Связанные понятия
Ткань — текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.
Шерсть — собранный для переработки волосяной покров животных (овец, коз, верблюдов и др.). Основную массу перерабатываемой в промышленности шерсти составляет овечья.
Во́йлок (от тюрк. ojlyk «покрывало») — плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти, который обладает уникально низкой теплопроводностью и достаточно хорошо пропускает воздух. Изготавливается обычно в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Сорта войлока, изготавливаемые из тонкого пуха кроликов или коз, известны под названием фетр (от фр. feutre).
Замша — мягкая бархатистая кожа, выработанная методом жирового и формальдегидно-жирового дубления из шкур любых не очень крупных животных. Обычно лишена лицевого слоя.
Ва́та (от нем. Watte) — пушистая масса волокон, слабо переплетённых между собой в различных направлениях.
Упоминания в литературе
О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна и мастерстве ткачей позволяют судить образцы ткани, на 1 см2 которых насчитывается до 84 основных и 60 уточных нитей. Тонкий египетский лен по своим свойствам сравним с натуральным шелком: сквозь пять слоев белой льняной ткани, надетой на человека, было отчетливо видно его тело. Орнаментация ткани носила преимущественно геометрический характер (полосы, зигзаги, ромбы) и располагалась по всей поверхности ткани. Кроме того, могли применяться орнаменты в виде стилизованных растительных элементов (цветов, листьев лотоса, папируса, пальмы) или животных (змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями). Помимо льна,
в основном для изготовления одежды обрядового назначения применялись кожа и мех.
натуральные волокна. Эти ткани применяются сегодня при производстве одежды. Много внимания в текстильной индустрии в настоящее время уделяется микроволокнам. Среди современных текстильных технологий следует отметить нано текстиль – так называемые «умные ткани», структура которых определяется изменением их молекулярного строения. Благодаря микротехнологиям в области производства современного текстиля открылись принципиально новые возможности.
Материалы из микроволокон прекрасно защищают от жары и холода, от ветра и дождя, они «дышат», то есть выводят естественную влагу тела от кожи через одежду наружу, благодаря чему человек не потеет и не переохлаждается[19]. К тканям такого типа можно отнести, например, тактел, гортекс и т.д.
Из шкур животных изготовляют одежду. Однако кожа обрабатывается более тщательно, отдельные шкуры сшиваюся сухожилиями зверей или тонкими кожаными ремешками. Технология
обработки кожи довольна сложна. Процесс обработки трудоемкий и включает химические способы, при которых шкуру замачивают в растворе соли, потом в мездру втирается жир и сок коры различных видов деревьев.
Но местом, где поклонение белой коже исчисляется тысячелетиями, безусловно является Восточная Азия, и в первую очередь Япония. Одним из культурных символов этой страны остается мелово-белый макияж гейши. Там же, в Азии (а именно в Древнем Китае), первыми научились создавать искусственную бледность, не причиняя вред коже. Среди самых древних отбеливающих средств в истории человечества – безвредная рисовая пудра, которую получали, смалывая рисовое зерно в мелкую муку, и использовали в декоративных целях и в Китае, и в Японии. Об отбеливающем эффекте белого свинца в Древнем Китае тоже было известно. Но момент, когда
здесь начали пользоваться свинцовыми пигментами в косметических целях, точно определить сложно. Некоторые источники предполагают, что белила применяли еще в период Государства Шан (примерно с 1600 до 1046 г. до н. э.); частично такое мнение опирается на литературное упоминание пудры, изготовленной из запеченного свинца, частично – на вероятность того, что изготовлением свинцовых пигментов в Древнем Китае овладели так же давно, как и самим процессом извлечения металла из руды.
В обработке металлов герзейцы тоже превзошли амратцев. В герзейский период инструментов стало значительно больше, они отличались разнообразием и были эффективнее амратских. Среди наиболее интересных – медные иглы, а значит, можно предположить, что герзейцы шили одежду, а не просто заворачивались в куски
ткани или кожи. Герзейцы использовали не только медь. Впервые в этот период появляется золото. Они не занимались литьем, а ковали листы из золота, которые потом разрезали на полосы необходимой ширины и в качестве украшения покрывали этими тонкими золотыми полосами предметы. Месторождения золота находились в долине Нила между Первым порогом и морем. Серебро встречалось реже, чем золото. Самым редким из металлов было железо, но в захоронении, относившемся к герзейскому периоду, было найдено несколько бусинок метеорного железа; они, очевидно, представляли большую ценность, поскольку были нанизаны на ту же нитку, что золотые бусинки.
