Итак, в решении обсуждаемой проблемы, касающейся отношения
чувственных впечатлений человека со свойствами реальных объектов, существуют двеосновные концепции.
Бессознательные умозаключения о причинах
чувственных впечатлений по своим результатам сходны с заключениями по аналогии.
Пёстрый и на первый взгляд хаотичный поток
чувственных впечатлений обеспечивает ориентировку индивида только в том случае, если эти изменения носят закономерный, устойчивый характер.
Кинестетический опыт восприятия объекта переживается в слиянии с соответствующим актуальным субъективным
чувственным впечатлением.
Именно благодаря органам чувств человек получает различные
чувственные впечатления – ощущения, восприятия, представления.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бакштейн — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
При таком экспериментировании с объектами часть изменений
чувственных впечатлениях оказывается зависящей от нашей воли, а часть – именно та, что определяется природой объекта, не подчиняется нам.
Тезис феноменологии прост –
чувственное впечатление никогда не обманывает.
Последовательная смена
чувственных впечатлений – первая и наиболее общая характеристика восприятия как психического процесса.
У него играют более важную роль не столько непосредственные
чувственные впечатления, сколько заключения, сложившиеся в уме и фантазии из этих впечатлений.
Объективный предмет возникает, когда отдельные
чувственные впечатления кристаллизуются в связывающее их единство; посредством этого они становятся тем, что называют свойствами вещи.
Дух означает: сведение воедино многообразного, внедрение друг в друга элементов бытия, по отношению к которому простая рядоположность и последовательность
чувственных впечатлений не могут служить ни подобием, ни сближением.
Конечно, мы знаем о вещах лишь поскольку они отдают себя нам в чувствах; но не только таким образом, а лишь когда
чувственные впечатления упорядочиваются в формах, которые не находятся в них самих и значимость которых поэтому для всех предметов опыта без исключения с самого начала установлена, ибо только посредством этих законов они становятся предметами опыта.
Будем относить выражениеобраз в представлении только к отвлечённым от текущих
чувственных впечатлений реминисценциям наблюдавшихся ранее объектов; выражениеперцептивный образ — к восприятию, сопровождающемуся соответствующими чувственными ощущениями; выражениепервичный образ — к совокупности впечатлений, формирующихся без каких бы то ни было реминисценций прежнего опыта и не содержащих ничего, кроме того, что вытекает из непосредственных чувственных ощущений.
Они возникают в процессе абстрагирования
чувственных впечатлений: есть единичная, «реальная» вещь, и есть множество её признаков, определяемых её «формой».
Два представления, без которых и немыслимо и невозможно какое-либо знание, сами невозможны и немыслимы без предшествующего
чувственного впечатления.
Прежде всего и опыт и размышление убеждают нас, что никакое понимание не может быть образовано без предварительного
чувственного впечатления; ничто не может появиться в сознании, пока не появилось что-либо в ощущении.
Если скомкать газетный лист, то получится примерный объём коры мозга, которой мы обязаны способностью говорить и писать, воспринимать
чувственные впечатления, логически мыслить, планировать будущее и анализировать наше поведение.
Ибо хотя понятия, извлёкшие свой характер и меру не из опыта, значимы, но и они сами по себе суть не познание, а только формы для упорядочения и регулирования
чувственных впечатлений и отдельных данных опыта, в результате чего создаётся действительное познание, которое есть опыт.
Так,
чувственные впечатления вещей проходят при всех обстоятельствах через наше сознание друг за другом.
Представления о таких вещах, которые длительно одновременно существуют рядом, следуют как
чувственные впечатления друг за другом, так же, как представления о том, что и фактически происходит друг за другом.
Что геометрические аксиомы описывают сущность нашего пространства, означает только, что в них формулируются правила, по которым наш дух при формировании наших
чувственных впечатлений обращается к пространственным образованиям нашего опыта.
Тогда бы мы узнали, что именуемое нами историческими фактами столь же не отражает непосредственное переживание, как естественно-научный факт не содержит чистое
чувственное впечатление, что сообщение свидетеля, так же как воспроизведённое в изложении событие, представляет собой формирование данного материала по эмоциональным, интеллектуальным, политическим, психологическим и этическим категориям.
Из
чувственных впечатлений складывается опыт по мере того как они упорядочиваются в соответствии с формами и законами, комплекс которых, рассматривая их как действующие душевные энергии, мы называем нашим рассудком.
Какая из категорий рассудка должна действовать, прежде всего, какую степень достоверности должно иметь отдельное суждение на этой шкале, – решают каждый раз характер, частота, интенсивность
чувственных впечатлений; их определённые качества и количества вызывают как бы функционирование определённых категорий рассудка и таким образом образуют суждение опыта.
