Связанные понятия
Ми́мика (от др.-греч. μιμικός «мимический, актёрский», далее из μιμέομαι «подражать») — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» или «движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека» (Л. М. Сухаребский, 1966). «Приблизительно такая же формулировка последней приведена в Большой медицинской энциклопедии, но вместо „отражающие“ употребляется „отвечающие различным психическим состояниям...
Язы́к те́ла — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, осознанно или неосознанно передаются мысли, чувства и эмоции. К языку тела, в том числе, относят мимику, жесты, различные позы, походку и др.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь считается вербальной коммуникацией.
Подража́ние — механизм социализации, следование образцу. У животных — подражательное (имитационное) научение, копирование поведения.
Улы́бка — выразительные движения мышц лица (губ, глаз и щёк), показывающие расположение к смеху или выражающие удовольствие, приветствие, радость, доброжелательность либо иронию, насмешку (ухмылка).
Упоминания в литературе
Впрочем, всегда нужно помнить, что невербальный язык, так же как и вербальный (словесный), может быть иностранным. Если иностранец машет вам рукой, то это, скорее всего, означает, что с вами здороваются или прощаются. Однако ситуация меняется кардинально, если речь идет о таком
жесте , как сомкнутые в кольцо большой и указательный пальцы. Американец таким образом говорит вам: «О’кей!», т. е. выражает согласие, француз (и иной россиянин) говорит вам: «Ноль!», «Ничего!»; а, например, японец намекает на деньги. Если же этот жест принадлежит какому-нибудь греку или россиянину, который делает этот жест, повернув к вам тыльную сторону ладони, то, возможно, речь идет о сигнале сексуального или даже гомосексуального содержания.
Знаком тревоги для Вас может являться также
жест , при котором партнёр оборачивает кисть тыльной стороной вверх – жест доминирования. Вы гладили когда-либо кошку либо собаку? Нет? Только ребёнка? Разница небольшая (в жесте!). Ладонь обращена книзу, жест покровительственно-ласковый. Таким жестом при случае можно и хлопнуть по голове, чтобы «не высовывался». Примерно то же самое имеет в виду Ваш партнёр, демонстрируя вам подобный жест. Например, тёща, убеждающая зятя, что она его вторая мама, поэтому он обязан её во всём подчиняться. Причём содержание её слов могут вовсе не совпадать с истинными намерениями. Ведь даже просить можно в повелительной форме. Обычный типаж – председатель колхоза на шумном сельсовете: громыхая кулачищем по столу, орёт на весь зал дурным голосом:
В основном отличия наблюдаются среди символических
жестов . Такие жесты, как правило, связаны с абстракцией, поэтому их содержание может быть понятно только какой-то отдельной нации или группе людей, коллективу. К таким знакам можно отнести приветствие, прощание, призыв к молчанию, предвкушение чего-либо приятного и др. Например, приветствие может быть передано поклоном, протянутой вперед рукой, прикосновением к земле у ног другого человека, прижиманием руки к сердцу или лбу, рукопожатием, складыванием рук в замок и поднятием их над головой и т. д. У студентов или закадычных друзей могут быть свои собственные придуманные формы приветствия.
Например, американцы, говоря yes, делают определенный
жест рукой, выражающий энтузиазм или одобрение. Однако во Франции такой жест воспримут как выражение отрицательной реакции и вашему партнеру ничего не останется, как паковать вещи и отправляться домой. В Бразилии этот самый жест сочтут вульгарным и воспримут как выражение сексуального желания. Комбинация из двух пальцев в виде латинской буквы V (победа) в США обозначает, что переговоры завершились удачно, но если повернуть тыльную сторону руки наружу, то англичанин, австралиец и новозеландец вас, мягко говоря, не поймут. В Бангладеш этим жестом не слишком вежливо дают понять человеку, что тот надоел и может убираться. В арабских странах прикосновение пальца к внешнему уголку глаза обозначает непристойное предложение, поэтому следите за тем, что вы делаете.
– Очень важно обращать внимание на руки собеседника, – рассказывал доктор Пиз. – И объясню, почему. Дело в том, что руки играли очень важную роль в эволюции человека. Мозг гораздо теснее связан с руками, чем с любыми другими частями тела. Очень немногие осознают «поведение» собственных рук или силу рукопожатия. И тем не менее именно эти
жесты сразу же дают понять, идет ли речь о доминировании, покорности или силовой игре. Так, например, на протяжении веков РАСКРЫТЫЕ ЛАДОНИ ассоциировались с честностью, правдой, верностью и покорностью. В древности люди раскрывали ладони, чтобы показать, что в их руках нет оружия. Когда человек клянется, то ладонь одной руки прикладывает к сердцу, а вторую поднимает вверх. Ладони – это голосовые связки языка телодвижений. Они «говорят» больше, чем любая другая часть тела. Спрятанные ладони можно сравнить с закрытым ртом.