Связанные понятия (продолжение)
Кожевенное производство — одна из отраслей легкой промышленности, заключающаяся в механической и физико-химической выделке кожи животных, преимущественно крупного рогатого скота, а также морских млекопитающих. Продукция кожевенной промышленности используется в производстве обувной и других отраслей легкой промышленности. Ассортиментом продукции кожевенной промышленности являются твердые кожаные товары — для подошв и др. части кожаной обуви, мягкие кожаные товары — в основном хромовые, также шорно-седельные...
Пря́жа — нить, скрученная из продольно и последовательно расположенных волокон. Пряжу делают из натуральных волокон (шерсть, хлопок, лён, шёлк) или различных химических волокон (вискозных, полиэфирных, полиамидных и др.).
Нитка — общее название тонко-скрученного материала, имеющего малый диаметр. Выпускаются нитки на паковках: катушках, жёстких бумажных гильзах, в мотках, бобинах и куфтах.
Подробнее: Нитки
Са́ржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus «шёлковый») — тип плетения ткани, иногда просторечное название вида ткани. Ткань с саржевым плетением может вырабатываться из пряжи любого состава, фактически для любых целей.
Сати́н (фр. satin, от араб. зайтуни, от Зайтун — старинного араб. названия китайской гавани Цюаньчжоу, откуда вывозилась эта ткань) — ткань сатинового переплетения нитей из шёлка или хлопчатобумажного волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити; довольно плотен и блестит; выпускается в основном гладкокрашеный, набивной и отбелённый. Применяется для изготовления платьев, мужских рубашек, как подкладочная ткань и т. д. Благодаря своим качествам сатин...
Валя́ние ше́рсти, англиц. фе́лтинг (от англ. felt «войлок, фильц, набивание») — особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).
Плете́ние — способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей (конопля, солома), волокон, коры (лыко), прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья, имеющегося в распоряжении ремесленника.
Велю́р (фр. velours «бархат», от лат. villosus «волосатый, мохнатый») — название некоторых материалов, имеющих мягкую ворсовую бархатистую лицевую поверхность.
Обувь — изделие для предохранения ног от внешних воздействий и несущее утилитарные и эстетические функции. Является элементом одежды.
Льняна́я ткань — это ткань с гладкой поверхностью и матовым блеском, получаемая изо льна, растения семейства льновых. Волокно получают из кожицы растения.
Ворс — волокнистый покров (волоски, пушок), обычно на поверхностях текстиля («ворсовых тканей»), хотя термин используется также для меха животных и материала для кистей.
Плюш (фр. peluche) — ткань с длинным (до 8 мм) ворсом на лицевой стороне, разновидность бархата. Ворс бывает шелковый, шерстяной, хлопчатобумажный, или из синтетических волокон, таких как полиэстер. Само же полотно всегда сделано из хлопчатобумажной ткани. Используется для декоративных целей, шитья женской одежды, маскарадных и театральных костюмов, обивки мебели, изредка — обтяжки салонов автомобилей. Из плюша делается плюшевый мишка и другие детские игрушки. Также, плюш является одним из основных...
Трикота́ж — вязаный текстильный материал или готовое изделие из трикотажного полотна, а также цельновязаное изделие, структура которого представляет соединённые между собой петли, в отличие от ткани: последняя образована взаимным переплетением двух систем нитей (основы и утка), расположенных по двум взаимно перпендикулярным направлениям, поэтому употребление словосочетания «трикотажная ткань» является неправильным. Для трикотажного полотна характерны растяжимость, эластичность и мягкость. При производстве...
Мешкови́на — грубая прочная ткань, вырабатываемая из толстой пряжи полотняным переплетением нитей (см. холст). Пряжа для мешковины изготовляется из грубостебельных (жёстких лубяных) волокон: джута, кенафа, канатника, конопли и т. п. Мешковина используется для изготовления мешков, грубой одежды, грубых фильтров для воды и технических жидкостей, и как упаковочная ткань.
Бязь (тюрк. beyaz — белый, отбелённый, или араб. ) — хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения, бумажный холст, бурметь. Бязь выпускается суровой (неотделанной) и белёной, набивной и гладкокрашеной. Белёная бязь обычно называется полотном. Есть мнение, что сатин или бязь обязательно изготавливаются из натурального хлопка. Однако это не так. В их состав могут входить как натуральные волокна, так и искусственные.
