Общение и самопознание

Г. Т. Хайруллин, 2021

Рассмотрены вопросы межличностного общения на основе взаимодействия его участников. Показана зависимость эффективности взаимодействия от умений, связанных с адекватным восприятием личности, с убеждением и внушением, с обоснованным использованием техники речи. Освещены вопросы искусства разговора, управления дыханием и саморегуляции, практических приемов самопознания и самооценки. Приведено большое количество различных тестов и простейших упражнений, способствующих совершенствованию умений самопознания личности и проведения межличностного общения, как эффективного взаимодействия людей. Рассчитана на широкий круг читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общение и самопознание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Личность в общении

• Общие сведения об общении

• Кое-что о личности

• Акцентуированные личности

• Немного о соционике

• Общение и обмен информацией

• Восприятие при общении

• Обмен действиями

• Искусство разговора

• Убеждение

• Внушение

• Поговорим о конфликтах

Общие сведения об общении

Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

Можно согласиться с выдающимся французом: общение — великая роскошь. Вместе с тем общение занимает основную часть времени процесса жизнедеятельности людей. Известно, например, что в жизни большинства людей на общение затрачивается до 70–80 % активного времени. Многие исследователи разделяют такую точку зрения, согласно которой общение есть субъект-субъектное взаимодействие, где субъектом и объектом по отношению друг к другу выступают люди, социальные общности, общество в целом. При этом субъекты отличаются активностью, способностью сознательного, целенаправленного планирования и организации жизнедеятельности в целом, оказывают взаимное воздействие, воспринимают и оценивают друг друга. К.К. Платонов указывает, что общение — это взаимодействие на основе взаимного психического отражения, что общение личностей (межличностное общение) представляет собой наивысшую форму общения. Заметим, что любое общение в конечном счете принимает вид межличностного. Поэтому в дальнейшем будем говорить именно о таком общении.

Известно значительное число различных видов общения, в зависимости от тех или иных элементов, принимаемых в качестве основания для группировки. К примеру, общение классифицируют по таким основаниям, как содержание общения, широта круга участников, их познавательный уровень, эмоциональная характеристика процесса общения, динамика общения, характер взаимоотношения участников и т. д. Разработана классификация общения в зависимости от его целей. При этом выделяются виды общения в соответствии со следующими основными целями процесса общения: обслуживание предметной деятельности; приобщение инициатора к ценностям партнера и т. п.

Другая классификация осуществляется с учетом субъектов общения. Различают общение человека с человеком (межличностное общение), человека с некоторой общностью людей, общности с другой общностью. Иные исследователи выделяют следующие виды общения по субъектам: реальный субъект — реальный партнер; реальный субъект — субъектированный объект; реальный субъект — воображаемый партнер; воображаемые партнеры.

Указываются также следующие четыре вида словесного общения:

— интеллектуальное общение (осуществляется с использованием однозначных понятий);

— эмоциональное общение (характеризуется тем, что используемые при этом слова являются средством вызвать определенные чувства);

— образное общение (строится таким образом, что используемые слова направлены на создание «зримого образа» у собеседника);

— ассоциативное общение (обеспечивает обогащение образа различными ассоциациями).

Очевидно, каждый из видов общения обладает определенными особенностями, обоснованный учет которых способствует повышению его результативности. В то же время едва ли можно считать, что для полной характеристики любого конкретного общения достаточно знать лишь его видовую принадлежность. Общение — процесс многофакторный, каждый из факторов оказывает определенное влияние и на организацию, и на ход протекания процесса, и на его результаты. В числе значимых факторов общения можно было бы указать, к примеру, ситуацию общения, те условия, в которых оно протекает. Важную роль играют такие факторы, как методы и приемы, используемые участниками общения, средства и содержание общения, формы его организации и т. д.

Конечно, особое значение имеют сами участники общения, их личностные качества, темперамент, особенности характера. На процесс общения влияют конкретные ожидания участников, их основные цели и те задачи, к решению которых стремятся участники. Влияет также и объем потребностей участников: насколько каждый из них жаждет участия в данном общении, насколько желает общаться с этим партнером и т. д.

Результативность общения зависит от выбранных путей удовлетворения потребностей в общении (монологовый, диалоговый и т. п.), от характера и тона общения (от сердечности до злобности), от реакций на неудачи в ходе общения (сокрытие обиды, желание отомстить т. п.) и некоторых иных характеристик. Важным фактором являются результативность общения и ее индивидуальная оценка участниками: чего добился индивид в общении, получил ли он признание партнера и т. д. Нередко результат общения оценивается именно с указанной точки зрения, т. к. важнейшей функцией общения является удовлетворение эмоциональных потребностей участников. Ясно, что общение будет наиболее эффективным тогда, когда все факторы окажутся логически взаимосвязанными и, соответствуя друг другу, образуют целостную систему.

Общая структура процесса общения обычно представляется в виде системы, состоящей из следующих последовательных этапов.

1) Подготовка общения. На этом этапе определяются цели и задачи общения. В той или иной степени каждый из участников проводит анализ предполагаемого места, времени общения, особенностей характера и темперамента партнера. Создается примерная модель процесса общения, прогнозируются возможные результаты.

2) Организация общения включает в себя согласованное определение места, времени и условий общения. Очевидно, все это целесообразно осуществить с учетом тех выводов, которые получены в результате проведения подготовительного этапа.

3) Первый контакт в общении представляет собой весьма важный этап, который может повлиять на весь ход общения. Исследователи считают, к примеру, что впечатление о незнакомце на 90 % создается в течение первых полутора минут общения. Стало быть, целью этого периода должно быть установление, закрепление позитивного отношения партнера к Вам и к данному общению с Вами. Именно во время первого контакта создается та атмосфера, в которой затем протекает общение.

