Ведь подобные тенденции ведут по инерции не просто к замене одной, так сказать, парадигмы в философии другой, не просто к смене «
философии тождества» «философией различия»; но фактически к отказу от постановки фундаментальных проблем и – в пределе – практически к распылению самой философии как таковой (а это уже вовсе не та свойственная философии самокритика, которая обязательно ставит под вопрос и подвергает сомнению собственные основания), замещая её бесконечным множеством мельчайших наиконкретнейших прикладных исследований, проводимых по многочисленным моделям социальной/культурной истории или антропологии.
Подобное противопоставление классики и неклассики, и соответственно также противопоставление «
философии тождества» и «философии различия», некритически выстроенное по модели классической бинарной оппозиции, под своей наглядной очевидностью «или одно, или другое, а третьего не дано» скрывает целый пучок нерешённых (и нерешаемых таким способом) проблем; что ставит под вопрос предпосылки и основания подобной схемы, а следовательно – и обоснование её действенности.
Определяющим понятием в
философии тождество субстанции и субъекта бытия и мышления является понятие «Абсолютный разум», в котором субъект и объект неразрывно связаны и образуют целостную неразличимость субъективного и объективного.
Затем в течение нескольких лет он создал учение трансцендентального (или эстетического) идеализмаи
философию тождества.
Так, классическая философия, которую некоторые авторы характеризуют как «
философию тождества», рассматривает в качестве предмета исследования наиболее общие закономерности действительного мира, который представляет собой целостное единство, доступное человеческому разуму.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кружевца — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Не совсем согласуется с этим объяснением, когда он тут же утверждает, что для него
философия тождества была лишь переходом; внутренне он был далёк от того, чтобы принимать её за всю философию в том смысле, в каком это сделали вы впоследствии.
Здесь впервые в развитии идеализма заявляет о себе мотив, ведущий к
философии тождества.
Объектом
философии тождества и образующего её орган интеллектуального созерцания, к понятиям которого мы приходим через указанную абстракцию, является скорее чистый субъект-объект или абсолютный разум, или рассудок, в той мере, в какой он мыслится как полное безразличие субъективного и объективного.
Чтобы встать на точку зрения
философии тождества, необходимо, как говорится в очерке об истинном понятии философии природы, отстраниться от субъективного интеллектуального созерцания, требуемого учением о науке, т. е. всё же абстрагироваться от того, что рассматривается в этом созерцании, и держать в поле зрения только то, что просто рассматривается, – чисто объективное.
Философия тождества (под этим обозначением, с одной стороны, натурфилософия в её «первой форме» вместе с системой трансцендентального идеализма, а с другой – доктрина отступничества и свободы) произвела глубокий и повсеместный эффект.
Проблематизация идентичности в рамках
философии тождества исключало из фокуса исследования вопросы различия и изменчивости.
Поэтому предмет интеллектуального созерцания, которого требует
философия тождества, уже не похож на тот, которого требует учение о науке, или сам предмет философии тождества уже не является, как в учении о науке, «я»; ведь «я» – это то, что я созерцаю в себе лишь постольку, поскольку я отождествляю его с собой, созерцателем.
Критика
философии тождества способствовала выделению идентичности в отдельную проблему социально-гуманитарного знания.