Связанные понятия
Кожа — прочный и гибкий долговечный материал, получаемый путём выделки шкур в условиях традиционного хозяйства или промышленного предприятия. Отдельную категорию представляет меховое производство.
Ва́та (от нем. Watte) — пушистая масса волокон, слабо переплетённых между собой в различных направлениях.
Са́ржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus «шёлковый») — тип плетения ткани, иногда просторечное название вида ткани. Ткань с саржевым плетением может вырабатываться из пряжи любого состава, фактически для любых целей.
Велю́р (фр. velours «бархат», от лат. villosus «волосатый, мохнатый») — название некоторых материалов, имеющих мягкую ворсовую бархатистую лицевую поверхность.
Ворс — волокнистый покров (волоски, пушок), обычно на поверхностях текстиля («ворсовых тканей»), хотя термин используется также для меха животных и материала для кистей.
Упоминания в литературе
Примерами
тканей , выполненных в технике «melt off» могут служить ткани «Лунный свет» и «Глубокое море». В работе «Лунный свет» Джаничи Арай использовал традиционную технику «шибори» (узелковое крашение) и произвел металлизацию ткани в процессе крашения. Использование шерстяных и нейлоновых волокон позволило создать бархатистую структуру этой ткани. В работе «Глубокое море» применялись полиэстер и алюминиевые волокна, а затем была произведена тепловая обработка (+200), что позволило создать интересные складки на поверхности этой ткани [18].
Вышивать можно практически на любой
ткани . Для работы гладью используют ткани толстые и тонкие, легкие и тяжелые, фабричные и домашнего изготовления. Вышивать допустимо на хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых, смешанных, суконных тканях. Причем переплетение нитей может быть любым. Как известно, переплетение нитей ткани – это чередование продольных ниток с нитями утка. Легче вышивать на тканях с полотняным переплетением, так как на них нити ткани чередуются в шахматном порядке. И лицевая, и изнаночная стороны ткани практически одинаковы. Именно на таких тканях выполняют счетную вышивку или сочетают ее со свободными техниками.
Первое, что потребуется для вышивки гладью – это непосредственно сама
ткань . Выбор ткани для вышивки, особенно при создании панно или картин, зависит от техники глади. Для несчетной глади подойдет практически любая ткань с плотным переплетением нитей, такая, как тонкие виды хлопчатобумажных тканей, шелк, тонкая шерсть, лен, смесовые ткани. При этом для работы гладью можно выбирать как однотонные материалы, так и с рисунком, но при этом важно учитывать, насколько будет сочетаться набивной рисунок ткани с создаваемым вручную узором. При выборе ткани необходимо обращать особое внимание на ее прочность: при создании глади каждый фрагмент ткани испытает на себе неоднократной прокалывание иглой с протягиванием через сделанную дыру нити, нередко толще, чем нить самой ткани, и необходимо, чтобы нити ткани выдержали такое давление. При вышивке по прозрачным тканям необходимо учитывать тот факт, что обратная сторона глади будет неминуемо просвечивать через нее, поэтому для таких тканей лучше использовать двусторонние виды глади.
Усадка. В процессе производства, при хранении, замочке, стирке и других влажно-тепловых воздействиях изделия изменяют свои размеры – усаживаются. Свойством большой усадки обладают
ткани , имеющие тонкую основу и толстый уток, малую плотность. Это преимущественно ткани полотняного переплетения, сильно растянутые в процессе отделки.
Шелковые
ткани производят из натуральных и химических нитей с различными (преимущественно полотняным) переплетениями. Натуральные ткани отличаются легкостью, прочностью, гигиеничностью, при этом они мало мнутся, впитывают влагу, оставаясь сухими на ощупь, и быстро испаряют ее. При добавлении химических волокон шелковые ткани становятся более тяжелыми, жесткими и прочными. Главным недостатком шелковой ткани является то, что на ней могут оставаться пятна от воды.
Связанные понятия (продолжение)
Пря́жа — нить, скрученная из продольно и последовательно расположенных волокон. Пряжу делают из натуральных волокон (шерсть, хлопок, лён, шёлк) или различных химических волокон (вискозных, полиэфирных, полиамидных и др.).
