Философский анализ стандартов естественности российских и зарубежных обществ

Равиль Галиахметов, 2013

Высокая интенсивность возникновения конфликтов и острота порождаемых ими проблем делают необходимым выявление реальных причин, предметное изучение социальных последствий, которые они влекут. Показано, что на выбор стратегии разрешения конфликта большое влияние оказывают социальные стандарты естественности. Для европейцев и американцев при разрешении конфликта предпочтительной будет стратегия достижения компромисса, для россиян – стратегия сотрудничества. Предназначена для студентов, аспирантов, а также всех интересующихся данной проблемой.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философский анализ стандартов естественности российских и зарубежных обществ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Актуальность монографии обусловлена целым рядом причин, связанных как с реалиями жизни современного российского общества, так и состоянием отечественной конфликтологии.

К первой категории причин относится высокий уровень конфликтности социальных процессов российского общества. Одной из самых опасных тенденций современного развития России остается рост количества, остроты и деструктивности социальных конфликтов во всех сферах общества. Это объясняется тем, что начиная с 90-х годов ХХ века практически все стороны жизнедеятельности российского общества подверглись коренному переустройству. Основными причинами социальной напряженности в российском обществе по-прежнему остаются проблемы социального и экономического характера. Появление новых форм собственности и нового характера трудовых отношений способствовало значительному росту числа правовых и трудовых конфликтов. Управляющие предприятий тратят до четверти и более своего рабочего времени на урегулирование различного рода конфликтов и их последствий. Эта цифра увеличивается до 30 % для руководителей низшего звена.

В ряде регионов России в результате деидеологизации и утраты традиционных нравственных ориентиров социальное недовольство населения приобретает экстремистскую, националистическую и религиозную окраску. Имеет место латентная эскалация национального и конфессионального противостояния. Как показывают события последних лет, межнациональные конфликты, сталкивая группы населения, провоцируют дезинтеграционные процессы, усиливают тенденции к сепаратизму. Важными причинами, обусловливающими актуальность исследования данной темы, являются общее состояние отечественной конфликтологии в целом, необходимость разработки методологии социально-философского анализа конфликта. В современных условиях российскому обществу не хватает методологических, фундаментальных и прикладных знаний об источниках, закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов, а также о наиболее приемлемых и адекватных способах их предупреждения и конструктивного разрешения. Однако в российской конфликтологии на сегодняшний день некоторые вопросы остаются нерешенными, так как число эмпирических исследований разного рода конфликтов в ней явно превышает количество социально-философских работ, направленных на создание общей теории конфликта. Только около 30 % диссертаций, защищенных по проблеме конфликтов с 1991 по 2005 год, были чисто теоретического плана, остальные 70 % работ имели прикладной характер. И лишь недавно стали появляться социально-философские аналитические работы, направленные на создание общей теории конфликта (А. Я. Анцупов, С. Л. Прошанов Российская конфликтология. Аналитический обзор 607 диссертаций. ХХ век. — М.: ЮНИТИ, 2004. С. 33).

В российской конфликтологии по-прежнему остается неизученной роль национально-культурных факторов, традиций, идентичности социальных стандартов и их влияния на процесс разрешения конфликтов. Конфликтологи, активно изучающие способы разрешения конфликтов, не учитывают национальные и социально-культурные идентичности, которые определяют специфику как протекания, так и завершения конфликта. В результате сегодня в России заимствуются и применяются на практике созданные на Западе модели и способы разрешения конфликтов, которые в российских условиях далеко не всегда продуктивны и не дают ожидаемого эффекта. В связи с этим разработка и исследование отечественной традиции разрешения конфликтов, идентичной модели мира российского общества, становятся крайне актуальными.

Применение методологического подхода, сформулированного в работах Н. М. Чуринова, к общей теории конфликта высветило новые, ранее неизученные её аспекты. Стало ясно, что выявление характерных для российской культуры стандартов социального поведения в конфликтной ситуации и способов ее успешного разрешения возможно в соответствии с определенной философской методологией — диалектической или метафизической, включающей в себя актуальную модель мира и соответствующую теорию познания репрезентации. Данный методологический подход социально-философского анализа конфликта имеет важное практическое значение и недостаточно разработан в современной конфликтологии.

Конфликты как социальное явление, причины его возникновения и способы разрешения традиционно разрабатывается в западноевропейской науке. Социальным конфликтам посвящено много трудов известных европейских философов, социологов, политологов и психологов. Так, с точки зрения деления общества на классы или социальные группы, имеющие неравный доступ к материальным и социальным ресурсам, конфликт изучали К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер.

В рамках социал-дарвинизма (Г. Спенсер) конфликт изучался как проявление всеобщего биологического закона борьбы за выживание. Это направление дало импульс для целой серии исследований этнических конфликтов и причин их возникновения (Л. Гумплович, У. Самнер, Д. Мацумото, М. Бруэр и Д. Кэмбелл).

(В.А. Светлов. Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов. Учебное пособие. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009).