4) Непосредственный процесс общения является продолжением первого контакта, трудно провести резкую границу между ними. В ходе общения его участники вносят соответствующие коррективы в свои предполагаемые шаги в зависимости от действий партнера. В общении нельзя быть рабом своих первоначальных планов, стремясь «любой ценой» следовать той модели, которая разработана ранее.

При описании действий участников общения нередко применяют термин «управление» с установлением как субъекта, так и объекта. Однако двусторонний (многосторонний) процесс общения предполагает участие в нем равноправных партнеров. Нарушение такого положения может привести к конфликтной ситуации, т. е. общение приобретает частные, специфические формы. В то же время нельзя отрицать, что участники общения стремятся воздействовать на данный процесс с целью получить желательные для себя результаты. Стало быть, проявляются и элементы управления, когда тот или иной участник может стать то объектом, то субъектом управления.

5) Завершение общения направлено на то, чтобы каждый участник испытывал чувство определенного удовлетворения процессом и результатами общения. Разумеется, не каждое общение и не все его результаты будут удовлетворять всех партнеров в полной мере. В то же время необходимо уметь завершать общение так, чтобы у каждого участника складывалось бы положительное отношение к своему партнеру и к возможным контактам в будущем.

6) Подведение итогов и анализ процесса общения проводится обычно каждым участником самостоятельно. Осуществление данного этапа ценно тем, что поможет Вам в ходе других процессов общения учитывать свои ошибки и закрепить достигнутые успехи. Подводя итоги, партнеры дают оценку не только результатам, но и самому процессу общения. При этом обычно пользуются некоей уровневой оценкой.

Существуют разработанные характеристики различных уровней общения. Одна из подобных разработок рассматривает следующие семь уровней:

1. Примитивный: собеседник является для партнера лишь неким предметом, которым желательно овладеть или которого можно отстранить.

2. Манипулятивный: один из партнеров (или оба партнера) считает собеседника своим соперником. Поэтому он стремится «обыграть соперника», манипулировать им.

3. Стандартизированный: собеседники почти без изменения повторяют общепринятые стандарты в процессе общения.

4. Полноценный (конвенциональный): собеседники умеют распознавать социальные роли друг друга. Общение строится на обоснованном учете ролей, на равноправных началах.

5. Игровой: каждый из партнеров стремится к «пристройке» собеседника рядом с собой, хочет стать интересным для него. Поэтому он в определенной степени «играет» на него.

6. Деловой: партнеры объединены общим делом. Имеют место доверие между партнерами, чувство удовлетворенности и покоя.

7. Духовный (высший): собеседники считают друг друга носителями духовного начала. Каждый из них стремится чувствовать духовное состояние партнера.

Разумеется, следует стремиться к проведению общения на достаточно высоком уровне (тем более, что во многих видах человеческой деятельности умение общаться является профессиональным требованием). Однако большинство людей приобретает подобные умения лишь в ходе практического опыта, методом проб и ошибок. Короче говоря, преданы забвению полные глубокого смысла слова Конфуция: «Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный — размышление; второй, самый легкий — подражание; третий, самый горький — опыт».

Почему-т о не считается необходимым научить каждого человека с раннего возраста налаживать контакты, организовывать свое общение. Прививая детям обязательные элементы культуры поведения, обычно не придают особого значения необходимой культуре общения. Конечно, соответствующая культура поведения может повысить уровень общения, однако наличие указанной культуры не является достаточным условием достижения необходимой эффективности общения.

Вероятно, нельзя выработать такие рекомендации, соблюдение которых полностью гарантировало бы эффективность общения при любых условиях. Однако можно рискнуть предложить некие общие советы, придерживаясь которых партнеры получают удовлетворение если не результатами, то самим процессом общения. Так, Дейл Карнеги рекомендует соблюдать следующие шесть правил для того, чтобы расположить партнера к себе:

а) искренне интересоваться другими людьми;

б) улыбаться;

в) помнить, что имя человека — самое сладостное и самое важное слово для него;

г) быть хорошим слушателем и поощрять партнера говорить о самом себе;

д) говорить о том, что интересует партнера;

е) внушать собеседнику сознание его значительности и делать это искренне.

В.Л.Леви справедливо считает, что «Искусство общения — это гармония». Он выделяет семь основных черт, которые присущи гению общения:

1) Плюс интерес: повышенное внимание к людям, любопытство, наблюдательность.

2) Минус тревожность: внутреннее спокойствие человека, определенная свобода в поведении.

3) Плюс обратная связь: умение своевременно и адекватно реагировать на действия партнера, тактичность.

4) Плюс артистизм: богатство жестов и интонаций, умение перевоплощаться.

5) Плюс-минус агрессивность: добродушие и расположенность к людям и в то же время умение показывать определенный уровень агрессивности в необходимых случаях.

6) Плюс оптимизм, минус предвзятость: открытость восприятия, невосприимчивость к чужим мнениям о партнере.

7) Плюс предвидение, плюс симпатия: умение прогнозировать действия партнера и хода общения, доброжелательное отношение к партнеру.

Надо полагать, вышеприведенные советы помогут лишь тому, кто умеет держать себя под контролем в ходе общения. Нижеследующий тест покажет, умеете ли Вы контролировать себя в общении. Выпишите, пожалуйста, номера тех утверждений, с которыми Вы согласны.

1. Думаю, что подражать другим — это трудное искусство.

2. Пожалуй, я мог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание к себе или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В различных ситуациях общения с разными людьми я часто веду себя по-разному.

7. Я могу преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь вести себя так, как они ожидают.

8. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.

9. Я могу быть дружелюбным даже с теми людьми, которых не выношу.

10. Я всегда такой, каким кажусь.

А теперь посчитайте число всех «Да» по утверждениям 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10. К этому числу добавьте, сколько раз в утверждениях Вы были не согласны. Далее ознакомьтесь с оценкой. Если эта сумма не больше трех, то у Вас низкий контроль в общении. Ваше поведение устойчиво, и Вы не желаете изменять его в зависимости от ситуации. Кое-кто считает Вас «неудобным» из-за Вашей прямолинейности. Но Вы способны к искреннему самораскрытию в общении.