Связанные понятия (продолжение)
Конте́кст (от лат. contextus — «соединение», «связь») — законченный отрывок письменной или устной речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов, предложений, и т. п. Контекстуальность (обусловленность контекстом) — это условие осмысленного употребления той или иной конкретной языковой единицы в речи (письменной или устной), с учётом её языкового окружения и ситуации речевого общения.
Ассоциация (лат. Associatio — соединение, взаимосвязь), в психологии и философии — закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании явления A закономерным образом влечёт появление в сознании явления B.
По́за (из фр. pose через немецкий, ранее из лат. pono (супин positum) «класть, ставить») — положение, принимаемое человеческим телом, положение тела, головы и конечностей по отношению друг к другу.
Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Эмоции отличают от других...
Кинесика (др.-греч. κίνησις — движение) — совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого взаимодействия (за исключением движений речевого аппарата). Важно учитывать, что в разных культурах один и тот же жест может трактоваться по-разному.
Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения...
Лицо ́ — передняя часть головы человека, сверху ограниченная границей волосистого покрова головы, внизу — углами и нижним краем нижней челюсти, с боков — краями ветвей нижней челюсти и основанием ушных раковин.
Клише́ (от фр. cliché) — речевой оборот, шаблонная фраза, речевой штамп, легко воспроизводимые в определённых условиях и контекстах. Клише образует конструктивную единицу со своей семантикой. Клише являются готовыми речевыми формулами, способствующими облегчению процесса коммуникации и соответствуют психологическим стереотипам.
Абстрактное мышление — один из видов человеческого мышления, который заключается в образовании абстрактных понятий и оперировании ими. При абстрактном мышлении человек выходит за рамки привычной системы координат и правил мировосприятия, абстрагируясь от внешней действительности и пытаясь сконцентрироваться исключительно на донесении-восприятии мысли или идеи. В таком виде мышления часто используются образы и символы как общеизвестные, так и такие, которые получают своё значение исходя только из...
Знак — соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо какого-либо определённого смысла, значения.
Интере́с — положительно окрашенный эмоциональный процесс (по классификации А. Н. Леонтьева — чувство), связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.
Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности.
Разговор — это форма интерактивного, спонтанного общения между двумя или более людьми. Как правило, разговор происходит при речевой коммуникации, в то время как письменный обмен сообщениями обычно разговором не считают. Развитие разговорных навыков и этикета — важная часть социализации. Развитие навыков разговора на иностранном языке — ключевой пункт преподавания и обучения иностранным языкам.
Мета́фора (др.-греч. μεταφορά «перенос; переносное значение», от μετά «над» + φορός «несущий») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. Метафора Аристотеля, в сущности, почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления...
Интона́ция (лат. intonō «громко произношу») — совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации. Вместе с ударением образует просодическую систему языка.
Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).
Приве́тствие — жест, слово, словосочетание, письменное послание (и их совмещение) или иной ритуал для вступления в контакт человека (группы людей) с другим человеком (с группой людей).
Си́мвол (др.-греч. σύμβολον «<условный> знак, сигнал») — знак, изображение какого-нибудь предмета или животного, для обозначения качества объекта; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.
Удивле́ние — когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Адекватная реакция на отклонение от нормы.
Не путать с: ОщущениеЧу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений.
Подробнее: Чувство
Ра́дость — внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия, веселого настроения и счастья, ласкательное обращение.
Воображе́ние — способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления не воспринимаемого или мира, не существующего вообще - сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.); способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими...
Рука ́ — верхняя конечность человека, орган опорно двигательного аппарата, одна из главнейших частей тела. С помощью рук человек может выполнять множество действий, основным из которых является возможность захватывать предметы.
Фанта́зия (греч. φαντασία — «воображение») — ситуация, представляемая индивидом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия — это импровизация на свободную тему.
Зрительный контакт , взгляд «глаза в глаза», является важной частью невербального общения у людей и различных видов животных. Характер зрительных контактов играет большую роль в социальном поведении. Негласные правила, по которым оценивается зрительный контакт и определяется его оптимальная длительность и частота, сильно различаются в разных обществах и культурах и меняются по мере смены традиций. В психологии, психиатрии и нейробиологии исследуется роль зрительного контакта при развитии ребёнка...
