Системный менеджмент – 2023

Анатолий Левенчук

Курс системного менеджмента учит практике менеджмента как системной инженерии успешных организаций. Курс выделяет основные менеджерские роли (бизнесмен, орг-архитектор, организатор, администратор) аналогично инженерным ролям, рассказывает о менеджерских практиках, включая стратегирование, архитектуру предприятия и оргпроектирование, лидерство и целеполагание, управление работами и финансами, администрирование.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Системный менеджмент – 2023 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Системный менеджмент и системная инженерия

Менеджмент как прикладная системная инженерия для организаций

Практику менеджмента/management мы считаем прикладной инженерией организаций. Системный менеджмент/systems management — это как раз использование системной инженерии как нормативной дисциплины для создания и развития организаций. Конечно, есть и другие варианты значения термина «системный менеджмент», словарное гнездо его имеет множество самых разных значений. Например, systems management в википедии ведёт не столько на практику администрирования людей, сколько на практику администрирования компьютеров, «система» тут означает компьютерную аппаратуру6. Иногда «системным» называют любой менеджмент, не имеющий отношения к системной инженерии, но использующий слова «система» в описании своих практик. Часто даже эти слова используются по делу, только речь идёт чаще всего о первом поколении системного мышления: замечание, что «всё со всем в системах сложно связано, но сначала нужно посмотреть в окружение системы перед разбирательством как там всё связано внутри». И всё, практики как именно «смотреть», как именно моделировать, как именно использовать компьютерные системы для обеспечения целокупности организаций — этого ничего нет, зато в этих книгах много примеров описания нестандартных причинно-следственных отношений, которые можно выявить в организациях. Мы назовём эти книги «системное мышление для менеджмента», и важно, что там ровно вот эта пара: «системное мышление первого или даже второго поколения» и сразу переход к «менеджменту организации как системе».

Наш подход кардинально отличается:

1. У нас тоже системное мышление, использование понятия «система» для обсуждения практик менеджмента. Но речь идёт не о первом и втором поколении системного подхода, а о третьем, учитывающем бесконечное развитие (open-endedness) систем с увеличением их сложности, их эволюцию.

2. У нас не просто системное мышление в приложении к практикам менеджмента, а методология (в экономике и менеджменте методологию часто называют праксеологией7) как общая теория деятельности безотносительно способов её организованности и дальше системная инженерия как нормативная методология (предписание SoTA практик мышления и действия) создания и развития: безмасштабная (то есть организационные системы попадают её объектом как системы одного из масштаба) и непрерывная (идея техно-эволюции/бесконечного развития, отражённая в понятии «непрерывное всё»/continuous everything, то есть непрерывная разработка, непрерывное изготовление, непрерывное введение в эксплуатацию и т.д.).

3. Организационная система рассматривается не сама по себе, а как создатель (constructor system), входящая в цепочку создания целевой системы (system of interest). То есть организация в менеджменте не целевая система (мы считаем ошибкой считать организацию-создатель целевой системой), а «наша система» (system-in-hand, engineered system). И может быть довольно много организаций в цепочке создания (даже «цепочка» тут очень условно, это направленный граф), связанных с созданием какой-то целевой системы. И наличие целевой системы позволяет всем этим организациям как-то договариваться о действиях, людям с их оборудованием достигать каких-то согласованных целей — и эти цели обычно связаны с созданием и далее бесконечным развитием целевых систем.

Так что в нашем подходе системный менеджмент — это приложение SoTA системной инженерии к организационным системам. Организационных инженеров мы называем менеджерами/managers. Мы избегаем переводить тут managers как «управленцы» или «управляющие»: одно дело организовывать людей с их оборудованием (включая компьютеры, запасы сырья для производства, помещения и т.д.), а другое дело управлять ими — мало кому хочется, чтобы ими управляли, они и сами с собой управиться могут. Но многие будут согласны с тем, чтобы их организовали. А уж чтобы ими руководили (буквально «водили их руками»), то есть отдавали приказы на отдельные действия, таких желающих нет. Поэтому мы остановимся на термине «организация» (предприятие/enterprise — это один из видов организации), а manager так и будем давать как «менеджер», ибо кроме собственно организовывания людей, то есть организации известных всем полномочий людей-агентов по распоряжению трудом (социальный капитал) и капиталом (капитал в его обычном понимании: оборудование, сырьё, помещения) есть ещё и эксплуатация уже организованной системы из людей и оборудования, и вопросы экономики-финансов-инвестирования и много чего ещё, чем надо заниматься менеджерам.

Тут и далее мы будем использовать понятия, определённые ранее в наших учебниках «Практическое системное мышление», «Методология», «Системная инженерия»8. Именно там даны определения и системного мышления, и системной инженерии, и что такое нормативная дисциплина, и что такое прикладная инженерия, и что такое open-endedness. Более того, в этих учебниках дано и определение организации: это системы из людей и оборудования, в которых известны полномочия по распоряжению трудом и наличными ресурсами.

Но если в предыдущих курсах всё уже описано, то почему кроме общего курса системной инженерии требуется проходить ещё и курс системного менеджмента? Потому, что:

• Люди и их организации имеют особенности по сравнению с системами из косного вещества, вещества с универсальным компьютером (киберфизическими системами) и даже живыми существами. Люди — это агенты, которые способны к планированию и кооперации в коллективы-суперагенты (недаром «юридическое лицо» назвали именно так, «лицом»).

• Есть SoTA практик инженерии организаций, эти практики — результат меметической эволюции, не нужно каждый раз придумывать новую практику. Но в этих практиках объекты называются на специфическом языке мета-модели дисциплин менеджмента, и сразу непонятно, каких они типов в более универсальном языке мета-мета-модели. Нужен текст, в котором показана эта типизация и дана терминология.

• Основные идеи концепции использования (для чего нужны организации, их функции в окружении), концепции организации (какие функциональные/ролевые объекты есть в организации и какие физические объекты могут выполнять эти роли, то есть какие аффордансы/оргзвенья из людей и оборудования можно взять для оргстроительства, чтобы результирующая организация могла выполнять свои функции в её клиентском и бизнес окружении), архитектурные паттерны (как именно организация разбивается на модули для удовлетворения каким архитектурным характеристикам) должны быть обсуждены, ибо они для разных организаций варьируются, но всё-таки не должны изобретаться с нуля. Это совсем не безмасштабные идеи, это идеи для определённого эволюционного уровня, уровня «популяции разумных существ» (помним, что популяция — это не только все, проживающие на какой-то территории, но и меньшие образования: семьи, коллективы и только дальше кланы и сообщества. В биологии самец и самка это уже популяция, ибо приходится рассматривать больше одного организма).