Если сумма расположена между тремя и шестью баллами, то Вы обладаете средним коммуникативным контролем. Вы сдержанны в эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми. Вы — искренний человек. Когда сумма больше шести, то у Вас высокий контроль в общении. Вы можете легко войти в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации. Вы хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.

В заключение рассмотрим несколько тренировочных упражнений, постоянное выполнение которых поможет Вам совершенствовать Ваши умения в области общения.

1) Утром после сна возьмите зеркало (или встаньте перед зеркалом) и стройте себе всякие гримасы, пока не засмеетесь. Смейтесь в свое удовольствие. Если это удается Вам плохо, то Вы производите на окружающих впечатление, скорее всего, человека надменного, неконтактного.

Поставьте два зеркала и постарайтесь увидеть свой профиль без прикрас. Это поможет Вам лучше оценить себя, получить представление о том, как Вы выглядите в глазах окружающих.

2) Воздействуйте на себя самовнушением. Не поддавайтесь мыслям о том, что Вы плохой партнер в общении. Убеждайте себя в обратном — словами и действием. Вступайте преднамеренно в контакт, например, со случайным встречным на улице. Выберите для контакта такого человека, который производит впечатление необщительного. На первых порах можно попробовать установить контакт с малознакомыми людьми, с которыми Вы обычно не разговариваете.

3) Упражняйтесь в преодолении робости и застенчивости в разговоре. Думайте о теме разговора, а не о своем внешнем виде, не об отношении собеседника и других людей к Вам лично и т. д. Через некоторое время Вы убедитесь в том, что Вам стало гораздо проще общаться с людьми.

4) Проанализируйте свой круг общения. Попытайтесь разобраться, в чем причины Ваших недостаточно высоких успехов в общении с окружающими. Помните, одной из причин такого положения может оказаться сужение Вашего круга общения. Не случайно древние мудрецы рекомендовали в круг общения включать хотя бы по одному представителю из следующих шести возрастных групп: ровесников, людей моложе себя и старше себя, людей намного моложе себя и намного старше себя, малых детей.

Помните: «В беседе сокращается путь», — гласит арабская пословица. Общайтесь!

Кое-что о личности

Я человечность ставлю во главу.

Абай

Эффективность общения может быть резко повышена, если его участники умеют распознавать особые качества личности партнера и обоснованно учитывать их в ходе общения. Понятие личности применяют лишь по отношению к человеку, считая личность поздним продуктом его общественно-исторического развития. Личность порождается деятельностью, это человек как субъект активной деятельности, носитель сознания и самосознания. Личность понимается также как совокупность психофизиологических систем — определенных личностных качеств.

Характеризуя личность, обычно говорят о ее темпераменте, который представляет собой совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека (темпа, ритма, интенсивности). Это — совокупность врожденных свойств психики, основа формирования характера. Темперамент зависит от врожденного типа высшей нервной деятельности. Разные люди имеют неодинаковую силу и интенсивность протекания процессов возбуждения и торможения, различную степень уравновешенности этих процессов и быстроту смены одних процессов другими. Тип темперамента определяется соотношением следующих грех компонентов:

1). Сила, интенсивность, степень активности нервных процессов.

2). Уравновешенность, степень возбудимости и динамические качества (быстрота, ритм, амплитуда движений и т. д.).

3). Подвижность, впечатлительность, импульсивность.

Всевозможные сочетания указанных трех компонентов образуют восемь различных вариантов. Однако сила и подвижность нервных процессов тесно связаны между собой и взаимозависимы. Сильные нервные процессы, например, чаще всего и подвижны. Значит, активность и подвижность можно объединить в единый показатель — экстраверсию (обращенность психики к внешнему миру). Слабость и малоподвижность, обращенность в о внутренний мир называют интраверсией. Поэтому на практике обычно рассматривают четыре наиболее распространенных сочетания силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов: экстраверсия — интраверсия, стабильность (уравновешенность) — нестабильность. Вспомним основные характеристики этих четырех типов темперамента.

1. Холерикэто нестабильный экстраверт. Он отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; это вспыльчивый и несдержанный человек. Холерик приступает к делу с полной отдачей, но это проходит довольно быстро. Увлекшись делом, он чересчур налегает на свои силы и истощает их нерасчетливо. Ему трудно дается деятельность, связанная с плавностью движений, спокойным темпом, т. к. он нетерпелив, резок и порывист. В общении холерик вспыльчив, он крикливый и необузданный.

2. Сангвиникстабильный экстраверт; это быстрый человек, легко приспосабливается к изменчивым условиям жизни. Очень подвижный, общительный, легко сходится с другими людьми. В общении непостоянный, легко меняет привязанности, в то ж е время имеет широкий круг знакомств. При интересных делах чувствует постоянное возбуждение, становится очень продуктивным деятелем. Если дело н е вызывает его интереса, то сангвиник становится скучным и вялым.

3. Флегматик — стабильный интраверт; это — человек, реагирующий спокойно и медленно, хорошо сопротивляющийся сильным раздражителям. Это настойчивый и упорный труженик, отличающийся терпеливостью, выдержкой и самообладанием. Флегматик не склонен к перемене своего окружения, трудно привыкает к новым людям. Он недостаточно выразителен в интонациях и мимике, слабо выражает свои эмоции, оставаясь внешне спокойным даже и при серьезных неприятностях. Он долго впитывает в себя энергию неудовольствия и в определенный момент может «выплеснуть» ее неожиданно для собеседника по, казалось бы, незначительному поводу.

