Основы деловой и публичной коммуникации в профессиональной деятельности

Коллектив авторов, 2019

Дисциплина «Основы деловой и публичной коммуникации в профессиональной деятельности» является инвариантной дисциплиной, отражающей специфику вуза, вариативной части дисциплин образовательной программы по всем направлениям подготовки бакалавров». Учебник содержит теоретические материалы по основным вопросам психологии делового общения, практические задания для формирования умений анализа социально-психологических явлений, упражнения для формирования навыков делового общения, психодиагностические тесты и тесты для самоконтроля. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы деловой и публичной коммуникации в профессиональной деятельности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Понятие и функции общения. Деловое общение

В результате изучения главы студент должен: знать: функции и виды общения, социально-психологическую структуру общения; уметь: анализировать социально-психологические феномены делового общения — виды, уровни, функции, этапы общения; владеть: навыками анализа ситуации делового общения, его признаков, этапов.

«Для того, чтобы научиться общаться, людям надо… общаться»

А. Добрович

Общение — «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека»[1] Общение имеет огромное значение в формирование человеческой психики, личности. Общение между людьми помогает им обмениваться информацией, воспринимать и понимать друг друга, передавать и перенимать опыт. Потребность в общении относится к числу базовых потребностей человека.

Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социальной жизни человека. Функции общения многообразны, существуют различные основания для их классификации (рисунок 1)[2]. Например, Б.Ф. Ломов в общении выделяет три функции: информационно — коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно — коммуникативную[3].

Рисунок 1. Функции общения

Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации. Регуляционно-коммуникативная функция заключается в корректировке поведения и организации совместной деятельности людей. Аффективно-коммуникативная функция характеризует эмоциональную сферу человека. В общении люди проявляют широкий спектр эмоций.

Другими словами, общение в жизни человека выполняет такие основные функции, как:

1) обмен информацией (например, покупатель узнает у продавца цену товара и интересуется возможностью скидок);

2) воздействие на других людей, побудительная функция (например, сотрудники деканата призывают студентов не пропускать занятия);

3) соблюдение социальных условностей (например, мы говорим «Здравствуйте!», когда входим в комнату);

4) выражение своих чувств, обмен эмоциями (например, мы выражаем радость от результативных переговоров, или недовольство опозданием приятеля на встречу);

5) понимание, получение обратной связи (например, пройдя собеседование или ответив на экзамене, мы интересуемся, какое мы произвели впечатление, насколько убедительны и понятны были и т. п.);

6) влияние (например, один из участников беседы меняет свое мнение по обсуждаемому вопросу под влиянием аргументов собеседника).

7) социальная функция, социализирующая, развивающая (в общении формируются и развиваются культурные навыки взаимоотношений людей; формируются наши мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события; развивается личность)

Классификация видов общения зависит от того, какую информацию пытаются донести до слушателя, с какой целью и при помощи чего именно. Виды общения можно классифицировать по следующим основаниям:

1) По степени опосредованности: непосредственное общение (лицом к лицу) и опосредованное (через письмо, телефон, факс, электронную почту). При опосредованном общении теряется много информации, которая обычно передается по невербальным каналам, поэтому этот вид общения используется чаще в деловых ситуациях.

2) По соотношению «цель — средство»: деловое общение, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели, т. е. общение как средство достижения целей, и личностное общение, общение «по душам», где само общение выступает как цель. Деловое общение реализуется в формах: деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, публичные выступления.

3) По количеству участников: межличностное (два бизнесмена во время деловых переговоров), лично-групповое (руководитель и трудовой коллектив на собрании, преподаватель и студенты на занятиях), межгрупповое (две спортивные команды во время состязания), одностороннее (молитва, ведение интимно-личностного дневника).

4) По основному содержанию: материальное общение (обмен предметами материальной или духовной культуры), когнитивное общение (обмен информацией), конвенциональное общение (церемонии, ритуалы, деловой этикет), эмоциональное общение (обмен эмоциями и чувствами).

5) По используемым средствам общения: вербальное общение (осуществляется с помощью речи), невербальное общение (с помощью образов, интонации, жестов, мимики, пантомимики, пространства общения).

Уровни общения, по Б.Ф. Ломову[4]: yy макроуровень — общение индивида с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями;

yyмезауровень — общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое во времени; yyмикроуровень — акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях (вопрос — ответ, рукопожатие, мимический и пантомимический акт и др.) (рисунок 2).

Рисунок 2. Уровни общения по Б.Ф. Ломову

Таблица 1 Характеристика уровней общения по А.Б. Добровичу[5]

Г.М. Андреева выделяет в общении три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную[6] (рисунок 3).

Рисунок 3. Структура общения

Коммуникативная сторона общения (коммуникация) состоит в обмене информацией между общающимися. Коммуникативное взаимодействие возможно при наличии у обоих участников единой системы кодирования.