• Сам «материал» (физические объекты, из которых строится система) организации как аффорданс для организационных ролей имеет свои особенности: сотрудников не напечатаешь на 3D-принтере, не каждую организационную роль сегодня поручишь выполнить компьютеру, но это уже не факт для «завтра»: сотрудника в части его тела может заменить робот, в части его мозга может заменить компьютер с AI — и это тоже нужно обсуждать в практике, основной тренд в менеджменте — автоматизация/«цифровая трансформация».

• Не всегда понятно, как общая информация о необходимых системных описаниях может быть приложена к конкретным системам. Скажем, потоки электричества в энергосистеме подчиняются законам Кирхгофа, их понятно как обсчитывать. На каждом системном уровне функциональные описания (в силу эмерджентности, ибо появляются новые свойства) отличаются. Например, потоки товаров, работ, информации (логистика) в организации нельзя обсчитывать по закону Кирхгофа, но как тогда их обсчитывать? А ведь это и есть операционный менеджмент: правильная эксплуатация уже созданной и постоянно развиваемой организационной системы на базе корректных методов описания такой системы и известных закономерностей её функционирования.

• Нужно описать взаимодействия менеджеров и других ролей организации (инженеры целевой системы, инженеры сообщества клиентов/клиентуры — люди, занимающиеся маркетингом продукции или услуг).

Теории менеджмента

Есть огромное количество теорий менеджмента/школ управления. Ситуация похожа на психологию: чуть ли не каждый исследователь менеджмента (и он же часто оказывается «ведущим консультантом по менеджменту», то есть практикующим советником менеджеров) разрабатывает полноценную общую теорию менеджмента, базирующуюся на каких-то своих консультантских эвристиках и далее объявляет это «истинной дисциплиной менеджмента». Есть и огромное число классификаций теорий менеджмента, похожих друг на друга, но и не очень похожих, где выделяют в том числе и системные теории менеджмента9. Высшее образование менеджеров (университетские курсы MBA, master of business administration10) устроено так, что студентам читают учебные программы из наборов курсов, причем каждый из курсов может быть основан на идеях какой-то отдельной школы менеджерской мысли, в результате:

• Не возникает целостного представления о менеджменте в его отношениях с другими инженерными практиками. Например, непонятно пересечение методов работы в менеджменте как создании и развитии организаций и методов работы в продвижении продуктов (маркетинг, реклама, продажи) как создании и развитии сообществ (неорганизованных групп людей). Непонятно соотносятся практики менеджмента организаций и менеджмента себя как личности. Непонятна общность практик инженерии организации и инженерии целевых систем самых разных масштабов и видов. Студенты предыдущих версий нашего курса «Системный менеджмент», имеющие до его прохождения степень MBA, отмечали, что только после прохождения нашего варианта курса понимали, о чём именно говорилось в курсах программы MBA и как нужно применять знания курсов этих программ — «всё разлеглось по полочкам, стало понятно, чего на этих полочках не хватает, а что явно лишнее». Мы относим это высказывание к тому, что менеджеров нужно учить прежде всего тому, что они инженеры организации, и это даёт основу для гармонизации знаний самых разных школ менеджмента и позволяет как-то определять полноту применения инженерных практик к организации.

• Помним также о том, что инженерия использует теории там, где они есть. А где их нет, прибегает к инженерному творчеству, пока не поддержанному теорией (помним из курса «Системная инженерия» байку Billy Koen про средневекового инженера, который не ссылается на то, что теорию сопромата ещё не изобрели, а строит мост через реку). Упор на теории и «анализ» вместо инженерного творчества как синтеза с неизбежными пробами и ошибками (это подробно рассматривалось в курсе «Системная инженерия») в программах MBA приводит к тому, что выпускники этих программ становятся не менеджерами, а «аналитиками» и вместо предприятий и крупных производственных подразделений возглавляют финансовые аналитические службы компаний: они хорошо проверяют на отсутствие ошибок (аналитики!), но не способны предлагать какие-то новые способы действий, что ожидается от инженеров. На эту особенность программ MBA, которые массово выпускают не-менеджеров указывал Henry Mintzberg11, который и сам один из авторов в области теорий менеджмента. Он также популяризирует несколько альтернативных форматов образования менеджеров12, которые исправляют этот «аналитический» недостаток.

Большинство теорий менеджмента касается вопроса о том, как заставить людей с их особенностями психики работать в больших коллективах, условно это «психологические» и «социологические» теории менеджмента. В них организации рассматриваются как эдакие «семьи», в которых «отец семейства» — менеджер должен как-то внести мир и процветание, спланировать их путь через неопределённое будущее и уговорить любить клиента и друг друга. В этих теориях мало внимания уделяется собственно производству: учитывается взаимодействие людей, всё остальное оказывается не таким важным и поэтому просто исчезает из внимания.

В целом в классическом менеджменте было принято выделять подходы

• организационного развития/organizational development13, посвящённые главным образом construction/dev-time в части изменения поведения людей,

• операционного менеджмента/operations management14, затрагивающем прохождение потока обрабатываемых материалов, информации и работ по рабочим местам компании,

• стратегирования, как предпринимательства в менеджменте.

Дисциплина «организационное развитие» оказалась эдакой прикладной психологией-социологией, стратегирование слыло искусством, операционный менеджмент по необходимости стал более-менее технической дисциплиной. Но как они все соотносятся друг с другом — это мало объяснялось, в тех же курсах MBA просто давались отдельные курсы по операционному менеджменту и тесно связанному с ним финансовому учёту, и курсы организационного развития, а ещё какие-то знания по маркетингу и инвестициям — в надежде, что в головах студентов как-то само появится понимание, как это всё устроено вместе. В нашем учебнике будет дано современное деление на практики и выполняющие их роли (а выпускники предыдущих версий курса неоднократно замечали, что после его прохождения они лучше понимали, чему их учили на программах MBA, чему недоучили, эти знания «разлеглись по полочкам).

В ходе попытки привлечь на менеджерские программы выпускников естественнонаучного бакалавриата (физиков, математиков, химиков) появились и программы инженерного менеджмента/engineering management15 как особое учебное предложение для менеджеров, которые будут иметь дело с инженерами. Основное там отличие — это большое число учебных часов на «инженерную» (безлюдную) часть менеджмента, то есть на операционное управление как главным образом управление проектами, а в остальном это самый обычный менеджмент «как везде». Для того, чтобы хоть как-то представить инженерный менеджмент как отдельную менеджерскую дисциплину, был организован консорциум университетов16, предлагающий курсы на степень MEM, master of engineering management и организована профессиональная ассоциация17, спонсорами которой являются исключительно университеты, а не инженерные организации, заинтересованные в развитии инженерного менеджмента. Этот консорциум требует от поступающих пререквизитом бакалаврской степени по STEM (то есть естественным наукам или инженерии), указывая, что на MBA могут поступать историки, юристы и т.д., которые затем хуже понимают, чем занимаются инженеры в высокотехнологических организациях. Вот диаграмма, которая даёт представление о таком понимании инженерного менеджмента как «общего менеджмента, только для инженерных команд — менеджеры и инженеры будут лучше понимать друг друга, имея общее STEM образование»:

Но во всём остальном образование на степень MEM аналогично образованию на степень MBA, в нём нет рассмотрения самой организации как инженерной конструкции, которую нужно тщательно проектировать, используя подходы системной инженерии. Менеджмент в инженерном менеджменте по-прежнему понимается как «управление людьми», а не создание/construction и последующее развитие организационной структуры, где какие-то агенты вместе (социальный капитал) и с помощью оборудования (капитала) могут изменить мир к лучшему быстрее и дешевле, чем они же поодиночке — причём структура эта должна быть инженерно спроектирована на основе каких-то знаний, а не просто быть «договоркой» людей, согласившихся вдруг работать друг с другом по итогам уговоров менеджера-лидера, занимающегося оргразвитием (organizational development) на базе полученных откуда-то (владельцев предприятия, придуманных самостоятельно, предложенных инженерами, консультантами и т.д.) стратегических идей.