4. Меланхолик — нестабильный интраверт, оказывающий слабое сопротивление воздействию сильных стимулов. У него нередко отмечается боязливость, беспокойство в поведении, тревожность и слабая выносливость, обидчивость и слезливость. Меланхолик склонен подчиняться своим переживаниям, неэнергичен и ненастойчив. Он недостаточно общителен, боится контактов с другими людьми, его пугают новые люди и новая обстановка; поэтому он стремится уединиться и замыкаться в себе.

Разработано немалое количество разнообразных тестов, позволяющих определить тип темперамента человека. Разумеется, нельзя думать, что тот или иной тип сплошь и рядом проявляется в чистом виде. Но тесты дают возможность установить, какой именно тип преобладает в темпераменте данной личности. Определите, пожалуйста, тип Вашего темперамента, используя упрощенный тест Ганса Айзенка. В нем приведены 24 вопроса. Отметьте лишь те из них, на которые Вы могли бы ответить «Да».

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?

3. Являетесь ли Вы таким человеком, который не лезет за словами в карман?

4. Любите ли часто бывать в компании?

5. Держитесь ли Вы обычно в тени на вечеринках?

6. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша, предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

7. Предпочитаете ли Вы работать в одиночестве?

8. Нравятся ли Вам первоапрельские шутки?

9. Чувствуете ли Вы себя неудобно в какой-либо другой одежде, кроме повседневной?

10. Очень ли любите вкусн о поесть?

11. Предпочитаете ли больше строить планы, чем действовать?

12. Говорите ли Вы иногда первое, что придет в голову?

13. Часто ли чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, способных понять и ободрить Вас?

14. Очень ли Вам трудно отказаться от своих намерений?

15. Чувствуете ли себя иногда счастливым, иногда печальным без видимой причины?

16. Часты ли у Вас спады и подъемы настроения?

17. Часто ли теряете сон из-за чувства тревоги?

18. Легко ли Вас задеть?

19. Часто ли Вы погружены в свои мысли?

20. Бывают ли у Вас головокружения?

21. Трудно ли Вам заснуть ночью?

22. Долго ли Вы переживаете после какого-либо конфуза?

23. Часто ли чувствуете себя неловко в обществе людей выше Вас по положению?

24. Часто ли у Вас «сосет под ложечкой» перед важным делом?

Подведем итоги. Сложите количество ваших «Да» п о вопросам 1, 2, 3, 4, 5, 8, 10, 11, 12. Вычтите из этой суммы количество «Да» по вопросам 6, 7, 9 и «Нет» по первому вопросу. Если разница больше нуля, то Вы — экстраверт, меньше нуля — интраверт.

Из количества «Да» на вопросы 13, 14, 19, 22 вычтите количество «Да» по вопросам 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23, 24. При положительной разности Вы стабильны, при отрицательной — нестабильны. А теперь определите тип Вашего темперамента.

Известный подход к типологии психологических особенностей людей рассматривает типы эмоциональности личности. Скажем, одно из крайних проявлений по указанному основанию характеризуется подвижными, легкими, почти незаметными эмоциями, которые свободно следуют за событиями. Другая крайность проявляется в сильных, медленных и инертных эмоциях, которые выдвигаются на первый план. По способу мышления рассматриваются также две крайности: полное преобладание логического мышления или образного мышления. Поэтому все множество людей по своим психологическим особенностям может быть представлено в следующих четырех видах: легкие эмоции при логическом мышлении, сильные эмоции при образном мышлении, легкие эмоции с образным мышлением и сильные эмоции с логическим мышлением.

Многие исследователи сходятся на том, что все особенности личности, ее характера, способностей и темперамента могут быть, в конечном счете, выражены с помощью трех основных измерений: силы ума, уровня развития интеллекта и силы воли. Сила ума характеризуется степенью адекватности действий человека условиям деятельности. Сила воли отражает участие личности в регуляции инструкций, самоинструкций, норм поведения и т. д. Уровень развития интеллекта показывает качество проникновения в сущность ситуации и правильность оценки собственных возможностей в применении к ним.

Ганс Айзенк определяет интеллект как скорость протекания умственных процессов. Психологи считают, что теоретически можно выделить 120 факторов интеллекта. Многочисленные тесты, направленные на определение интеллекта, используют различное количество таких факторов. Один из тестов, например, учитывает следующие семь факторов интеллекта: пространственная способность, скорость восприятия, ассоциативная память, понимание слов, беглость речи, рассуждение, легкость оперирования цифровым материалом. Согласно другому тесту, интеллект определяется следующими шестью компонентами: способность к цифровым операциям, способность к рассуждениям, словарный запас, беглость речи, память, способность воспринимать сходство и различие геометрических фигур.

Заметим, что определение интеллекта с помощью тестов не всегда признается достаточно убедительным. По данным американского ученого Пола Сангрена, например, одна и та же личность на основе данной группы тестов может быть признана одаренной, в результате применения другой группы — вообще умственно отсталой (С указанной точки зрения представляются весьма необоснованными известные попытки перевести контроль за результативностью обучения и воспитания целиком на базу тестирования).

Характеризуя личность, нередко опираются на такое понятие, как направленность личности. Существует определенное число классификаций этого понятия, включающих в себя различное количество компонентов. К примеру, Н.И.Рейнвальд считает, что можно говорить о трех ведущих типах направленности личности: созидатель, потребитель, разрушитель.

А вот этот тест поможет Вам определить направленность своей личности, учитывая другие показатели. Возьмите три вида геометрических фигур на плоскости: круг, треугольник, квадрат (прямоугольник). Используя только десять элементов этих трех видов, нарисуйте человека. Вы можете использовать, например, десять кругов или скажем два круга, пять квадратиков, три прямоугольника; можете выбрать любой другой вариант. Выберите такую комбинацию, при которой человечек покажется Вам наиболее симпатичным. Нарисовали? А теперь определите Вашу направленность. Если Вы использовали больше всего прямоугольников, то Вы обладаете интеллектуальной направленностью. Преобладание кругов характеризует Вас как личность с эстетической направленностью, с любовью к искусству. Ну а треугольник отражает сексуальность. Конечно, этот тест почти шуточный, но в нем что-то есть.

