Осуществляется на основе чувственных данных, но выходит за пределы непосредственного
чувственного опыта.
Этика – наука практическая, поскольку имеет дело с
чувственным опытом человека.
Итак, читая базовые предположения, давайте приготовимся, оценивая их правильность, сверяться только с личным
чувственным опытом, а не с тем, что мы по данному поводу раньше где-либо читали.
Нет, ведь мысли человека формируются на основе
чувственного опыта, который является источником познания.
Следующий вывод состоит в том, что наш богатый
чувственный опыт является не исходным пунктом, а результатом абстрагирования.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подсмена — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Конечно, я не упускаю из вида то, что пишут современные психологи и философы, а также то, как описывают
чувственный опыт историки культуры.
Первый подход связан с традицией эмпиризма, в соответствии с которым всё знание мы берём из внешнего
чувственного опыта.
Этот конструкт формируется на протяжении всей жизни с накоплением межличностного
чувственного опыта.
Но это становится возможным лишь при условии, что боль, вызванная этой утратой, пережита и перенесена, ибо только таким образом
чувственный опыт коммуникации с данным объектом превращается в символическую репрезентацию.
Превращение действительности в элемент
чувственного опыта сопровождает собственная судьба элемента, его включённость в поток конкретного времени, обусловленность другими психическими явлениями и активностью индивида.
Между пациентом и танцевальным терапевтом, который в роли наблюдателя приобщается к происходящему, возникают необходимые отношения, благодаря чему пациент приобретает новый
чувственный опыт в благоприятных условиях, построенных на уважении и доверии.
Эти и другие фундаментальные проблемы, составляющие предметное содержание философии, свидетельствуют о том, что философия (в большей своей части) рассматривает мир за пределами
чувственного опыта человека.
По мере углубления вашего понимания того, что значит быть человеком разумным и исследовать как своё мировосприятие, так и восприятие вас самих окружающим миром, вы научитесь с большим почтением и уважением относиться как к собственному
чувственному опыту, так и к переживаниям ближних – причём не судить никого излишне строго.
Относительно бессознательно отождествляя себя с героем фильма, зритель приобретает
чувственный опыт, который усваивается на 90 % (по зрительному каналу усваивается 80 % информации).
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее
чувственный опыт единственным источником достоверного знания (сформировался в XVII–XVIII вв. – Р. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк).
Имея в виду, что любые знаниевые системы и знаковые структуры представляют собой способы организации содержаний
чувственного опыта, этот процесс можно описать и как коренную реформу чувственного восприятия в масштабе всей европейской культуры: в ходе её осуществления элементарные эстетические переживания – ощущения света, цвета, тепла и холода, ритма, рельефа, направления, расстояния и т. п., – так сказать, «сменили подданство», перейдя из ведения одних управляющих матриц (мифо-символических) в ведение других (объектно-математических).
Основой концептуальных взглядов являлись эмпирицизм (направление в теории познания, признающее
чувственный опыт единственным источником достоверного знания) и ассоцианизм (направление в психологии, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации).
Философов, которые придерживаются такого мнения, называют сенсуалистами(лат. “sensus”– чувство, ощущение) за их преувеличение роли
чувственного опыта в познании.
От пяти элементов происходят пять чувств, пять областей
чувственного опыта, пять вредящих эмоций и пять мудростей, пять «конечностей тела», пять первичных пран или жизненных энергий.
Таким образом художественный стиль отличается речевой многозадачностью, а именно эстетическим воздействием на читателя с помощью художественных образов, символов и эмоций с целью не только донести определённую информацию и передать знания, а также зацепить, тронуть читателя и дать возможность пережить особый
чувственный опыт.
На втором году жизни происходит лишь накопление
чувственного опыта в процессе практических действий с предметами, обладающими самыми различными свойствами.
Под натиском инструментализма уже к началу XVII века между явлением повседневного
чувственного опыта и «физическим явлением», то есть, например, между тем, что мы видим, глядя в зеркало, и тем, как «на самом деле» протекают при этом физические процессы, устанавливается принципиальное различие, послужившее отправным пунктом для последующего нарастающего взаимного отчуждения между двумя главными отраслями современного светского знания – науками о природе (естественными) и науками о человеке и культуре (гуманитарными).