Конечно, такому «психологически-социологическому» подходу к организации есть и альтернативные подходы, которые рассматривают организацию не как «коллективы, удерживаемые вместе на базе использования особенностей психологии людей и лидерстве менеджеров», но как эдакие «машины из людей и оборудования», следующие каким-то вполне инженерным закономерностям, требующие надлежащего проектирования и требующие не принятия психологических решений по воздействию на психику работников, а требующие принятия рациональных инженерных решений по строительству организаций как систем.

Например, организационная инженерия/organizational engineering18 — это подход, в котором люди рассматриваются как информационные системы, ведущие более-менее рациональную обработку информации по схеме «входная информация — обработка — выходная информация», а не принимающие иррациональные «психологические» решения. Это подход разработан одним человеком, есть институт его поддержки19. И дальше рассматриваются простые причинно-следственные отношения на базе такой простой схемы (скажем, если пытаться много внимания уделять входной информации и набирать её побольше, то это будет медленно, если мало и плохо заниматься обработкой, будут ошибки в выходной информации). Проблема в том, что организация опять-таки рассматривается не в целом, а только как состоящая из людей — и текущий акцент в подходе делается на корпоративную культуру, а не на инженерное проектирование организации с использованием лучших известных на сегодня практик (таких как разработка, архитектура, обеспечение непрерывного ввода в эксплуатацию каких-то частей организации — мы пока используем практики из системной инженерии, не называя привычным менеджерам их наименования для организаций). То есть нам не подходит название «организационная инженерия», оно уже занято, и не инженерией.

Бизнес-инженерия/business engineering20 выглядит более многообещающим подходом, он обычно говорит о создании и дальше развитии организаций «под ключ» как раз в рамках инженерного взгляда на бизнес — дисциплина рассматривается очень похоже на «инженерный менеджмент» как стоящая где-то между «менеджерами людей» и «инженерами целевой системы». Опять же, идея тут идёт не со стороны бизнеса/промышленности, а со стороны образовательных организаций, готовящих «бизнес-инженеров», реализующих «современные бизнес-модели» (бизнес-модель/business model21 — это практика получения денег за продукты и/или сервисы, продажа продукта или подписка на сервис тут просто самые простые варианты, об этом в нашем курсе будет подробнее рассказано позже, когда будем обсуждать стратегирование, частью которого и является бизнес-моделирование как предложение гипотезы о способе превращения пользы от продукта или сервиса предприятия в деньги). Есть даже ассоциация, которая помогает студентам в нахождении работы. Основная идея: всё в менеджменте выражать численно/количественно и делать упор на «бизнес-процессы», связывая взгляды на организацию как на производство, как на какую-то экономическую активность (бизнес), как на менеджмент (работу с людьми).

Это очень близкий взгляд к нашему, но организация в нём воспринимается всё-таки как что-то гуманитарное, что пытаются как-то описать/отмоделировать моделями, похожими на использующиеся в инженерии. Определение дисциплины (и её практики) бизнес-инженерии во всех источниках даётся как «промежуточной» между собственно менеджментом (как будто в нём нет инженерии) и инженерией (в которой менеджмент не предусмотрен), как мост между двумя этими дисциплинами. Конечно, этот термин используется более-менее произвольно22, например, его приводят в манифесте бизнес-инжиниринга (калька с engineering) компании БИГ23, написанного по мотивам работ в области организационной инженерии/business engineering. В этом манифесте много больше внимания уже уделяют не собственно вопросам менеджмента как то ли науки, то ли искусства управляться с людьми, чьи цели обычно довольно далеки от целей служения какой-то организации, но организации как хорошо спроектированной системы:

Бизнес-инжиниринг — это технология построения организаций, опирающаяся на точную систему понятий, электронные модели, библиотеки стандартов и лучшей практики.

Суть бизнес-инжиниринга в создании эффективных систем за счет правильной работы с описаниями, т.е. моделями организации. Поэтому главное в нем — это навыки системного описания деятельности. Это самое сложное — уметь видеть и понимать целостное устройство организации, ее генотип.

Не надо путать бизнес-инжиниринг с моделированием процессов. Это лишь его небольшая часть. В центре внимания бизнес-инжиниринга находится «архитектура предприятия» — описание, нацеленное на выявление его фундаментальной организации, определяющей его главные свойства, с последующим переходом к описанию отдельных процессов, а не наоборот. Архитектурная модель создает платформу для интеграции деятельности — как в различных функциональных областях, так и на разных уровнях организации, что приводит к получению системного эффекта, роста согласованности работы всех элементов, что и дает резкий прирост эффективности.

Овладев технологиями бизнес-инжиниринга можно целенаправленно построить организацию, используя лучшие методы, стандарты и практику, а также собственное креативное мышление. Инженерные методы в организации деятельности — это рубеж, переступив который, менеджмент из царства произвола вступает в область точных решений.

В бизнес-инжиниринге в отличие от классического инжиниринга есть свои особенности — организации, в отличие от технических систем, построены из людей, которые обладают своим пониманием ситуации и свободой выбора поведения. Здесь, конечно, нужен баланс инженерных и гуманитарных технологий. Но большинство проблем предприятий вытекает из того, что людей заставляют работать в плохо спроектированных организациях.

Дальше важно перейти от общих деклараций про важность использования инженерии в проектировании и «изготовлении» организаций к конкретным нормативным (то есть обязательному использованию SoTA-практик в реальных проектах вместо попыток изобрести велосипед) инженерным практикам. За последние пять лет существенно изменился сам набор этих практик, поэтому нужно пересматривать и текущую литературу по бизнес-инженерии. Например, «архитектура предприятия» всегда путалась с «архитектурой информационных систем предприятия», и это не случайно — пришла пора дать чёткие рекомендации на этот счёт. А ещё архитектура в системной инженерии выделилась в отдельную дисциплину и отделилась от собственно прикладной разработки требуемой функциональности/«фич» по предметам своего интереса, и ещё выделилась производственная деятельность DevOps — все они должны быть найдены в инженерии бизнеса, но пока обсуждение этих вопросов отсутствует, традиция концентрируется на моделировании «бизнес-процессов».