Обычно рассматривают две стороны личности как целого. Индивидуальность личности определяется ее психологической стороной; это — психологические свойства и особенности, называемые чертами личности. Социальная сторона личности определяется социальным опытом, теми социальными ролями, которые играл и играет данный индивид. К.К.Платонов выделяет четыре подструктуры личности:

а) направленность и отношения, проявляющиеся как моральные черты;

б) знания, умения и привычки, приобретенные опытом;

в) индивидуальные особенности отдельных психических процессов (эмоции, ощущения и т. д.), как форм психического отражения;

г) типологические свойства темперамента.

Указывается, что на эти подструктуры накладываются характер и способности. 3игмунд Фрейд считал, что взаимодействие и конфликт между элементами личности являются движущей силой ее развития.

Таким образом, существует довольно большое число подходов к описанию различных сторон, свойств, особенностей личности, их классификации. С изрядной долей условности все эти личностные характеристики можно было бы объединить одним термином качества личности (личностные качества). Исследователи рассматривают до трех тысяч разнообразных характеристик, выделяя из их числа основные черты личности. Каждая из этих черт побуждает данного человека в конкретной ситуации выбирать вполне определенные формы поведения, свойственные именно ему и характеризующие его как личность.

Разумеется, в повседневной практике нереально применять такую шкалу оценки личностных качеств, которая учитывала бы несколько тысяч показателей. Имеются более простые опросники, включающие в себя 16 свойств, 70, 171 и т. д. Один из таких тестов рассчитан на оценку личностных качеств по восьми шкалам: доверчивость-настороженность; исполнительность — неспособность принудить себя к этому; социальный конформизм — непокорность; активность — недостаточная энергичность; эмоциональная устойчивость — невротизм; экстраверт — интраверт; мужественность — женственность; способность к сопереживанию — эгоцентризм.

Известно, что любой человек в определенной степени биполярен, т. е. несет в себе одновременно различные, взаимоисключающие качества, проявляющиеся в той или иной степени (сила и слабость, ласковость и агрессивность и т. д.) в зависимости от ситуации, условий и т. п. факторов. При этом считается, что обе его стороны необходимы цельной личности и если он вытравит в себе одну из сторон своей полярности, то фактически становится психически больным человеком.

Особое значение придается Я-пониманию личности. Его содержание включает в себя чувство «Я» (переживание себя как субъекта деятельности) и Я-концепцию (представление о себе как объекте наблюдения). Последняя суть динамическая совокупность установок, свойственных каждой личности, которые направлены на саму личность. Человек склонен оценивать себя так, как его оценивают другие (точнее говоря, какой ему видится оценка окружающих).

Можно сказать, что Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с оценкой окружающих, то, что человек значит для себя. Каждый человек обладает относительно устойчивой Я-концепцией, которая подкрепляется повторяющимися социальными взаимоотношениями. Она создается двумя типами сигналов: самовосприятием и реакцией окружающих на него.

Попробуйте приблизительно очертить свою Я-концепцию. Для этого из нижеприведенных 20 утверждений выделите те, которые, на Ваш взгляд, относятся к Вам. Выделенные утверждения распределите по трем категориям: меня эго радует, это мне безразлично, это мне неприятно. Полученную таблицу можно принять за свою Я-концепцию.

Я оптимист. Я неудачник. Я слабовольный. У меня все получается.

Я тугодум. Я счастливый. Я хороший друг. У меня ничего не ладится.

Я фантазер. Я надежный. Я опрометчивый. Я подвержен настроению.

Я обманщик. Я интраверт. Я религиозный. Я раздражительный.

Я умный. Я неуклюжий. Я общительный. Я добросовестный.

В зависимости от уровня устойчивости Я-концепции условно рассматривают экстернальные и интернальные личности. Первые отличаются неустойчивым Я-образом, обладают пластичным самоотношением, приобретаемые ими коммуникативные умения недостаточно стабильны. Экстерналы заметно зависят от ситуативных факторов (от мнения окружающих, установленных норм и т. д.). Они предрасположены к групповому воздействию, податливы и адаптивны. Интерналы же обладают устойчивым Я-образом, низким уровнем восприятия воздействий, имеют критические отношение к требованиям ситуации.

В структуре Я-концепции можно выделить следующие компоненты (существуют и иные подходы к определению компонентов):

настоящее «Я»: то, какой видит, представляет себя личность в настоящий момент;

динамическое «Я»: уровень стремления личности;

фантастическое «Я»: то, какой хотела бы стать личность;

идеальное «Я»: идеал, образец для данной личности;

представляемое «Я»: внешняя маска данной личности, в той или иной степени скрывающая ее суть.

Единство указанных элементов составляет целостную Я-концепцию, при этом одни элементы могут быть выражены более ярко, другие менее. Сопоставляя реальное «Я» с идеальным, человек старается хорошо вписаться в круг своего общения. Поэтому очень важно развивать в себе самоуважение, положительное отношение к себе (вспомните: «Самоуничижение паче гордости»), вырабатывать положительные самовосприятие и самооценку.

Американские психологи разработали свод из следующих 15 правил, соблюдение которых способствует повышению своей самооценки:

— Легче относитесь к своим ошибкам. Если совершите промах, не ругайте себя — никто не ошибается нарочно.

— Обращайте больше внимания на свои хорошие качества, а не на недостатки и слабости.

— Научитесь говорить «Нет» (не обижая собеседника), не позволяйте другим заставлять делать нежелательное для Вас.

— Игнорируйте недобрые слова в Ваш адрес и избегайте тех, кто произносит их. Никогда не отвечайте на злые слова и не оспаривайте их.

— Относитесь к другим как к равным себе. Не смотрите снизу-вверх на того, кто богаче или образованнее. Он такой же человек.

