую поверхность.
Во́йлок (от тюрк. ojlyk «покрывало») — плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти, который обладает уникально низкой теплопроводностью и достаточно хорошо пропускает воздух. Изготавливается обычно в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Сорта войлока, изготавливаемые из тонкого пуха кроликов или коз, известны под названием фетр (от фр. feutre).
Сафья́н (от перс. seχt «крепкий, жёсткий») — тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет. Сафьян шёл на производство переплётов и сапог.
Кофта — предмет шерстяной вязаной одежды для верхней части тела с застежкой снизу доверху спереди.
Рубашка (также верхняя сорочка или классическая сорочка) — вид мужской одежды, относится к верхнему нательному белью. Исторически рубашка относится именно к мужскому белью, однако с 1960-х годов может носиться самостоятельно, не покрываясь иной одеждой.
Валя́ние ше́рсти, англиц. фе́лтинг (от англ. felt «войлок, фильц, набивание») — особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).
Си́тец (от нидерл. sits; первоисточник санскр. ситрас — пёстрый) — лёгкая хлопчатобумажная гладкоокрашенная или набивная ткань полотняного переплетения, получаемая при специальной выделке сурового миткаля с помощью красильно-отделочных операций. Обыкновенно плотность ситца составляет от 80 до 100 г/м². Ситец используется для пошива лёгкой верхней одежды, мужских сорочек, постельного белья.
Мулине ́ (фр. mouliné) — пряжа, полученная заводским способом или ручной выделкой, произведенная специально для вышивания или других видов рукоделия.
Тесьма ́ (тадж. Тасма: ремень) — узкая тканая или плетёная полоска или шнур, обычно имеющая только одну систему косо переплетёных нитей. Используется для отделки и ремонта одежды, нередко вшивается в готовые изделия для укрепления швов, кроме этого имеет самое разнообразное применение в домашнем обиходе.
Вяза́ние — процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды или предметов интерьера) из одной или нескольких нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов,вручную (вязальные крючок, спицы, игла, вилка; или просто на пальцах) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения.
Габарди́н (фр. gabardine) — шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной — для утка. Благодаря применению особого вида переплетения — сложной саржи, на лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60—70°. Из габардина шьют весенне-летние мужские и женские пальто, а также костюмы и некоторые виды офицерского обмундирования.
Су́мка — изделие, мягкая ёмкость (матерчатая или кожаная) для переноски предметов в руках или на плече (реже — на поясе).
Шитьё — вид ручного труда. Представляет собой создание на материале (ткани, коже) стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке. До изобретения пряжи и тканных материалов одежда шилась из меха и шкур добытых животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий, вен или кишок животных.
Упоминания в литературе (продолжение)
В избах, а особенно в горницах, прежде всего севернее Москвы, было чисто. Некрашеные полы регулярно скоблились большим ножом-косарем, мылись с крупным речным песком-дресвой, сплошь покрывались домоткаными половиками, стены хотя бы перед Рождеством и Пасхой мылись мочалками, божница в красном углу завешивалась вышитыми
полотенцами с кружевами, а иногда такие полотенца для украшения избы развешивались и по стенам на деревянных спицах. В красном углу могли быть и другие украшения: лубки с изображениями чудотворных икон, святых мест, угодников, церковных иерархов или генералов, либо со сценками народного быта и с текстами, сопровождавшими все эти изображения. Ближе к концу ХIХ в. лубок стал вытесняться вырезками из журналов, цветными рекламными листками, даже обертками от мыла, но иногда и недорогими олеографиями.
Сегодня вышивка не менее популярна, чем раньше. Современные мастерицы украшают вышивкой салфетки, скатерти, панно,
полотенца , сорочки, блузки, подушки, шторы, разнообразные сувениры и т. д. Конечно, швы и колорит вышивки менялись с течением времени. Традиционные орнаменты дополнены новыми элементами и различными композиционными решениями. Но до сих пор многие вышивальщицы в своих работах сохраняют многовековые традиции.