Ещё одно соображение связано с выделением разработки бизнес-модели как выработки стратегии предприятия с обязательным предложением способа получения денег в обмен на пользу/value от продуктов и сервисов организации, оно получило название «бизнес-анализ»/business analysis24, хотя задача вроде как получить синтез: предложение бизнес-модели, а не её анализ! Бизнес-анализ тоже имеет свою ассоциацию, проводящую профессиональную сертификацию своих членов25, бизнес-анализу учат как отдельной специальности, нормативная часть практики опубликована как BABoK (business analysis body of knowledge) Guide26. Помня, как путают «системный анализ», «системное мышление» и «системную инженерию», легко представить, как будут путать «бизнес-анализ» и «инженерию бизнеса».

Само слово business тут проблематично:

• С одной стороны, оно означает предпринимательский проект, «дело», предприятие. И поскольку не все организации ориентированы на получение предпринимательской прибыли (например, благотворительные организации, государственные органы и административные учреждения, «бизнес» процесса мытья полов в офисе заводоуправления), то стандарт ISO 29148 предлагает слово «бизнес» заменять словом «организация» или «организационный» (в зависимости от контекста). Если следовать рекомендациям стандарта, то business engineering надо переводить как «организационная инженерия» или «инженерия организации» (как мы, впрочем, и делаем в нашем учебнике).

• Слово может означать вопросы бизнесменов по прибыльности и способам зарабатывания, поэтому можно считать, что речь идёт о business analysis, который означает именно анализ бизнес-модели, который неявно включает не только анализ, но и предложение этой бизнес-модели, то есть «бизнес/предпринимательская сторона вопроса» (что бы ни понималось под словом «предприниматель» и «бизнес», но в быту это «про деньги»), «на чём делаем деньги», а не «как устроена организация/предприятие/проект». Чтобы подчеркнуть этот аспект, будем говорить о разнице между бизнесменом и организатором как разнице между ролями (хотя в жизни обе роли можно легко представить и у одного человека).

Ещё один термин для того же самого — это инженерия предприятия/enterprise engineering27. Это, пожалуй, самое популярное и продвинутое понимание использования инженерии для создания и развития предприятий: широко используется в промышленности, а не только в университетской среде или отдельными консалтинговыми фирмами, сразу отсылает к поддержанному компьютерному системному моделированию и системной инженерии с особым акцентом на важность архитектурных решений для предприятия (что для нас сейчас ценнее всего, это поддерживает тезис о том, что менеджмент — это специализация системной инженерии). Конечно, и у этого термина есть проблемы:

• Используемые сегодня в инженерии предприятия подходы чаще всего не SoTA, учебники и статьи отстают на десяток и больше лет от фронтира как программной инженерии (при всех заверениях, что инженерия предприятия учитывает тренд автоматизации и опоры на компьютерные корпоративные системы для целей и операционного менеджмента, и управления изменениями, а также стратегирования, включая бизнес-моделирование).

• Слово «предприятие» ограничивает область применения подхода уровнем предприятия, а не уровнем произвольных оргзвеньев. То есть мы можем считать, что организация — это команда, или коллектив как команда команд, или предприятие, или даже расширенное предприятие/extended enterprise из отдельных юридических лиц, объединившихся для выполнения какого-либо большого проекта (создания и дальнейшего обслуживания атомной электростанции, там одним предприятием не обойдёшься, и менеджмент нужен в масштабах всего проекта). И ещё можно обсуждать общественные организации, клубные объединения, хоббийные проекты, где не требуется образование юридического лица и не предусмотрена коммерческая деятельность, органы муниципальной власти или учебные заведения. А вот слово «предприятие» означает, что речь идёт о стандартном юридическом лице, имеющем целью извлечение прибыли в пользу акционеров.

Так что мы будем говорить про организационную инженерию как специализацию системной инженерии для организаций (игнорируем тот факт, что organizational engineering уже занятый другим значением термин, мы не будем часто им пользоваться, нам нужно подчеркнуть содержание подхода), а системный менеджмент (systems management) будем считать синонимом системной инженерии. Конечно, в состав инженерных практик для создания и развития организации в системном менеджменте входит рассмотрение всех трёх времён:

1. Разработки (стратегирование, архитектурирование/architecting, проектирование организации или её части/оргвозможности/capability),

2. создания (организационные изменения: претворение стратегии и оргпроекта/orgdesign в жизнь),

3. непрерывного развития (эволюция).

Праксеология, экономика и менеджмент

Системный менеджмент существенным образом использует экономические рассмотрения, ведь при всех заявлениях, что он вообще «про организации», речь идёт о создании и развитии систем, которые всегда небесплатны, и полная стоимость владения является обязательным описанием. В случае организации можно различать полную стоимость владения целевой системой и полную стоимость владения самой организацией. В организации должен быть налажен финансовый учёт (да, даже если это «некоммерческий проект», хобби: системное мышление требует учёта затрат, принятие решений делается с учётом эффективности — а как вы будете знать эффективность вашей работы, если не наладите управленческого учёта?), при этом он должен будет удовлетворять и целям менеджмента (СебеУчёт) и целям внешних проектных ролей (ТебеУчёты, ибо их может быть несколько: акционеры, налоговые органы и т.д.). Это будет рассмотрено подробней в курсе, но проблема в другом: в рыночной экономике большинство организаций, для которых ведутся учёты — рыночные предприятия, и сам учёт ведётся номинированным в деньгах. Тем самым менеджерам хорошо бы знать хотя бы что-то про природу денег. Скажем, при позднем социализме обмены велись при помощи таких «денег», как бутылка водки: оплата многих работ номинировалась в «поллитрах», и далеко не все эти «поллитры» выпивались работниками, они вполне шли дальше в оплаты по тому же принципу. В связи с войнами и противостояниями стран начинает лихорадить финансовую систему в части валютных платежей. Криптовалюты всё время смущают то ли лёгкой возможностью заработать, то ли большим риском потерять всё. Самые успешные предприятия выпускают акции, но опять же — акции имеют переменную стоимость, а «биржевая игра» — это именно «игра». А ещё есть финансовая инженерия, и большинство программистов, изображающих из себя финансовых инженеров, вместо ценных бумаг (предмет регулирования практически во всех государствах) выпускают полностью эквивалентные «токены», которые не отличаются от регулируемых ценных бумаг ничем, кроме названия — и потом удивляются, что эти проекты оказываются неуспешными, а покупатели токенов удивляются, что теряют деньги. Во всех этих явлениях менеджерам было бы хорошо разбираться: все они сулят большую и лёгкую прибыль, но не менее большой и лёгкий убыток, и встречаться с такими предложениями придётся ежедневно. Как минимум, нужно понимать природу денег и ценных бумаг (паёв), структуру обменов/сделок, ибо с учётом ресурсов, финансами и собственностью придётся иметь дело ежедневно.