Язы́к — сложная знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).
Стереоти́п (от др.-греч. στερεός — твёрдый + τύπος — отпечаток) — заранее сформированная человеком мыслительная оценка чего-либо, которая может отражаться в соответствующем стереотипном поведении.
Вопро́с — форма мысли, выраженная в основном языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию.
Текст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.
Хара́ктер (от др.-греч. χαρακτήρ «примета, отличительная черта, знак») — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни...
Подсознательное — термин, ошибочно применяемый для характеристики активных психических процессов которые, не являясь в определённый момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов. Так, то, о чём человек в данный момент непосредственно не думает, но что в принципе известно ему и ассоциативно связано с предметом его мысли, может в качестве смыслового подтекста оказывать влияние на течение мысли, сопровождать её и т. п. В действительности для характеристики...
Абстра́кция (лат. abstractio — отвлечение) — теоретическое обобщение как результат абстрагирования.
Диало́г (греч. Διάλογος — «разговор») — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами, вопросами и ответами) между двумя и более людьми, также бывает письменный диалог между двумя или более людьми по средству написания текста в письмах или другими методами; специфическая форма общения и коммуникации, диалог это вопросы и ответы двух и более оппонентов участвующих в разговоре или обсуждении чего либо. В литературе диалог — органический признак драматических...
Восприя́тие , перце́пция (от лат. perceptio) — чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.
Подсозна́ние (англ. subconsciousness) — термин, применявшийся для обозначения психических процессов, протекающих без прямого отображения их в сознании и помимо прямого сознательного управления. В науку термин введён в 1889 году Пьером Жане в философской диссертации. Позже он развил его в медицинской диссертации «Психический мир истериков» («L'état mental des hystériques» 1892). Одновременно следует отметить, что современные дискуссии о подсознательном берут начало в 1869 году, когда немецкий философ...
Ощуще́ние , чу́вственный о́пыт — психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей, поступающих в виде сигналов посредством сенсорной системы, при участии нервной системы в целом.
Интерпрета́ция — теоретико-познавательная категория; метод научного познания, направленный на понимание внутреннего содержания интерпретируемого объекта через изучение его внешних проявлений (знаков, символов, жестов, звуков и др.). Интерпретация занимает центральное место в методологии гуманитарных наук, где процедура выявления смысла и значения изучаемого объекта является основной стратегией исследователя.
Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта.
Ситуа́ция — одноактность и неповторимость возникновения множества событий, стечения всех жизненных обстоятельств и положений, открывающихся восприятию и деятельности человека.
Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.
Вежливость — черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета. Поскольку вежливость — культурный феномен, то, что считается вежливым в одной культуре, может считаться грубым или странным в другой. Обычно вежливость позволяет людям чувствовать...
Коми́ческое (от др.-греч. κωμῳδία, лат. comoedia) — философская категория, обозначающая культурно оформленное, социально и эстетически значимое смешное. В эстетике комическое считается логическим коррелятом трагического.
Коннота́ция (позднелатинское connotatio, от лат. con — вместе и noto — отмечаю, обозначаю) — сопутствующее значение языковой единицы.
Чу́вство ю́мора — психологическая особенность человека, заключающаяся в подмечании противоречий в окружающем мире и оценке их с комической точки зрения. Отсутствие чувства юмора может выступать объектом иронии со стороны социального большинства и нарекаться фанатизмом.
Упоминания в литературе (продолжение)
Я слышал много возражений против отождествления вертикального
жеста с утверждением и горизонтального – с отрицанием. «На востоке, говорили мне, наоборот, а в южной Италии „нет“ выражается вскидыванием головы кверху». Это меня совсем не убеждает, частные отступления не опрокидывают общего характера человеческой привычки. Если в словесной речи есть провинциализмы и диалекты, то почему не быть им и в телесном языке? Подобные разновидности так же мало изменяют принципиальное значение жеста, как акание и окание не изменяют тождества русского языка в его наречиях. Да не только «провинциализмы», – в языке телодвижений есть и свой «жаргон»; такие жесты, как тереть указательным правой по указательному левой, точно вы скоблете от сустава к ногтю, – жест, которым французские ребятишки дразнят старуху – «что, старая, гриб съела?»; или ногтем большого пальца задеть за зуб и щелкнуть, – жест, которым вся латинская раса обозначает презрительный отказ; или четырьмя пальцами правой руки брить себе подбородок, что у неаполитанцев значит – «как бы не так, дожидайся!» – что все это, как не жаргон языка телодвижений, который известен посвященным, весьма выразителен для тех, кто знаком со «словарем», но никоим образом не может быть принят в соображение при объяснении абсолютного значения языка телодвижений, а в искусстве имеет только значение «быта».