В день осмотра женихова хозяйства обе семьи договаривались о домотканых подарках, которые невеста приносила в дом будущего мужа: постельных принадлежностях, скатертях,
полотенцах , собственном гардеробе, а также об отдельно оговоренных подарках для каждого члена новой семьи. Дело в том, что в день свадьбы невеста обязана была подарить каждому родственнику жениха полотенце, самому жениху – вышитую рубашку и кальсоны, а будущей свекрови – три рубашки, отрез материи на сарафан и платок на голову.
Отбеленная простыня или большое
полотенце из чистого льна или хлопка на банном языке называется опахало. Укутаться в такое опахало после первого захода в парную и посидеть на деревянной лавке в предбаннике – обязательная часть банного ритуала. С собой еще необходимо иметь кусок плотной хлопчатобумажной или льняной ткани для «посадки» жара, да и подстелить ее под себя на горячей лавке можно. Простыня, по большому счету, в общественных банях не только предохраняет от контакта с горячей поверхностью, но и ограничивает контакт с возможными инфекциями.
Чайные домики гейш ежедневно убирались, матрац проветривался на улице, в комнатах вытирали пыль. Это была мудрая традиция. Частички и газы в воздухе могут раздражать легкие, а, кроме того, иметь неприятный запах. Вспомните о пыли, плесени и бытовой химии, включая освежители воздуха для туалетов с тяжелыми густыми запахами. Избавьтесь от всего этого. Пользуйтесь натуральными предметами для уборки, такими как льняные варежки для полировки, шелковые салфетки для пыли, китайские саржевые салфетки,
полотенца из мешковины, салфетки для пыли из индюшиных перьев, щетки из конского волоса и веники. Эти меры уменьшат загрязнение вашего дома.
Горизонтальную ось в доме повторяет соотношение переднего угла и дверей. Их противопоставление указывается в одной из примет: после перехода в новое жилище «…под матницу[11] отпустили курицу и петуха. Если они к порогу пойдут – плохая жизнь будет, к енугöлу – хорошая» (ПМ: Юсьв., Якушево, 135). Само название переднего угла – енугöл – ‘божий угол’, ‘угол, где стоят иконы’ – говорит о его сакральном статусе. Енугöл обычно располагается в солнечной стороне – на юге, юго-востоке или юго-западе. На полке в переднем углу стоят иконы, там же хранятся священные талисманы и обереги [Смирнов, 1891: 279], дорогие и сакральные вещи (молитвенники, свечи, деньги и т. п.). Многие ритуальные продукты и предметы, которые оставляют у икон (например четверговые хлеб и соль, веточки вербы), наделяются положительно маркированными магическими функциями. К переднему углу выливают воду, используемую в обрядах. В локальных представлениях коми-пермяков именно в енугöле находится душа в течение сорока дней после смерти. Рядом с ним оставляют душе пищу и питье, вешают на стене
полотенце или одежду. «Душа, говорят, остаётся, где иконы, да тут де сидит» (ПМ: Юсьв., Тимино, 78). В локализации души умершего прослеживается параллель енугöла с небом.
Японцы познакомились с искусством чайной церемонии в Китае только в VI–VII вв., когда она там уже окончательно сложилась. По сравнению с китайской церемонией японская выглядит больше как спектакль, красивый и отшлифованный до мелочей. Смысл этого спектакля вовсе не в диалоге с чаем (как у китайцев). Японцы поглощены мыслью о том, что чай гораздо выше и благороднее человека. Японцы придали обряду чаепития священное значение. Постепенно по мере открытия японцами других стран они привносили изменения в эту церемонию, порой никак не связанных с чаем, например то, как перед засыпанием в пиалу чая ее протирают белым
полотенцем таким же движением, как католический священник протирает чашу даров. А выпивание чая, собственно, результат двухчасового ритуального действия, в котором все предопределено. Сначала надо вкусить еду, затем пройти по определенной дорожке прекрасного сада, остановившись у ручья, для того чтобы полюбоваться прекрасными камнями и струями стекающей воды. В чайной комнате следует сесть у открытого очага. Затем по сценарию нужно отведать национальных сладостей и некоторое время наблюдать за великолепным зрелищем заваривания чая. Мастер чайной церемонии сосредоточенно, сидя на коленях перед очагом, специальными движениями, соблюдая углы наклона чайных приборов, заваривает каждому гостю в отдельной чашке отдельный чай.
