В контексте взаимодействия философии и права в современных условиях особенно интересен высший уровень
философской методологии, общие принципы познания и категориального строя науки в целом.
Роль
философской методологии изучения человека с развитием конкретных наук не уменьшается, а возрастает.
Философская методология находит продолжение в методологии разных сфер практики.
Это важный раздел философии, принципиальная философская проблема, так как
философская методология универсальна по сути своей и применима в любых областях действительности и научного знания.
Результат их соперничества определяется «арбитром», в роли которого выступают системы понимания изучаемой реальности, более общие, чем сами теории – в
философской методологии науки их принято называть «общими смыслами».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мелодекламатор — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вместе с тем «антропологизация» психологии личности несёт серьёзный риск растворения собственных вопросов психологии личности в лоне
философской методологии и безграничного парения над океаном эмпирических фактов, с таким трудом добытых в конкретных областях психологии.
Обращение к уровням методологии науки, прежде всего к уровню
философской методологии познания, продиктовано тем, что без понимания функций каждого из этих уровней психология окажется беспомощной при выделении эмпирической сферы фактов, относящихся к компетенции психологического изучения личности, решении задач междисциплинарного синтеза, мировоззренческой оценке представлений о природе личности.
Не смотря на свой элитарный характер, недуалистическая
философская методология пратьябиджни ориентирована на усвоения её каждым человеком, вне зависимости от кастового, семейного, или конфессионального положения.
Это размышление могло бы затронуть и десятки других граней вопроса, пойти по другому маршруту, воспользовавшись обширной
философской методологией.
В связи с постоянным ростом научно значимых результатов в различных сферах гуманитарных и социальных наук особое значение приобретает, с одной стороны, междисциплинарный подход, а с другой – социальная философия, которая выступает мировоззренческим и методологическим ориентиром для всех остальных наук, поскольку её собственная
философская методология позволяет обобщить их результаты, а также построить предельно общие модели социально значимых культурных процессов.
Методологические – мировоззренческие – возможности культурологии лежат в русле богатой отечественной традиции развития
философской методологии науки.
Сложность современной науки такова, что успешно продвигаться в научном поиске и добывать новые знания уже невозможно без осознания самого процесса получения знаний, чем и занимается
философская методология.
За
философской методологией следует уровень общенаучных принципов и форм исследования, специфика которых состоит в относительном безразличии к конкретным типам предметного содержания отдельных наук, вместе с тем обладающим некоторыми общими чертами процесса научного познания в его достаточно развитых формах.
Современная философская культура плюралистична по духу и поэтому ей, возможно, не хватает чёткой и строгой
философской методологии, что ставит современного человека в весьма затруднительную ситуацию – ситуацию свободы, выбора и ответственности одновременно.
Ещё более важны не конкретные выводы, а
философская методология марксизма, его последовательно материалистическое мировоззрение и диалектический метод.
Умение же применять диалектический метод в конкретнонаучном исследовании и в практической деятельности есть творческий процесс, требующий не только серьёзных знаний в области
философской методологии, но и глубокого понимания специфики исследуемых явлений и сферы рассматриваемой криминологической деятельности.
Традиционно считалось, что
философская методология образует первый, более высокий уровень методологического анализа.
Стало ясно, что выявление характерных для российской культуры стандартов социального поведения в конфликтной ситуации и способов её успешного разрешения возможно в соответствии с определённой
философской методологией – диалектической или метафизической, включающей в себя актуальную модель мира и соответствующую теорию познания репрезентации.
Материалистическая диалектика – одна из форм диалектики, а последняя – один из элементов (уровней)
философской методологии наряду с метафизикой, феноменологией, герменевтикой и др.
И даже выдающиеся учёные, совершившие значимые открытия в науке, не освоив
философской методологии, делают ошибки, свойственные неофитам.
Этим термином я обозначаю область общесистемного социального знания, соединяющего в себе принципы
философской методологии и общенаучные идеи системного подхода и системного анализа.
Это понимание реализуется в феноменологическом методе как примере масштабного применения
философской методологии в исследовании психической болезни.
Упрощённый подход к изучению психопатологических явлений и способам их познания, игнорирование классической психиатрией
философской методологии не содержат в себе предпосылок для радикальных перемен и преодоления кризисных явлений в психиатрии.
Каждая из указанных “частей”
философской методологии имеет свою систему специфических категорий- понятий.
Можно даже сказать, что философские эксперименты – одна из отличительных характеристик
философской методологии, поскольку они позволяют придать наглядность и убедительность абстрактным философским построениям.
С точки зрения
философской методологии, основная идея этого концепта состояла в поиске меры в отношении объектов, овладении гармонией при взаимодействии противостоящих сторон, а также содержала некоторые разумные и конструктивные факторы.
Задачи, которые ставятся на уровне конкретно-научной методологии, обычно не могут полностью исчерпать задач, формулируемых на уровне
философской методологии и на уровне общенаучных принципов и форм исследования.
Во-вторых, как хорошо известно в
философской методологии науки, любой метод всегда «теоретически нагружен», построен в некоторой смысловой системе, выражающей базовые смыслы соответствующей теории и научной «идеологии», и, как хорошо известно из истории науки, даже результаты простого наблюдения описываются и интерпретируются в системе определённых, заданных общей теорий, смыслов.
Удержать единство противоположностей можно в том случае, если вовремя учитывать пределы каждого из начал, обосновывать адекватное потребностям времени их соотношение, опираясь на регулирующую роль
философской методологии.
Тесная связь методологии с диалектикой не означает тождественности этих понятий и того, что материалистическая диалектика выступает как
философская методология науки.