Сати́н (фр. satin, от араб. зайтуни, от Зайтун — старинного араб. названия китайской гавани Цюаньчжоу, откуда вывозилась эта ткань) — ткань сатинового переплетения нитей из шёлка или хлопчатобумажного волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити; довольно плотен и блестит; выпускается в основном гладкокрашеный, набивной и отбелённый. Применяется для изготовления платьев, мужских рубашек, как подкладочная ткань и т. д. Благодаря своим качествам сатин...
Нитка — общее название тонко-скрученного материала, имеющего малый диаметр. Выпускаются нитки на паковках: катушках, жёстких бумажных гильзах, в мотках, бобинах и куфтах.
Подробнее: Нитки
Жаккардовая ткань — крупноузорчатая ткань, сложного или простого переплетения, раппорт которого по основе содержит более 24 разнопереплетающихся нитей.
Шёлк — мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути. Толщина волокна — 20—30 микрометров. Длина шёлковой нити (шелковины) из одного кокона достигает 400—1500 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, преломляет свет, что вызывает красивое переливание и блеск.
Трикота́ж — вязаный текстильный материал или готовое изделие из трикотажного полотна, а также цельновязаное изделие, структура которого представляет соединённые между собой петли, в отличие от ткани: последняя образована взаимным переплетением двух систем нитей (основы и утка), расположенных по двум взаимно перпендикулярным направлениям, поэтому употребление словосочетания «трикотажная ткань» является неправильным. Для трикотажного полотна характерны растяжимость, эластичность и мягкость. При производстве...
Во́йлок (от тюрк. ojlyk «покрывало») — плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти, который обладает уникально низкой теплопроводностью и достаточно хорошо пропускает воздух. Изготавливается обычно в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Сорта войлока, изготавливаемые из тонкого пуха кроликов или коз, известны под названием фетр (от фр. feutre).
Плюш (фр. peluche) — ткань с длинным (до 8 мм) ворсом на лицевой стороне, разновидность бархата. Ворс бывает шелковый, шерстяной, хлопчатобумажный, или из синтетических волокон, таких как полиэстер. Само же полотно всегда сделано из хлопчатобумажной ткани. Используется для декоративных целей, шитья женской одежды, маскарадных и театральных костюмов, обивки мебели, изредка — обтяжки салонов автомобилей. Из плюша делается плюшевый мишка и другие детские игрушки. Также, плюш является одним из основных...
Текстильные волокна — волокна, использующиеся в текстильной промышленности для изготовления текстильных материалов: ткани, нетканых материалов, трикотажных полотен, ниток, пряжи, а также искусственного меха.
Нейло́н (англ. nylon) — семейство синтетических полиамидов, используемых преимущественно в производстве волокон.
Бати́ст (из фр. batiste) — тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из кручёной пряжи высоких номеров (наиболее тонкой). Батист выпускается отбелённым, мерсеризованным, гладкокрашеным и набивным. Употребляется для женского белья, летних платьев, блузок, а также как полуфабрикат для изготовления кальки.
Виско́за — (от позднелат. viscosus — вязкий) высоковязкий концентрированный раствор ксантогената целлюлозы в разбавленном растворе NaOH.
Мешкови́на — грубая прочная ткань, вырабатываемая из толстой пряжи полотняным переплетением нитей (см. холст). Пряжа для мешковины изготовляется из грубостебельных (жёстких лубяных) волокон: джута, кенафа, канатника, конопли и т. п. Мешковина используется для изготовления мешков, грубой одежды, грубых фильтров для воды и технических жидкостей, и как упаковочная ткань.
Оде́жда — изделие или совокупность изделий, надеваемых человеком и несущих утилитарные и эстетические функции.Одежда может быть изготовлена из ткани, вязаного полотна, кожи, меха и других материалов. Предохраняет тело человека от негативного влияния окружающей среды и выполняет эстетические функции — создаёт образ человека, демонстрирует его социальный cтатус. Одежда может дополняться украшениями и аксессуарами.
Шерсть — собранный для переработки волосяной покров животных (овец, коз, верблюдов и др.). Основную массу перерабатываемой в промышленности шерсти составляет овечья.
Уто́к — поперечная (горизонтальная) система направления параллельных друг другу нитей в ткани, располагающихся под прямым углом к системе основы, и проходящих от одной кромки ткани до другой. Вместе с системой основы образует ткацкое переплетение.
