Мы можем только предполагать, что высшая
цель природы и мира – реализация некоего плана свободы.
Но не критик, а мастер позволяет отличить
цели природы от частных целей, производящих только мнимые критерии оценки.
Поэтому «поскольку нельзя предполагать у людей и в совокупности их поступков какую-нибудь разумную собственную цель, нужно попытаться открыть в этом бессмысленном ходе человеческих дел
цель природы, на основании которой у существ, действующих без собственного плана, всё же была бы возможна история…».
Ключевая идея, выразительно повторяющая «Die Natur», предельно ясна: важнейшей
целью природы является равновесие, которого она может достичь лишь через абсолютное равнодушие.
Согласно этому все вещи природы, в особенности организмы, не могут быть познаны только по механическим законам, а должны рассматриваться как внутренние
цели природы, то есть такие, «внутренняя возможность которых предполагает цель, стало быть понятие, которое в качестве условия лежит в основе каузальности их порождения».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вытачиваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но поскольку он является частью и орудием целой природы, эта цель человека не может быть последней
целью природы, потому что она бесконечна и должна пользоваться им как одним из своих орудий наряду с другими.
Учёным до сих пор непонятно, для каких
целей природа предусмотрела на лице человека такое количество мышц.
Вопрос только в том, открывает ли опыт что-нибудь о таком исполнении
цели природы.
Этот стоицизм разума, осознание его бесполезности по отношению к рутинным
целям природы и истории, не расхолаживает мышления, а придаёт ему новый импульс мужества и решимости, оттенок героического пессимизма.
Главная
цель природы – укреплять, делать прочным в нас стремление к прекрасному и полезному.
Если бы в отношении существа, обладающего разумом и волей, истинной
целью природы было сохранение его, его преуспеяние – одним словом, его счастье, то она распорядилась бы очень плохо, возложив на его разум выполнение этого своего намерения.
В хорошей рыбе, в красной кете, например множество икринок, но конечная
цель природы будет достигнута, если из этого множества вырастет хотя бы десяток рыб.
Мы можем удивляться, до какой степени устройство каждой части растения или животного соответствует двум великим
целям природы: сохранению индивидуальности и распространению вида.
Цель личности заключается не в нарциссической самопоглощенности, как убеждены некоторые люди; она заключается в проявлении более грандиозных
целей природы через воплощение личности.
Конечно, не для самого себя, –
целью природы постоянно является польза человека.
Этот результат нельзя рассматривать как действительную
цель природы, ибо природа не имеет никакой цели.
Напротив, нет никакого априорного основания предполагать, – даже из понятия природы как предмета опыта в общем и особенном не следует, что должны существовать объективные
цели природы, т. е. вещи, возможные только как её цели.
Напротив, телеологическая способность суждения определённо указывает условия, при которых о чём-либо (например, об органическом теле) следует судить в соответствии с идеей
цели природы, но не может привести ни одного основоположения из понятия природы как предмета опыта для того, чтобы априорно приписать ей отношение к целям или даже неопределённо принять нечто подобное в действительном опыте, связанном с такого рода продуктами; это объясняет, почему необходимо провести множество особых опытов и рассмотреть их в единстве их принципа, чтобы суметь только эмпирически познать объективную целесообразность в каком-либо предмете.
Вскоре мы выясним, с какой
целью природе необходимы подобные образования в ядрах «планет».
С этой
целью природа пошла на гениальное решение – соединила вместе в нашем подсознании в одно целое три функции управления: управление мышцами тела, управление соматическими функциями (функциями работы внутренних органов, гормональной системой), управление сознанием через психические переживания (эмоции).
Ни индийский аскетизм, ни европейский материализм не могут способствовать успешному достижению
целей природы.
Во введении к «Системе» он выводил то же самое из того, что только исходя из предположения, что деятельность, производимая в свободном действии с сознанием, и деятельность, производимая в производстве природы без сознания, тождественны, можно объяснить, как одновременно в познании идеи могут быть направлены в соответствии с объектами, а в свободном действии объекты – в соответствии с идеями, и отсюда выводил необходимость того, чтобы телеология или философия
целей природы следовала за практической философией как третья часть «Системы» (см. выше с. 272).
И с этой
целью природа породила средства, которые дают возможность мужским и женским энергиям вступать во взаимодействие самым эффективным образом.
Для этой
цели природа наградила его мощным ртом-присоской и второй присоской на брюшке – для лазания по вертикальным поверхностям.
Не такое, что вот разбуди человека ночью, и он тебе сразу все объяснит и все спросонок расскажет – где чего бывает, и зачем бывает, и как то или иное по-гречески называется, и что такое рак, и в каком боку у населения почки, и для какой
цели природа пристроила человеку селезенку, и почему, в сущности, этот запутанный и даже отчасти мизерный орган называется этим довольно-таки легкомысленным названием, заметно снижающим человеческую природу в ее обычном величии.
Ведь основная
цель природы – воспроизводство, а для этого необходимо физическое проникновение в тайну тайн.
Если мы, когда-нибудь найдём истинные, сакральные
цели природы, всех её трансформаций, преобразований, и течений, то мы автоматически, поймём и цели нашей цивилизации.
Он раз и навсегда поставил красоту силой – над собой, недосягаемым божеством, достойным молитвы, страданий, сердечного томления, силой, перед которой можно исповедываться в душевных муках, которую можно пытаться очеловечить, но всё же силы, которая в руки не даётся, исполненная изначально тайны, сокровенной
цели природы!..
С какой
целью природе создавать нас.
Таким образом, конечную цель «не следует искать в природе», напротив, «…мы должны, по крайней мере, у человека усмотреть последнюю
цель природы».
Только в обществе, и именно в таком, в котором членам его предоставляется величайшая свобода, а стало быть, существует полный антагонизм и тем не менее самое точное определение и обеспечение свободы ради совместимости её со свободой других, только в таком обществе может быть достигнута высшая
цель природы: развитие всех её задатков, заложенных в человечестве; при этом природа желает, чтобы эту цель, как и все другие предначертанные ему цели, оно само осуществило.
Для философа здесь остаётся один выход: поскольку нельзя предполагать у людей и в совокупности их поступков какую-нибудь разумную собственную цель,нужно попытаться открыть в этом бессмысленном ходе человеческих дел
цель природы,на основании которой у существ, действующих без собственного плана, всё же была бы возможна история согласно определённому плану природы.
Хоть подобное стремление, по его мнению, и не соответствует
целям природы и даже противоречит нашей земной задаче, но по отношению к нему самому, оно было, во всяком случае, вполне применимо.
На самом деле главная
цель природы была другая: обеспечение стабильности видов в высших эшелонах животного царства.
Не происходит ли, подмены истинных
целей природы, в нашем рационально-оценочном разумении?