Перцептивная сторона общения заключается в восприятии друг друга партнерами по общению и установлении на этой основе взаимопонимания. Это восприятие внешности, поступков и особенностей поведения другого человека. Осознание себя происходит через представление о другом человеке. Психологические механизмы социальной перцепции — идентификация, эмпатия, рефлексия.

Интерактивная сторона — это организация взаимодействия между партнерами по общению, т. е. обмен действиями.

Каждая из указанных сторон в реальном общении существует не изолировано от других, в живом акте человеческого общения эти аспекты взаимосвязаны в большей или меньшей степени.

Деловое общение — особый вид общения, направленный на организацию и оптимизацию сотрудничества людей в трудовом процессе. Деловое общение обеспечивает ведение переговоров, деловых совещаний и официальной переписки, публичных выступлений. В конкретной профессиональной области деловое общение имеет специфику и называется профессиональным. При профессиональном общении субъектами общения являются представители однородных профессиональных групп, которые решают единые задачи, используют принятую в данной сфере терминологию. При этом деловое общение — более широкое понятие. В деловом общении для участников важен результат, достижение цели. Деловое общение отличается нормированным характером и деловой целесообразностью. На рисунке 4 представлены признаки делового общения по А.Н. Сухову[7].

Рисунок 4. Признаки делового общения

Структура делового общения включает в себя потребность в общении, цель общения, форму, в которой будет передано сообщение, тему или содержание сообщения, средства общения.

Модели взаимоотношений субъектов делового общения можно рассматривать в трех вариантах[8]:

1) Модель «Сотрудничество» — характеризуется дружеским характером взаимоотношений, отношением к обсуждаемой проблеме как к общей, заинтересованностью в проблемам оппонента, предоставлением полной и достоверной информации, поиском взаимовыгодных решений при обсуждении спорных вопросов, использованием честных и открытых способов достижения цели общения.

2) «Равноправное обсуждение» — отличается партнерско-паритетными взаимоотношениями, отношением к общению как к столкновению разных, но взаимосвязанных интересов, предоставление правдивой информации, но не в полном объеме, поиском альтернативных решений с предпочтением приоритета собственных вопросов, возможным использованием манипулятивных технологий для достижения целей.

3) «Борьба» — взаимоотношения враждебные, обсуждаемая проблема рассматривается как возможность добиться одностороннего преимущества, предоставляется неполная или искаженная информация, спорные вопросы обсуждаются в терминах собственной выгоды с безусловным приоритетом собственных интересов, используются «силовые» способы общения.

Существуют различные классификации профессионального общения. В таблице 2 представлены виды профессионального общения и критерии их выделения. Выбор того или иного вида общения участниками профессионального взаимодействия зависит как от содержания профессиональной деятельности в целом, так и от конкретной профессиональной ситуации.

Можно выделить пять основных этапов делового общения (рисунок 5).

Рисунок 5. Этапы делового общения

На этапе установления контакта собеседник побуждается к общению, создаются возможности для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений, снимаются барьеры общения.

На этапе ориентации в ситуации участники общения определяют стратегию и тактику делового общения, ориентируются в целях и интересах друг друга, определяют форму и регламент разговора.

На этапе осуждения вопроса важна направленность на партнера, умение слушать, понимать позицию собеседника, умение убеждать.

Таблица 2

Виды профессионального общения[9]

Этап принятия решения наступает при нахождении решения, удовлетворяющего интересам обеих сторон, либо, в худшем случае, общение может остаться незавершенным. На этапе выхода из контакта важно следовать этическим принципам делового общения, сохраняя доброжелательные отношения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Укажите вид общения по критериям классификации

Задание 2. Подберите из жизни, литературы, кино ситуации делового взаимодействия людей (типичные, эффективные, конфликтные и т. д. взаимодействия) и проанализируйте их: выделите мотив, цель, психологические особенности партнера, способы взаимодействия.

Задание 3. Определите виды общения, актуализирующиеся в следующих ситуациях. (Вариантов ответа может быть несколько.) а) Оказавшись в скучной компании, парень рассказывает веселые истории и анекдоты. б) Заметив знакомую, идущую по другую сторону дороги, девушка приветливо улыбнулась ей и помахала рукой. в) Покупатель интересуется у продавца ценой и качеством товара. г) Мэр города обращается по радио к горожанам с призывом принять активное участие в субботнике. д) Просматривая образцы обоев, супруги рассуждают, какие из них лучше подойдут для детской комнаты. е) Отец рассказывает сыну, как из бумаги можно сделать самолетик. ж) Продавец пылесосов, привлекая внимание потенциальных покупателей, демонстрирует достоинства товара и сообщает, что цена на следующую партию будет уже выше.

Задание 4. Оцените свою коммуникабельность, задав себе следующие вопросы[10]:

1. Умеете ли вы так поздороваться или о чем-то спросить, чтобы человеку было приятно ответить вам?

