Философия для начинающих. Обзор и основы философии: от античности до наших дней

Сергей Успенский

От античности до наших дней – как философия меняет повседневную жизньСодержание книги следующее:– Основные принципы философии— Дисциплины философии— Документированное размышление— Практическая философия— Введение и заключениеИспользуйте знания из этой книги, чтобы получить первое представление об особой форме познания – философии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия для начинающих. Обзор и основы философии: от античности до наших дней предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Основные принципы философии

Философия — что это такое?

С помощью философии (древнегреч. philosophía; лат. philosophia; «любовь к мудрости») предпринимаются попытки не только истолковать человеческое существование и окружающий нас мир, но и постичь и, прежде всего, понять его.

Философия отличается от других научных дисциплин тем, что она не специализируется и не ограничивается конкретной областью определенной методологии. Напротив, вопросы и подходы философии позволяют быть особенно разнообразными, а значит, и иметь разнообразные предметные области, в которых эти вопросы и подходы могут быть использованы. Поэтому для него характерно разнообразие, хотя оно развивалось не только в течение многих лет. Философия зародилась в греческой античности, то есть более 2 000 лет назад. Она была основана на научно ориентированном и систематическом мышлении, которое в то время использовалось во всех жизненных ситуациях.

Сегодня философия считается эмпирической наукой, но это не всегда было само собой разумеющимся. Эта самоочевидность появилась только в ходе истории. С другой стороны, первые философы Греции понимали свой подвиг как единственное стремление к знаниям, что сильно отличалось от мировоззрения того времени, основанного на религии, мифах и перенимании опыта других народов. Теперь внимание было сосредоточено больше на мышлении и бытии индивида, чем на фундаментальной природе мифов. Они использовались только философами, когда они выражали свои учения поэтически.

Только в 19 веке произошел сдвиг в сторону специализированной науки, которой сегодня является философия. Она считается естественной наукой и преподается в рамках общественных наук в школах и университетах. Но в повседневной жизни философия была в значительной степени забыта. Хотя многие молодые люди в Древней Греции все еще интересовались философией и хотели стать философами, сейчас сформировалось мировоззрение, которое выставляет философию в плохом свете. Когда о человеке говорят как о философе, обычно подразумевается, что этот человек постоянно находится в раздумьях и буквально витает в звездах со своими мыслями. Это человек, потерявший связь с реальностью, мечтатель, упустивший из виду самое главное.

Но это совсем не так. Современная философия используется практически во всех областях знания и практики, поскольку философские методы могут быть весьма полезными. Более того, в современной философии этика со всеми ее темами считается самостоятельной областью, где речь идет не о самой религии, а об обсуждении этических тем. Но этика — не единственная дисциплина. Существует двенадцать философских дисциплин, которые преподаются в университетах как предмет. Поскольку все эти дисциплины тяготеют к теории науки, они будут описаны в этой книге, хотя надо сказать, что эти дисциплины довольно молоды. Философия античности апеллирует к простоте. В то время философия, конечно, не была такой сложной, как сегодня.

Сегодня философия связана с технологией, генетикой, экологией, а также с медициной. Таким образом, в настоящее время это скорее межкультурная философия, чем общая философия, хотя термин общая философия сегодня используется именно для этих тем.

В принципе, можно сказать, что философия посвящена вопросам, которые часто встречаются в повседневной жизни и которые каждый задавал себе в то или иное время. Эти вопросы можно представить в очень упрощенном виде: Что мне делать? Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что на самом деле представляет собой человек?

Каждый человек в то или иное время задавал себе эти вопросы, но очень немногие из них действительно могут быть отвечены, потому что каждый ответ требует другого вопроса. Именно в этом и заключается специализация философии — отвечать на повседневные вопросы, но гораздо более подробно, чем это сделало бы все остальное человечество.

Если не стоит делать слишком больших обобщений, то можно задать и следующие вопросы: Как можно достичь реализации? Как следует действовать? Что такое мир на самом деле? А что это за существа — люди?