Бязь (тюрк. beyaz — белый, отбелённый, или араб. ) — хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения, бумажный холст, бурметь. Бязь выпускается суровой (неотделанной) и белёной, набивной и гладкокрашеной. Белёная бязь обычно называется полотном. Есть мнение, что сатин или бязь обязательно изготавливаются из натурального хлопка. Однако это не так. В их состав могут входить как натуральные волокна, так и искусственные.
Постельное бельё — изделия из ткани, используемые для обустройства постели. Понятие «постельное бельё» подразумевает единый комплект тканых изделий — обычно это пододеяльник, простыня, наволочка. Один стандартный комплект, как правило, включает один пододеяльник, одну простыню и две наволочки. Всё бельё подразделяется на несколько категорий, в зависимости от величины матраца, подушек и одеяла, и бывает односпальным, полуторным и двуспальным.
Махровая ткань (или «ткань фроте́» от франц. frotté — «тертый» , просторечное название — «махра») — это натуральная ткань, поверхность которой состоит из ворса (петель основных нитей). Ворс может быть как одинарным (односторонним), так и двойным (двусторонним). Кроме односторонней и двухсторонней, различают также ткань с рельефным рисунком в структуре махры и ткань со стриженным ворсом (стриженная махра).
Нить — гибкий, тонкий и продолговатый объект, чья длина в разы превосходит толщину (ср. галактическая или тычиночная нить). Естественными аналогами нити являются волос или паутина, которые, впрочем, могут использоваться как материал для нити (шерстяная или шёлковая нить). При переводе с других языков иногда нить сближается со струной (тар), однако нить не издает звук и акцентирует смысловой момент связи (см. нить накала, хирургический шовный материал) и натяжения (зубная нить). Эти аспекты заключены...
Волокно ́ — тонкая непряденая нить растительного, животного или минерального происхождения.
Драп (фр. drap «сукно») — тяжёлая, плотная шерстяная ткань сложного переплетения из пряжи аппаратного (суконного) прядения.
Замша — мягкая бархатистая кожа, выработанная методом жирового и формальдегидно-жирового дубления из шкур любых не очень крупных животных. Обычно лишена лицевого слоя.
Кра́шение — придача ткани, коже, текстилю, пластмассе или другим материалам окраски, которая с практической точки зрения устойчива к воздействию света, трения и другим воздействиям. Отличается от окраски, заключающейся в нанесении слоя, образующего после высыхания твёрдую плёнку.
Кисея ́ (тур. käsi — «раскроенная материя», каз. kasa — «вид ткани») — чрезвычайно легкая, прозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения (ср. Газовые ткани), у которой нити основы попарно обвивают нити утка, взаимно перекрещиваясь между собой, тогда как уточные лежат отдельно и совершенно прямо. Назначается главным образом для дамского туалета, а также идет на драпировки, занавесы и т. п.
Шифо́н (фр. chiffon — «тряпка, лоскуток») — лёгкая, тонкая и прозрачная хлопчатобумажная или шёлковая ткань.
Обувь — изделие для предохранения ног от внешних воздействий и несущее утилитарные и эстетические функции. Является элементом одежды.
Тексти́ль (от лат. textus «ткань, материя») — изделия, выработанные из гибких, мягких волокон и нитей (ткани, вата, сети и т. д.), изготавливаемые обычно из пряжи на ткацком станке. К текстилю относят также материю, не являющуюся тканью: трикотаж, войлок, современные нетканые материалы и пр.
Макраме ́ (фр. Macramé, от араб. مقرمة «тесьма, бахрома, кружево» или с тур. — «шарф или салфетка с бахромой») — техника узелкового плетения. Разновидность прикладного искусства.
Искусственная кожа (сокращ. искожа, разг. кожзам) — это полимерный материал, применяемый вместо натуральной кожи для изготовления обуви, одежды, галантерейных и технических изделий.
Химические волокна — текстильные волокна, получаемые из природных и синтетических органических полимеров, а также неорганических соединений.
Бума́га (предположительно от итал. bombagia < лат. bombacium ‘хлопок’, первоисточником же считается иранский) — волокнистый материал с минеральными добавками. Представлен в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозы: растений, а также вторсырья (тряпья и макулатуры).
