Человек как онтологическая реальность представлен различно в
христианской антропологии и научной психологии.
Причём во взаимосвязи и взаимовлиянии духа и души в
христианской антропологии признаётся главенство духа.
Исходя из
христианской антропологии основополагающим принципом является главенство духа.
Традиционно в
христианской антропологии это называют душевными явлениями, а в психологии – психическими.
Таким источником, по концепции
христианской антропологии, можно полагать дух, инокачествененный, иноприродный веществу.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пробросаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Разработка концепции целостного человека является предметом православной психологии – научной дисциплины, интегрирующей современную научную психологию и
христианскую антропологию.
Христианская антропология рассматривает человека прежде всего как явление духовного порядка.
Подчеркнув, что такой ракурс субъектности открывается именно с позиции
христианской антропологии, дадим её следующее определение: субъекность человека – это его нравственное начало, проявляющееся в свободе[выбирающей] воли.
С человеком. Человек, по
христианской антропологии состоит из трёх частей: тела, души и духа.
Это стало возможным благодаря утверждению
христианской антропологии.
В
христианской антропологии описаны восемь основных смертных грехов-страстей, которые можно разделить на телесные, душевные и духовные.
Христианская антропология позволяет увидеть не только новый подход к пониманию отношений между субъектом и личностью, но и «подсказку» механизма этих отношений.
Учение о страстях занимает центральное место в
христианской антропологии.
Это и позволяет провести некие параллели между понятиями «логоса» в
христианской антропологии и современным научным понятием «информации».
А вот если мы обратимся к психологии, в основе которой лежит
христианская антропология, то с удивлением обнаружим, что здесь очень много общего с христианской аскетикой.
Примирение между ними, согласно
христианской антропологии, невозможно.
Прежде всего, такая позиция противоречит
христианской антропологии, согласно которой человек любой расы и национальности по причине своей повреждённой природы предрасположен к греху.
Поэтому фундаментом
христианской антропологии* является онтология* и космология*.
Христианская антропология исходит из того, что человек имеет две ипостаси.
Именно так ныне учит и
христианская антропология.
Христианская антропология не может принять учение о предсуществовании человеческих душ, но не может согласиться и с учением «традуционизма» о том, что душа, так же, как и тело, воспринимается каждым человеком от родителей.
Христианская антропология, как и антропология античная, «измеряет», оценивает, понимает смертного человека через образ цельного человека.
Христианская антропология признает в человеке три уровня: первый, наиболее связанный с внешней природой уровень, – тело; второй, пограничный – душа, или психика; третий, самый глубокий, – дух.
Другой важной составляющей
христианской антропологии была практическая антропология аскетической традиции, развивавшейся в восточном христианстве, – и она была ещё дальше от философского дискурса.
Но у него, как это хорошо известно, оно шло от
христианской антропологии, от учения о «первородном грехе» (врождённой греховности человека; либерализм, напротив, гораздо более оптимистичен в этом ключевом вопросе).
Если сопоставить эту составляющую с
христианской антропологией человека, то мы увидим, что функцию антиэнтропийной подпитки выполняет не что иное как человеческая душа.
Речь идёт о
христианской антропологии.
Ошибочно христианству приписывают изречение «Тело – темница для души», оно противоречит
христианской антропологии.
Он выстраивает своих персонажей в соответствии с законами
христианской антропологии, показывая механизм повреждения человека грехом, но и указывая на возможность «взыскания погибших».
Христианская антропология, говоря о двойственности падшего мира, сущность человека также считает двойственною, различая внешнюю и внутреннюю.
Христианская антропология как наука весьма многогранна и, как и человек, которого она изучает, практически неисчерпаема.
И даже на противоположном психоанализу полюсе, где находится
христианская антропология, также, казалось бы, говорят об отдельных частях души – разумной (словесной, мыслительной, познавательной), раздражительной (чувствующей, эмоциональной) и вожделевательной (пожелательной или деятельностной).
Поэтому художественные феномены и творческие прецеденты в истории культуры встраиваются религиозно ориентированными авторами в систему онтологии культуры и творчества, метафизики истории и
христианской антропологии.
Таким образом, подводя некоторый предварительный итог нашим рассуждениям, можно сказать о том, что отличительной особенностью согласного учения отцов о душе является его сущностный характер, который полностью соответствует ветхозаветной библейской основе, евангельской духовно-нравственной основе и
христианской антропологии, как учению о человеке.
И надо заметить, что открытия современной науки, в том числе идеи современной социальной психологии и социальной педагогики нередко представлены в свете
христианской антропологии.
Рассмотрим инновационные аспекты разработки социальных проектов духовно-нравственного воспитания на основе духовных ценностей национального менталитета, базисных структур русской гуманистической традиции и
христианской антропологии как основания формирования образовательно-просветительских стратегий педагогики дополнительного образования на современном этапе развития российского социума.
Этот вопрос корнями своими уходит в
христианскую антропологию.
Поэтому вся
христианская антропология, в результате которой и появилось представление о личности как высшей реальности живого лица, лежит в совсем другой плоскости с точки зрения употребления и использования данного понятия.
Здесь
христианская антропология отводит должное место как постановке коренных вопросов, так и борьбе за подобающие ответы.
Именно по причине этой своей «непредвзятости» и «незаинтересованности» они служат лучшим подтверждением истинности
христианской антропологии.
Предмет духовно-нравственного воспитания должен представить программу социализации и адаптации человека в социуме с позиций
христианской антропологии, исторически оправдавшей себя в плане сохранения русской традиционной духовности.
Но поскольку по одной из основных концепций (
христианской антропологии) человек трехсоставен – тело, душа, дух, – то имеет особый смысл рассматривать схему именно из трёх этапов.
Работ по
христианской антропологии не очень много, и написаны они преимущественно для студентов теологических отделений светских вузов или для студентов православных духовных учебных заведений.
Следует сразу определиться, что, в отличие от мирской антропологии (в материалистическом ли её варианте или идеалистическом),
христианская антропология имеет три части, определяемые тем, человека в каком состоянии в данный момент она рассматривает.
Нравственное достоинство человека является также одной из проблем
христианской антропологии, которая не подлежит никаким упрощениям, как бы ни были эти упрощения заманчивы для многих.