Эти вопросы вполне могут возникать в умах людей и раньше, но они больше предназначены для философов, которые посвящены существованию человечества и всего, что с ним связано. Они пытаются обосновать мысли человека на уровне, который невозможно объяснить с помощью эмпирических наук. Поэтому современная философия очень тесно связана с психологией. В настоящее время эти две области являются совершенно независимыми науками, хотя так было не всегда. Термин «психология» — очень молодой и, следовательно, новый термин, который приобрел популярность только в 20 веке. До этого времени психология была частью философии. Поэтому не было такого понятия, как психология в ее сегодняшнем понимании. Благодаря своей общей близости эти две области очень хорошо взаимодействуют друг с другом, и как философы, так и психологи обращаются друг к другу за советом.

Но как философия превратилась в психологию, какой мы ее знаем сегодня?

Как философия стала психологией

Психология не считалась областью исследований до конца 19-го — начала 20-го века. На предыдущих страницах мы объяснили, что представляет собой сама философия, и поэтому неудивительно, что эти две области совпадают во многих своих направлениях.

Философия античности, как и современная, в значительной степени связана с душой. Психология не является исключением. Перевод с латыни объясняет это довольно точно, ведь психология — это изучение души (греч. — лат. psychologia; «изучение души»). Это эмоциональная и, прежде всего, глубокая наука, которая имеет дело со всеми процессами, происходящими в голове: с сигналами нейронов, которые приводят к действиям человека в форме мыслей.

Совершенно очевидно, что философия и психология очень сильно отличаются в одной области. Если говорить о душе, то здесь существуют две различные теории. В философии тело и душа рассматриваются как две разные сущности. Таким образом, душа не ограничивается только мыслями, она сама является разумом. Психология, с другой стороны, специализируется исключительно на мыслях. Вместо того чтобы думать о жизни после смерти и о том, отделяется ли душа от тела или вообще может выжить без тела, внимание сосредотачивается на «здесь и сейчас», то есть на том философском моменте, когда душа обитает в теле. Кроме того, мысли не представлены как дух человека, не как душа, обретающая форму, но мысли — это просто то, чем они являются в глазах ученых: сигналы нейронов, которые заканчиваются после смерти.

Разделение этих двух областей произошло уже в 18 веке. В 1862 году Мориц Лазарус, немецкий психолог, стал первым человеком, получившим профессорскую степень в области психологии и психологии народов, после получения почетной профессорской степени в 1859 году. Таким образом, Мориц Лазарус является основателем Völkerpsychologie. Вместе с лингвистом Гейманом Штейнталем он издал первую газету по психологии, которая называлась «Zeitschrift für Völkerpsychologie und Sprachwissenschaften». Хотя она была доступна всем людям, психология еще не получила того энтузиазма, который должен был прийти в 20 веке.

Столетие спустя, в 19 веке, именно материализм отделил психологию от философии. Теперь психологией занимались также теологические, юридические и даже медицинские факультеты. Поворот можно было заметить, в частности, на юридическом факультете, поскольку он использовал психологию по отношению к ранее преобладавшим «измерениям поведенческой науки». Между тем, в медицине удалось тематически сузить круг психологических явлений, которые могут быть связаны с заболеваниями тела, но также и разума. В то время эта форма тематически комплексной медицины еще называлась «описательной патопсихологией», поскольку в то время под психологией в медицине понимались повреждения мозга. Однако в то время это еще нельзя было назвать однозначно научным.

На самом деле, психология стала самостоятельной научной областью только после того, как Джон Б. Уотсон опубликовал свои работы по «бихевиоризму». Слово «behavior» было заимствовано из английского языка и означает «поведение». Таким образом, к 1913 году психология стала областью, используемой для дрессировки животных. В частности, бихевиоризм был опробован на собаках, которых предстояло одомашнить и обучить. Очень быстро было обнаружено, что определенным поведением можно манипулировать, если уделять внимание эмоциям, но прежде всего мотивации. Поэтому быстро стало ясно, что правильное вознаграждение особенно важно при дрессировке собак. После 1913 года эта система была применена к людям, поскольку люди не так уж далеки от животных. Соответственно, быстро выяснилось, что человек почти полностью контролируется стимулами в окружающей среде. Таким образом, собственные мысли человека формируются под влиянием поведения других людей, а также, в особенности, под влиянием искусственных воздействий, созданных человеком. Таким образом, природа обычно оказывает на людей успокаивающее воздействие, в то время как обратное можно объяснить на примере мигающих огней. Если принять во внимание эти стимулы, быстро стало ясно, что определенному поведению можно не только обучиться, но и разучиться.