Жестов , обозначающих уважительное отношение, не так уж и много. Для того чтобы определить, как к вам относятся, обратите внимание на то, как человек с вами здоровается. Рукопожатие – очень древняя традиция, которая раньше имела не только ритуальный смысл – поприветствовать вновь пришедшего, но и означала, что люди пришли на встречу друг к другу без дурных намерений, без оружия. Сейчас этот ритуал оброс иными значениями. Человек, относящийся к вам с уважением, подает руку первым или одновременно с вами. Он не пытается сразу же убрать руку: уважительное рукопожатие должно быть длительным. Рука должна быть вытянутой, ни в коем случае не согнутой в локте. Таким образом, человек не должен доставлять вам неудобства, не должен заставлять вас тянуться. Скорее наоборот, он пытается создать максимально комфортные для вас условия.
Жесты используют как самостоятельное неречевое, бессловесное средство общения: приветствие (открытая ладонь), угроза (сжатый кулак), пожатие плечами (незнание или неуверенность), выставленный большой палец (все хорошо) и т. д. Жестами можно иллюстрировать речь, показывая направление движения, размеры чего-либо, делая ударение на слове или фразе и т. д.
Жесты являются результатом сочетательной деятельности различных центров и отделов головного мозга. Произвольные и непроизвольные жестовые движения еще до того, как появилась развитая устная, а потом и письменная речь, были самостоятельным средством коммуникации[1]. Чаще всего они представляют собой заимствование движений из актов самообороны, нападения или концентрации. Когда мы злимся, мы до сих пор сжимаем кулаки; когда не хотим что-то видеть, зажмуриваемся или часто моргаем; стискиваем зубы в порыве гнева; как только видим или чувствуем опасность, рефлекторно отступаем назад; если хотим указать на что-то, вытягиваем вперед руку и вместе с ней указательный палец, то же самое движение мы совершаем, когда хотим прикоснуться к чему-то. Это делали люди 100, 500 и более 70 000 лет назад. Чарльз Дарвин считал эмоциональные выражения (смех, улыбку, плач) и соответствующие им жесты едиными для всех культур, каждая из которых лишь предписывает определенные нормы или правила демонстрации эмоций.
Вот, некоторые из подобных
жестов . Рука опущена, два пальца (указательный и средний) сжаты и вытянуты вниз, остальные плотно прижаты к ладони – значение: обманывать, «форшмачить» (на тюремном жаргоне). Рука полуопущена, ладонь раскрыта, согнутый большой палец прижат к ладони, указательный и средний палец скрещены – значение: нести вздор, обманывать, «крутить динамо». Рука опущена, сжата почти в кулак с оттопыренным указательным пальцем – значение: изнасиловать, «отшкворить». Рука опущена, ладонь раскрыта, большой и указательный палец соединены в кольцо, демонстрируется тыльной стороной – значение: совершить акт мужеложества, «опустить» и т. п.[50]. Надо заметить, что описанные жесты не являются единственно возможными, уголовная среда постоянно порождает новые жесты-знаки. Как и любая другая, знаковая система жестов постоянно меняется. Но «ручная „феня“» изначально предназначена для передачи информации только «своим», поэтому всячески охраняется от непосвященных. С другой стороны, она копируется молодежью, не принадлежащей к этой среде, и тем самым получает свое распространение на «свободе» и носит ярко выраженный антисоциальный характер. Ее неосторожное, бездумное или явно провоцирующее употребление может привести к серьезным конфликтам и поступкам, которые впоследствии могут быть квалифицированы как уголовные преступления.
Один из наиболее часто используемых
жестов – руки, скрещенные на груди, большие пальцы вертикально выставлены. Жест говорит о негативном отношении собеседника, который готов обороняться. Кроме того, человек чувствует превосходство.
Интересно также превращение в поклон первоначального свойственного приматам стремления припасть в страхе к земле. Суть
жеста в том, чтобы потупить глаза. Пристальный взгляд в большинстве случаев свидетельствует об агрессивных намерениях. Это неотъемлемый элемент наиболее свирепого выражения: лица, сопровождающего все воинственные жесты. (Вот почему так трудна для ее участников детская игра «гляделки» и почему так осуждается взрослыми обыкновенное детское любопытство: «таращить глаза невежливо».) Независимо от того, насколько поклон, в силу социальных условностей, стал сдержанным, он всегда подразумевает стремление опустить лицо. К примеру, даже мужские представители королевского двора, благодаря частой практике, видоизменившей поклон, по-прежнему опускают свои лица. Однако вместо того чтобы поклониться от пояса, теперь они лишь чинно наклоняют голову.
