Западная часть империи пала под ударами варваров, Византия просуществовала до XIV в., превратившись из рабовладельческого в феодальное государство, точнее основательно смешав черты рабовладения и феодализма, и создав на базе римского
византийское право, которое отличалось от первоисточника, как ночь от сияющего дня.
Такие примеры есть, в частности, в истории
византийского права, а именно в соглашениях с венецианцами (известны соглашения от 1082 г. и 1189 г.), Генуэзской республикой (1169 г.), некоторыми союзами славянских племён.
Так, появились на свет первые номоканоны, государственно-церковные юридические сборники – ещё одна отличительная и неизменная черта
византийского права.
Больше единства и больше определённости можно, казалось бы, ожидать от норм
византийского права, в которых устанавливаются пределы и характер власти византийского императора.
Этот юридический сборник характеризует своеобразие русской рецепции
византийского права, которое воспринималось не столько как реальные законы, регулирующие жизнь общества, сколько в качестве поучения о нормах христианской жизни.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: несинхронность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Он обогатил отечественную науку изданием памятников
византийского права и первый пролил свет на значение основных его понятий.
Какое влияние могли иметь указанные положения
византийского права на русскую политическую литературу?
Церковь по византийскому примеру была приравнена к государству и объединена с ним, что по
византийскому праву означало не что иное, как то, что любые деяния церкви были государственными, как и любые деяния государства освящались церковью.
Современный феномен
византийского права основывается на том, что российская цивилизация утвердилась, в конце концов, в виде абсолютистской монархии теократического, восточно-деспотического типа.
При этом основой являлось устное восточнославянское обычное право, хотя включались также элементы
византийского права и скандинавского права.
Восприятие
византийского права было одновременно творческим и, вместе с этим, «посильным» и во многом поверхностным.
Правовая основа древнерусского церковного суда имела сложносоставной характер, включала в себя правовые нормы, выработанные обществами, стоявшими на разных стадиях социально-экономического развития: правовые нормы, восходящие к поздним этапам развития светского на тот момент римского права; нормы канонического права, относящиеся к разным эпохам, включая и ветхозаветную традицию; нормы церковного
византийского права; правовые нормы из южнославянской церковно-правовой традиции; нормы церковного права древнерусского происхождения; нормы древнерусского светского права (в т. ч. предполагавшие противоречащие друг другу нормы обычноправовой традиции и нормы, исходящие от княжеской власти).
Византийское право предписывало отрубать ближнему нагрешивший орган.