Наука
церковного права должна уметь износить из своих сокровищ ветхая ветхих и ветхая перед лицом новых.
Нормы канонического права принимались только церковными органами и становились нормами
церковного права, только если получали санкцию государства.
Определения
церковного права давались разные.
Таким образом, Григорий VII провозгласил создание вневременного и экстерриториального церковного государства, ставшего организационным примером независимым европейским городам-государствам, а
церковное право стало образцом для городского и коммерческого законодательства.
Попытки создания системы
церковного права предпринимались.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: люнетта — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Во-вторых, с 1835 г. преподавание
церковного права было введено в российских университетах.
Предметом
церковного права были общественные отношения, возникающие в процессе осуществления прав церковной организации и верующих.
Влияние
церковного права на гражданское право так же в последнее время стало объектом исследований.
Начался пересмотр многих институтов
церковного права.
Церковное право регулировало экономическую жизнь.
Каноны – это церковные законы, составляющие основу
церковного права.
Кроме того, проблеме церковного суда уделялось внимание и в общих курсах
церковного права.
Дальнейшее развитие русского
церковного права было обусловлено борьбой с расколом.
Гражданских источников
церковного права в этот период не могло быть, так как христианство ещё не получило государственного признания.
Каноническое право преподавали в духовных академиях, а с 1863 г. и в университетах были созданы кафедры
церковного права.
Результатом деятельности собора стал сборник решений (Стоглав), посвящённым в основном вопросам
церковного права и внутрицерковным отношениям (порядок богослужения, вопросы церковного судоустройства и судопроизводства, нормы поведения в церкви, церковного и монастырского землевладения и пр.).
Едва ли в какой-либо другой сфере положительного права возможен такой простор для разногласий по самым, по-видимому, главным вопросам управления, как в области
церковного права.
Был сформирован корпус канонического
церковного права и церковного суда в значительной степени под влиянием римского права.
Это качественная и основательная коллективная работа, однако в соответствующей главе, посвящённой судоустройству и судопроизводству, преимущественное внимание уделено правовым нормам, относящимся к подсистеме
церковного права, в то время как именно особенности церковного суда практически не раскрыты.
В этой книге мы собрали те канонические постановления действующего в настоящее время
церковного права, которые относятся к клирикам: о том, кто может поставляться на различные священные степени, о видах канонических препятствий к рукоположению, образе жизни духовных лиц, их правах и обязанностях по отношению к пастве и своему священноначалию.
Определения областных соборов, первоначально имевшие местное признание, рецепируются (принимаются) соседними церквами, включаются в один сборник и становятся источниками общего
церковного права.
Церковное уголовное право берёт начало в X в. и находит своё выражение в церковных княжеских уставах, законодательных актах греческого
церковного права, позднее его источниками выступали «Кормчая книга», «Правосудье митрополичье», «Стоглав» и др.
Впервые в современной науке было продолжено изучение
церковного права, начатое в конце XIX в.
Правовая основа древнерусского церковного суда имела сложносоставной характер, включала в себя правовые нормы, выработанные обществами, стоявшими на разных стадиях социально-экономического развития: правовые нормы, восходящие к поздним этапам развития светского на тот момент римского права; нормы канонического права, относящиеся к разным эпохам, включая и ветхозаветную традицию; нормы церковного византийского права; правовые нормы из южнославянской церковно-правовой традиции; нормы
церковного права древнерусского происхождения; нормы древнерусского светского права (в т. ч. предполагавшие противоречащие друг другу нормы обычноправовой традиции и нормы, исходящие от княжеской власти).
Указанная разбросанность италийского канонического предания уже в V в. способствовала утратам крайне важных памятников
церковного права.
Мы рассмотрим историю, содержание и пределы применения
церковного права в прошлом и настоящем.
Какой-то древний профессор
церковного права с безжизненным взглядом и лицом, похожим на мёртвый, обтянутый жёлтой кожей череп, волоча ноги, бродил среди мирно плескавшихся фонтанов.
Но признание этих ценностей брака не влечёт за собой в православном
церковном праве такую юридическую проработку этих понятий, которая имеет место в праве католическом.
Изложение данного препятствия в восточно-православных учебниках
церковного права проникнуто духом очевидности этого препятствия, вследствие чего параграфы, ему посвящённые, весьма кратки, они просто констатируют, что наличие нерасторгнутого брака исключает возможность вступления в новый.
Духовенство подлежало
церковному праву, активно формировавшемуся в эти столетия, и обладало в лице представителей высшего клира судебно-административными правами в городах, которые являлись резиденцией епископов.
Церковное право выросло на древе римского государственного закона и переняло многие его институты.
Итак,
церковное право собственности не было абсолютным, оно было служебным и ограниченным, тесно зависящим от воли общины, интересов государственной власти и потребностей общественной жизни.
Вплоть до 1917 г. системы
церковного права создавали только учёные.
Он должен был изучать там
церковное право – и действительно, за каких-то 16 месяцев (вместо обычных 5 лет) он получил там докторскую степень.
Шум у врат храма возвестил нам прибытие представителя «старшего сына церкви», которого
церковные права почтенный чиновник отстаивает с такой скрупулёзной ревностью, что для посторонних это кажется весьма забавным, а для епископа, как слышно, очень тягостным.
Необходимо учесть и то, что
церковное право слагалось в отсутствие такого фундаментального понятия современной общественной и юридической жизни, как «памятник культуры».
Новый устав не только ставит общину в полную зависимость от местного епископа, поскольку полнота властных полномочий в сфере управления приходом теперь принадлежит правящему архиерею (а не приходскому собранию), но и лишает смысла сам процесс возвращения имущества и культурных ценностей религиозным организациям, поскольку, как мы увидим ниже, в
церковном праве существование собственности вне общины немыслимо.
Во второй четверти XIX в. начался расцвет
церковного права.
Таким образом, современные исследователи не отвергают
церковное право и его влияние на светское право как тему научного исследования.
После защиты диссертации «Митрополиты в первые три века христианства» 4 декабря 1905 года, был утверждён в степени магистра
церковного права.
Формально при осуществлении своей юрисдикции апостолик связан предписаниями jus divinum («божественного права») и определениями ранее изданного
церковного права.
Если сначала в исследованиях по
церковному праву основным был богословский подход, с 60-х гг. XIX в. возобладал юридический.
В соответствии с
церковным правом владельцы таких лавок считались явными ростовщиками.
Церковное право складывалось в основном из постановлений вселенских соборов и патриархов.
Или я решил посвятить вечер
церковному праву и, собравшись с духом, раскрываю объёмистую книгу, вдруг двери распахиваются, и на пороге появляются три друга моего сожителя.
Я с ненавистью взглядываю на эту бородавку и закрываю
церковное право. Затем отправляюсь гулять по городу или остаюсь слушать дружескую беседу…
Обрабатывая таким образом
церковное право, наука тем самым способствует его применению к практической жизни, и, давая церковной и государственной власти материал для законодательства, пролагает путь к обновлению и дальнейшему развитию права.