Помните разговор о знаках? Знаком можно назвать и
жест . Существует теория первоначального возникновения жесто-вого языка, на базе которого развился звуковой язык. Спросите детей, кто знает, что такое жест. Кто-то поднял руку, желая ответить, – это жест. Палец, приложенный к губам, кулак, высунутый язык, большой палец вверх – что обозначают эти жесты? Пусть дети расскажут, что могут сообщить без слов судья на ринге, инспектор дорожного движения. Придумайте совместно какой-нибудь новый знак. Например, замените жестом выражение «Я забыл дневник».
Не претендуя на описание всех
жестов и их значений, мы приведем наиболее характерные. Целый ряд жестов передает ложь собеседника (прикосновение к губам рукой, потирание век, облизывание губ, избегание прямого взгляда, невыразительный голос). Если человек прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, это означает, что он чувствует, как вы лжете. Без труда опытный журналист прочтет эти знаки.
Так, поглаживание рукой нижней челюсти (или бороды, растущей там) что у русских купцов, что у дервишей и воинов Аллаха, равно как и у нынешнего менеджера всегда будет означать одно: готовность дать отпор и уверенность в своих силах. Провести рукой, даже невзначай, по широкой дуге подбородка – это проверка и стимуляция нашего древнейшего оружия защиты и нападения: челюсти с ее резцами и клыками. (Боксеры, кстати, именно так разминают свою челюсть, кусаться нельзя, но держать удар и наносить выпады нужно непременно.) А вот если человек касается (или подпирает рукой) самого кончика подбородка, то он готов скорее к словесному отпору, нежели к иным активным действиям. (Эспаньолка, короткая остроконечная бородка, традиционно ассоциируется с профессиями адвоката или преподавателя высшей школы.) Рука, подпирающая щеку, – явный признак утери интереса к происходящему, вследствие отсутствия ожидаемых материальных стимулов. А вот если рука будто невзначай потеребит свое ухо (например, типичный
жест , чтобы поправить волосы в области ушной раковины), то будьте уверены – клиент проявляет стратегический интерес и пытается интуитивно просчитать будущее.
Существуют и специальные сигналы руками. К ним относятся различные формы махания, призыва и приветствия, каждая из которых имеет свой смысловой оттенок. Когда важная дама жестикулирует, стоя на балконе, движения ее рук видны с большого расстояния. Они выражают ее настроение. Королева величественно помахивает невысоко поднятой рукой – это довольно вялый
жест пассивного могущества. Предводительница повстанческого движения сжимает поднятую руку в кулак – это знак активной революционной силы. Выброшенная вперед рука нацистского приветствия символизирует абсолютную преданность. Отдание воинской чести – согнутый локоть и ладонь у виска – представляет собой стилизованное выражение намерения поднять за козырек фуражку или снять каску, проявление миролюбия, призванное подавить сигнал враждебности, который может исходить от отдающего честь в силу его воинственной внешности. И так далее. Руки применяются всегда, когда нужно подать сигнал на большом расстоянии, не позволяющем использовать в этих целях пальцы и выражения лица. В этом смысле женские руки чрезвычайно выразительны.
Специалисты, изучающие эволюцию человека, утверждают, что улыбка, насколько удается проследить ее историю в глубине веков, была первоначально
жестом покорности и уступки. При улыбке губы раздвигаются, открывая ряд зубов, сомкнутых в неугрожающей позиции. Улыбающийся человек как бы говорит: «Смотри, я абсолютно безобиден и не собираюсь тебя кусать». Однако в нашу эпоху улыбка выражает гораздо более сложный комплекс сигналов. Возможно, вы и сами уже заметили, что то, как именно вы улыбаетесь, зависит от конкретных обстоятельств. Вы по-разному выглядите и совершенно иначе себя чувствуете, улыбаясь, например, проделкам своего котенка или же встречая знакомых на улице.
– Частота и размах
жестов . Для человека, активно жестикулирующего, сдержанный собеседник будет восприниматься как зажатый или стеснительный. Встречное восприятие может быть более радикальным – от невоспитанного до развязного. Обратим внимание на важный момент: есть типичные для человека жесты, которые он использует тогда, когда доволен собой, для расслабления или в том случае, если хочет подтвердить свое согласие. Перенять и начать использовать часть этих сигналов – значит начать «говорить» на одном языке жестов. Главное – не обезьянничать и не передразнивать – закончится плохо.