Ма́рля (фр. marli — кисея) — очень редкая, прозрачная и вместе с тем лёгкая по весу текстильная хлопчатобумажная ткань. Прозрачность и лёгкость этой ткани достигается тем, что как основные, так и уточные нити не прилегают в марле одна к другой вплотную, как в обычных тканях, а отделяются более или менее заметными промежутками. По способу выработки марлю можно подразделить на марлю тонкую и марлю обыкновенную (подкладочную).
Полотенце — простое изделие из впитывающей ткани или бумаги, обычно предназначенное для высушивания или вытирания чего-либо. Снимает с предметов жидкость путём впитывания или трения при прямом контакте.
Носки ́ — вид нательного белья, короткий чулок, не доходящий до колена. Слово «носок» во многих германский языках (например, в английском, датском) происходит от названия специальной обуви «сокк» (лат. soccus) для актёров комедии в Древнем Риме.
Осно́ва — продольная (вертикальная) система направления параллельных друг другу нитей в ткани, располагающихся вдоль обеих кромок ткани. Вместе с системой утка́ образует ткацкое переплетение. Осно́вные нити также могут называться долевыми нитями.
Плете́ние — способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей (конопля, солома), волокон, коры (лыко), прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья, имеющегося в распоряжении ремесленника.
Капрон (поли-ε-капроамид, найлон-6, полиамид 6)— синтетическое полиамидное волокно, получаемое из нефти, продукт поликонденсации капролактама. Формула полимера имеет вид: n.
Ба́рхат (вероятно от нем. Barchent; англ. Velvet, фр. Velours) — ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей: четыре попарно образуют верхнюю и нижнюю основу, а пятая — ворс. Основу бархата составляют шёлковые нити. Бархат с высоким ворсом называют плюшем. Ещё существует уточный бархат, который называют полубархатом, плисом или вельветом. Расцветка бархата может быть самой разнообразной.
Льняна́я ткань — это ткань с гладкой поверхностью и матовым блеском, получаемая изо льна, растения семейства льновых. Волокно получают из кожицы растения.
Салфе́тка (фр. serviette) — кусок ткани или нетканого материала прямоугольной (реже другой) формы, применяющейся в быту и хозяйстве для удаления различных веществ с поверхностей. Их основной функцией является поглощение грязи и влаги с целью обеспечить чистоту обрабатываемой поверхности.
Апплика́ция (лат. applicātiō — прикладывание, присоединение) — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.
Ткацкие переплетения — различные способы взаимных переплетений нитей основы и утка́, использующиеся в ткацком производстве при изготовлении тканей на ткацких станках.
Кру́жево — текстильное изделие с орнаментальным оформлением (ажурным узором), образующимся за счёт переплетения; имеет декоративное значение. Кружево используется в оформлении одежды (воротники, манжеты, женское нижнее бельё); изделие может быть целиком изготовлено из кружева — платье, блуза, шаль, пелерина, шарфик, перчатки, накидка. Кружева широко применяются в оформлении интерьера: в виде декоративных панно, скатертей, занавесок (тюлей), постельного белья (подушки, покрывала), салфеток и подстаканников...
Поду́шка — постельная принадлежность в виде зашитого со всех сторон мешка, набитого пухом, пером, поролоном или другим мягким материалом. Служит для опоры головы лежащего человека, для удобства сидения на диване или для декоративных целей. Также бывают ортопедические подушки для повышенной комфортности и правильного расположения головы и шеи.
Упоминания в литературе (продолжение)
Важные свойства
ткани или трикотажа при создании практичных изделий – прочность и плотность полотна, стойкость к стирке и чистке, упругость, эластичность. Недостаточно прочное полотно может порваться в процессе эксплуатации или даже шитья. Низкая упругость не позволяет отрезу ткани или трикотажа возвращаться в исходную форму после растяжения. Плотность во многом определяет тактильные качества ткани. Эластичность – неизменное свойство трикотажа и некоторых синтетических тканей принимать различные формы, растягиваясь в нужных местах. Все качества полотна зависят от исходного сырья и способа производства полотна. Одни материалы (например, трикотаж) практически не мнутся, другие быстро сминаются и сложно разглаживаются.