Естественно, что девушки часто искали ответ на вопрос, выйдут ли они в этом году замуж. Поэтому с браком связано невероятно огромное количество методов гадания. Среди таковых – слушание на подворотне. Гадающая во время крещенской обедни открывала задние и передние ворота, садилась на подворотню передних ворот, накрывшись при этом скатертью, и ждала. Если в это время через двор проезжали сани с колокольчиками и бубенцами – быть ей женой, а коль не услышит ничего, то и замужества в этом году не видать. Популярны были гадания с подслушиванием и подглядыванием: девушка подходила к чужому дому и стучала в окошко ложкой. Если мужчина откликнулся, то гадающей невестой быть предначертано, а если женский голос отзовется, то в девках оставаться. Если ворожила не одна девушка (что было часто), то по жребию гадали так: в доме ставили несколько горшков и под один из них клали женский головной убор (повойник). Чей головной убор выберут, той и повезет в году грядущем. Или же перед одной девицей ставили два горшка, под один клали платок, под другой повойник. Повезет ей, коль второе выберет, а если первое – браку не быть. Также любили ворожить по бытовому предмету, наблюдая за изменением его состояния: на ночь за окно или на час в сени вывешивали
полотенце и приговаривали: «Суженый-ряженый, приди утереться». Коли мокрым станет полотенце, сулили свадьбу скорую. Гадали по количеству – считали, сколько соломинок во взятой горсти соломы, или же считали зерна до и после того, как кинут курице. Если количество было четным, то скорый и счастливый брак был гарантирован.
БАНЯ ПО-ЯПОНСКИ. Японская баня – такое же древнее явление, как и старейшая религия – буддизм. Буддизм имеет прямое отношение к японской бане. Дело в том, что буддисты не пользовались мылом. Как известно, мыло готовят из жира животных, а, по мнению приверженцев данной религии, ничто живое не должно быть убито для удовлетворения человеческих нужд. Поэтому, для того чтобы хорошенько отмыться, нужно было пользоваться только очень горячей водой. К тому же японцы очень любят тепло, а баня для них – самый лучший способ погреться. Устройство японской бани, по сравнению с римскими и восточными, крайне простое. Это большая деревянная бочка, заполненная горячей водой. В бочке установлено сиденье, чтобы можно было в удобном положении погреться и отпариться. Под бочкой находится печка, которая позволяет поддерживать температуру воды на должном уровне. Естественно, погружаться нужно не по самый подбородок. Голова и область сердца всегда должны находиться над поверхностью воды. Во избежание перегрева на голову, как правило, надевали шапочку, смоченную в холодной воде. Процедура отмокания в бочке короткая – всего 5 минут, после чего из нее вылезают, растираются
полотенцем докрасна. Затем нужно укутаться в халат и прилечь на кушетку или усесться в шезлонг. Процесс потоотделения, начавшийся в бочке, продолжается и в момент отдыха. И не забудьте о том, что после бани обязательно следует прогулка на свежем воздухе.
В этот же день обе семьи договаривались о домотканых подарках, которые невеста должна была принести в дом будущего мужа: постельных принадлежностях, скатертях,
полотенцах , собственном гардеробе, а также о подарках для каждого члена новой семьи. В день свадьбы невеста обязана была подарить каждому родственнику жениха полотенце, самому жениху – вышитую рубашку и кальсоны, а будущей свекрови – три рубашки, отрез материи на сарафан и платок на голову.