Юфть или Юхть, Русская кожа — выделанная кожа комбинированного (хромсинтанного, хромтаннидного или хромсинтаннотаннидного) дубления, выработанная из шкур крупного рогатого скота, конских и свиных.
Носки ́ — вид нательного белья, короткий чулок, не доходящий до колена. Слово «носок» во многих германский языках (например, в английском, датском) происходит от названия специальной обуви «сокк» (лат. soccus) для актёров комедии в Древнем Риме.
Текстильные волокна — волокна, использующиеся в текстильной промышленности для изготовления текстильных материалов: ткани, нетканых материалов, трикотажных полотен, ниток, пряжи, а также искусственного меха.
Драп (фр. drap «сукно») — тяжёлая, плотная шерстяная ткань сложного переплетения из пряжи аппаратного (суконного) прядения.
Жаккардовая ткань — крупноузорчатая ткань, сложного или простого переплетения, раппорт которого по основе содержит более 24 разнопереплетающихся нитей.
Сафья́н (от перс. seχt «крепкий, жёсткий») — тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет. Сафьян шёл на производство переплётов и сапог.
Бати́ст (из фр. batiste) — тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из кручёной пряжи высоких номеров (наиболее тонкой). Батист выпускается отбелённым, мерсеризованным, гладкокрашеным и набивным. Употребляется для женского белья, летних платьев, блузок, а также как полуфабрикат для изготовления кальки.
Шёлк — мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути. Толщина волокна — 20—30 микрометров. Длина шёлковой нити (шелковины) из одного кокона достигает 400—1500 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, преломляет свет, что вызывает красивое переливание и блеск.
Искусственная кожа (сокращ. искожа, разг. кожзам) — это полимерный материал, применяемый вместо натуральной кожи для изготовления обуви, одежды, галантерейных и технических изделий.
Вяза́ние — процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды или предметов интерьера) из одной или нескольких нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов,вручную (вязальные крючок, спицы, игла, вилка; или просто на пальцах) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения.
Флане́ль — хлопчатобумажная, шерстяная или полушерстяная ткань полотняного или саржевого переплетения, с пушистым двусторонним или односторонним равномерным редким начёсом-ворсом. Теплосберегающий, мягкий, приятный на ощупь материал. Поверхностная плотность 170—257 г/м². Фланель выпускается набивной, гладкокрашеной и отбелёной.
Мешо́к — упаковка, сшитая из мягкого материала, имеющая переменную геометрическую форму и при необходимости — завязки.
Чулки ́ — вид одежды для нижней части ног. Обычно сделаны из текстиля. В прошлом использовались как женщинами, так и мужчинами. В современной моде — предмет преимущественно женской одежды, хотя на рынке присутствуют и мужские модели.
Оде́жда — изделие или совокупность изделий, надеваемых человеком и несущих утилитарные и эстетические функции.Одежда может быть изготовлена из ткани, вязаного полотна, кожи, меха и других материалов. Предохраняет тело человека от негативного влияния окружающей среды и выполняет эстетические функции — создаёт образ человека, демонстрирует его социальный cтатус. Одежда может дополняться украшениями и аксессуарами.
Шитьё — вид ручного труда. Представляет собой создание на материале (ткани, коже) стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке. До изобретения пряжи и тканных материалов одежда шилась из меха и шкур добытых животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий, вен или кишок животных.
Игла (Иголка) — длинный тонкий остроконечный инструмент из твёрдого вещества (ранее из кости) чаще всего известное человеку по швейным иглам с игольным ушком для нити с одной стороны. Используется для разрушения либо деформации объекта воздействия с целью получения каких-либо новых свойств объекта либо преодоления его. Вследствие незначительной площади острия иглы, сила, приложенная вдоль иглы оказывается сосредоточенная на небольшой площади. Это обстоятельство позволяет иглам не повреждаясь протыкать...
Нейло́н (англ. nylon) — семейство синтетических полиамидов, используемых преимущественно в производстве волокон.