Кто должен, здороваясь, подать руку первым? Сегодня роль женщины в общественной жизни и ее социальное положение сильно изменились в пользу самостоятельности, решительности, уверенности в себе и своей правоте. Многие правила поведения, распространявшиеся прежде только на мужчин, становятся все более популярными и среди женщин. Теперь не считается зазорным первой протянуть руку для приветствия. Это даже может быть расценено как
жест , демонстрирующий деловые способности и целеустремленность женщины. Наверняка ни один мужчина не пройдет мимо дружески протянутой ему руки. А вот настоящая леди может дать мужской руке зависнуть на некоторое время в воздухе. Но помни, что подобный жест будет означать, что ты не хочешь иметь с этим человеком ничего общего.
В разные периоды истории большой палец играл заметную роль не только для отдельного человека, но и культуры народа в целом. Среди многочисленных племен восточных народов хорошо известен тот факт, что, если пленник, представ перед своим похитителем, скрывал свой большой палец, он давал понять этим красноречивым
жестом , что не требует освобождения, а просит пощады. В военных анналах сынов Израиля мы находим примеры отрезания больших пальцев у врагов. Цыгане, определяя характер человека, этим пальцем подчеркивали те или иные свои суждения о нем. Заинтересовавшись обычаями цыган с ранних лет, я узнал, что с помощью большого пальца, располагая его под различными углами и придавая ему соответствующее положение, они производят довольно сложные и точные расчеты. В Индии существует множество систем чтения по руке, но и здесь, независимо от того, какая из них применяется, большой палец имеет первостепенное значение. Китайцы также верят в хиромантию и также основывают свои наблюдения на положении большого пальца, имея в виду его как определяющий фактор. Небезынтересно, что даже в христианстве большому пальцу придавалось огромное значение; так, собственно, большой палец олицетворял Бога. И далее: указательный – Христа, исполняющего волю Бога, это единственный палец руки, который благодаря своему положению обладает способностью указывать или быть направленным вверх независимо от других пальцев; средний – олицетворение Святого Духа, как бы помогающий указующему персту. В греко-кафолической (то есть православной) церкви только один епископ мог благословлять с помощью большого, указательного и безымянного пальцев, что обозначало Троицу; обычный священнослужитель использовал для этого жеста всю ладонь. В старинном ритуале англиканской церкви мы находим, что в обряде крещения осенение крестом производилось большим пальцем.
Авторы современных методик эффективного соблазнения и подсознательного воздействия на людей рекомендуют при общении повторять все
жесты вашего потенциального партнера. Если женщина (или мужчина) при разговоре энергично жестикулирует, тогда вам нет никого смысла держать свои руки за спиной и вы тоже должны, объясняя что-то, помогать себе при этом руками. Если женщина (или мужчина) в разговоре ненароком касается мочки уха или кончика своего носа, то вам тоже стоит как бы нечаянно, невзначай прикоснуться к собственному уху или носу. На подсознательном уровне это будет означать, что вы близки друг другу в эмоциональном плане, способны находить взаимопонимание без слов и одновременно переживать похожие чувства. Женщина (или мужчина), которую вы хотите соблазнить, подсознательно увидит в вас человека, близкого ей (или ему) по всей душевной и психофизической организации. Не стоит конечно же старательно копировать все движения вашего партнера, так это будет выглядеть обезьяньим подражанием, смешными ужимками. Делайте это непроизвольно, не акцентируя на этом внимания человека, с которым общаетесь.
Во время рукопожатия избегайте неправильных
жестов : дотрагивания до лица, тем более к носу; подергивание ногой или переминания с ноги на ногу. Обязательно помните, что все другие дотрагивания до партнера в деловом мире запрещены. Совершенно не допустимо положить дружески руку на плечо, тем самым вы безнадежно испортите первое впечатление о себе, а последствия будут самыми разрушительными.
Думаю, многим известна история о популярном семейном психотерапевте Вирджинии Сатир, которая, выходя на сцену после объявления многих и многих регалий, шаркала ногами, роняла микрофон, неуклюже ползала по сцене в его поисках. В это время шокированная публика недоумевала: «БОГ МОЙ, НЕ УЖЕЛИ ЭТО ЧУЧЕЛО И ЕСТЬ ВИРДЖИНИЯ САТИР?» Стоило заплатить немалые деньги за то, чтобы видеть лица слушателей в тот момент. Однако затем Вирджиния резко выпрямлялась, в глазах появлялся блеск, она подходила к стойке микрофона и объявляла первую тему: «Друзья, то, что вы сейчас видели, называется неконгруэнтность. Если поза,
жесты , мимика не соответствуют содержанию речи, это несоответствие вызывает сильнейшее отторжение. Самый важный навык любого успешного человека – быть конгруэнтным! И именно поэтому мы начинаем семинар с данной темы!»