В интеллект-стеке в основании всех этих вопросов лежит методология, как самая общая наука о человеческой деятельности. В части обсуждения обменов и человеческого сотрудничества экономисты предпочитают её называть праксеологией28 (иногда праксиологией, о правописании так и не договорились). Есть несколько разных школ праксеологии, но нас будет интересовать прежде всего австрийская школа праксеологии, потому что из этой школы праксеологии выросла австрийская школа экономики, дающая объяснения многих интересующих нас эффектов. По замыслу праксеологов австрийской школы, на этих идеях должна была вырасти ещё и австрийская школа права, и австрийская школа социологии, но эти проекты так и не случились.

Для понимания экономики и природы денег рекомендуем читать учебник австрийской школы экономики Хесуса Уэрта де Сото «Австрийская экономическая школа» (книга вышла на испанском в 2000 году):

Увы, более свежего SoTA знания по экономике нет. Сама по себе экономика делится на макроэкономику (что происходит с распределением ресурсов на уровне таких систем как страны: рынки, деньги) и микроэкономику (что происходит с распределением ресурсов на уровне таких систем, как фирмы: принятие менеджерских решений). И австрийская школа экономики на базе методологии по факту является рациональным описанием происходящего в экономике. Рациональное — это наличие фальсифицируемой объяснительной модели, высказанной в виде догадки (как говорят в самой австрийской школе, «аксиоматическая теория», то есть основанная на догадках-аксиомах, а не выведенная из опыта эмпирически. Нас как раз не интересуют эмпирические теории, мы придерживаемся рационализма29, подробней это пока рассказывается в учебнике «Образование для образованных»30).

Сама по себе экономика является «обычной наукой», но если смотреть её нормативную версию, то именно она рассматривается в ходе государственного строительства, определяя, например, разницу между социалистическим и рыночным укладом хозяйствования, защитой частной собственности и наоборот, её отсутствием, то есть работе предприятий в рыночных или не очень рыночных условиях (даже при социализме свободные обмены присутствуют, иначе общества такие бы не выжили, рынок с его свободными обменами есть даже там, где формально рыночные отношения запрещены, например, в тюрьмах) — нормативная версия экономики является частью социальной инженерии. Наш учебник менеджмента не затрагивает эти вопросы. Тем не менее, время от времени встают вопросы «государственного управления», которые можно разделить на два вида, связанные между собой как цепочка создания (оргзвено чиновников создаёт и развивает общество какой-то территории):

• Как управлять территорией (страна, регион, район, город), понимаемой как общество (что такое «управлять» тут даже не будем пытаться объяснять). Тут полно неверных идей, что это тоже менеджмент: страна представляет собой какой-то аналог акционерного общества, где налогоплательщики вроде как его собственники, поэтому идеи менеджмента сюда переносимы. Нет, ни в коем случае. Во-первых, речь идёт о совершенно другом виде систем, где нет понимания, кто именно ответственен за распоряжение трудом и капиталом, обмены труда на долю в прибылях и убытках (отсылки к «народу» тут не помогают, см. обсуждение госпроектов в курсе «Практическое системное мышление»). Во-вторых, речь не идёт об обменах и сотрудничестве, но о простом принуждении силой (скажем, госуслуга получения паспорта или постановки на военный учёт: отказаться нельзя, принцип взаимовыгодности не работает), и «продать акции этого предприятия, купить акции другого» нельзя, последствия смены гражданства тут совсем другие. Есть, конечно, много разных идей о «страховом государстве», конкурентных «контрактных юрисдикциях», но это пока не более чем идеи. В сфере государственного управления говорить о системном менеджменте и применять практики менеджмента нельзя, там работают другие нормативные/инженерные дисциплины.

• Как организовать труд чиновников в оргзвене органов муниципального и государственного управления. Речь идёт о том, что целевой системой мы считаем общество, а чиновники (включая депутатов разных выборных органов, которые с момента выборов по факту тоже становятся чиновниками) договариваются между собой о не столько создании (общество уже наличествует), сколько развитии (уж как они понимают это развитие, часто можно увидеть и деградацию) общества. Госорганы трудно назвать предприятием (там совсем другая экономическая часть, это ни разу не «предпринимательство»), но они всё-таки организации, и там должен быть организован системный менеджмент. Со многими и многими оговорками (опять отошлём к разделу про заведомую неудачу госпроектов в учебнике «Практическое системное мышление», добавим соображения про «власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно») материал нашего учебника может быть использован и для этой работы, практика системного менеджмента применима и к таким оргзвеньям.

Похожее замечание можно дать и по части организации маркетинга и продаж, где тоже различаем практики в цепочке создания (оргзвено маркетинга создаёт и развивает сообщество клиентов):

• Сам маркетинг как создание и развитие лояльного комьюнити покупателей продуктов и сервиса — это инженерия сообществ (пропаганда как «маркетинг» идей госстроительства — это создание и развитие обществ, тоже социальная инженерия, хотя часто речь идёт и о создании сообществ, «маркетинг идей госстроительства». Сюда же можно отнести и просвещение как маркетинг образовательных идей). Это не системный менеджмент, он тут не применим.

• Организация оргвозможности маркетинга в предприятии (оргвозможности пропаганды в госорганах, партийных организациях, организация просвещения) это создание и развитие организации, для оргзвеньев таким занимается системный менеджмент.

Знание основ австрийской школы экономики (включая политэкономические соображения) существенно помогает в принятии менеджерских решений, ибо любые организации действуют в окружении общества, в котором реализованы нормативно какие-то макроэкономические идеи.

Но всё-таки нельзя не признать наличия проблем в аксиоматике австрийской школы, ибо она по факту прекратила своё развитие ещё в 20 веке (недаром рекомендованный учебник выпуска аж 2000 года, более 20 лет назад). Продвинутым студентам хорошо бы подумать над следующими вопросами:

• Австрийская праксеология (и экономика как её развитие) рациональна, а не эмпирична, в отличие от мейнстримных направлений экономики, которые эмпиричны (то есть «выводят законы из данных»). Но сама рациональность времён становления австрийской праксеологии (середина 20 века) изменилась31. Как изменится праксеология, если в её основе лежит новое понимание рациональности? Например, сегодняшняя (то есть предложенная ещё в прошлом веке) праксеология отказалась от численных оценок в экономике, ибо считает их невозможными (как потому что события считает уникальными неповторяющимися, поэтому не поддающимися статистическим оценкам, так и потому что не надо заниматься цифрами, если из них нельзя вывести теорию). Если учесть новое понимание рациональности, то можно получить и количественные праксеологические и экономические модели. Но это пока не сделано (а когда будет сделано, вряд ли это будет называться «австрийской школой праксеологии и экономики»).

