Поскольку нравственный элемент требуется самими логическими условиями мышления, он не только может, но должен быть положен в основу
теоретической философии.
Но разве
теоретическая философия обязалась заранее ни в каком случае, ни в каком смысле и ни с какой стороны не допускать в себя нравственного элемента?
Такое обязательство было бы, напротив, предубеждением, противным самому существу
теоретической философии.
Если же, напротив, он хочет реализоваться в жизни как учёный, то в этом случае сугубо
теоретическая философия поможет ему сориентироваться в научной деятельности.
Составление этих правил, без сомнения, несло в себе положительный смысл, создав условия для появления
теоретической философии.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вавилонянка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Теоретическая философия занимается применением онтологии, эпистемологии и логики.
Первое нами ощущаемое и фактически несомненное основание
теоретической философии есть та бесконечность человеческого духа, которая выражается здесь в несогласии мыслящего ума поставить заранее какие-нибудь внешние границы или пределы своей деятельности, заранее подчиниться каким-нибудь предположениям, не вытекающим из самой мысли, не проверенным и не оправданным ею.
Итак, первая основа философского мышления, или первый критерий философской истины, есть её безусловная принципиальность:
теоретическая философия должна иметь свою исходную точку в себе самой, процесс мышления в ней должен начинаться с самого начала.
Но эти основания лежат не в сфере спекулятивной мысли; в своих истоках софиология менее всего есть головное учение, родившееся из обстоятельств развития
теоретической философии.
Метафизика – это аспект
теоретической философии.
Вот почему на кантианство нельзя смотреть просто как на гносеологическое учение, как на направление
теоретической философии, которое не должно вызывать слишком сильных страстей.
Преимущественное внимание при изложении материала учебного пособия было уделено рассмотрению главных идей и работ, репрезентирующих основное содержание
теоретической философии немецких мыслителей.
Напротив, морально практические предписания, которые полностью основываются на понятии свободы при полном исключении определяющих оснований воли из природы, составляют особый вид предписаний: подобно тем правилам, которым подчиняется природа, они называются законами, но покоятся не на чувственных основаниях, как они, а на сверхчувственном принципе и наряду с
теоретической философией составляют совершенно особую часть под названием практической философии.
Теоретическая философия включает в себя такие теоретические области, как логика, онтология и эпистемология.
С тех пор за различиями между практической и
теоретической философией стоит система.
Рациональное философское миросозерцание само по себе имело известную нравственную цену в глазах стоиков, и если некоторые из них любили выставлять напоказ своё презрение к чистой теории, то сравнение с киниками указывает, насколько разнятся они от этих моралистов именно в разработке
теоретической философии – логики и физики, которой киники действительно не хотели знать.
Теоретическая философия образует не только концептуально-методологическую основу, но и научную рамку, внутри которой, в качестве раздела, и начинаются теоретические рассуждения о праве.
Во всех учебниках
теоретической философии можно найти более или менее существенные ошибки и противоречия; но трудно было бы дать сборник морали, в котором безнравственный поступок выдавался бы за нравственный, или понятие нравственности было бы ошибочно в одной из своих существенных черт.
Здесь становится очевидным, в какой степени эти два термина следует рассматривать как два полюса кантовской
теоретической философии.
Дискуссии о паралогизме личности выталкивают проблему на порог
теоретической философии и сводят проблему личности к этическому смыслу.
Но хотя этика и должна постичь суть этого противостояния, без напоминания о
теоретической философии слово «личность» остаётся лишь выражением для потенции настроений и нематериальных суждений.
Чистая
теоретическая философия, по его мнению, должна заниматься лишь исследованием реальности нашего знания вообще, отвечать на вопрос, как существует мир вне нас, как возможна природа, а значит, и опыт, или как возникают в нас представления о внешних вещах; прикладная же философия, называемая философией природы, отвечает за выведение из принципов определённой системы нашего знания, т.е. системы всего опыта.
Прикладная практическая философия, или философия человека, имеет задачу дать истории научное основание точно так же, как прикладная
теоретическая философия, или философия природы, даёт эмпирическую теорию природы.
Точно так же начало практической философии не совпадает с концом
теоретической философии, поскольку здесь абсолютная абстракция описывается не как начало более высокого уровня сознания, а сознания вообще.
Теоретическая философия имеет дело с законами природы, практическая – с законами свободы; первая имеет дело со всем, что есть, вторая – с тем, что должно быть.
Нравственный аспект не только может, но и должен был быть положен, с точки зрения мыслителя, в основу
теоретической философии.