Сыромя́тная кожа (сы́ромять — сыромя́ть, сыромя́тина ) — кожевенный материал древнейшего способа выделки. Производится путём разрыхления структуры кожи с фиксацией этого состояния жирующими веществами. Была повсеместно распространёна, но в настоящее время практически вытеснена дублёными кожами. На Руси название «сыромятная кожа» известно по письменным источникам с XVI в. Специализировавшимися на выделке сыромяти кожевниками были «кожемяки» (это также вообще кожевники) и «сыромятники».
Габарди́н (фр. gabardine) — шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной — для утка. Благодаря применению особого вида переплетения — сложной саржи, на лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60—70°. Из габардина шьют весенне-летние мужские и женские пальто, а также костюмы и некоторые виды офицерского обмундирования.
Дубле́ние — технологический процесс в кожевенном производстве, заключающийся в обработке голья дубящими веществами для придания ему пластичности, прочности, износоустойчивости и других свойств, необходимых при выработке кожаных и меховых изделий; взаимодействие дубящих веществ с функциональными группами линейных аминокислотных полимеров с образованием устойчивых поперечных межмолекулярных связей молекул коллагена между собой. Основные виды дубления — минеральное (хромовое, циркониевое, титановое...
Тесьма ́ (тадж. Тасма: ремень) — узкая тканая или плетёная полоска или шнур, обычно имеющая только одну систему косо переплетёных нитей. Используется для отделки и ремонта одежды, нередко вшивается в готовые изделия для укрепления швов, кроме этого имеет самое разнообразное применение в домашнем обиходе.
Пенька ́ — грубое лубяное волокно, полученное из стеблей конопли. Добывают путём долгого (до трёх лет) отмачивания конопляной массы в проточной воде.
Шнурки (от нем. Schnür — шнур) — отрезки тонкой верёвки определённой длины, продеваемые через специальные отверстия в обуви и служащие для удержания её на стопе.
Скатерть (диал. столешник; др.-слав. *дъскатьрть предположительно из двух частей: дъска (стол) и «търть» (вытертое, чистое), т.е. буквально «чистый стол») — специальное изделие (обычно текстильное или вязаное), которым накрывается стол. Скатерть выполняет несколько функций...
Перчатки — вид одежды для кистей рук, в отличие от рукавиц — с отделениями для каждого пальца.
Уто́к — поперечная (горизонтальная) система направления параллельных друг другу нитей в ткани, располагающихся под прямым углом к системе основы, и проходящих от одной кромки ткани до другой. Вместе с системой основы образует ткацкое переплетение.
Кра́шение — придача ткани, коже, текстилю, пластмассе или другим материалам окраски, которая с практической точки зрения устойчива к воздействию света, трения и другим воздействиям. Отличается от окраски, заключающейся в нанесении слоя, образующего после высыхания твёрдую плёнку.
Овечья шерсть — шерсть домашних овец. Шкура овцы при соприкосновения с водой и отсутствии на ней жира сужается. Овечья шерсть определенно является одним из первых материалов, который человек научился применять себе на пользу. Именно качество шерсти определяет, прежде всего, потребительские качества и износостойкость изделия. На качество шерсти оказывают влияние многие факторы. Бывает и так, что в одной и той же местности среди овец одной породы происходит изменение качества шерсти от года к году...
Ковёр (др.-рус. ковьръ, коверъ) — плотное тканое изделие из пряжи различного рода (или синтетическая его имитация), употребляемое для покрытия полов, иногда других поверхностей в помещении (столов, диванов и т. п.) в декоративных, утеплительных, ритуальных или акустических целях.
Виско́за — (от позднелат. viscosus — вязкий) высоковязкий концентрированный раствор ксантогената целлюлозы в разбавленном растворе NaOH.
Упоминания в литературе (продолжение)
Для
выделки кожи высшего качества применялся каргопольский деготь, получаемый из бересты, представляющий собой жидкость зеленовато-бурого цвета с легким синим отливом. Изготавливая низшие сорта кож, мастера использовали берестяной с небольшой примесью смолы вологодский деготь, который отличался более резким дегтярно-смолистым запахом.
Дубовая кора содержит большой процент дубильных веществ и находит применение в медицине и кожевенном деле. На Руси обработка кожи дубовым корьем была настолько распространена, что
этот процесс стали называть дублением даже в тех случаях, когда кожу обрабатывали ивовой корой или солями хрома.