• Австрийская праксеология опирается на принцип методологического индивидуализма, который сама же и формулирует: все решения принимает индивид-человек, нет никаких решений «социума» (сообществ, обществ, человечества). Но в последнее время всё активней разбирается вопрос о биологическом индивиде (кто тут субъект эволюции: микроб или микробный мат? Геном, или организм-феном, или всё-таки популяция — ибо лев и львица это уже два организма, популяция? Или львиный прайд? Или все львы на Земле как «биологический вид», то есть не скрещивающийся с другими видами и поэтому все мутации отрабатывают в нём?). Дальше обсуждение идёт по линии центральной догмы молекулярной биологии (что информация от генома к феному идёт прямо, а вот обратный отклик от окружающей среды через мутации, совсем другим способом). Вот всё то же самое для нормативных дисциплин в менеджменте (инженерия организаций) и далее социальной инженерии (идеи организации распределения редких ресурсов — экономика, идеи права, идеи общественного устройства типа «государство», основные черты которого тоже исторически меняются, и т.д.). Тут возможен учёт современных знаний по основанной на физике теории действия (active/embodied inference), квантовоподобности принятия решений, панпсихизме в версии минимального физикализма в определении агентности (в праксеологии агенты — это только отдельные люди, проблема детей с их маленькой разумностью не обсуждается, людей с компьютерами и даже агентности организаций из людей с компьютерами не обсуждается, хотя понятие капитала и фирмы вводится).

• Именно австрийская школа праксеологии и экономики дала наиболее адекватное понятие предпринимателя и различение предпринимателя и инвестора. Современная инженерия с её идеями «всё стартап», идеями бесконечного развития, описаниями предпринимательства как поиска аффордансов для каких-то функций могла бы сильно добавить к идеям предпринимательства в их текущем изложении адептами австрийской школы.

Право, этика и менеджмент

Похожие комментарии можно было бы высказать по поводу идей права, ибо нет организаций, существующих вне правовых систем. Нужно различать идеи права и законности: право отражает текущие SoTA этические представления, а законность говорит, что «что написано в законе, как бы не нелепо это было, то и будет твоим правом». То есть законность не равна правозаконности, если закон не отражает этического SoTA. Легко представить ситуацию, когда закон устарел (например, «по закону ведьм надо сжигать», «гомосексуалистов сажать в тюрьму за сам факт их существования»), а SoTA уже ему не соответствует («ведьм нет, при этом смертная казнь не решает проблем, это плохо», «их тело — их дело»). Менеджеры всё время оказываются в ситуации, когда прямое выполнение всех известных законов приводит к невозможности работы, да и просто этически запретно (итальянская забастовка — это когда работаешь исключительно по всем известным правилам, поэтому работа надёжно останавливается).

В жизни менеджеры руководствуются своими этическими принципами, которые не всегда SoTA, тем не менее, которые часто лучше, чем прописанные в законах. Поэтому они используют так называемые схемы (схемы ухода от налогов как неправомерного отъёма честно заработанного, схемы оформления собственности, защищающие от рейдерских захватов фирм чиновниками, схемы оформления сделок, схемы распространения действия лицензий одних организаций на другие и т.д.). Схемы обычно заключаются в том, что различаются ТебеОписания для представителей государства, отслеживающих выполнение в том числе и неправовых законов и СебеОписания, которые описывают реальное состояние дел. А дела делаются «как лучше» (этическая SoTA), а не «как предписано законом» (закон предлагает согласиться с этикой, которая была у законодателей в момент принятия закона). В нашем курсе описывается как строить фирму, исходя из этики «как лучше». Но если законодательство этого не позволяет, менеджер будет прибегать к каким-то схемам (ибо смена закона обычно невозможна существующими в организации ресурсами). Оформление схем выходит за рамки нашего курса.

Ещё один вопрос — это вопрос этики «эксплуатации», который поднимается множеством экономических теорий, например, марксистской. Ваша организация продала какой-то товар и получила доход: как будем его делить между собственником фирмы, работниками фирмы и клиентами (клиенты тут тоже претендуют на этот доход: дайте им на эту сумму скидку! Это же их деньги, не забирайте лишнего!). В курсе австрийской праксеологии говорится, что это всё связано с добровольными ненасильственными обменами, а не «эксплуатацией», теория марксизма попросту неверна (фальсифицирована, логически противоречива), а как делить полученные в ходе работы деньги — это предмет инженерного/предпринимательского решения, решающего многокритериальную задачу оптимизации. Элияху Голдратт в этом месте просто добавляет, что постановку задачи о делёжке денег нужно вывести из ситуации «деньги сейчас» в постановку вопроса «деньги сейчас и в будущем» — а дальше австрийская школа экономики расскажет о предпринимательстве, основанном на межвременны́х предпочтениях предпринимателя. Меньше период времени — меньше риск, точнее предсказание, но может быть и меньше прибыль. Разные предприниматели имеют разные предпочтения уровня риска и уровня возможной прибыли, поэтому у них будут разные решения о распределении денег между удешевлением продукции, выводом предпринимательского дохода и оплатой труда сотрудников (включая выполняющих роль менеджеров).

Так что менеджеру нужно как-то ориентироваться и в экономике, и в праве, но мы не будем входить в подробности, ибо это сразу ставить вопросы не инженерии организации, а инженерии общества, в котором эта организация находится и является его частью.

Конечно, менеджмент также поднимает множество этических вопросов, ответы на которые даются не столько на уровне самого менеджмента как прикладной дисциплины в интеллект-стеке, сколько на уровне экономики и права, и далее ещё ниже — уровне методологии (помним, что методологию в экономике и праве часто называют праксеология, но мы придерживаемся более общей терминологии, подробности в курсе «Методология»). Вот примеры:

Должна ли компания заботиться о каких-то социальных целях? То есть насколько нужно придерживаться идей Environmental, Social, and Governance (ESG) Investing32? Как всегда в таких случаях, когда речь идёт о социалистических идеях (примат кем-то озвучиваемых «общественных интересов» над любыми другими), то в период моды на такие идеи трудно получить какую-то взвешенную и уж тем более критическую оценку. Скажем, вам предлагается брать не лучших работников, которые вам доступны, а всех подряд, чтобы выполнить условие по достаточному для госорганов количеству работающих у вас инвалидов и «национальных кадров» (как говорили раньше про представителей национальных меньшинств) — надо ли это делать, ибо компания очевидно будет при этом работать хуже, зато это вроде как «правильно»? Или компания строит ещё один кусочек города на планете, вместо удержания Земли в первозданной дикости — тренд на урбанизацию разве не прогрессивен, а «назад к нетронутой природе» это разве не «назад к дикости»? Должна ли компания поддерживать тот или иной международный бойкот, не работая на какой-то «оккупированной территории» (что ещё больше ухудшит жизнь «оккупированных»)? Должна ли поддерживать «культуру отмены», исключая использование заведомо хороших продуктов и сервисов людей и компаний, которые чем-то не понравились тем или иным лидерам общественного мнения? Должна ли компания работать на военных?