Существует и специальная
ткань для вышивания – канва. Переплетение нитей образуют у нее клетки разной величины. Обычно ее используют при счетной вышивке. Для свободной вышивки применяют миткаль. На ней часто уже есть готовый узор.
Для подкладки одежды хорошо подходят искусственный шелк и смешанные ацетатные
ткани . Они более гигроскопичны, чем синтетические. Одежду с такой подкладкой приятнее носить, особенно при жаркой влажной погоде. Ацетатная ткань портится от пота и быстрее изнашивается, чем искусственный шелк. Полиэфирные ткани прочнее, но они хуже впитывают влагу. Полиэфирная ткань подходит для подкладки на верхнюю одежду, которая непосредственно не соприкасается с телом. Шелковые ткани очень подвержены действию пота, поэтому их в качестве подкладочных используют редко.
Нитки следует брать прочные, в тон
ткани изделия. Вид ниток зависит от материала, по которому выполняют вышивку. Если это тонкая ткань, такая как шелк, шифон, то используют шелковые нитки не толще № 35. Если ткань более плотная, например трикотаж или бархат, то выбирают лавсановые нитки № 33Л—35Л или капроновые.
При изготовлении чехлов используют самый разнообразный материал: лен (чистый или с добавлением синтетических волокон), хлопчатобумажные
ткани (миткаль, батист, тик), искусственные ткани (нейлон).
Толщина стеклоткани находится в пределах 1-2 мм, однако чаще всего ее измеряют по массе 1 м2. Наиболее часто встречаются значения 300, 450, 600, 900 г/м2. Это
ткани различного типа, отличающиеся способом изготовления, массой и природой стекловолокна. Наибольшее распространение получила «тафта», имеющая клеточную текстуру. Стекловойлоки обладают меньшей механической прочностью, чем ткани, однако они более удобны для изготовления сложных форм.
Большинство лоскутных изделий многослойны и им просто необходима дополнительная скрепляющая строчка – стежка. Именно она делает лоскутное полотно квилтом – изделием, состоящим из скрепленных между собой лицевой, изнаночной части и прослойки между ними. На руках стегают большие полотна, типа одеял, а малые формы идут на машину. Но и для ручной, и для машинной стежки правило одинаково: стежку ведут от середины к краям. Это единственный способ избежать смещения и перекосов слоев
ткани .
Стирая вещь в первый раз, если
ткань цветная или набивная, проверьте прочность ее окраски и усадку. Обычно к вещи прилагается кусочек ткани, из которой она сделана. Постирайте его в растворе, в котором вы предполагаете стирать всю вещь. Если вода не окрасится, значит, краска достаточно прочная и вещь можно стирать безбоязненно. При непрочной окраске можно применять стирку без мыла или сухую чистку. Для того, чтобы уменьшить изменение окраски хлопчатобумажных изделий, их нужно замачивать в соленой холодной воде, а затем стирать в холодной воде. Усадочные свойства изделия проверяют с помощью того же кусочка ткани, который прилагается к изделию. Перед тем как постирать его, вырежьте кусок плотной бумаги, по форме и размерам соответствующий лоскутку. После стирки сравните лоскуток ткани с кусочком вырезанной бумаги. Если ткань села, необходимо принят меры для предупреждения возможного изменения формы вещи отпороть низ брюк, подшивку платья, юбки, распороть вытачки.
Нейтральные цвета – это идеальный фон для экологических цветовых схем, которые замечательно используют текстуру, – от многообразия дерева до циновки из кокосовой стружки, старинное кружево, накрахмаленный хлопок и
ткани грубого плетения.
По сырьевому признаку изделия подразделяются на подгруппы: 1 – хлопчатобумажные
ткани , 2 – трикотажные полотна, 3 – льняные ткани, 4 – искусственные кожи, 5 – шерстяные ткани, 6 – шелковые ткани, 8 – пленочные материалы, 9 – нетканые материалы. Например, в группе пальто выделен 5-й разряд.