Но если бы меня попросили угадать, как мои современники ответят на вопрос, какие живые существа обладают
чувственным опытом, то я бы сказал, что самым распространённым ответом будет «да» для млекопитающих и птиц, «может быть» для рыб и рептилий и «нет» для всех прочих.
Сначала человек получает
чувственный опыт от взаимодействия с жизнью, потом анализирует, делает вывод и переходит на новый уровень развития.
Такой подход позволяет инсталлировать в предметное поле эстетического познания те формы
чувственного опыта, которые до настоящего времени в нём не рассматривались.
История связи
чувственного опыта и памяти восходит к научной революции, случившейся четыре-пять веков назад.
Квантовый ум – это не-общепринятый, нелокальный, вневременной
чувственный опыт.
Чувственный опыт даёт условное понимание только единичных вещей, а присущая разуму основная деятельность различения сводится лишь к тому, что она ясно устанавливает противоположность этих единичных вещей в виде понятий.
Духовная алхимия выводит человека из жизни, полной невежества, привязанностей и страданий, к выходящему за пределы
чувственного опыта знанию, свободе и блаженству.
Поддержкой может стать
чувственный опыт каждого человека, скопленный в течение множества воплощений.
Когда эта активность присутствует, возникает
чувственный опыт красного, а когда её нет – не возникает.
Правда, росла интенсивность всех его душевных движений, но его реальный,
чувственный опыт уже не обогащался новыми восприятиями.
Говорят, что первая любовь редко бывает единственной в жизни и даётся душе для получения первого
чувственного опыта, – очень нежная, непонятная, тревожащая, зыбкая и неловкая, почти всегда невысказанная, но самая прекрасная на свете!
Это противоречие снимается только убеждением в ничтожности мира
чувственного опыта по сравнению с высшей реальностью нравственного порядка природы или убеждением, что добродетель, несмотря на все чувственные проявления, всегда ведёт к счастью.
Предметная деятельность способствует совершенствованию
чувственного опыта ребёнка, развитию ощущений, восприятия, внимания, памяти и мышления.
На самом деле, в известном смысле первичный
чувственный опыт есть сама реальность или её часть.
Это родство и взаимодействие всех искусств, это и близость игре и разнообразие
чувственного опыта в работе с различными материалами, это возможность осваивать взрослые виды деятельности и получать общественно признанный результат.
Использование художественных средств в нашей практике ценно тем, что с их помощью мы можем установить непосредственный, чувственный контакт с самими собой (с переживанием): выразительные средства, во-первых, «материализуют» переживание, делают его явным, очевидным и, во-вторых, помогают пребывать в переживании, находиться в живом потоке
чувственного опыта.
На всём протяжении развития человечества познание пространства представляло собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой для получения
чувственного опыта.
Тем самым метафизика (τά μετά τά φυσικά – «то, что после физики») в данном случае подвергается рассмотрению как концепция об основах всего бытия, идеально неизменных началах, недостижимых только с помощью
чувственного опыта.
Этот предмет – существующее сущее, которое мой рассудок находит во всяком частном явлении, схватывая родовое общее в конкретном
чувственного опыта.
Таковы возможности человеческой фантазии: переработкой
чувственного опыта создаётся до сих пор невиданное, причём, возможно, весьма ценное с практической точки зрения.
B. – Звучит дико и кажется странным единственно вследствие излишней привычки к исключительно
чувственному опыту без достаточно критического отношения к нему.
Все они живут телесною жизнью, и потому все имеют
чувственный опыт.
Мы имеем дело с конкретными объектами
чувственного опыта (вещи-для- нас) и можем только гадать о чувственно не сертифицированных сторонах мироздания (вещи сами по себе).
Когда мы сможем делать прогнозы, почему опыт восприятия красного будет именно таков и не похож на восприятие синего или на ревность (а также объяснять и контролировать), – загадка возникновения
чувственного опыта красного будет уже не такой загадочной, а может, и утратит загадочность окончательно.
Пожелтевшие от времени страницы судебных протоколов сохранили слишком много дьявольски красноречивых свидетельств как самой колдуньи, так и её обвинителей о существовании явлений, лежащих вне сферы
чувственного опыта человека.
Вторым – требование первичности прямого
чувственного опыта.