И даже более простые вопросы типа исключать или не исключать человеческое поведение типа флирта в рабочее время, или считать это (как и любое другое проявление гендера) заведомо неприемлемым — на работе должны остаться бесполые роботы? Уместно ли увольнять человека, которому остался год до пенсии, но он не нужен компании? Должна ли компания нанимать детей, или это «эксплуатация детского труда»? И как вообще отличить «эксплуатацию» от «добровольной работы», все ж могут уволиться сами, если им более выгодно не эксплуатироваться, чем эксплуатироваться?

Ответы на эти вопросы сложны, они остаются за пределами нашего курса. В любом случае, разбирательство потребует системного мышления: заведомо на разных уровнях сложности (человека, команды внутри компании, компании, экосистемы с этой компанией, сообщества потребителей компании, общества и далее человечества) будут даваться разные ответы, при этом потребуется ещё и понимать отдалённые во времени последствия этих решений для самых разных внешних проектных ролей. В поддержку этих размышлений курс этики и полный интеллект-стек для разбирательства с конкретными ситуациями и их нюансами. Мы тут не будем этого касаться.

Например, насколько этично использование схем, описанных в текущем подразделе? Мы считаем, что абсолютно этично: нельзя признавать безумные требования (даже не гипотезы, как в инженерии), предъявляемые самыми разными проектными ролями, утверждающими, что они говорят от имени «народа», если вы понимаете, что эти требования всем делают только хуже, а лучше станет некоторым, и то ненадолго. Не надо делать итальянскую забастовку, не надо бездумно тратить деньги инвесторов, надо просто сконструировать подходящую схему, минимизирующую риски. Этично ли это? Авторы курса считают, что абсолютно этично: законность («что написано в законах и регламентах, то и справедливо», правовой позитивизм в его этатистской версии, легизм33, закон вполне может санкционировать и произвол и даже необоснованное никак насилие) и правозаконность (справедливо то, что справедливо — результат многоуровневой оптимизации конфликтов разных системных уровней, законы и приказы это отражают, а где не отражают, должны не исполняться).

Подробности будут в курсах этики, экономики, права. В нашем курсе мы только требуем не забывать об этичном поведении и помнить, что «записано в регламенте», «записано в законе», «записано в стандарте» не всегда означает, «это этично, надо именно так и делать». Каждый раз надо думать и принимать решения с учётом многоуровневой оптимизации, учитывая и отдалённые во времени последствия (это особо важно в экономике), и риски получить вред от людей, которые считают иначе, легистов и безумных законов ведь в мире довольно много.

Менеджмент и эволюция

Как и любые практики, менеджмент в организациях реализует набор идей-мемов (мемом менеджмента как все относящиеся к менеджменту мемы в организации), который

1. Не так уж очевиден, ибо определяет объекты, «невидимые» для необученного глаза. Даже «очевидные» объекты менеджмента не так уж и очевидны, если их не объяснять и просто уповать на опыт работы в организации. Скажем, «работа» и «практика» — это разные объекты, не так просто их научиться различать. Оргроли и оргзвенья с возможностью переназначения оргролей на разные оргзвенья выглядят естественным описанием для организации, но само понятие оргроли в его отличии от оргзвена и связка практики с оргролью и оргзвена с сервисом и потом понятие оргвозможности/capability — это тоже не так очевидно. Неочевидна даже сама идея инженерии организации как «машины, которую нужно спроектировать и построить», а не просто «менеджмента» как уговаривания людей дружно поработать вместе и связанным с этими способами уговаривания бесконечным последующим обсуждением авторитарного стиля управления, мыслительного стиля команд и прочих мемокомплексов (псевдотеорий), мало влияющих на гибкость (скорость изменения) и производительность организации.

2. Эволюционирует, реплицируясь с мутациями (иногда сознательными «умными мутациями», а иногда и просто с «ошибками передачи») между мемомами разных организаций. Этот мемом отличается от биологического генома следующим:

⠀⠀2.1. Находится в мозгах сотрудников. Сотрудники

⠀⠀перетаскивают отдельные идеи менеджмента,

⠀⠀перемещаясь из одной организации в другую.

⠀⠀2.2. Находится в софте, который поддерживает какие-то

⠀⠀практики. Сотрудники задействуют какие-то

⠀⠀менеджерские идеи (например, какие объекты

⠀⠀считать важными в менеджменте, именно эти объекты

⠀⠀будут отражены в базе данных софта).

⠀⠀2.3. Находятся в учебниках менеджмента, материалах

⠀⠀менеджерских курсов.

Это означает, что люди и организации в той мере, в которой они выполняют практики менеджмента (в том числе и системного менеджмента как части всех возможных менеджерских практик, ведь есть же и много других вариантов менеджмента — например, упование на божественную силу, которая как-то сама всё наладит, или упование на страх насилия, который сам всё наладит, если речь идёт о преступных организациях) являются феномами (аналоги взрослых «организмов» и «популяций» в биологии, которые «изготавливаются» из геномов, но тут у нас мемомы). И тут два варианта эволюции:

• Эволюция идей менеджмента, которая идёт на планете. Мемы разных практик менеджмента осознаются или не осознаются, но переносятся людьми из организации в организацию, при этом удачные переносятся многократно (ибо задействующие их организации успешны), а неудачные приводят к гибели организации, эта зависимость неудачи от использования каких-то определённых мемов осознаётся, и дальше эти мемы не переносятся. Если мем приводит к гибели организации как фенома, то причинно-следственная связь с плохими практиками менеджмента может не осознаваться, а в головах сотрудников эти мемы могут оставаться и нестись дальше, в другие организации. Но если это будут устойчивые неудачи, то эти сотрудники просто не будут в новых организациях начальниками и не смогут распространить эти мемы сильно. Так что всё плохое будет глохнуть в ходе эволюции, а хорошее накапливаться. Но это медленно, кроме тех мемов, которым удалось попасть в образование. Тогда хорошее действенное знание менеджерских практик подвержено «умным мутациям» и удачные мутации накапливаются, это быстрее. Так что мы сейчас говорим об эволюции менеджмента в целом, а как части этой эволюции всего менеджмента — эволюции системного менеджмента, которая в том числе может считаться и частью эволюции системной инженерии.

• Развитие (по-русски так передаём evolving, continuous development, continuous improvement, то есть те же идеи «эволюции, постоянного улучшения, прогресса, развития») менеджмента в одной организации. Одни мемы/идеи практик менеджмента, которые используются в разных частях организации или во всей организации в целом становятся обязательными в использовании, а другие наоборот — объявляются вредными. В организациях идёт процесс постоянного улучшения, постоянного развития компании как замены одних практик другими. За это развитие как раз ответственны практики менеджмента, этому посвящён наш учебник. Но в число практик, которыми занята организация, входят как практики собственно организации работы (время создания и развития организации), так и практики планирования и отслеживания работ и других ресурсов (например, финансовых ресурсов), это практики операционного менеджмента (время эксплуатации организации). Так что менеджмент помогает эволюции/бесконечному развитию практик как инженерии целевых систем, так и практик развития самого менеджмента: менеджеры организуют как других, так и организуют себя. Менеджмент как практика, которой должна заниматься организация, просто обязан становиться всё лучше и лучше. Менеджмент меняется не только в глобальных масштабах дисциплины, но и в локальных масштабах практики работы организации.