Часто прикосновение – самый доступный и самый очевидный
жест . Прикоснувшись рукой или положив ее на плечо, можно установить более короткий и быстрый контакт, чем с помощью красноречия. Но такой жест эффективен в нужный момент и в верном контексте.
Вообразите только, как скучен был бы театр, если бы актеры, просто стоя на сцене, произносили тексты своих ролей как монотонные монологи. Даже пьесы величайших драматургов становятся живыми только благодаря языку тела актеров и тому, как они произносят слова своих героев. Для выражения чувств при произнесении текста актеры используют и небольшие телодвижения, обычно –
жесты рук – в качестве запятых и точек. А движения всего тела могут представлять как бы новый абзац, помогая зрителям заметить смену настроения или важный нюанс. Из движения, жеста рождается история.
Кроме того, прослеживается связь очевидности
жестов и их быстроты от возраста говорящего. Все мы знаем: дети врать не умеют, их мимика сразу выдаст ложь. Когда говорит неправду пятилетний ребенок, он сразу же прикрывает рот одной или двумя руками. По этому красноречивому жесту родители сразу догадаются, что их чадо солгало. Однако с возрастом невербальные сигналы никуда не деваются, они становятся только более утонченными и менее заметными. Скажем, если лжет подросток, он точно так же, как и пятилетний малыш, прикроет рот рукой. Отличие, как правило, заключается лишь в том, что пальцы слегка будут обводить линию губ.
Иногда вам будет недостаточно слов, иногда их надо подтвердить, сделать более впечатляющими при помощи
жестов . И здесь вам понадобится знание о невербальном общении. Важную роль в процессе общения играет язык невербального поведения. Он обусловлен импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяют нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному. Особое внимание следует обращать на манеру, позы, мимику собеседника. Располагает к общению ваша доброжелательность, открытость, что достигается мягкой улыбкой, небольшим наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз и т.д.
Большой палец на ее левой руке согнулся и через ладонь потер бугорок шрама, где когда-то был ее мизинец.
Жест , по всем признакам автоматический, но все-таки, я не сомневался, изначально усвоенный для того, чтобы нервировать. Однако в сферах власти и влияния, где она вращалась теперь, едва ли очень многих могла обескуражить перспектива самоувечья. Мне представилось, что свойственная движению рассчитанная отстраненность использовалась так долго, что эволюционировала и стала обладать той спонтанностью, к которой когда-то только стремилась.
Хотя нам всем свойственно общение при помощи «языка глаз», существуют тонкие различия между мужчинами и женщинами. Основное отличие заключается в том, что женщины глядят на других людей независимо от их пола больше и дольше, чем мужчины. Некоторые психологи видят в этом проявление социальной ориентации женщины на то, чтобы занимать… (внимание, феминистки!) подчиненное положение. Однако это может отражать и больший интерес к окружающим, любопытство, столь свойственное прекрасному полу. Внимательный взгляд, при условии, что он не становится вызывающим, может расцениваться как
жест поощрения и поддержки, демонстрация того, что вы интересуетесь другим человеком и беспокоитесь за него.
В отличие от мимики,
жесты не являются универсальными средствами передачи информации: в разных культурах значение одного и того же жеста может быть совершенно разным. Именно поэтому, прежде чем отправляться в путешествие в другие страны, следует разузнать о значении жестов в них. Эти знания позволят вам избежать возможных неприятных ситуаций при использовании жестов.
Макияж и уход за лицом нужны для того, чтобы подчеркнуть черты, отличающие женщину от мужчины – у женщин губы полнее, глаза больше, брови ровнее, кожа мягче, отсутствуют усы. Большие глаза у женщин сигнализируют мужчине – «я ребенок, позаботься обо мне». Женщинам полезно имитировать детский облик и
жесты , чтобы вызвать мужскую любовь. Большая грудь у женщины считается для мужчин красивой (самка с большой грудью имеет больше шансов выкормить детеныша, самка с высокой грудью может кормить детеныша в необычных, экстремальных условиях – стоя по пояс в воде, например, или сидя на дереве, скрываясь от врага, и в ходе эволюции предпочтения мужчин особо не изменились). При этом отвисшая грудь является показателем старости. Девочки, не ленитесь выполнять с 17 лет специальные упражнения для красоты упругой груди, тогда после сорока можете себя благодарить за приложенные усилия и труд (стоя на цыпочках, руки на поясе, отводить грудь назад, стараясь, чтобы лопатки соприкоснулись между собой, или положив кисти рук на плечи, отводите плечи назад, сближая лопатки).