В то время психология оставалась областью, существовавшей исключительно в академических кругах. Психология обрела популярность в массах только в 1921 году, когда Карл Густав Юнг опубликовал свою книгу на немецком языке под названием «Tipi Psicologici», в переводе с немецкого «Психологические типы». Эта книга представляла собой психологический том по психологии личности, написанный достаточно просто, чтобы не только ученые могли читать и понимать, но и широкие массы могли получить доступ к темам, которые иначе обсуждались только в университетах. Это привело к некоторым изменениям. Мало того, что большинство людей теперь старались быть как можно более уникальными, вместо того чтобы «плыть по течению», наука теперь должна была признать, что психология является неотъемлемой частью человеческого мира. Поэтому только в начале XX века психология стала рассматриваться как самостоятельная дисциплина, хотя этот путь был нелегким. Первые расхождения с философией уходят корнями очень далеко, в шестой век нашей эры.

И философия, и психология являются эмпирическими науками. Более конкретно это означает, что эти области сосредоточены на очень точных и, прежде всего, конкретных наблюдениях, которые могут быть использованы для сбора данных, помогающих создавать категоризированные изображения. Затем эти категоризированные изображения могут быть применены к отдельным людям или даже целым группам людей.

Если смотреть точно, то можно сказать, что ни философия, ни психология сами по себе не имеют руководства. Поскольку каждый человек думает по-разному, каждый человек также ведет себя по-разному. Именно эти многогранные мыслительные процессы делают человека человеком и отличают его от животных.

В то время как философия, как правило, обращается к человеку как таковому, психология часто применяется в отношении широкой общественности или отдельных групп людей. Поэтому психология изучает модели поведения, которые, в свою очередь, можно разделить на категории, но психология также согласна с тем, что понимание действий и мыслей человека может быть получено только при условии рассмотрения отдельных личностей.

Поэтому психология — это процесс обучения, который постоянно развивается. Вновь и вновь появляются персонажи и личности, которые раньше не появлялись, а если и появлялись, то очень редко. Поэтому не может быть точного учебника, так как это было бы очень непрактично. Вместо этого, психология, а значит и любая другая эмпирическая наука, полагается на получение знаний через опыт и практику.

Таким образом, опыт представляет собой единственный источник знаний в психологии. Это очень точно объясняет, почему невозможно просто взять в руки учебник или пособие. Поэтому психология, в частности, связана с практикой. В этом отношении психология и философия пересекаются. Общая идея убедительности наблюдений и экспериментов для получения знаний стала основной практикой как в философии, так и в любых формах психологии.

Основой каждой науки в конечном итоге является методология. Это можно очень легко объяснить на примерах из физики или химии. В этих областях знания могут быть получены только при проведении экспериментов, которые затем приводят к открытию наблюдений. Их можно использовать для подчеркивания, доказательства или даже опровержения тезисов. Хотя философия иногда специализируется на анализе, именно это является основной областью психологии. Однако, в отличие от химии или физики, психология фокусируется на так называемом нематериальном уровне мыслей и эмоций. Поэтому внешние эксперименты не проводятся напрямую, а используются внешние и самонаблюдения, которые могут привести к оценкам, которые затем помогают психологам и терапевтам, например, поставить диагноз клиенту.

Таким образом, «эмпирический» — это термин, который всегда используется, когда выводы проверяются опытом и особенно наблюдением.