— Учитесь запоминать все, что слышите. Это поможет лучше ориентироваться и делать правильные выводы из ошибок.

— Когда Вы неправы, не вините себя, ошибаются все. Это доказательство того, что Вы — человек.

— Постигайте искусство быть счастливым. Ежедневно настраивайте себя на положительные эмоции, вспоминая радостные моменты из прошлого и радуясь им.

— Найдите себе работу по душе. Человек лучше чувствует себя, когда знает, что его труд полезен и приятен.

— Не переживайте слишком сильно по поводу того, какое впечатление производите на других людей. Быть может, они сами волнуются о том же.

— Цените себя сейчас, таким, какой есть. Вы не так уж плохи.

— Каждый день выкраивайте немного времени для себя. Ваши нужды и заботы не менее важны, чем заботы других людей.

— Работайте, чтобы достичь поставленной цели.

— Будьте позитивно настроены хотя бы один день в неделю. В этот день не жалуйтесь, не хнычьте, а переключитесь на радостные мысли.

— Не ждите, чтобы люди поступали только как Вы. Люди отличаются друг от друга.

Английские исследователи выяснили, что восприятие себя счастливчиком или неудачником серьезно влияет на принимаемые решения. Люди, считающие себя везучими, склонны приписывать достигнутые успехи своим способностям, неудачи связывают с внешними факторами. Кто считает себя невезучим, тот свою неудачу обычно объясняет тем, что он таким и родился. Исследователи указывают, что ощущение удачливости заставляет человека вести более активное существование, что создает для него новые возможности в его жизнедеятельности.

Поэтому считайте себя везучими и счастливыми. Уметь быть счастливым и радоваться жизни — эго прекрасное качество человека. Оно позволяет данному индивиду выходить из многих сложных жизненных ситуаций с наименьшими потерями. Кстати, как у Вас обстоит дело с умением радоваться жизни, наслаждаться ею? Проверьте себя при помощи нижеследующего теста. На данные вопросы выберите по одному ответу из числа трех ответов, предложенных здесь же.

1. Пойдете ли Вы во второй раз в ресторан с превосходным выбором блюд, но с отвратительным обслуживанием? (Никогда. Только в случае крайней необходимости. Да.).

2. В конце отпуска радуетесь ли Вы скорому возвращению домой и на работу? (Да. Ничего н е поделаешь, все когда-т о кончается. Нет.).

3. Как Вы обращаетесь с деньгами? (Ежемесячно откладываю определенную сумму. Ничего не удается сберечь. Отношусь легко и легко влезаю в долги.).

4. Пытаетесь ли Вы осуществить свои заветные мечты? (Нередко что-либо начинаю, но не довожу до конца. Мечтаю о том дне, когда ничего не буду делать. Да, всегда пытаюсь.).

5. Как в детстве относились к Вам родители? (Были строги и требовательны. Равнодушно. Нежно, с пониманием.).

6. Верно ли для Вас: сначала — работа, потом — развлечения?

(Совсем нет. Частично. Да.).

7. Как Вы относитесь к распродаже по сниженным ценам? (Не хожу на них. Покупаю лишь самое нужное. Это меня очень привлекает.).

8. Испытываете ли угрызения совести, если поддались какой-то Вашей слабости? (Нет, я не часто попадаю в подобные ситуации. Иногда. Если чего-то хочется, то это надо получить и наслаждаться.).

9. Что Вы думаете о сексе в старости? (Старость и эротика — несовместимы. Это — дело двоих. Сексом можно наслаждаться и в глубокой старости).

Всем первым ответам припишите один балл, вторым — два; третьим — три. Суммируйте Ваши баллы и определите Ваше умение наслаждаться жизнью на основе полученной суммы баллов.

а) 9-12 баллов. Вы убеждены, что лишь большими усилиями сможете достичь успехов. Вы полностью отдаетесь решению любой задачи, чтобы быть на хорошем счету у окружающих. На наслаждение жизнью у Вас не хватает времени.

б) 13–17 баллов. У Вас есть талант к наслаждению. Но Вы считаете, что оно или есть, или его вообще нет. Будь Вы более упорным в достижении своих целей, т о открыли бы для себя настоящий мир наслаждений. Не бойтесь, что Вам будет слишком хорошо, больше доверяйте себе и уступайте своим чувствам и желаниям.

в) Более 18 баллов. Вы, скорее всего, падки на соблазны, сразу же ухватываетесь за них и берете самое лучшее. Вы избегаете ситуаций, которые не гарантируют Вам получение удовольствия (быть может, за этим кроются страхи детства: а вдруг мне что-т о не достанется). Научитесь решать, что же нужно именно Вам: ведь наслаждаться жизнью не означает быть рабом своих потребностей, нужно уметь и ограничивать себя.

В заключение укажем, что личностные качества не являются фатальными, застывшими образованиями. Они изменяются и развиваются, но для этого необходима целенаправленная работа самой личности. «Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им» (Марк Аврелий).

Акцентуированные личности

Коня гонит кнут, джигита — совесть.

Башкирская пословица

Из-за наличия большого количества разнообразных личностных качеств становится затруднительным составить такую точную классификацию типов личности, которая была бы удобна для применения на практике. Однако та или иная комбинация качеств оказывает непосредственное влияние на поведение человека при общении. Поэтому обычно рассматривают лишь определенное число качеств и на их основе разрабатывают некие обобщенные классификации. Одна из таких разработок делит субъектов общения на два тина: манипуляторов и актуализаторов.

Каждый человек испытывает манипулирующее влияние внешней среды и своей внутренней сущности. С другой стороны, в любом человеке живет манипулятор (от слова «манипуляция», понимаемого в смысле управлять, воздействовать). Склонность манипулировать, контролировать, управлять проявляется уже в детстве, хотя манипуляторами не рождаются, ими становятся. От манипулятора страдают окружающие, нелегко и ему самому: чем больше человек любит управлять, тем обычно сильнее его потребность (осознанная или неосознанная, явная или неявная) быть управляемым. Манипулятор относится к людям как к вещам и сам, в конце концов, становится вещью. Его основными характеристиками становятся ложь, фальшь, неосознанность, выражающиеся в апатии и скуке, в безверии и цинизме, в самоконтроле и закрытости для внешней среды.

