Современная
философия религии пытается избежать крайностей субъективизма и иррационализма, сочетая субъективный идеализм с теологией.
Мы сознательно обходим стороной, в частности, распространённую в англосаксонском мире «аналитическую
философию религии» (для ознакомления см.: Hick, 1990; Alston, 1991; Plantinga, 2000; Laube, 1999), которая за последние десятилетия коснулась многих вопросов основного богословия.
Церковью, западным и восточным христианском, о чем подробнее говорится в эпилоге этой замечательной книги, адресованной не только узким специалистам в области
философии религии и христианской теологии, но и широкому кругу читателей, интересующихся историей античной, патристической и средневековой философии и теологии.
Это может привести человека к изучению
философии религии или истории религии; но ни то, ни другое меня никогда сильно не интересовало.
Умозрительная
философия религии приносит религию в жертву философии, христианская мифология приносит философию в жертву религии.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гагаузка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Философия религии исследует и вопросы свободомыслия и атеизма как феноменов духовной культуры, как определённый тип мировоззрения.
Хотя между
философиями религий существуют значительные различия, все они согласны в том, какие благие качества людям нужно развивать.
За границами
философии религии, на мой взгляд, находится теология.
Принципиальное различие между этими основными формами
философии религии заключается в том, что философское религиоведение может осуществляться с различных, в том числе и с критических и даже нигилистических по отношению к религии, позиций, в то время как философская теология во всех своих разновидностях однозначно ориентирована на решение религиозно-конструктивных задач.
Доминирующим направлением в ранней новоевропейской
философии религии является либо изложение и подтверждение, либо критика теизма.
Я присоединил этот небольшой раздел к обозрению кембриджского платонизма для того, чтобы показать, как ранняя новоевропейская
философия религии сводила воедино науку и философию природы.
Во время обучения специализировался на кафедре истории и теории атеизма и религии (ныне называется кафедра
философии религии и религиоведения).
Таким образом, гностики являются родоначальниками не только рациональной теологии, но и сравнительного учения о религии; а поскольку и то, и другое одновременно является задачей
философии религии, их можно назвать философами религии.
Европейская
философия религии включает, в частности, и те образования в русской философии, которые можно квалифицировать как философско- религиозные.
Напомним, что в нашем понимании специфика
философии религии как философского религиоведения связана в первую очередь с изучением религиозного отношения как знания о божественной реальности.
Ключевой проблемой аналитической
философии религии стала проблема смысла языка религии.
Большинство современных специалистов считают, что
философия религии должна изучать феномен религии через исследование религиозного сознания.
Таково, в нашем понимании, минимальное определение предметной сферы
философии религии в её религиоведческой функции.
Вопросами определения религии также занимается
философия религии.
Однако и в синоптическом освещении проблем
философии религии не удаётся в полной мере сохранить идеологический нейтралитет и исключить влияние мировоззренческой и конфессиональной ориентаций религиоведа.
Философия религии может рассматриваться и как часть той или иной философской дисциплины.
По нашему убеждению, главенствующей и сквозной проблематикой
философии религии во всех её формах и разновидностях является религиозное знание.
Как мы уже отмечали, религиозное отношение стало объектом особого философского рассмотрения только с оформлением
философии религии в качестве самостоятельной области философского знания.
Конечно, практически на всём протяжении своего существования
философия религии выступала и как критика религии.
Мы уже говорили о том, что при рассмотрении религиозного отношения
философия религии сосредоточивает своё внимание на религиозном знании, на том, что мы назвали «идеационным компонентом религии».
– Что именно различные виды
философии религии принимают в качестве доказательства для обоснования своей жизнеспособности?
Преодолевая робость в отношении сакральных объектов, классическая
философия религии стремилась к объективному, рациональному и идеологически нейтральному описанию религиозного сознания, не принижая при этом учений иноверцев.
Цель
философии религии заключается в том, чтобы раскрыть сущность религии с позиции своих собственных выводов, на основании собственных взглядов и достижений.
Изучение системы верований в рамках
философии религии создаёт условия для сравнительного изучения религий, поскольку системы верований легче сопоставлять, чем какие-либо другие компоненты религии.
История
философии религии, особенно такой её формы, как философская теология, фактически совпадает с историей европейской философии.
– Анализ
философии религии должен включать и характеристики её отношений с другими областями философии, с теологией христианских конфессий, а также с комплексом религиоведческих дисциплин.
Таким образом, та разновидность
философии религии, которая занимается религиозным опытом, вобрала в себя весьма многообразные теоретические и методологические подходы, разработанные в европейской теологической и философской традиции.
В большинстве
философий религии главное внимание вращается не вокруг высокоабстрактных и гипотетических мысленных построений, но вокруг формы и содержания существующих религиозных традиций.
Мы совершили этот краткий историко-философский экскурс потому, что использование понятия «акт» в
философии религии включает в себя практически все исторические коннотации употребления данного понятия.
Отрицание возможности
философии религии также, разумеется, является определённой философско-религиозной позицией.
Разумеется, ни один из намеченных путей
философии религии не оказывается полностью лишённым своего объекта в результате такого, пока ещё совершенно не исследованного разграничения.
Новейшая
философия религии обнаруживает несомненную наклонность построить религиозное миросозерцание без помощи каких-либо супранатуралистических воззрений и даже устранив их, как совершенно побочный мифологический элемент.
– При решении же второй – эпистемологической – задачи
философия религии осуществляет «проблематизацию» той интерпретации религиозного опыта, которую предлагают сами субъекты этого опыта.
Этот формат является единым для философской теологии с другими брендами аналитической рациональной теологии, к которым относятся
философия религии, естественная теология и отчасти фундаментальная теология.
Спекулятивная
философия религии приносит религию в жертву философии, христианская мифология приносит философию в жертву религии.
А эта систематизация опирается прежде всего на анализ современного состояния
философии религии.
Исторические судьбы
философии религии определяются историческими судьбами не только философии, но и религии.
Философско-религиозная эпистемология, естественно, определяется, прежде всего, принципами философского исследования, о которых мы говорили, в частности, при рассмотрении общего характера
философии религии как философского религиоведения.
Соответствующий компонент философской системы образует составную часть
философии религии как самостоятельной философской дисциплины.
– Автор исходит из того, что, несмотря на всё озадачивающее многообразие, которое являет
философия религии на всём протяжении своего существования, она обладает объективно устанавливаемой предметной сферой, постоянно воспроизводящимися формами осуществления, довольно устойчивыми отличиями от других областей философского знания, от теологии христианских конфессий, от религиоведческих дисциплин.
Как нам представляется,
философия религии всегда выступает либо как философское религиоведение, либо как философская теология.
Понимание
философии религии как религиоведения предполагает чёткое осознание отличия философии от религии.
Но не советую тебе преподавать императору
философию религии.
Растущий класс русской интеллигенции вёл лихорадочный поиск новой
философии религии, и зачастую обстоятельства оборачивались скорее комической, нежели трагической стороной.
Слушая то, что вы нам только что прочитали, получается, что на земле всё происходит точно также, как и в обыкновенной школе, и различные религии и различные
философии религий, как вы только что сказали, – если это рассматривать с эзотерической точки зрения – поведут вас назад к истинному учению.