Теоретическая и практическая философия

В рамках философии проводится основное различие между практической и теоретической философией. Теоретическая философия включает в себя такие теоретические области, как логика, онтология и эпистемология. Практическая философия, с другой стороны, включает в себя области этики, политической философии и социальной философии. Эти различные дисциплины не всегда были дифференцированы, и тем более не существует руководства для этого сегодня, потому что большинство областей применения практики, безусловно, могут быть заменены на теоретические области применения. То же самое происходит и с теорией. Поэтому эти различные когнитивные способности и особенно отношения между ними являются весьма противоречивыми.

В Древней Греции эти две области применения использовались одинаково. Особенно философ Платон, который был учеником Сократа и основателем Платоновской академии, был твердо убежден, что действия человека и его понимание представляют собой переплетенную сеть. В его сознании они относятся друг к другу. Именно Аристотель, греческий философ-универсал, примерно через 200 лет после Сократа и Платона учил своих учеников, что в рамках философской традиции следует различать теорию и практику. Однако следует также сказать, что именно Аристотель разработал первую, чисто теоретическую науку — метафизику. Он не испытывал особого энтузиазма по поводу практической философии, поскольку, по его мнению, философия включает в себя само мышление, и он твердо придерживался мнения, что в рамках практической философии это будет затмеваться.

Сам Аристотель разделил теоретическую науку на несколько подобластей: математику, натурфилософию, которая впоследствии стала физикой, а также теологию, которая в его глазах представляла собой самую почтенную науку, именно потому, что теология была чисто теоретической областью применения. Он сказал, что богословие «не является средством для чего-то другого, не направлено на получение пользы». Это было самоцелью. Таким образом, теология будет существовать только ради самой себя.

Это одна из причин, почему практическая философия была на некоторое время забыта. Для Аристотеля свободное и, прежде всего, бескорыстное исследование было высшей из всех известных в то время форм жизни. Таким образом, около 300 года до н.э. выкристаллизовалось так называемое «отношение средства-цели», которому уделялось большое внимание.

В последующий период постоянно воссоздавались различия между отдельными дисциплинами, а также между дисциплинами в отношении теоретической и практической философии. Период философии после Христа был непростым, и каждая эпоха приносила новые открытия. Не удалось найти прямого правила, почему та или иная дисциплина теперь может применяться на практике, а не в теории, или наоборот. Такая система могла быть достигнута только благодаря Марксу и Канту. Мысли Иммануила Канта, немецкого философа и представителя окказиональной философии, были обусловлены немецким идеализмом, который преобладал в 18 и 19 веках.

Он объяснил свою систему философии тем, что она будет основана на систематическом единстве и разуме. Поэтому, по его мнению, теория и практика не должны быть отделены друг от друга, но совершенно верно, что в дисциплинах существуют серьезные различия, когда надеются на теоретическое или практическое применение. Поэтому эти две области применения все еще должны быть отделены друг от друга, но сам Кант видел за этим смысл того, что эти отдельные области применения должны, тем не менее, соединиться, чтобы сформировать большую общую систему, основанную на необходимости разума. С тех пор за различиями между практической и теоретической философией стоит система.

Но даже с этой информацией было нелегко прийти к общему знаменателю. Кант неоднократно спорил с Иоганном Готлибом Фихте, также немецким философом и педагогом, который активно критиковал всю философию Канта. Сам он выступал за систематическую, но явно более строгую методологию.

Между тем, за нынешним разделением между теоретической и практической философией все еще можно найти определенную систематику, но в то же время эти различия уже не воспринимаются особенно серьезно. Вместо этого сами дисциплины применяются в соответствии со взглядами философов. Изменилось и определение терминов. Сегодня, когда говорят о практической философии, имеют в виду, прежде всего, ее применение в повседневной жизни, а не в рамках практических экспериментов. Однако, прежде чем описывать практическую философию более подробно, необходимо сначала описать отдельные дисциплины и развитие того времени, чтобы многочисленные аспекты практической философии имели хоть какой-то смысл.

Так что же такое философские дисциплины?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия для начинающих. Обзор и основы философии: от античности до наших дней предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я