• Материалы. Скандинавы всегда стремились к экологичности и комфорту. Поэтому основные материалы – древесина простых пород – сосна, береза, бук. Также им принадлежит изобретение многослойной фанеры, позволяющей создавать из дерева мебель невообразимо изогнутых форм. Широко используются
и другие натуральные материалы: кожа, ратин, мех, хлопок и лен для обивки.
Поздней весной, летом или ранней осенью (в средней полосе), отправляясь на рыбалку, рыбаки в основном озабочены тем, чтобы не перегреться или не получить солнечных ожогов. В это время года одежда должна быть достаточно свободной и не прилегать к телу, так как подобная «воздушная подушка» способствует вентиляции и испарению влаги
с кожи. Материалы для одежды должны быть воздухо– и влагопроницаемыми. Лучше всего для этой цели подходят хлопчатобумажные, льняные или вискозные ткани. Не рекомендуется одежда с синтетическими волокнами и гладкой поверхностью, лучше всего, если летняя одежда чуть шероховатая на ощупь. Обратите внимание и на цвет одежды. Темные ткани задерживают ультрафиолетовые лучи, поэтому в жаркую погоду предпочтительнее светлые тона.
Эта зелёная краска имитирует один из цветов, которые в викторианскую эпоху любили использовать в качестве фона для тканей с богатой текстурой и узорами. Она может превосходно подойти и к современным интерьерам, так как хорошо сочетается с натуральными
материалами, например, со льном, кожей, шерстью и металлом. Подходит для кабинета или гостиной.
В процессе отделки кожи подвергают различным операциям, позволяющим придать им соответствующий товарный вид (цвет, блеск), необходимую толщину, плотность, мягкость. Обувные кожи делят на
две группы: кожи для низа и кожи для верха обуви.
Для этого, изначально восточного вида искусства, на тело наносятся пастой из хны традиционные орнаменты, которые чаще всего основываются на тысячелетней мифологии.
Традиционные рисунки выглядят на коже, как ажурные перчатки или чулки, а иногда и как подвязки для чулок. Чтобы изготовить рисунок на коже невесты, часто затрачивают несколько дней, но слава Богу, мы можем быть избавлены от такой напряженной церемонии. Во-первых, весь ритуал можно сделать дома и гораздо быстрее; во-вторых, у нас, как и на Западе, можно найти в специализированных магазинах и упаковки с уже готовой хной, и трафареты с различными мотивами.
Пергамент представляет собой специально обработанную и подготовленную для письма кожу. Для
него использовали кожу различных животных – телят, овец, коз, свиней, ослов, кроликов и даже белок. Но особенно ценным считался пергамент из кожи нерожденных животных. Изготовление пергамента требовало длительной и тщательной ручной работы, поэтому во все времена он был достаточно дорогим.
Но изысканное украшение совсем необязательно должно быть ювелирным. Бисер, стразы, бусинки, стеклярус, кусочки и шнуровки из кожи, меха, всевозможных тканей, дерева, металла, пластмассы, искусственных и живых цветов, кораллов, вулканического стекла, застывших в янтаре насекомых, ракушки, клыки животных, тесьма, люрекс – вот Ваше поле деятельности, если Вы собираетесь заняться изготовлением украшений. Любой из вышеперечисленных материалов Вы можете приобрести в специализированных магазинах. Также Вам могут потребоваться специальный клей, крепкие
нитки, кожа, дерево, металл, специальные инструменты – составляющие этого набора зависят от Ваших умений. Если Вы обладаете фантазией и креативны, то можете пробовать себя в качестве мастера по изготовлению украшений. А чтобы подтолкнуть свою фантазию в нужном направлении, можно периодически покупать пособия типа «Умелые ручки», а также каталоги украшений. Также Вы можете воспользоваться идеями заказчиков. Расспросите их о том, каким они представляют себе свое будущее украшение.
Современный рынок предъявляет повышенные требования к экологичности и безопасности материалов кожевенной промышленности и изделий из них. Закономерно возрастает интерес к менее токсичным, в сравнении с распространенным хромовым, методам дубления. Одним из перспективных направлений
производства экологически чистой кожи является возвращение к традиционному растительному дублению [1]. Основным недостатком растительного дубления является его продолжительность, кроме того, из-за неравномерного распределения дубителя по толщине дермы при традиционных способах обработки не всегда удается получить необходимый уровень качества. Поэтому возникает необходимость поиска средств и методов интенсиффикации дубления при сохранении качественных характеристик готовых изделий и минимальных технологических затратах [1, 2].
