Однако такая трактовка понимания вполне соответствует принципам философской
герменевтики, согласно которой опыт, накопленный одним человеком, не может служить предпосылкой для познавательной деятельности другого.
Одной из областей познания, в которых принципы
герменевтики находят наиболее полное воплощение, является психология.
По этой причине
герменевтика становится одним из направлений современной психиатрии, а интуиция как неосознанный клинический опыт – главным инструментом познания субъективного мира.
Конечно, это единение двух совершенно разных видов
герменевтики является задачей, которая постоянно требует новых решений.
Этим занимается
герменевтика – учение об адекватном понимании древних текстов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: набальзамированный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Главной его заслугой является разработка
герменевтики как метода понимания письменно фиксированных проявлений жизни, т. е. духовной культуры в её исторических образцах.
Преподавал на кафедрах нравственного богословия, библейской
герменевтики и сравнительного богословия.
Будь то имеющая дело с текстами филологическая
герменевтика или понимающая психология («дивинация» Шлейермахера) – и та и другая имеют дело с «духом».
Не обязательно быть феноменологом или следовать принципам исторической
герменевтики, чтобы войти в диалог понимания с живыми и яркими текстами отечественных мыслителей.
Совокупность представлений о содержании философии права выражена и представлена в учебном пособии в виде онтологических оснований права, его гносеологии и аксиологии, юридической
герменевтики.
По правилам
герменевтики, смысл текста со временем не меняется.
Наконец,
герменевтика свободы становится фактором консолидации публичного пространства, где в столкновении тезисов и аргументов, политических позиций, публицистических воззваний и философских концептов формируется дискурс свободы, в котором всякий раз подтверждается и актуализируется сознание свободы индивидуумов.
На наш взгляд, понятие конституционной
герменевтики может применяться для раскрытия «философии истолкования» положений конституции в духе таких современных концепций, как демократический конституционализм, гарантированные основные права и свободы человека, верховенство права.
Более того, она вообще не может быть решена при помощи
герменевтики.
Но оно осуществляется своего рода интеллектуальной элитой сообщества, которая в силу когнитивных способностей (мудрости) или объёма практического опыта (старейших), обладает неочевидными и потому таинственными знаниями (традиционной
герменевтики, не отделяющей интуитивной мудрости от рационального знания) и транслирует массовому сознанию лишь конечный результат такого знания.
Первое, что необходимо рассмотреть при изучении любой религиозной традиции, – это методы религиозной
герменевтики.
В. Дильтей показал значение
герменевтики (науки об истолковании) в изучении культуры, разработал метод интуитивного понимания исторических и историко-культурных феноменов.
У
герменевтики особое видение отношения «универсум – человек».
Такой метод может быть назван критической
герменевтикой: смысл прошлого может быть «разгерметизирован» только в моменты кризиса, переживаемого в настоящем.
Новая «
герменевтика субъекта», казалось бы, открыла неожиданные перспективы философского постижения человека.
Во-первых, это проявляется в одной из главных проблем
герменевтики – двойственности смысла любого символа.
Люди часто сами запутывают себя, предпочитая вместо буквального толкования аллегорический или спиритуалистический методы
герменевтики.
Вместе с тем очевидно, что наиболее перспективным направлением развития
герменевтики следует признать идею взаимодополнительности логико-гносеологического и ценностно-смыслового начал интерпретации.
Именно
герменевтика легла в основу теории конструктивизма в международных отношениях.
Являясь направлением философии и гуманитарных наук,
герменевтика рассматривает понимание как условие осмысления бытия.
Такое исследование не-значащих противоречий в объекте культуры сближается уже не столько с филологией и
герменевтикой искусства, сколько с философской деконструкцией.
Особое место занимает
герменевтика в той части философии, которая занята критикой идеологии как главного средства господства и социальной власти в современном мире.
В XIX веке
герменевтика стала общефилософским методом и расширила круг объектов.
Эта зарисовка, как мне кажется, вживе схватывает и форму и существо того феномена, который в современной
герменевтике обозначается понятием «дискурс».
Методы духовной
герменевтики / экзегезы позволили адекватно интерпретировать / истолковывать канонические тексты, не искажая их духовного содержания.
Искусство толкования (интерпретации) библейских текстов называют
герменевтикой.
Объективность филологического анализа, следовательно, полагает своей основой именно романтическую
герменевтику, признающую подлинную и глубокую связь между людьми, которая реализуется в языке вообще и в поэтической речи в частности.
С точки зрения
герменевтики (гуманитарной), смысл государства состоит в том, чтобы оно подчинило насилие праву, произвол – законности.
Третий раздел монографии – «
Герменевтика новой жизненной среды: советское и постсоветское» – состоит из трёх глав.
В исходном смысле
герменевтика (от греческого слова «разъясняю») – наука о толковании текстов.
Таким образом, целостность и уникальность самой жизни и есть исходный пункт понятий
герменевтики, в то время как ландшафт реальности, воспроизводимый с помощью естественных наук, есть отвлечённый от феномена жизни полюс универсальных понятий, весьма далёкий от этой целостности.
Во-вторых, к переходу от системы ценностей, состоящей из традиций
герменевтики и наук о духе к системе естественных, технических и математических наук.
Шлейермахер, один из основателей
герменевтики, полагал, что «метод диктуется объектом исследования» [305, с. 30].
Здесь выявляется значимая для всей истории
герменевтики, как мы увидим, коллизия доверия и удостоверения, веры и знания.
Поговорим о противоположности эмпиризма и рационализма, о классической и неоклассической немецкой философии, рассмотрим труды основных представителей
герменевтики и остановимся на философских трудах девятнадцатого и двадцатого веков.
Практика установления справедливости из рода онтологии превращается в разновидность
герменевтики.
Правовая
герменевтика ориентирована на интерпретатора, поэтому толкование является искусством профессионала.
Курс соединяет конструктивистский критический подход к культурам и
герменевтику социального действия, благодаря чему можно изучать и ближайшие, и отдалённые последствия взаимодействия разных культур.
Такая установка по отношению к сказочному фольклору является достаточно корректной даже с позиций классической
герменевтики.
Искусству интерпретации посвятили себя сотни исследователей, возникла наука
герменевтика.
Основные труды: «Введение в науки о духе. Критика исторического разума»; «Описательная психология»; «Возникновение
герменевтики» и др.
Однако помутнение взгляда, порождённое культурной ситуацией когнитивного акта, можно превратить в преимущество, если не пытаться – безуспешно – устранить из акта познания собственную точку зрения, а суметь актуализировать диалогическую
герменевтику, способную превратить предпосылки, определяющие наш современный взгляд, в инструменты восприятия далёких голосов.
Наш опыт описания исторического становления
герменевтики, конечно, далеко не первый.