Накладные карманы идеально подойдут для декорирования изделия, так как они полностью видны с лицевой стороны. Месторасположение и размеры кармана определяют по фасону и уточняют на фигуре во время примерки изделия. С этой целью бумажный шаблон кармана прикалывают булавками к изделию. Накладной карман должен подчеркивать достоинства Вашей фигуры, а не оголять ее недостатки. Поэтому он не уместен на груди большого размера или на слишком округлых бедрах. Накладные карманы настрачивают с лицевой стороны, обрабатывая края ровно и аккуратно. Их часто выполняют с прокладкой для придания устойчивости
ткани и сохранения формы. В качестве прокладочного материала применяют мягкую хлопчатобумажную ткань. Отделкой для кармана могут служить волан, бейка, кант, кружево или шитье. Как правило, отделка расположена по шву притачивания кармана или под планкой, которой обрабатывается вход в карман.
Для изготовления
тканого – можно использовать хлопчатобумажную ткань, полиэстер, армированный нейлон, парашютный шелк и т. д. В последнее время, широкое распространение получили в изготовлении змеев продуваемый полиэстер и непродуваемый армированный нейлон. Материалы различаются и по полетным качествам, и по цене. Полиэстер почти 2–2,5 раза дешевле нейлона, но полетные качества во столько же раз ниже. Некоторые конструкции змеев можно изготавливать только из непродуваемых тканей, поэтому армированный нейлон обладает значительными преимуществами по сравнению с полиэстером.
За рубежом стеклообои используют уже около 50 лет, но на российском рынке подобный отделочный материал появился недавно. Его основу составляют волокна из специального стекла, которые подвергают воздействию высокой температуры (около 1200 °C), а затем формируют в пряжу и ткут. В результате этого получают
тканое полотно с различным рисунком.
Подготовленные для плетения отдельные трубочки обычно окрашивают, поэтому потребуются акриловые краски на водной основе, пищевые красители, паста-колер для художественных работ и широкая плоская кисть, или губка, или кусок
ткани для нанесения краски. Часто при окраске трубочек используют морилку для дерева.
Батист по праву считается одной из самых изысканных и утонченных, легких и воздушных
тканей . Сегодня материал изготавливают не только из тонких крученых волокон хлопка и льна, но даже из синтетики, хотя натуральные ткани все же предпочтительнее.
Сетка крепится к деревянной рамке. Смесь из волокон и наполнителей выливается на поверхность сетки и покачиванием рамки равномерно разравнивается по поверхности. Вода постепенно вытекает через отверстия в сетке, оставляя на ее поверхности бумажный пласт, который затем укладывают на плотную
ткань (лучше всего войлок – он хорошо вбирает влагу) для сушки. Из листа с помощью губки выгоняют влагу. После этого бумагу могут прогонять через пресс, а также досушивать различными способами. Японцы окончательную сушку выполняют, приклеивая еще влажные листы на деревянные стены или на подогретые металлические пластины, поэтому одна из сторон листа получается гладкой, а на другой отпечатывается узор ткани. В Корее и Китае используют гибкую, отделяемую от рамки сетку, которую можно снять, изогнуть и перенести отлитый лист бумаги на поверхность для сушки. В Непале бумагу сушат прямо на сетках, выставляя их на воздух и под солнечный свет.
Наряду с натуральной кожей в производстве обуви широко применяют искусственные и синтетические, значение которых с каждым годом возрастает. Сырьем для производства этих кож служат каучуки, синтетические смолы: поливинилхлоридная (ПВХ), полиуретановая (ПУ), полиамидная (ПА) и другие. Искусственные и синтетические кожи для верха обуви представляют собой основу из
ткани (Т), нетканых материалов (НТ), трикотажа (ТР), покрытую или пропитанную и покрытую полимерной композицией на основе ПВХ – винилискожа (обувная – Т и НТ, шарголин, замшевая – Т, совмещенная – Т, лаковая – Т, подкладочная – Т); каучуков – эдастоискожа (Т) морозостойкая и подкладочная, кирза обувная; полиэфируретанов – синтетические кожи (СК-2, СК-8), синтетический велюр, наппа и др.; нитроцеллюлозы – нитроискожа (Т) подкладочная; полиамидов – подкладочная "Нистру".
Полиэстер – нетканое полиэфирное волокно, иначе именуемое полиэфиром. Стекловолокно – негниющий волокнистый материал из стекла. Благодаря механическим свойствам, эти «
ткани » получили широкое распространение в качестве основы для изоляционных материалов.