Вспомните: что прежде всего отличает кухню в деревенской избе? Да и саму избу в целом? Естественность! Деревянные бревна, оструганный стол и скамьи, отполированные многолетним пользованием, на полу половички тканые, печка, которую постоянно подбеляют и подновляют… В красном углу – иконы, под потолком – сушеные травы, на окошках – простые занавески. Посуды сверх необходимого не держат, а из столового белья – вышитые рушники да
полотенца , тоже из натуральных тканей. И никаких ярких кричащих цветов и синтетических материалов! Постарайтесь, чтобы интерьер кухни был выдержан в цветах теплых, мягких, но не слишком ярких. Главное – чтобы не было ни черного, ни огненно-красного, ни ядовито-лилового. Словом, избегайте цветов мрачных и цветов, называемых в народе «вырви-глаз». Но и излишней белизны тоже не надо, чтобы кухня не напоминала стерильное больничное помещение.
Традиции. Мученица Фотина (Светлана), память которой отмечается в этот день, – самарянка, с которой Иисус Христос беседовал у колодца близ города Сихаря. Имя Фотина получила при крещении. Она обратила многих ко Христу, за что и окончила свои дни трагически – ее бросили в колодец. Поэтому верили, что в колодезной воде осталась душа святой покровительницы, а вода, взятая из колодца в этот день, лечит лихорадки. В некоторых областях ей даже служили специальные молебны или использовали такой способ лечения болезни. Писали на бумаге тропарь мученице Фотинии и, завязав эту записку в ветошку, давали больному носить ее на шее три или девять дней, а потом заставляли его или проглотить записочку, или сжечь ее вместе с ветошкой на страстной свече и съесть оставшийся от нее пепел. Еще в этот день поклонялись льну. Утром выносили из изб на улицу красивые вещи изо льна и развешивали их на заборах, поленницах дров, калитках, на крыльце. Рушниками украшали ветви березы. С очень длинными (от двух до шести метров) свадебными льняными
полотенцами девушки водили хороводы.
Солнце закрыло облака, и
полотенце опять стало очень хрупким, и прожившим много лет. Я вздохнула и бережно положила его в шкаф, решив про себя, что обязательно буду хранить это полотенце, так же, как и мама, и рассказывать своим детям эту историю, чтобы они тоже передавали ее своим. Тонкая нить, соединяющая нас с прошлым, не должна порваться.
Полученные детьми знания уточняются и закрепляются в дидактических играх типа «Узнай и назови» (орудия труда и трудовые действия мамы, помощника воспитателя), «Для чего нужны эти вещи?» (пылесос, веник,
полотенце , тарелки, совок; иголка, нитки, ткань, ножницы; кастрюля, ложка, чашка, плита и т. д.).
Сушка белья тоже имеет свои тонкости. О том, что сушить белье лучше на свежем воздухе, тебе наверняка известно. Так оно приобретает приятный запах свежести. Но знаешь ли ты, что тонкое кружевное белье не закрепляют прищепками – оно может быть повреждено в месте зажима. Значит, на улице сушить его нельзя – улетит. Да и сушка на свежем воздухе полезна не для всех вещей. Шерстяные и шелковые вещи после прополаскивания заверни в сухую хлопчатобумажную ткань (в любую простыню,
полотенце , только выбери для этой цели что-нибудь попроще, а не мамин любимый постельный комплект), затем тщательно расправь и разложи на гладкой поверхности. Так же сушат вязаные платки и пуховые шали. Не забудь только аккуратно вытянуть и выровнять зубцы и приколоть их булавками.
Среди необходимых предметов можно выделить отдельный тазик или ванночку для купания, которыми не должны пользоваться остальные члены семьи, ковш для обливания, водный термометр. Для ухода за малышом также понадобятся махровая простыня или большое
полотенце , губка, клеенка, стерильная вата.
Все аксессуары –
полотенце , тапочки и шапочку выберите яркого цвета. Такой оригинальный комплект поднимет настроение, а значит, сделает процедуру мытья в бане более эффективной и приятной.