Выделяют восемь основных манипуляторских типов, которые условно называются диктатор, тряпка, калькулятор, прилипала, хулиган, славный парень, судья, защитник. В зависимости от своих потребностей манипулятор может быть ориентирован как на настоящее, так и на прошлое и будущее.

Актуализатор считает личностями и себя, и других. Это цельная личность, осознающая свою самоценность. Актуализатор — «делатель», деятель, его радует не только результат, но движение к нему, то есть не только достижение достигнутых целей, но и сам процесс жизни. Он характерен опорой на себя и проявлением искреннего уважения и заботы о других. При общении актуализатор не думает за собеседника, а думает вместе с ним. Он живет именно здесь и именно сейчас, то есть является человеком бытия в данный момент. Восемь основных актуализаторских типов носят наименования: лидер, сочувствующий, внимательный, признательный, напористый, заботливый, выразитель, водитель. Разумеется, невозможно говорить об актуализаторе или манипуляторе в чистом виде. В ходе общения любой человек более ярко проявляет те признаки, которые могут быть довольно близки к одному из указанных типов.

Очевидно, т е или иные личностные качества могут быть выражены более (или менее) выпукло в характере человека. Если некая определенная черта преобладает, то говорят об акцентуированной личности. Оговоримся сразу, что здесь речь не идет о «хороших» или «плохих» личностях. Любая черта характера в зависимости от условий общения и особенностей партнера может сыграть и положительную, и отрицательную роль в процессе общения. Типология же личностей на основе их акцентуации позволяет правильно оценивать собеседника и организовать результативное общение. При этом выделяют четыре высокоэнергетических, агрессивных типа (эпилептоид, паранойяльный, гипертим, истероид), четыре низкоэнергетических типа (шизоид, психостеноид, гипотим, сензитив) и три непостоянных типа личности. Ниже приведены краткие характеристики указанных психотипов.

1. Эпилептоид чаще всего обладает нормальным, средним телосложением. Одевается аккуратно, обычно по моде 3-5-летней давности, очень опрятен. Разговаривает громко и четко, речь у него понятная, хорошо организованная. Эпилептоид полон энергии в течение всей своей жизни до глубокой старости. Очень ответственно и организованно относится к своему здоровью. Обычно крепкий, здоровый человек, при заболеваниях он тщательно выполняет все предписания врача. Нередко это приверженец какой-либо оздоровительной системы, вызвавшей его доверие.

Высоко ценит и всеми силами (в том числе и силами других) поддерживает абсолютный порядок в доме, иногда пытается сделать это и в домах своих друзей и родственников. Главное в убранстве дома для него, «чтобы было не хуже, чем у других». В полном порядке содержит свои финансовые дела, редко занимает деньги в долг, который возвращает всегда вовремя. Для него характерны экономность, тяга к накопительству. Очень любит вещи и тот порядок, в котором они перебывают.

Может обладать фундаментальными знаниями, но часто неглубокими, неширокими. Учится всегда целеустремленно, выбирая близкие себе профессии. Становясь руководителем, бывает весьма придирчив к подчиненным, гневлив и требователен, злопамятен и мстителен. Это незаменимый работник при оформлении отчетов и результатов работы. При логическом обосновании задания он способен выполнять почти любую работу.

Эпилептоид принимает активное участие в общественной жизни. Он сохраняет верность принятым идеям, может выступать как хранитель определенных традиций. Выражает склонность сохранять семью и не совершает любовных безумств, хотя и обладает обычно достаточно высокой сексуальностью. В интимных отношениях для него важно ощущение своей власти.

Эпилептоид не склонен к случайным знакомствам, соблюдает все обязательства, накладываемые на него чьей-либо дружбой. Предпочитает общение с давнишними друзьями. При общении с ним необходимо всегда помнить, что он убежденный борец за справедливость, привержен к сохранению сложившегося порядка во всем, плохо понимает и воспринимает юмор.

2. Паранойяльный. Это обычно человек среднего или крепкого телосложения. Одевается не так, как требует мода, а так, как ему удобно и целесообразно. Обладает четкой речью, достаточно богатой и меняющейся в соответствии с условиями.

Темп речи быстр, голос громок. Энергичен и очень целеустремлен, весьма независим. Для достижения поставленных перед собой собственных целей может и пренебречь законами. Бережет здоровье лишь как необходимый атрибут в достижении определенных целей. К своему здоровью может относиться весьма безответственно, если считает, что это ему не мешает.

Дом, вещи, деньги — все это у паранойяльного оценивается лишь с точки зрения целесообразности. В доме все располагается не так, как «принято», а как удобно для дела. К вещам относится по-деловому, не фетишизирует их. К деньгам довольно равнодушен. Однако может пойти и на определенные финансовые махинации в пользу дела (но не для себя лично).

Может обладать глубокими знаниями в своей области, но обычно учится довольно неровно. Ему трудно работать в коллективе, так как он всегда абсолютно убежден в своей непогрешимости. Однако это незаменимый работник в сфере индивидуальной творческой деятельности. Как руководитель часто бывает приверженцем единственного решения, ответственность за которое он умеет брать на себя. Любое несогласие с ним он воспринимает как предательство общего дела.

Паранойяльный — активный общественник, обычно примыкающий к течениям насильственного направления. Для него требуется постоянное общественное признание. Если нет возможности самореализации в работе и общественной жизни, то может достичь невиданных результатов в каком-либо хобби.

Семья для него ценна как поддержка его устремлений. Секс служит лишь средством удовлетворения его самого.