Поздней весной, летом или ранней осенью (в средней полосе), отправляясь на рыбалку, рыбаки в основном озабочены тем, чтобы не перегреться или не получить солнечных ожогов. В это время года одежда должна быть достаточно свободной и не прилегать к телу, так как подобная «воздушная подушка» способствует вентиляции и испарению влаги с кожи. Материалы для одежды должны быть воздухо– и влагопроницаемыми. Лучше всего для этой цели подходят хлопчатобумажные, льняные или вискозные
ткани . Не рекомендуется одежда с синтетическими волокнами и гладкой поверхностью, лучше всего, если летняя одежда чуть шероховатая на ощупь. Обратите внимание и на цвет одежды. Темные ткани задерживают ультрафиолетовые лучи, поэтому в жаркую погоду предпочтительнее светлые тона.
Этот шов сам называет себя. Он используется для точного переноса контурных линий и контрольных знаков с одной стороны детали на другую, симметричную ей (рис. 3). Чтобы перенести линии, необходимо сложить детали лицевыми сторонами внутрь и по намеченным линиям мягкими хлопчатобумажными нитками проложить сметочные стежки на расстоянии друг от друга 0,3–1 см; нить при этом не надо затягивать для того, чтобы она образовала петли высотой 1–1,5 см в зависимости от толщины
ткани . Затем детали раздвигают и натянувшиеся нитки разрезают. Копировальные строчки заменяют обмеловку деталей при подготовке изделия к примерке, обеспечивая сохранность линий в процессе обработки.
В качестве материала для покрытия ролика традиционно применяют коротковорсную шерстяную
ткань , но вам может попасться валик с губкой из полимерных материалов, а то и с покрытием из натурального или искусственного меха. Эти материалы способны гораздо лучше удерживать краску.
Если изделие собирается из отдельных кусочков кожи, их нужно настрачивать на флизелин или плотную хлопчатобумажную
ткань . Для удобства работы их следует приклеить к основе резиновым клеем так, чтобы верхние кусочки находили на нижние на 0,5–1 см.
Специальные швейные машины (выполняющие одну технологическую операцию). Это машины пуговичные, закрепочные, для обвивки ножки пуговицы, петельные, для втачивания рукава в пройму, для выполнения подшивочных работ и другие, выполняющие отдельные операции. К швейным машинам, специализированным по видам выполняемых работ или видам выполняемых строчек, относятся одноигольные машины 22-3 класса ОЗЛМ для окантовки срезов, 51-А класса ПМЗ для обметывания и обрезки края, 85 класса ПМЗ для подшивочных работ, машина-полуавтомат 95-го класса для пришивания пуговиц; машина БШН – звуковая сварочная, предназначенная для безниточного соединения деталей одежды из
тканей и трикотажа, содержащих термопластические волокна, а также для выполнения отделочных строчек; машина-полуавтомат 68-А класса для печатания номеров на бумажных талонах и пришивания их к деталям кроя; машина 96-го класса для выполнения обтачных петель на женской одежде (пальто, костюмах); швейная машина-полуавтомат 220-го класса для изготовления закрепок на тканях пальтовой и костюмной групп при шитье верхней одежды, 302 класса для втачивания рукавов, 397 класса ОЗЛМ для стачивания с одновременной обрезкой края материала параллельно линии строчки, двухигольные 408-А класса РЗЛМ для стачивания с одновременной обрезкой и обметыванием края материалов, 652-2 класса РЗЛМ для соединения верха юбки с поясом с одновременным подгибанием продольных срезов двумя параллельными строчками, вышивальная машина ВМ-50 и др.
Древесина эвкалипта – прочная, тяжелая, с большим содержанием эфирных масел, действующих аналогично смоле в древесине сосны. Она плохо обрабатывается и чаще всего служит для изготовления основы мебели. Фернамбук обычно применяют для изготовления мозаики. Его древесина при хранении способна менять цвет от желтого с оранжевым отливом до темно-вишневого и даже черного. Она не гниет и не коробится, но после срубания дерева сильно усыхает, деформируется, трескается. Палисандр произрастает в Южной Америке и имеет плотную древесину с пористой структурой, устойчивую к гниению. Как и фернамбук, с течением времени может изменять свой цвет – от светло-фиолетового до темно-коричневого с фиолетовым отливом или черного при отсутствии полировки. Атласное дерево не относится к импортным, но не менее дорого. Его особенность – наличие в древесине мельчайших блесток, которые после покрытия лаком придают поверхности вид как бы струящейся
ткани и атласное сияние.
