В монографии доктора психологических наук, профессора кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии Ларисы Филипповны Шеховцовой рассматривается феномен «целостного человека» как онтологическая антиномия телесного и духовного, земного и небесного. В контексте интеграции христианского учения и современного научного знания осмысляются проблемы психической причинности и ипостасного трансцендентного начала, предлагается критика естественно-научной позитивистской парадигмы сознания, альтернативой которой выступает концепция психики (души) как невещественной духовной субстанции. Человек как ипостасно-природная целостность представлен в энерго-информационных координатах, общих как для науки, так и для христианского учения. Энерго-информационные преобразования в иерархическом устроении осуществляются ипостасью-личностью, управляющей природой «тела-души-духа» в целостности «человек». Монография рекомендуется преподавателям и студентам богословских учебных заведений, теологических факультетов светских вузов, антропологам и психологам, а также всем интересующимся проблемами христианской антропологии и современной православной психологии. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новая парадигма человека в свете православной психологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть вторая. Православная психология
Глава 1. Человек — предмет православной психологии
1.1. Целостность человека
Сегодня многие психологи, и секулярные, и религиозные, понимают необходимость целостного взгляда на всего человека. И это понимают не только теоретики, но и практики, работающие с человеком: психотерапевты, педагоги, дефектологи, психиатры и соматические врачи. Наука о человеке — это антропология.
Сегодня существует множество антропологий: биологическая, культурная, социальная, педагогическая, психологическая и христианская. Во всех антропологиях, кроме христианской, акцентирован тот или иной компонент человека и только в христианской человек представлен во всей полноте и целостности.
В. И. Слободчиков писал: «В человеке нет ничего, что не подлежало бы религиозному осмыслению и освящению; относительно такого осмысления все другие точки зрения на человека в своей отдельности и специфике — научная, этическая, эстетическая, прагматическая и др. — имеют частичный, а в своих претензиях на всеобщность, и неистинный характер… Необходимо одновременное виденье человека в трех исходных интуициях Священного Писания и Священного Предания: творения человека (его происхождения), его падения (или — деградации) и его спасения (преображения, даже сильнее — обожения)»[225]. То есть антропология должна дать ответ о происхождении человека, о его развитии и смысле и о его будущем. Христианское учение о человеке предлагает такие ответы.
Разработка концепции целостного человека является предметом православной психологии — научной дисциплины, интегрирующей современную научную психологию и христианскую антропологию.
Основные положения христианской антропологии:
1. Человек — тварь, созданная Богом;
2. Человек как ипостасно-природное единство;
3. Грехопадение человека;
4. Человек как Образ и Подобие Бога.
1.2. Человек — тварь, созданная Богом
Человек по природе — существо тварное.
«Создал Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу» (Быт 2:7).
Начало человека — персть от земли, душа же названа дыханием жизни. Созданное из праха земного, тело Адама по природе своей было таким же, как и все окружающее его вещество.
Сотворение Адама стало источником его имени. У свт. Иоанна Златоуста[226] мы читаем: «Итак, поскольку человек создан из Едема, девственной земли, он назван Адамом / как / соименный матери… Бог, создавший человека из земли, навал его по имени матери Адамом; она — Едем, он — Адам». А вот слова Диодора Тарсийского[227]: «Адам назван Адамом по своему рождению от земли в Едеме. Едем же /означает / красный».
Человек — тварь, созданная Богом-Творцом двумя актами: первый акт («взям персть из земли») — это те физические элементы, из которых мы состоим.
Второй акт: «Вдунул в лице его дыхание жизни». Дыхание жизни растолковывается богословами то как душа, то как дух. Но чаще как дыхание жизни, жизнь понимается душа.
Свт. Игнатий Брянчанинов[228] уточнял, что вдухновение души отнесено к лицу человека. Сегодня это подтверждает и психологическая наука: вспомним учение Кречмера о связи телосложения с особенностями характера и эмоциональной сферой, по этой теории все движения души, чувств отражаются на лице.
Христианство утверждает: Творец и тварь имеют различную природу. Тварь — принципиально иное существо по отношению к Богу, как и изделие, сотворенное из глины. Между Творцом и человеком как тварью — бездна: мы «иноприродны» Богу.
Позитивистская позиция, гласящая, что человека «произвела» эволюция материи, сегодня критикуется, подвергается сомнению даже в науке (современное естествознание пересматривает это положение). Б. Ф. Поршнев[229] писал о происхождении человека и разсуждал о разрыве между обезьяним рядом и человеком, о том, что в палеоантропологии так и не найдены промежуточные существа между обезьяной и человеком. По мнению этого учёного, появление речи у человеческого существа — это чудо! Спонтанно, сами по себе сознание и речь не могли возникнуть. Происхождение сознания и речи до сих пор науке непонятно и остается тайной.
В этом чудесном спонтанном возникновении сознания — «разрыве» эволюционного процесса — можно увидеть второй акт создания человека.
Если мы исходим из положения, что человек — тварь, то мы получаем прививку против самости и гордыни. Если мы говорим о бездне между человеком и Творцом, то это побуждает нас не забывать о том, что мы — инакие, отличные от Бога по природе существа.
Ведущее направление современной психологии, гуманистическая психология, возникло на основе гуманистического мировоззрения, которое вышло из средневекового сознания (согласно которому в центре мира — Бог). Гуманизм, который вышел из богословия, поставил на первое место, в центр мира, вместо Бога, человека: «Человек — это звучит гордо!»
Для христианского мировоззрения это неприемлемо, если главной добродетелью христианина считается смирение. Если мы говорим о бездне между человеком и Творцом, о том, что человек — тварь, то это побуждает нас не забывать о том, что мы отличаемся от Бога по природе.
1.3. Замысел Бога о человеке
В богословии существует точка зрения, по которой человек, как венец творения, созданный по Образу Божьему последним в шестой день, завершает тварный ряд и в силу этого должен включать в себя уровни бытия, созданные до него. Создав человека, Творец как бы объединяет в нем два края бытия: земной и небесный, феноменальный и умопостигаемый. Создавая человека, Творец имеет о нем специальный замысел. Вот как пишет об этом С. Л. Епифанович: «Как образ Логоса, промыслительно ведущего мир к конечному объединению с Собой, человек получил великое предназначение — фактически осуществить это объединение и таким образом исполнить великий «совет Божий» об обожении всего бытия. Он должен был совершить это в самом себе, в разных частях своего существа, в миниатюре представлявших собой разные части мирового бытия и отражавших все его противоположности или “деления”»[230].
Объединяя два края бытия, чувственный (материальный) и умопостигаемый (духовный, невещественный), человек, соответственно, становился (если бы не событие грехопадения) связующим звеном между вселенной и Богом, между своим Творцом и сотворенной Творцом вселенной. В святоотеческих писаниях многократно выражалось понимание человека как всеобъемлющего микрокосма, который отражает в себе и включает в себя качества явлений вселенной, макрокосма. По определению свт. Григория Нисского, «человек есть некий малый мир, содержащий в себе те же стихии, которыми наполнена вселенная»[231]
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новая парадигма человека в свете православной психологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других