Хлопок – натуральная растительная пряжа из волокон, покрывающих семена хлопчатника. Хлопковая пряжа является одной из наиболее распространенных, потому что благодаря широкой цветовой гамме и структуре волокна хлопковые нити можно использовать для вывязывания любых ажурных узоров. Она не вызывает раздражения кожи, обладает низкой
теплопроводностью, приятна для тела, поэтому из нее рекомендуется изготавливать летние модели одежды. Такая пряжа легко поддается окрашиванию и практически не выгорает. Недостатком хлопковой пряжи является то, что она садится при стирке. Пряжа из чистого хлопка малоэластична и довольно жесткая на ощупь, поэтому для выполнения резинок и фактурных рисунков используйте смесовую пряжу с добавлением искусственных волокон (акрил или вискозу).
Древние греки и римляне широко использовали ароматические вещества в различных обрядах и церемониях, бани и уход за телом были очень популярны. Во времена расцвета Римской империи большое внимание уделялось полезности приема ванн. Богатые и светские люди строили в своих домах пышные банные палаты, в которых можно было проводить ритуальные купания в теплой воде с использованием лавандового масла для придания благоухания воде, а затем, после приема роскошных ванн, следовал массаж, тоже с применением благовонных масел. Также они осуществляли то, что
сегодня известно под техникой эффективного удаления грязи и мертвых кожных клеток. Смесью пемзы с оливковым маслом растирали все тело, затем при помощи узкого скребка, лопаточки, удаляли полученную смесь с кожи, оставляя ее мягкой и чистой. Простые смертные, ясное дело, ходили в городские бани.
Природные экстракты. В том, что для производства продукции по уходу за кожей часто используются экстракты всевозможных растений, нет ничего удивительного. И в этой области делаются новые открытия. Эксперты признают, что только четверть растений изучена, и еще меньшее количество исследовано на предмет
их пользы для кожи. Растительные экстракты обладают поразительным действием в качестве ингредиента крема для лица. Одним из последних открытий последнего времени стал зеленый чай. Его способности включают в себя борьбу со свободными радикалами, обновление кожи и улучшение цвета лица.
Что касается дермы, т. е. собственно кожи, то она состоит из плотной волокнистой соединительной ткани и основного вещества. Именно в дерме расположены кровеносные сосуды, а также нервы, потовые и сальные железы, корни волос и ногтей. На поверхности самой кожи можно различить кожный рисунок из многочисленных мелких бороздок, которые делят ее на множество мелких полей. Эти поля чаще всего носят треугольную и ромбическую формы. Если поднести к кожному покрову увеличительное стекло, то можно увидеть мельчайшие ямки, которые являются выходом на поверхность кожи сальных желез, протоки которых открываются преимущественно в устьях волосяных фолликулов. При этом также можно хорошо разглядеть и то, что рисунок кожи индивидуален. Известно, что индивидуальными особенностями рисунка кожи пальцев, широко пользуются в судебной практике для окончательного установления личности кожи пальцев. Такие же
особенности рисунка кожи можно заметить на ладонях и подошвах ног. Эти же рисунки помогают установить наследственный характер заболевания. Такая процедура называется «дерматоглификой».
Замша обувная – кожа жирового дубления. Вырабатывают из шкур оленей, лосей, овец и диких коз. Особенностью этого вида кож является отсутствие лицевого слоя, устойчивость к воздействию горячей (но не
более 60 °C) воды. Лучшей является замша из шкур оленей. Замшу можно стирать с мылом, мягкость при этом сохраняется.
Перенесшись из первобытной общины в Древний Египет, одну из самых ранних цивилизаций в истории, можно увидеть уже довольно широкое хозяйственное использование растительного масла. В первую очередь масло предназначается
для ухода за кожей. Ранним утром после омовения знатные египетские красавицы, которые были большими модницами, располагались на особых ложах, и рабыни натирали тела своих хозяек растительным маслом с добавлениями ароматизаторов. Подобная процедура не только сохраняла египетским модницам свежесть и молодость кожи, но и делала их кожу благоухающей, заменяя собой более позднее изобретение – духи и туалетную воду. Ванны из растительного, преимущественно оливкового, масла – тоже изобретение египтян. Но о коже заботились не только прекрасные египтянки, но и суровые египтяне.
