Бхавачакра

Бхавача́кра (санскр. भवचक्र [bhavacakra]; пали भभचक्क [bhavacakka] букв. «колесо взаимозависимого происхождения»), Колесо́ бытия́ (тиб. སྲིད་པའི་འཁོར་ལོ་ srid pa’i 'khor lo) — воплощение сансары в буддистском представлении, в форме круга (мандалы), буддийское учение о причинности (пратитья-самутпада), которое Будда постиг под древом бодхи. Изображённое на мандале колесо трактуется как двенадцатичленная формула бытия, включающее в себя помимо символического изображения 12 звеньев взаимозависимого происхождения также пять местопребываний буддийской космологии и другие астрологические или космологические структуры.

На изображениях колесо, символизирующее бхавачакру, сжимает клыками и лапами бог смерти Яма Дхармараджа в виде черепахи. Это значит, что законы причинности действуют в сфере страстей (кама-дхату). В центре круга изображают свинью, змею и петуха, хватающих друг друга и являющихся символами невежества (авидья), гнева и похоти, источников страдания и, следовательно, перерождений (если особь была захвачена вихрем страстей, её ждёт перерождение). В круге вокруг них изображают добродетельных людей, чей путь устремлён на небеса, и фигуры недобродетельных людей, которых, связанными, демоны тащат в ад. На 5-6 сегментах между спицами изображаются сцены жизни существ сферы кама-дхату: шести миров жителей ада, асуров, голодных духов, людей, животных и богов — как видов перерождения; порядок перерождения передан 12 изображениями на ободе колеса, символизирующих 12 звеньев цепи взаимозависимого происхождения как формулы данного учения, описывающей цикл перерождений, состоящий из трех жизней особи в сансаре.

Закон гласит, что

  1. Авидья: изначально особь пребывает в невежестве (символ — слепец)
  2. Самскара: карма обусловливает перерождение (символ — горшечник)
  3. Виджняна: перерождение начинается с пробуждения сознания, происходящем ещё на этапе эмбриогенеза, этап различения (обезьяна)

Нама-рупа: на том же этапе развития возникают основы образного и чувственного познания (человек, переправляющийся на лодке)

Шад-аятана: соответственно карме закладываются органы чувств и мышление (6 видов познания, благоустроенный дом)

Спарша: особь становится способна к восприятию (обнимающиеся мужчина и женщина)

  1. Ведана: чувственные переживания, которые особь испытывает на втором году жизни (человек со стрелой в глазу)
  2. Тришна: по мере развития возникает жажда вожделения и т. п. (человек с чашей вина)
  3. Упадана: появляется стремление к достижению целей (человек, собирающий плоды)
  4. Бхава: особь всё больше совершает проступков и погружается в заблуждения (мужчина и женщина в собственном доме)

Джати: раз так, то особь вновь ждёт рождение (роженица)

Джара-марана: следовательно — старение и смерть (человек несёт труп к месту кремации).

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я