В изделиях из легкоосыпающихся шерстяных, полушерстяных, хлопчатобумажных, шелковых натуральных, искусственных и синтетических материалов внутренние срезы подбортов и обтачек обрабатывают швом вподгибку с открытым, предварительно обметанным срезом. В изделиях из хлопчатобумажных
тканей (типа сатина, ситца) возможна обработка швом вподгибку с открытым срезом без обметывания.
Для окрашивания скорлупы можно использовать красители для шерстяных
тканей или различные пищевые красители, которыми красят яйца на Пасху. В дальнейшем для более сложных работ понадобятся жидкие быстросохнущие акриловые, полуакриловые и акриловые краски с перламутром. В некоторых случаях используют колер различных цветов, который, как и акриловые краски, можно приобрести в магазине строительных материалов.
Вода, проникая в волокна, способствует их набуханию. Набухание усиливается при нагревании воды. При этом
ткань обычно укорачивается, особенно если она до этого была сильно вытянута. Так, ткани, растянутые при обработке на текстильных фабриках, при стирке часто садятся. Чтобы устранить усадку готовой вещи, иногда ткань перед пошивкой вещи стирают или замачивают в воде и сушат без вытягивания.
Подбирая пряжу для жаккардового узора, обязательно проверьте ее на прочность окраски, чтобы при стирке связанной вещи эта нить не окрасила соседние участки, вывязанные из пряжи других цветов. Для этого возьмите небольшую нить, намочите ее в теплой воде, заверните в белую
ткань и прогладьте горячим утюгом. Непрочно окрашенная пряжа оставит на ткани следы краски в виде пятен.
Инструменты для соединения
тканей представлены иглодержателями с иглами, скобками, сшивающими аппаратами и др. Хирургические бывают самой разнообразной формы, величины, сечения. Они служат для соединения или прошивания тканей и органов. Современные хирургические иглы снабжены не обычным ушком, а пружинящим расщепом по типу «ласточкиного хвоста», позволяющим почти автоматически вдевать шовные нити. Наиболее часто употребляемая для сшивания в основном грубых тканей режущая игла состоит из трех частей: ушка, примыкающей к ушку двугранной посадочной площадки для иглодержателя и из рабочей трехгранной режущей части, заканчивающейся острием. Для удержания игл в процессе шитья используют специальные, прочно удерживающие иглы инструменты – иглодержатели. Это дает возможность шить в глубине раны или полости, не касаясь руками тканей. При наложении швов на сердце, кровеносные сосуды, кишечник часто используют ат-равматические иглы. Один конец этих игл заточен, другой имеет просвет, в который прочно завальцовы-вают нить.
Инструменты для соединения
тканей представлены иглодержателями с иглами, скобками, сшивающими аппаратами и др. Хирургические бывают самой разнообразной формы, величины, сечения. Они служат для соединения или прошивания тканей и органов. Современные хирургические иглы снабжены не обычным ушком, а пружинящим расщепом по типу «ласточкиного хвоста», позволяющим почти автоматически вдевать шовные нити. Наиболее часто употребляемая для сшивания в основном грубых тканей режущая игла состоит из трех частей: ушка, примыкающей к ушку двугранной посадочной площадки для иглодержателя и из рабочей трехгранной режущей части, заканчивающейся острием. Для удержания игл в процессе шитья используют специальные, прочно удерживающие иглы инструменты – иглодержатели. Это дает возможность шить в глубине раны или полости, не касаясь руками тканей. При наложении швов на сердце, кровеносные сосуды, кишечник часто используют атравматические иглы. Один конец этих игл заточен, другой имеет просвет, в который прочно завальцовывают нить.
Швея должна знать технологию швейного производства; виды
тканей , их пошивочные свойства, способы обработки; конструктивные особенности, принципы работы обслуживаемого оборудования, правила ухода за ним. Она должна уметь подбирать номера игл и нитей, регулировать натяжение нити, высоту подъема лапки и величину ее давления, длину стежка; менять скорость машины при выполнении различных видов швов. Подготавливать крой к работе, проверять его качество, выполнять различные строчки, соединять детали изделий при помощи швов; осуществлять уход, чистку и смазку машин, устранять неполадки в них.