Техника составления мозаики по стеклу заключается в выборе нужных мозаичных элементов, закреплении их на подготовленном предмете при помощи связующих материалов и окончательной декоративной отделке готового изделия. Если первоначально для мозаики
использовали преимущественно различные камни, в том числе и драгоценные, а также керамику и смальту, то в современном декоративно-прикладном искусстве спектр используемых материалов заметно расширился. Современные мозаики могут состоять из самых необычных на первый взгляд материалов: битого стекла, ракушек, сухоцвета, интересные композиции можно составить из бисера и бусин, кореньев и пеньковой веревки, цветных нитей. Удачные мозаики можно составить даже из обычной яичной скорлупы, которая позволяет создать имитацию дорогостоящей змеиной кожи.
Украсить можно горшки для цветов, посуду, свечи, книги, музыкальные инструменты, шкатулки, сосуды, флаконы, мебель и т. д. Даже одежда и обувь могут
быть украшены. Дерево, кожа, текстиль, керамика, металл, гипс, картон – любые поверхности поддаются переменам. Однако надо учитывать, что поверхности должны быть однотонными и не слишком темными, чтобы просвечивающий рисунок, вырезанный из салфетки, был хорошо виден.
Аппретирование – это одна из заключительных технологических операций обработки кожи с целью придания ей определенных свойств. К примеру, при окраске лаковой или полученной из
старых изделий кожи ее необходимо предварительно протереть ацетоном или растворителем № 646.
Первый справочник по косметике, обнаруженный в Египте, был составлен царицей Клеопатрой. В него были включены всевозможные рецепты для составления косметических средств, в том числе и тех, что относились к процедуре по уходу за ногтями. Египтянки украшали ногти цветными красителями, умащали кожу лица, рук и ног различными маслами и благовониями,
созданными на основе натуральных масел и трав. Хранителями древних рецептов и большими специалистами в косметике были жрецы. Именно они составили основную часть наиболее популярных рецептов, которые использовались и в более поздние времена.
Пергамент, козлиную кожу и шкуры дубили и красили для множества
целей, начиная от изготовления материала для письма и обивки мебели и заканчивая конской упряжью и обувью.
Нарукавники лучников представляют
собой пластины сланца, как правило, прямоугольной формы, одна поверхность выпуклая, другая – плоская (рис. 15). Эти предметы использовались для защиты запястья лучника от отдачи тетивы и, разумеется, подразумевают использование этого вида оружия. На каждом конце у них находятся биконические отверстия, предназначенные для закрепления нарукавников на одежде. Здесь мы снова видим две разновидности нарукавников: короткие и широкие (60–80 на 30–35 миллиметров) и длинные и узкие (110 на 25 миллиметров). Всего в Бретани было обнаружено тринадцать таких предметов. Вне всякого сомнения, к ним можно причислить и золотую пластину, найденную в Мане-Люд, Локмариакер (Морбиан). В этой пластине шесть небольших отверстий на каждом конце. По всей вероятности, она когда-то крепилась к коже или ткани.
В настоящее время выбор средств по уходу за собакой достаточно широк. Владелец может выбрать шампуни, бальзамы-ополаскиватели, спреи, подходящие по своим качествам именно для его питомца. Ведущие косметические компании, стараясь максимально облегчить уход за собаками, разработали и выпускают средства для наружного применения,
изготовленные на основе натуральных компонентов, не содержащих вредных ингредиентов. Производители затронули основные аспекты ухода за кожей и шерстью животных, что позволяет решать наиболее часто возникающие проблемы кожного и шерстного покрова собак.
Отшелушивание
кожи производите 1—2 раза в неделю или реже, если у вас очень чувствительная кожа. Чаще делать его не следует, так как тем самым вы будете препятствовать самостоятельному процессу обновления верхнего слоя кожи.
Зажиточные горожанки достаточно широко применяли косметику, дававшую возможность достичь идеала национальной красоты. Красавица – это темные блестящие волосы, миндалевидные глаза, нежная кожа белого лица и рук, то есть то, что поэты называли "луноликой". Брови окрашивали усмой, ресницы – сурьмой, лицо китайскими белилами. Для окраски ногтей использовали хну, которую женщины изготавливали из растертых листьев бальзамина с добавлением квасцов; приготовленную смесь привязывали к ногтям на ночь, и к утру они окрашивались в желтовато-красный
цвет. Широко был распространен способ мытья волос кислым молоком – катыком, что способствовало хорошему их сохранению и росту: женщина должна иметь длинные ухоженные косы. Женщины заплетали две косы с прямым пробором, для украшения прически использовался довольно широкий набор накосных украшений. Для умащения тела применяли ароматические средства, привозимые с Востока – мускус, сок душистого базилика, розовое масло.