Эволюция менеджерских практик как инженерии организаций, конечно, связана с эволюцией практик инженерии личности, эволюцией практик инженерии сообществ, эволюцией практик инженерии обществ. Эволюционный характер практик менеджмента означает, что это всегда квазиоптимальные практики в силу неустроенности/frustrations от конфликтов между системными уровнями:

• Есть множество вариантов, которые на данном этапе эволюции можно назвать «лучшими» (множество вариантов SoTA примерно одной результативности и эффективности)

• Эти варианты будут хвалиться на каких-то одних уровнях (личности, организации, сообщества, общества и т.д.), и ругаться на других за неэтичность, неэффективность, некультурность и т.д., ибо конфликты между системными уровнями неизбежны, что в мутации/изменении мемов кажется хорошо на одном уровне, явно будет выглядеть плохо на другом уровне.

• Время от времени будут появляться эволюционные скачки, которые будут приводить к резкой оптимизации. Например, египетские писцы с их записями позволяли налаживать какую-то организационную собранность (управление вниманием коллектива по понятийному наведению внимания и удержанию внимания на важных объектах) для больших коллективов ещё во времена фараонов. Но вот пришли компьютеры, и с ними софт issue trackers, реализованный как low code системы — и массово наладилось управление работами в случае case management. Конфигурация работ стала иметь меньше коллизий, менеджмент улучшился. Всё это как раз предмет нашего учебника, это будет разъясняться в последующих разделах (и мы даже не даём пока русскоязычных переводов: это всё приходит из мировой культуры, эволюция менеджмента глобальна).

Неважно, назовёте ли вы происходящее при сочетании лучших приёмов менеджмента на уровне организации и лучших приёмов происходящего при этом с личностями, сообществами, обществом «инженерией» или «самоинженерией», «организацией» или «самоорганизацией», «спонтанным порядком» или «наведённым порядком». Ребёнок пыхтит, завязывает шнурки, его родители радуются: «самозавязывание шнурков, наконец-то!», а ребёнок думает ровно наоборот: «чёрт, раньше шнурки как-то самозавязывались, а теперь вот приходится их мне завязывать». Аккуратней со словом «само», это часто чья-то работа по планированию, воплощению, развитию, и даже когда в этом «само» участвует много людей, это не означает «само делается», это «они делают», или «они создали условия, где это смогло произойти»).

Эта эволюция рассматривается нами как специализация практик системной инженерии, так что можно ожидать какого-то развития практик менеджмента по тому пути, который проходят практики системной инженерии в других прикладных инженериях, прежде всего программной инженерии — с учётом, конечно, особенностей оргсистем. Так организационные системы, конечно, нельзя «изготовить и собрать» (процесс DevOps) ни как программные системы, ни как «железные системы».

Менеджмент также занимает особое место в прикладных практиках: им нужно заниматься практически во всех проектах, ибо большинство деятельностей коллективны. Даже если считать личность оргзвеном, всегда можно выделить вниманием команду из ролей, исполняемых субличностями, которые в целом составляют эту личность, и этот ход довольно продуктивен (даже некоторые психотерапии его используют, например internal family systems, IFS34).

Поэтому менеджмент в части его прикладности рассматривается по-разному:

• Менеджмент — это прикладная практика системной инженерии, находится вне трансдисциплин интеллект-стека. Эта практика приложима к системам определённого масштаба и вида (организациям). Есть специализация агентов (людей, усиленных компьютерами или даже команд людей с их компьютерами) на выполнение ролей этой практики, есть должности в организациях, где практики менеджмента будут ведущими (разного сорта «начальники»). При этом если рассматривать части личности, исполняющие роли внутри одного человека, то менеджмент можно в какой-то мере использовать и для организации работы в такой «внутренней команде личности».

• Используется во всех проектах, поэтому менеджмент хорошо бы хотя бы на кругозорном уровне знать всем людям, чтобы понимать происходящее в их проектах в части организации труда. Он должен входить в обязательный кругозор (в отличие от разных других прикладных инженерных дисциплин, например, кулинарии, врачебного дела, робототехники).

• Условно применим и к себе самому, но это требует определённых представлений о концепции использования личности, концепции личности, архитектуре личности в общеинженерном смысле концепции использования, концепции системы и архитектуры личности как системы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Системный менеджмент – 2023 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

6

https://en.wikipedia.org/wiki/Systems_management

7

https://en.wikipedia.org/wiki/Praxeology

8

https://system-school.ru/open-endedness

9

https://corporatefinanceinstitute.com/resources/careers/soft-skills/management-theories/, https://www.indeed.com/career-advice/career-development/types-of-management-theories

10

https://en.wikipedia.org/wiki/Master_of_Business_Administration

11

https://mintzberg.org/

12

https://www.mcgill.ca/desautels/programs/international-masters-health-leadership, https://impm.org/, https://coachingourselves.com/ — Henry Mintzberg участвует во всех этих программах, и в них подчёркивается, что они выходят за пределы MBA.

13

https://en.wikipedia.org/wiki/Organization_development

14

https://en.wikipedia.org/wiki/Operations_management

15

https://en.wikipedia.org/wiki/Engineering_management

16

https://www.mempc.org/

17

https://asem.org/

18

https://en.wikipedia.org/wiki/Organizational_engineering

19

http://www.oeinstitute.org/

20

https://www.smartcapitalmind.com/what-is-business-engineering.htm, https://fourweekmba.com/business-engineer/

21

https://en.wikipedia.org/wiki/Business_model

22

Вот тут некоторое количество определений: https://studme.org/226132/informatika/biznes_inzhiniring

23

http://bigc.ru/about/manifest/

24

https://en.wikipedia.org/wiki/Business_analysis

25

https://www.iiba.org/

26

https://www.iiba.org/career-resources/a-business-analysis-professionals-foundation-for-success/babok/

27

https://en.wikipedia.org/wiki/Enterprise_engineering

28

https://ru.wikipedia.org/wiki/Праксеология

29

https://plato.stanford.edu/entries/rationalism-empiricism/

30

https://system-school.ru/uptodate

31

Рациональность-2022: https://ailev.livejournal.com/1619025.html

32

https://www.investopedia.com/terms/e/environmental-social-and-governance-esg-criteria.asp

33

https://ru.wikipedia.org/wiki/Правовой_позитивизм

34

https://ifs-institute.com/

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я