Просто оформленная ванная комната выглядит функциональной, но комфортабельной. Её нейтрально окрашенные стены – составная часть плана. Идеально сочетаясь с отсутствием лишних предметов, кремовая краска на стенах также нейтральна, как и простые деревянные полы, традиционная насадка для душа, практичная удлинённая раковина, простое зеркало, выполненная в деревенском стиле корзина для
полотенец и оцинкованный контейнер для грязного белья. Однако оттенок, который выбран для комнаты, достаточно яркий и насыщенный, чтобы сделать её теплой и просторной. В противном случае она могла бы выглядеть несколько громоздкой и неуютной.
Особым ритуалом нужно сделать мытье рук после работы с пластилином – «с мылом душистым и
полотенцем пушистым»; хорошо выучить маленькие стишки, пословицы и приговаривать их в этот момент.
Сшейте мешочки разных формы и цвета – из шелка и льна, бархата и хлопка, вельвета и меха, махрового и вафельного
полотенец , кожи и шифона. Сделайте швы плотными, чтобы содержимое не высыпалось. Содержимое мешочков также должно быть самым разнообразным: вата, тряпки, поролон, горох, рис, кофе, мука, макароны, греча, фасоль… Ощупывание этих мешочков – весьма полезное развлечение, совершенствующее функции кожных рецепторов и стимулирующее познавательную деятельность в целом.
Не забудьте перед сном очистить лицо от косметики. Это необходимо делать, как бы вы ни устали. Даже если нет специального лосьона или молочка для снятия макияжа, можно очистить лицо мыльной пеной, а потом протереть его влажным
полотенцем . И в завершение всего – ночной крем. Если ночного крема нет, можете опять же использовать несколько капель растительного масла. Кожа будет вам очень признательна.
При слишком интенсивном вытирании структура волос ухудшается. Лучший способ высушить волосы – оставить их в покое, чтобы они сохли сами по себе. Если времени на естественную сушку не хватает, оберните волосы
полотенцем и отожмите перед тем, как расчесать. Используйте для вытирания только чистое мягкое полотенце. С мокрыми волосами обращайтесь очень бережно. В сухом состоянии волокна в составе волоса очень жестки и даже тверже ногтей. Но это состояние сразу же пропадает, как только волосы намокнут. Наружный чешуйчатый слой разбухает в воде и становится очень чувствительным. При неосторожном расчесывании отдельные чешуйки могут отщепляться и отрываться. Это ухудшает стойкость волоса, его блеск и эластичность. Поэтому, расчесывая и распутывая волосы в мокром виде, пользуйтесь лишь редкозубой расческой. При этом следите, чтобы зубья не были острыми или остроугольными. Важно также: распутывая волосы, начинайте от их концов и постепенно перемещайтесь выше, чтобы лишний раз не тянуть и не рвать их. Если волосы не поддаются расчесыванию – это верный знак того, что они уже повреждены.
Умывальник представлял собой продолговатый деревянный стол с раковиной и большим простым или расписанным узорами кувшином. Делались умывальники из березы, потому что на ней вода не оставляла следов. Ближе к рубежу столетий деревянная столешница была заменена на мраморную, сперва почти всегда белую, а позже из красного или другого мрамора теплых оттенков. По обеим сторонам умывальника имелись вешалки для
полотенец , на столешнице располагались мыльница, блюдце для губки, блюдце для зубной щетки и блюдце для щеточки для ногтей, бутылка с водой и стакан. Часто стенку над раковиной отделывали керамической плиткой, чтобы предохранить от брызг. Кроме умывальника, в обстановку спальни входила также корзина для белья.
Волосы Кэтрин Кентон убраны в белый тюрбан из махрового
полотенца . На лице – маска из пюре авокадо и маточного молочка. Туго затягивая пояс купального халата, моя мисс Кэти бросает взгляд на помаду, лежащую на постели. На зажигалку, ключи и кредитные карточки. На пустую вечернюю сумочку. Потом её взгляд обращается и ко мне, застывшей перед камином, где язычки свечей под портретом освещают шеренгу «отбывших», ворох из приглашений повеселиться и – разумеется – свежие цветы.