Младенец видит свою мать как отдельный очерченный чёткими контурами объект, но не воспринимает её таковой, она является тем, что целостные
чувственные впечатления фиксируют в соответствующих сценах – трансмодальным в соответствующий момент заново синтезированным целостным образом (гештальтом) переживаний.
Требования действия определяют конкретное содержание восприятия, порядок его следования во времени, способ организации, степень полноты и детализации;
чувственное впечатление действительности, в свою очередь, ориентирует и направляет выполняемое действие.
Со временем огромное количество
чувственных впечатлений внутри вас начинает складываться в некий уникальный паттерн, который медленно превращается в тенденции поведения.
Затем происходит отключение внешних
чувственных впечатлений, которые следует предотвратить посредством короткого поста.
Но если источником знания служат
чувственные впечатления, то в чём критерий истинности наших представлений и как можем мы сами судить об их соответствии или несоответствии объектам?
Необходимым условием полноценного восприятия, как видим, является соотнесение
чувственных впечатлений с некоторым эталоном, подведение их под определённую рубрику – категоризация.
В каждом психологическом процессе человеческого организма непрерывно существует алхимия – превращение
чувственных впечатлений в психическое восприятие, и наоборот.
В потоке видений, звуков и незнакомых мне доселе
чувственных впечатлений я ощутил в себе желание и готовность раствориться в них или просто исчезнуть.
Подлинное знание заключается в установлении соответствия между оттисками, оставляемыми
чувственными впечатлениями, и шаблоном или оттиском высшей реальности, которую отображают вещи здесь, внизу.
Неразделимо целостное понимающее ощущение всё чаще и чаще подменяется пониманием значения
чувственных впечатлений, сами же ощущения при этом почти полностью игнорируются.
Эта способность бывает настолько развита, что человек может, подобно слепому, посредством лишь
чувственного впечатления создать чёткий образ духа, определить его цель и рассказать о характере гостя.
Только благодаря этому суждению из бесконечного разнообразия
чувственных впечатлений возникает система опыта, мир объектов, объективный мир, который взаимосвязан как во времени, так и в пространстве по фиксированным законам.
Они будят внешние чувства и частью прямо возбуждают в нас представление, частью подвигают нашу рассудочную деятельность к тому, чтоб сравнивать их, соединять или разъединять и таким образом грубый материал
чувственных впечатлений перерабатывать в познание предметов, называемое опытом.
Оно совершенно заслонено и подавлено реальными
чувственными впечатлениями и переживаниями.
Она живёт, вся движимая множеством разных
чувственных впечатлений, полученных и удержанных за всё время жизни, начиная с раннего детства.
Вполне возможно, что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша собственная познавательная способность (только побуждаемая
чувственными впечатлениями) даёт от себя самой, причём это добавление мы отличаем от основного чувственного материала лишь тогда, когда продолжительное упражнение обращает на него наше внимание и делает нас способными к обособлению его.
Если в этой концептуальной массе есть какой-либо серьёзный пробел, искажения или существенные пороки, иначе говоря, если наше доктринальное оснащение не лишено заблуждений или изъянов, тогда духовное усилие, посредством которого интеллект – благодаря своему внутреннему путеводному свету – внезапно выявляет из опыта и из накопленных фактов, из всех
чувственных впечатлений новый лик реальности, сияющий жизненной свежестью (он прикасается к этому лику, жадно вглядывается в его черты, только его и видит, он прозревает его в вещах, и именно так заканчивается совершаемый им познавательный акт, ибо этот акт направлен на вещи и не останавливается ни на обозначениях, ни на высказываниях), – духовное усилие, увенчивающееся подлинной интуицией (несмотря ни на что, непогрешимой), достигнет реальности только через знаки и в знаках, которые созданы и упорядочены с использованием уже имеющегося в наличности материала, отягощённого ошибками и несовершенствами, и потому будут выражать эту интуицию неадекватно, с помощью высказываний, в большей или меньшей степени ошибочных, а порой и грубо, непоправимо ошибочных, – по крайней мере до тех пор, пока наша общая система понятий не будет полностью пересмотрена вследствие самой этой интуиции и вызванных ею несоответствий.
Происходят «откаты» назад, и хочется обычных
чувственных впечатлений.
Все наши внешние познания являются следствием
чувственных впечатлений жизни.
Только идеи, образуемые на основе
чувственных впечатлений, делают существа способными выйти за пределы телесного мира и жить в духовной сфере.
Миф как особая символическая форма выступает не как отображение данного наличного бытия, а как особый типичный способ построения образа, в котором сознание выходит за пределы простого восприятия
чувственных впечатлений и начинает противостоять ему .
Именно путём установления и признания действительных ценностей, законов, которым следует или необходимо подчиняться, рациональное существо приходит к тому, что, по его мнению, оно должно или обязано делать, помимо огромного разнообразия
чувственных впечатлений.