Одно из них было предложено позитивизмом, который отверг умозрительные концепции
философии природы, созданные в рамках посткантовского рационализма, и приобрёл большое влияние в среде ученых-естествоиспытателей.
В этом качестве оно играет большую роль в различных видах
философии природы и философии познания природы человеком и употребляется в терминах, связующих эти два направления философии.
Значение платоновского наследия для аристотелевской
философии природы в целом и его «качественной физики» в частности неоспоримо.
Гоббсвыделял
философию природы и философию государства.
Наиболее оригинальная черта этих лекций – смелое привнесение «социального» в то, что является по крайней мере
философией природы и, если такое название не покоробит прагматиста, может быть также названо метафизикой.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: электронщик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Возникшая в действительности наука оказалась настолько могущественной в предсказывании и объяснении фактов в столь многих областях исследования (от затрагивавших самые обычные события повседневной жизни до космологических проблем небесной механики), что – после менее ста лет столь внушительных достижений – люди стали склонны верить, к концу XVIII столетия, что эта наука дала человечеству единственное аутентичное средство исследования подлинной структуры физической реальности, достигнув таким образом той цели, к которой «традиционная»
философия природы безуспешно стремилась много столетий.
Кантовская
философия природы не сохраняет места для какого-либо бога или руководителя мироздания, но историю она рассматривает как «выполнение тайного плана природы», направленного на создание совершенного внутренне и внешне государственного устройства как единственного условия развития всего заложенного природой в человечество.
Эта высокая
философия природы отразилась у нас в дуализме не враждебных сил добра и зла, как обвиняют нас в этом немецкие учёные, незнакомые с нашею народностью, но в дуализме примирения, соединяющем противоположные крайности в общую цель жизни и уничтожающем таким образом их одностороннюю зловредность.
Изложение
философии природы лучше всего начать (как уже было указано выше) с идеи небытия (privatio), т. е. с воображаемого уничтожения универсума.
О частях животных I, 1:Древнейшие и первые из тех, которые занимались
философией природы, исследовали причины материальной первосущности подобного рода: что ею является, какова она и как возникает из неё целое, а также что приводит её в движение – вражда, дружба или разум, или же [движение возникает] спонтанно, и материальная субстанция имеет ту или иную природу по необходимости, как, например, природа огня тёплая, земли – холодная, [с другой стороны], огня – лёгкая, земли – тяжёлая.
Центральный персонаж естественной
философии природы – это её форма.
В милетской
философии природы мы находим и материализм, и атеизм, и рационализм – все они надолго стали считаться хорошим тоном среди естествоиспытателей.
Ещё позднее в философии стали выделять так называемую
философию природы, или натурфилософию, на основе которой затем и сформировался комплекс естественных наук: физика, химия, биология и так далее, а также гуманитарные науки, которые более не рассматривались в контексте философии.
Чтобы встать на точку зрения философии тождества, необходимо, как говорится в очерке об истинном понятии
философии природы, отстраниться от субъективного интеллектуального созерцания, требуемого учением о науке, т. е. всё же абстрагироваться от того, что рассматривается в этом созерцании, и держать в поле зрения только то, что просто рассматривается, – чисто объективное.
Эта глава живо напомнила мне произведения того рабочего-мыслителя, который в простой и наивной форме первый изложил основы пролетарской
философии природы.
Но и для положительных наук немалое значение имеет то критическое уяснение их основных принципов, которым они обязаны глубокому и осторожному анализу этого методолога; во всяком случае, значение это больше того, какое принадлежит какой-либо системе
философии природы или духа.
Так, например, наряду с эмпирическим естествознанием образовалась
философия природы, наряду с опытной психологией – философская или рациональная и т. д.
Как следствие, в составе философской традиции теперь выделяются два основных направления, различающиеся способом методологической концептуализации живого: философия жизнии
философия природы.
Однако, в историческом движении
философии природы изначально целостное знание о мире разделилось на философское и научное.
Открывая «Философию духа», третью часть гегелевской «Энциклопедии философских наук», и будучи расположенной на границе
философии природы и философии духа, антропология – учение об индивидуальной человеческой душе – всегда смущала исследователей именно своим вниманием к индивидуальности, индивидуально-реальному, теме, традиционно считающейся характерным образом не-гегелевской.
У него есть своя устойчивая система образов, самобытная
философия природы.
Поскольку первые делают возможным теоретическое познание их предметов по априорным принципам, а второе уже в своём понятии содержит по отношению к ним лишь негативный принцип (простого противоположения), для определения же воли вводит расширяющие основоположения, которые поэтому называются практическими, то философию с полным основанием делят на совершенно различные по своим принципам части – на теоретическую в качестве
философии природы и практическую в качестве философии морали (ибо так именуется практическое законодательство разума в соответствии с понятием свободы).
Он даёт два определения
философии природы: материализма и идеализма.
Поэтому сегодня – конечно, при соблюдении надлежащей интеллектуальной секретности – социальные философии и
философии природы принимают в наследство представления метафизики.
Не вполне понятно, на какую
философию природы опираются эти псевдоидеи.
Однако он рассматривает концепцию философии как отправную точку и необходимое условие для всей её имманентной эмпирической практики, которая основана на истории и, следовательно, на концепции
философии природы.
Чистая теоретическая философия, по его мнению, должна заниматься лишь исследованием реальности нашего знания вообще, отвечать на вопрос, как существует мир вне нас, как возможна природа, а значит, и опыт, или как возникают в нас представления о внешних вещах; прикладная же философия, называемая
философией природы, отвечает за выведение из принципов определённой системы нашего знания, т.е. системы всего опыта.