Стекла зеркальные должно непременно раз в не делю вытирать мягким сухим
полотенцем ; на них, как и на прочую мебель, садится пыль, а зимой копоть от свечей и ламп. Также не худо, хоть раз в месяц обмывать хлебным вином; намочив вином губку, обмыть стекло и вытереть досуха полотенцем. Рамы зеркальные обыкновенно делают из красного или орехового дерева; их натирать составом для чистки мебели (о нем сказано чуть ниже), а потом слегка отполировать.
Следует ежедневно поддерживать тщательную гигиену стоп: вымойте стопы, используя теплую воду и мягкое мыло, затем тщательно просушите стопы мягким
полотенцем , уделяя внимание межпальцевым промежуткам. Не трите кожу. После мытья используйте специальный крем для стоп, чтобы предотвратить образование трещин.
Против покраснения и раздражения кожи рук существуют специальные средства. Наиболее эффективным из них являются контрастные ванночки. Поочередно опускайте руки в горячую и холодную воду. Повторите это 15–20 раз. Теперь промокните кожу
полотенцем или бумажной салфеткой и нанесите питательный крем. Нанося его, делайте массаж рук (о том, как его проводить, мы еще поговорим). При регулярном применении подобной процедуры покраснения исчезнут.
Если квилт достаточно прочен (из новой, предварительно выстиранной хлопковой ткани, простеган на машине и с подбивкой из полиэстера), его можно стирать в стиральной машине. Можно использовать мягкое моющее средство и прохладную воду. После стирки квилт надо разложить на ровной поверхности на
полотенце , чтобы дать просохнуть. Нельзя развешивать стеганые изделия на веревке для белья, потому что ткани, тяжелые от влаги, могут растянуть стежку.
Паровые ванночки – второе призовое место от стервы. Делай ванночки раз или два в неделю, и я тебе обещаю, что подруги обзавидуются состоянию твоей кожи. Процедура простая, но эффект… И нужна-то только емкость с кипятком, а в нее бросить травок, какие есть (например, липовый цвет, ромашка или даже сбор от простуды), капнуть парочку капель ароматического масла – ванночка готова. Очисти лицо от косметики. Накрой голову
полотенцем и наклонись над емкостью, но так, чтобы не было чересчур горячо (для кожи важен пар, а не тепло от воды). Посиди минут пять-десять. Если нет времени готовить травяную смесь, используй только что сваренный компот или кастрюльку с вареной картошкой, эффект от этого не уменьшится. Если же время позволяет, совмести паровую ванночку с чисткой лица. Аккуратно пройдись по распаренной коже скрабом, протри прыщики (если они есть) каким-либо дезинфицирующим средством и умойся. Умываться после ванночки лучше всего холодной минеральной водой (это закроет расширившиеся поры), после чего нанеси питательный крем или маску. Маска и крем после ванночки действуют намного эффективнее, и кожа становится, словно у младенца: гладкая и нежная, поры затягиваются, а морщинки разглаживаются.
• Умастите свое тело маслом. После этого укутайтесь во что-нибудь – лучше всего сначала обернуться банным
полотенцем , а потом надеть халат. Устройтесь поудобнее и выпейте чашечку чая. Благодаря теплу поры откроются и ваша кожа впитает масло. Эта процедура идеально подходит для того, чтобы предохранить кожу от сухости и вернуть ей эластичность.
Церемониал соблюдался королевским двором неукоснительно, в мельчайших подробностях. Например, во время обеда кушанья для короля и королевы были накрыты салфетками, тогда как герцоги получали свои тарелки открытыми. После обеда жена дофина омывала руки в двух чашах, тогда как герцогине подносили только одну чашу, при этом ей помогал стольник, до этого занимавшийся разделкой мяса: он поливал ей на руки воду из кувшина, после чего подавал
полотенце . Когда трапеза заканчивалась, этикет предписывал герцогине встать на колени перед супругой дофина.