А почему, – продолжим диалог и обратимся к психологической
теории деятельности.
Согласно современной
теории деятельности мозга, многие суждения, мотивы и чувства формируются бессознательно.
Таким образом, мы обозначили те вопросы, которые считаем наиболее актуальными для эволюционного измерения
теории деятельности.
Пятое направление – разработка
теории деятельности применительно к управлению сложными социальными объектами и акторами.
По этой
теории деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, доминирует лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жёсткая эксплуатация одной части общества другой.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: глоссатор — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Зинченко и других психологов
теория деятельности стала основной методологической базой советской психологии.
Будучи рассмотренными в контексте
теории деятельности, известные факты проявления установки предстают в новом свете.
Цель является важнейшим понятием
теории деятельности.
Мышление в
теории деятельности рассматривают как прижизненно формирующуюся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности, направленному на то, чтобы открывать скрытые от не посредственного наблюдения её стороны.
Чем дальше развивалась
теория деятельности, тем большее число различных психологических проблем – таких, как проблемы строения деятельности, взаимоотношения между психическим отражением и деятельностью, возникновения и развития психики, структуры сознания, становления личности и т. д. – находили в ней своё отражение.
Для
теории деятельности нет чужих проблем, так как её последовательное развёртывание приводит к постановке вопросов, охватывающих важнейшие достижения научной психологии.
Нельзя понять происхождение деятельности у отдельного человека без раскрытия её изначальных связей с общением и со знаково-символическими системами. <…> Перспективы полидисциплинарной
теории деятельности в значительной степени связаны с объединением деятельностного и знакового подходов.…
Они приобретают актуальность для историков, непосредственно работающих с эмпирической тканью истории, выявляющих новые наиболее эффективные методы исторического исследования; историков философии, интересующихся динамикой самих идей; филологов, стремящихся переосмыслить историческое движение языковых структур и семантических универсалий; психологов, пытающихся актуализировать поворот от «догматической
теории деятельности» к проблемному исследованию сознания, личности, души и духа; философов-методологов, ищущих нетривиальные подходы к проблеме социокультурной обусловленности когнитивных процессов.
Дело в том, что манипуляция – это процесс, направленный на достижение манипулятором поставленной цели, его можно назвать также действием (в рамках психологической
теории деятельности действие понимается как процесс, направленный на достижение осознаваемой цели).
Да и в целом, взгляд через
теорию деятельности здесь весьма полезен – ведь действительно, у терапии есть и цели (желаемое будущее, которое необходимо конструировать), и неудовлетворённые потребности (которые можно анализировать), и мотив (проблема), определённые задачи и действия, которые складываются в… процессы.
Именно в контексте
теории деятельности осуществлялись конкретные исследования различных психических явлений.
Одним из направлений развития психологической
теории деятельности человека является изучение роли состояния его психических и физиологических функций в обеспечении профессиональной надёжности.
Культурно-историческая
теория деятельности предлагает исследовать роль технологий в конструировании новых форм взаимоотношений между пользователем и средой, а также развития новых типов систем человеческой деятельности.
Обращаясь к основным положениям
теории деятельности, автор переключает внимание с функционирования музея как учреждения (институциональный подход) на деятельность человека как субъекта музейной деятельности.
Его главное научное достижение связано с разработкой общепсихологической
теории деятельности.
Истоки построения
теории деятельности в нашей стране берут своё начало в трудах представителей психологической науки.
Пришло время немного рассказать об основах
теории деятельности.
Поэтому некоторые современные исследователи в области
теории деятельности (Асмолов,2007), видя в установке механизм стабилизации деятельности, подчёркивают, что установка является моментом, внутренне включённым в саму деятельность, и именно в этом качестве трактуют установку как порождаемую деятельностью.
Таким образом, современное состояние рефлекторной
теории деятельности мозга приводит к неизбежному заключению, что рефлексы – это не апсихические феномены, но поведенческие, секреторные и биохимические реакции организма, включающие в качестве своего центрального звена построение нервной информационной модели детерминирующих их раздражителей, т. е. психику.
Такими теориями являются
теория деятельности, теория структурно-функционального анализа, а также системный анализ в исследовании массовой коммуникации.
Что же касается обвинений в невозможности объяснения с позиций деятельностного подхода всех социальных явлений, то оно базируется на анализе конкретных
теорий деятельности, чаще психологических, акцентирующих внимание на индивидуальной деятельности или на отдельных действиях, не претендующих на универсальность в исследовании общих социальных процессов.
Таким образом, незнание зарубежных концепций привело не к увлечению нашими исследователями
теорией деятельности, а, наоборот, привело их критиков к отрицанию последней.
Именно поэтому при изучении проблемы свободы
теория деятельности весьма актуальна.
Полезно соединить
теорию деятельности с теорией хаоса.
Кроме этого, изучение достижений различных психологических школ показывает, что есть реальная возможность создания пятикомпонентной психологической теории и на её основе пятикомпонентной
теории деятельности.
Отвечает
теории деятельности личностно-ориентированный подход в деятельностном единстве обучающегося и обучающего, который актуализирует значимость и необходимость развития когнитивных ресурсов субъекта получения образования.
С позиций
теории деятельности, психика не может существовать вне деятельности, а деятельность – вне психики…
Если же описываемый материал всё же сопротивлялся, схемы
теории деятельности достраивались и уточнялись.
У нас не просто системное мышление в приложении к практикам менеджмента, а методология (в экономике и менеджменте методологию часто называют праксеологией) как общая
теория деятельности безотносительно способов её организованности и дальше системная инженерия как нормативная методология (предписание SoTA практик мышления и действия) создания и развития: безмасштабная (то есть организационные системы попадают её объектом как системы одного из масштаба) и непрерывная (идея техно-эволюции/бесконечного развития, отражённая в понятии «непрерывное всё»/continuous everything, то есть непрерывная разработка, непрерывное изготовление, непрерывное введение в эксплуатацию и т.д.).
Отталкиваясь от положений психологической
теории деятельности, можно допустить, что внимание связано с тем, как познающий субъект организует собственную деятельность(познавательную или практическую) в соответствии со своими целямии задачами.
Представлена авторская модель обучения аудированию иноязычного текста, которая, с одной стороны, вписывается в рамки коммуникативного метода обучения иностранным языкам, а с другой – построена с учётом одного из важнейших понятий общей
теории деятельности – рефлексии.
Эти факты, однако, не исследуются в контексте психологической
теории деятельности, ибо личность там фигурирует в минимальной степени – точно так же, кстати, как при изучении различных психических процессов.
В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической
теорией деятельности.
Все эти разногласия свидетельствуют об активной научной работе, ведущейся в области
теории деятельности, которая на сегодняшний день, независимо от противоречий в методологии её исследования, является, по мнению автора, основным и ведущим объяснительным принципом при анализе и описании социальных процессов, социальных структур и институтов.
Основные понятия «индивид» и «личность» здесь также раскрываются с позиций психологической
теории деятельности.
Приведённая цитата наиболее точно выражает собой позицию основателя одной из достаточно влиятельных школ, объединяющей к настоящему времени представителей различных специальностей: философов, логиков, психологов, системотехников и др., развивающих особую теорию, которая обозначается в их трудах как «общая
теория деятельности».
Такой призмой, по мнению автора, является
теория деятельности, выступающая как объяснительный принцип социальной действительности.