В дружбе весьма избирателен. Хорошие друзья для него — сподвижники или хорошие слушатели, которые играют роль подчиненных. В общении поддерживает ровное настроение. Но он не чувствителен к горю вокруг себя, обычно не принимает во внимание отдельную личность. Следует учитывать также его довольно высокую конфликтность.

3. Гипертим. Обычно имеет крепкое телосложение, склонность к полноте. Очень активный и подвижный, все время меняет позу, переходит с места на место. Разговаривает живо, обычно постоянно передвигаясь. Одевается по-разному, часто неоднородно и с некоторой небрежностью. Энергичен и быстр, что нередко приводит к неорганизованности, к неупорядоченным действиям. Он довольно равнодушен к своему здоровью и редко болеет.

Гипертиму не свойственно наводить порядок в своем жилище, он может довольствоваться любыми условиями. Не привязанный к определенному месту, он испытывают «охоту к перемене мест». Равнодушен к вещам и не замечает их. Деньги у гипертима не держатся, он «растратчик».

Знания у него весьма неглубоки и поверхностны. Но учеба дается ему легко, он обладает хорошими способностями к учебе и отличной памятью. Отличается жаждой деятельности, и в работе все у него спорится в первое время. Однако из-за его неорганизованности, непостоянства и забывчивости, из-за склонности к легкомысленному прожектерству работа затухает так же быстро, как и его интерес к ней. Не в состоянии соблюдать дисциплину, нуждается в постоянном контроле, но при сильном давлении может просто отказаться от дела. В качестве руководителя постоянно бросается из одной крайности в другую, плохой организатор.

Гипертим обычно не имеет постоянной общественной привязанности, может часто менять свои политические взгляды, легко создает семью, но он почти не способен на глубокую любовь и постоянно изменяет партнеру, чувствуя влечение ко многим другим. В сексуальных проявлениях практически не ограничивает себя никакими запретами.

Оптимист и добряк, он вечно стремится помочь другим. Экстраверт, очень общителен, дружит со всеми, хотя его дружба весьма поверхностна. При общении надо помнить, что его постоянное повышенное настроение вовсе не зависит от данного процесса общения, что его решения и обещания почти всегда необдуманные.

4. Истероид. Отличается крайней демонстративностью-стремлением завоевать внимание окружающих любой ценой. Даже наедине с самим собой он как бы репетирует свою роль перед публикой. Это отражается и в его внешнем виде: он одевается сверхмодно, непривычно, носит яркие одежды, любит необыкновенные прически и т. п. Демонстративностью чаще всего объясняется его нарочито громкая речь, шумное появление в обществе и т. д. Он энергичен, хотя и в меньшей степени, чем люди вышеуказанных психотипов. Обладает болезненным отношением к своему здоровью. Поэтому любое нарушение здоровья кажется ему смертельным недугом.

Дом для него н е жилище, а редкостная принадлежность хозяина, обставленная с целью поразить, удивить посетителей. Очень любит такие вещи, которые могут производить впечатление, независимо от их практической ценности. В погоне за редкостью происхождения, дефицитностью, часто меняет вещи на новые, более престижные. Отношение к деньгам не стяжательское, но трата денег направлена на ту ж е самую демонстрацию своей личности.

Истероид обладает обычно неглубокой эрудицией, но потребность блистать ею в обществе вынуждает его стремиться к расширению эрудиции. Чаще всего он учится хорошо, так как это для него представляет определенные возможности привлечь внимание окружающих. Вообще-т о он читает мало. Истероид может быть хорошим работником в сфере художественного творчества. Работать в коллективе ему очень трудно (да и его коллегам с ним тоже), так как он старается постоянно демонстрировать свое превосходство, ведет себя высокомерно. По этой же причине он плохой руководитель, хотя обычно и стремится сделать карьеру. Большое неудовлетворенное тщеславие мешает ему сплотить людей. Однако он легко поддается влиянию, произведенному при свидетелях. Талантливый и артистичный, он может отлично выполнить задание, если при этом будут присутствовать зрители.

Общественная жизнь привлекает его постольку, поскольку она может принести ему признание окружающих. Указанная черта личности истероида осложняет его семейную жизнь. В любви он непостоянен, ему все время нужны новые поклонники, новые любовные победы. При этом в каждый конкретный момент он искренне любит именно этого партнера. Его увлечения всегда престижны. Друзей он тоже старается выбрать престижных. Очень общителен, хотя старается общаться в основном с теми, кто им восхищается. Поэтому может часто менять круг своего общения в поисках более яркого признания. Самовлюбленный эгоист, истероид при общении проявляет себя как обидчивый и конфликтный партнер. Простейший прием повышения эффективности общения с ним шумно рекламировать его достоинства.

5. Шизоид. Обычно астенически сложен, лицо часто неподвижное и унылое, мимика не развита. Он недостаточно пластичен, может много двигаться, а может и надолго застывать. Не обращает внимания ни на свою, ни на чужую внешность. Поэтому он может быть одет по-всякому; он одевает то, что под рукой. Он обладает низкими ораторскими способностями, речь его рваная, с многочисленными задержками и паузами. Часто простужается и постоянно болеет, это весьма болезненный человек. Однако он обращает очень мало внимания на свои болезни.

Шизоид — человек н е домашний, его дом обычно совсем неуютен, хотя он сам может чувствовать себя нормально где угодно. Он совершенно не заботится о быте, вещи его абсолютно не интересуют, к деньгам равнодушен, он «бессребреник». Как в нужде, так и в богатстве он не замечает денег.

Шизоид — умный и талантливый мыслитель с хорошей эрудицией. Много читает, обладает широкими, глубокими знаниями во многих областях, хотя не любит демонстрировать это. Очень способен к учебе, занимается много, но часто бессистемно. Шизоид склонен к научной деятельности и именно в ней может проявить себя наиболее полно. Руководить людьми он не умеет и не стремится к карьере.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общение и самопознание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я