Хауберк (hauberk) – куртка из кольчуги. Слово произошло от немецкого halsberg – прикрывающий шею. Уменьшенную модель, которую впоследствии видоизменили сквайры и местные магнаты, в VIII веке носили все рыцари. Это была своеобразная куртка, покрытая тонкими металлическими чешуйками, имеющая длину до бедер и свободные рукава, заканчивающиеся у локтей. В то же время большой хауберк шился как сорочка или платье. Он имел капюшон (camail) и первоначально закрывал тело до колен и руки до локтей; впоследствии он несколько видоизменился. Прежде чем использование кольчуги стало всеобщим, ее изготавливали несколькими способами.
Иногда на грубую кожаную основу нашивали металлические кольца. Еще был большой хауберк, покрытый бронзовыми и железными пластинами внахлест. Также следует упомянуть о моделях, покрытых маленькими ромбовидными металлическими пластинами, и, наконец, о решетчатых экземплярах, изготовленных из кожи или шкуры, поверх которых накладывались переплетенные кожаные полоски, а каждый промежуток усилен заклепанной шляпкой гвоздя. Когда кольчуга пришла на смену более ранним кольцам и пластинам, хауберк изготавливали без какой-либо подкладки или изнаночной стороны. Получался гибкий металлический костюм, который можно было носить как рубашку. Каждое кольцо соединялось заклепкой. Так можно было изготовить одинарную или двойную кольчугу. Доспехи продлевались, чтобы защитить кисти рук специальными карманами на концах. Эти карманы не были перчатками и не вмещали каждый палец в отдельности.
Можно встретить также плитку, имитирующую кожу животных – змеи, крокодила, слона или зебры – либо фактуру ткани: переплетения нитей, основы грубого домотканого или роскошного персидского ковра,
текстуры рисовой бумаги ручной работы.
Первобытные люди рисовали на скалах. В Древнем Вавилоне использовали для письма глиняные дощечки. Древние египтяне сумели изготовить первый тонкий материал для письма – папирус из прессованного болотного растения с тем же названием. В Европе с древности писали на пергаменте –
особо обработанной тонкой телячьей коже. А в Древней Руси использовали бересту – верхнюю часть березовой коры.
Если волосы сухие от природы, то это означает, что жира сальными железами производится слишком мало. Однако, плохой вид волос может быть обусловлен и неправильным питанием, особенно если пища бедна витаминами и железом. Необходимо также упомянуть о том, что при неграмотном окрашивании, частом повторении «химии», неверном уходе, воздействии солёной воды, солнца и горячих щипцов волосы становятся повреждёнными. Волосы мойте только водой комнатной температуры. Горячая вода делает их еще
более чувствительными. Очень важно смазывать волосы и кожу головы теплым оливковым маслом перед мытьем. Используйте шампунь «для сухих и поврежденных волос» и специальный бальзам-ополаскиватель. «Возрождения» блеска волос можно добиться, если растереть масло корня лопуха в ладонях и слегка помассировать пряди. Можно использовать и парфюмерные средства: блеск, крем или воск. Сухие волосы лучше всего стараться подольше расчесывать массажной щеткой. Это способствует равномерному распределению жира по всей длине волос и стимулирует кожу головы. На высохшие волосы следует наносить особое молочко.
Мериносовая шерсть считается идеальной пряжей для детских вещей, которые получаются мягкими и очень теплыми, не раздражают
кожу и сохраняют прекрасный внешний вид.
Для более точного определения
своего типа кожи необходимо провести следующий тест: приложить на несколько секунд чистый лист бумаги к лицу, затем убрать его и посмотреть, остались ли на бумаге отпечатки. Если лист остался чистым, кожа нормальная или сухая. Наличие пятен на отдельных участках (в области крыльев носа, лба, подбородка) указывает на комбинированную кожу. Отпечатки на листе бумаги свидетельствуют о жирной коже лица.
Можно смело комбинировать мех с кожей. Кожу можно вставлять во многих местах, даже в середине полотнищ, но особенно хорошо она будет смотреться на обшлагах, в виде манжет, полочек, петель. Перед тем, как
начать работу, следует очистить мех.