Поскольку успех мужчины в брачной игре во многом зависит от того, насколько хорошо он может распознать женские сигналы и отреагировать на них, очень важно научиться расшифровывать самые распространенные сигналы ухаживания. Когда женщина заинтересована мужчиной, она использует некие
жесты прихорашивания: касается волос или поправляет одежду. Она может положить одну или обе руки на бедра, развернуться к мужчине, увеличить продолжительность зрительного контакта. Вот небольшой обзор самых распространенных жестов и сигналов ухаживания, с помощью которых женщина дает мужчине понять, что он может рискнуть. Одинокие мужчины, которым нелегко найти контактных женщин, должны обратить внимание на следующее.
Но есть и люди, которых мы рискнем назвать «смельчаками». «Смельчак» проводит по лицу ладонью сперва вдоль лба, затем к уху, а завершает свое «путешествие» подбородком. Его не пугает длительный путь – вот что можно понять из этого
жеста . Не испугают и проблемы, которые встретятся на дороге. Кроме того, он проводит рукой по лицу таким образом, чтобы ощутить его целостность. Это говорит о цельности характера «смельчака». Такой человек готов встретить любые сложности.
Предмет книги до такой степени серьезен, что на него без улыбки не взглянешь. Наверное, этот вынужденный каламбур точнее всего передает замысел «Самоучителя». От великого до смешного один шаг. Его можно сделать и в обратном направлении: от сатиры к сатори. Все решает конкретное восприятие. Иногда достаточно просто показать палец, и ответом на этот нехитрый
жест будет глобальное изменение сознания. Вспомним известную оценку «глупой» реакции: «дураку палец покажи, он смеяться будет». Теперь перекинем с нее мост на один из классических дзэнских коанов про палец и Луну, где смех на тот же жест мастера означал просветление его усердного ученика. Конечно, подобный самоучитель вряд ли претендует на роль мастера, но вот у читателя все же есть возможность попробовать себя на стезе ученика.
Руки способны рассказать о человеке и по активности его жестикуляции. Жестикулируют во время разговора, особенно оживленного, все люди без исключения. Слабая активность биотоков наблюдается даже в руках у неподвижно сидящих участников какого-нибудь съезда или конференции, когда они слушают выступающего. Легко возбуждаемых и активных натур выдает более активная жестикуляция. Человек севера более хладнокровен, чем южанин. Русский, финн, англичанин почти никогда во время разговора не превысят количества
жестов за 60 в минуту. А вот активные и горячие мексиканцы запросто справляются со 120 жестами в минуту.
Он слегка кивнул в знак согласия. Вот и все – простой
жест , свидетельствующий о том, что ее вклад отмечен и должным образом оценен. Удивительно, как ему удается поднять ей настроение, совершенно о том не догадываясь. Другие женщины – служащие конторы, утверждали, что он точная копия блондина Джорджа Клуни, только, может, на десять лет моложе.
А Мо тем временем завершил свой танец и сделал приглашающий
жест , указывая мне на место напротив себя. Выглядело это примерно так: «Посмотрел спектакль, а теперь будь добр, прими в нем участие». Я охотно принял приглашение. Судя по поведению Мо, он не собирался устраивать настоящую «мастерскую драку» с выяснением, чье мастерство чище и выше. Он оказался настолько предупредителен, что даже спросил меня, хорошо ли я умею падать. Но несмотря на его явную благожелательность, я, как всегда, был готов ко всему. Однако так мне только казалось, потому что мощь Мо меня поразила. Неожиданно он оказался чудовищно силен. И куда только девалась его мягкая, вкрадчивая кошачья техника. Что бы я ни делал, он или просто отбрасывал меня в ближайший угол, или швырял на пол, как тряпичную куклу. Вот, оказывается, почему он спрашивал, хорошо ли я умею падать.
Посторонним мужчинам можно выразить свое благорасположение с помощью теплой, но сдержанной улыбки и
жестов открытости. Чем менее важен для вас мужчина, тем более сдержанными будут ваши улыбки и жесты. Например, моя клиентка обходится со своим начальником (который стоит в ее списке на последнем месте) лишь намеком на улыбку. И этого оказалось достаточно, чтобы между ними установились правильные рабочие отношения, подразумевающие, однако, что общаются именно мужчина и женщина.