2. Способны ли вы вызвать, интерес и чувство доверия?

3. Если с вами грубы, находите ли вы ответную реакцию помимо собственной грубости? Есть ли у вас способность спокойно осадить грубияна, сделаь его поневоле вежливее?

4. Умеете ли вы вовремя попилить, разрядить накаленные страсти?

5. Умеете ли вы прервать разговор, но так, чтобы собеседник не обиделся на вас?

6. Умеете ли вы отказать в чьей-то просьбе, но не вызвать при этом враждебности?

7. Умеете ли вы прощаться так, чтобы вас хотели увидеть еще раз?

Задание 5. Установите обратную связь, проверьте точность восприятия информации или узнайте дополнительную информацию с помощью вопросов[11].

Задание 7. Попробуйте в течение дня не менее 2–5 раз подчеркнуть значимость тех людей, с которыми вы работаете, общаетесь — корректно оценивайте существенность их вклада в общее дело. Отмечайте удачные идеи, предложения, выражайте им уважение, симпатию и т. д. Искреннее признание достоинств другого человека не только поможет снять напряжение в отношениях, но и разовьет способность к безусловному принятию других людей.

Задание 8. Замените категоричные утверждения на более мягкие высказывания[12].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Контрольные вопросы

1. Что такое общение? Какой подход к определению общения используется в социальной психологии?

2. Каковы основные функции общения?

3. По каким критериям можно классифицировать общение? Назовите виды общения.

4. Что такое деловое общение? Какие виды делового общения выделяют?

5. Какова социально-психологическая структура общения?

Контрольные тесты

1. Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми — это…

а) речь

б) общение

в) взаимодействие

г) коммуникация

д) социальная перцепция

2. Общение, осуществляемое с помощью слов…

а) невербальное

б) вербальное

в) манипулятивное

г) словесно-логическое

д) биологическое

3. Распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений — это…

а) императивное общение

б) диалогическое общение

в) манипулятивное общение

г) вербальное общение

д) гуманистическое общение

4. Установите соответствие между видом общения и его описанием:

5. Эмотивная функция общения заключается…

а) в установлении контакта

б) в возбуждении у партнера необходимых эмоциональных состояний или изменении своих под влиянием партнера

в) во взаимной ориентации и согласовании действий и целей

г) в обмене информацией, мнениями, решениями д) в стимулировании партнера по общению

6. Общение, связанное с использованием специальных средств и орудий, называется…

а) опосредованным

б) непосредственным

в) косвенным

г) прямым

д) социальным

7. Три стороны общения, по Г.М. Андреевой…

а) коммуникационная, информационная и социальная

б) коммуникационная, интерактивная и интегративная

в) коммуникативная, перцептивная и интегративная

г) вербальная, невербальная и опосредованная

д) коммуникативная, перцептивная и интерактивная

8. Правильная последовательность этапов процедуры общения…

1) Ориентировка в личности собеседника

2) Потребность в общении

3) Ориентировка в целях общения, в ситуации общения

4) Выбор конкретных средств общения

5) Корректировка направления, стиля, методов общения

6) Планирование содержания своего сообщения

7) Восприятие и оценка ответной реакции собеседника

9. Интерактивная сторона общения…

а) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами

б) заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями

в) означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания

г) определяется как равноправное субъект-субъектное взаимодействие с целью взаимного познания и самопознания партнеров по общению

д) характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника

10. Форма делового общения, предполагающая наличие несовпадающих или противоположных интересов участвующих сторон и требующая от участников умения достигать разумного соглашения — это…

а) деловая беседа

б) деловое совещание

в) деловая переписка

г) деловые переговоры

д) публичное выступление

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы деловой и публичной коммуникации в профессиональной деятельности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — С. 213.

2

Психология общения: энциклопедический словарь / Учреждение Российской акад. образования Психологический ин-т; под общ. ред. А. А. Бодалева. — М.: Когито-Центр, 2011. — 598 с.

3

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. — С. 266.

4

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. — С. 271—273

5

Добрович А.Б. Анатомия диалога // Психология влияния: Хрестоматия. — СПб.: Питер, 2001. — С. 138–182.

6

Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Изд. 5-е, испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009. — 362 с.

7

Сухов А.Н. Реальная социальная психология: Учеб. — метод. пособие / Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. — М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2004. — 351 с.

8

Шарухин А.П. Психология делового общения: Учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / А.П. Шарухин, А.М. Орлов. — М.: Академия, 2012. — 240 с.

9

Психология общения: Энциклопедический словарь / Учреждение Российской акад. образования Психологический ин-т; под общ. ред. А.А. Бодалева. — М.: Когито-Центр, 2011. — 598 с.

10

Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. — М.: АОЗТ «Яуза»: Секачев, 1996. — 253 с.

11

Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению: Учебное пособие. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.

12

Скаженик Е.Н. Деловое общение: учебное пособие. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я