Впервые позитивные функции конфликта были исследованы в работах Г. Зиммеля. Среди последователей функционализма Г. Зиммеля были те, кто относился к конфликту как к социальной аномалии в жизни общества (Т. Парсонс, Р. Мертон), и тех, кто продолжал изучать позитивные функции конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг). В рамках последнего направления были созданы системные теории конфликта, изучающие его как закономерное явление социальной жизни и оказывающие позитивное влияние на процесс развития общества. В работах западноевропейской социологии и политологии впервые появились разработки технологий урегулирования и разрешения конфликтов. Это было сделано в работах Р. Дарендорфа, Д. Аптера, Е. Нордлинжера, Дж. Бертона.

В психологии ХХ века было создано множество теорий конфликтов, которые объясняли их возникновение и разрешение с точки зрения особенностей личности и проблем межличностных отношений. Это психоаналитическая (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, К. Г. Юнг); социотропная (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.), этологическая (К. Лоренц, Н. Тинберген), теория групповой динамики (К. Левин; Д. Креч, Л. Линдслей), фрустрационно-агрессивная (Л. Берковитц, Д. Доллард, Н. Миллер), поведенческая (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс); социометрическая (Д. Морено, Г. Гурвич, Э. Дженигс, С. Додд), интеракционистская (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель), теоретико-игровая (М. Дойч), теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон), теория и практика переговорного процесса (Р. Фишер, Д. Прюитт, Д. Рубин, У. Юри).

Отечественная конфликтология в силу объективных причин все еще проходит период становления. Однако необходимо отметить, что в течение всего ХХ века российские исследователи обращались к проблеме конфликтов. Первая волна таких исследований относится к 1920-м годам, когда отечественные социологи изучали забастовки, стачки, бунты, погромы, мятежи, характерные для этого времени (Я. Л. Юделевский, П. А. Сорокин, С. Звоницкая, М. И. Могилевский, Г. А. Каменецкий, П. Н. Авдеев, Л. Я. Гурин, А. В. Шмульян, А. М. Стопани). С начала 1930-х годов и в последующий период практически никаких исследований отечественными учеными-обществоведами в области социальных конфликтов не проводилось. С середины 1960-х годов до начала 1980-х годов их интерес к конфликтам возобновляется и направляется в основном на изучение трудовых и производственных конфликтов. Существенный вклад в исследование социальных конфликтов в это время внесли В. М. Шепель, Э. Я. Мозговая, Л. А. Семенова, В. О. Храмов, В. И. Поздняков, В. Н. Шаленко, Н. В. Малярова, Е. С. Дружинин, Л. А. Нечипоренко, Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк, В. Н. Ковалев и другие. В конце 1980-х годов большой вклад в развитие конфликтологии внес В. А. Светлов. С 1992 года началось становление российской конфликтологии. Это проявилось в резком увеличении количества работ российских исследователей, посвященных анализу явления конфликта, формированию понятийной базы конфликтологии, методологии анализа и методов разрешения конфликтов. Это было сделано в работах А. Я. Анцупова, Е. М. Бабосова, С. В. Баклановского, А. В. Дмитриева, А. К. Зайцева, Ю. Г. Запрудского, А. Г. Здравомыслова, Г. И. Козырева, В. А. Семенова, Э. А. Уткина, А. И. Шипилова. Психологическим причинам возникновения конфликтов и способам их разрешения посвящены работы отечественных психологов Е. Н. Богданова, Н. В. Гришиной, А. П. Ешдес, В. Г. Зазыкина, В. В. Ковалева, и др. В последние годы стали появляться работы, направленные на создание единой теории конфликта в отечественной науке, что нашло выражение в трудах С. Л. Прошанова и В. А. Светлова.

На современном этапе отечественной философии активно разрабатываются методология и анализ стандартов социальности, естественности и соответствующих им теорий познания в трудах Н. М. Чуринова и его научной школы. Эти идеи получили развитие в работах Н. А. Князева, С. Ю. Пискорской, И. А. Пфаненштиля, где изучается влияние стандартов естественности на процессы познания и на организацию социальной жизни.

Вместе с тем проблема взаимосвязи конфликтов и национально-культурных стандартов жизни общества, в частности стандартов естественности, остается практически неизученной. Все известные работы, затрагивающие проблему стандартов естественности, носят общефилософский характер и не исследуют влияние стандартов естественности на процесс возникновения и разрешения конфликтов в разных культурах. Анализ работ по данной теме показывает актуальность и необходимость социально-философского анализа конфликта и разработки эффективных путей решения, адекватных российскому типу общества и его стандартам.

Теоретическую базу исследования составили положения классиков западной социологии конфликта: основателя диалектической теории конфликта К. Маркса, создателя конфликтного функционализма — Г. Зиммеля и его последователей — Л. Козера, Р. Дарендорфа, К. Боулдинга, кроме того, работы А. А. Богданова, Э. Ласло, У. Матураны и Ф. Варелы, Н. Н. Моисеева, И. Пригожина, А. А. Самарского и С. П. Курдюмова, Г. Хакена, М. Эйгена, У. Р. Эшби, изучающие принципы развития и самоорганизации живых систем. Особое место в этом ряду занимают труды В. А. Светлова, который на основе принципов самоорганизации систем создал единую теорию конфликта.

В систему методов, положенных в основу исследования, вошли: историко-описательный, историко-сравнительный, историко-логический методы, библиографический и историографический анализ документальной информации. Также использовались общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения и обобщения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философский анализ стандартов естественности российских и зарубежных обществ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я