Семиотический анализ текста масскульта.
Теперь уже предметом
семиотического анализа становится не только литература, но и многие другие виды искусства – музыка, пластические искусства, кино.
Исторические тексты (т. е. тексты, написанные историками) стали объектом изучения по всем направлениям
семиотического анализа – синтактике, семантике и прагматике.
Одним из важных аспектов исследования традиционного прикладного искусства является
семиотический анализ, что позволяет глубже понять истинную природу народного творчества – как сложного многомерного явления в системе его богатейших связей с внешним миром.
Укажем лишь на то, что ситуации манифестирующего типа становятся важным этапом
семиотического анализа политического дискурса [Шейгал 2004: 97– 133], театрального и мультипликационного языка, живописи и художественного ансамбля интерьера, городского пространства и бытового поведения городского населения, художественных и фольклорных текстов (см., в частности [Лотман 1992; 1992а; 1993; 1994; 2010]).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вспухлый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Можно сформулировать следующий семиотический принцип, на который, как нам кажется, должно опираться любое логическое исчисление: каждое различение смыслов знака, считающееся существенным при
семиотическом анализе логической системы, должно быть эксплицировано в обозначениях.
Вернёмся к проблемам
семиотического анализа мотива.
Но современный взгляд на предмет и вещь принципиально отличается от характерного для 1920–30-х годов восприятия их как чего-то самоценного и изолированного, вне контекста порождающей и использующей их культуры, и основан на их системном
семиотическом анализе.
Семиотический анализ позволяет выйти за пределы ограниченного периода времени на более широкие просторы истории и за пределы единичного явления к общим характеристикам, осмыслить объективную информацию на основе переживания, обусловленного субъективным опытом личности, поколения, времени.
Речь идёт о том, чтобы рассматривать сам
семиотический анализ конкретного материала как постепенное выстраивание базовой семиотической теории.
В самом слове «интерпретация» содержится ответ на эти вопросы: «интерпретация (от лат. interpretatio — разъяснение, истолкование) – в широком смысле слова истолкование, объяснение какой-либо реальной ситуации или идейной позиции; в качестве специального понятия методологии науки, опирающейся на
семиотический анализ языка науки, интерпретация означает процедуру придания смысла формальным конструкциям языка науки, в результате которой последние превращаются в содержательные термины или утверждения».
На мой взгляд, следует разработать методику
семиотического анализа алхимического текста, включающую в себя как процедуры, «непосредственно анализирующие семиотические свойства текстов в широком и узком смысле, так и их структурную взаимосвязь», а также вычленение сообщений («миров») отдельных текстов или сообщения («миров»), которые возникают на основании определённого числа текстов.
При всём разнообразии и широком распространении критически ориентированных приёмов
семиотического анализа, нельзя, однако, не отметить одного очевидного изъяна этого исследовательского направления.
Установив на уровне
семиотического анализа приоритет сознания над языком, можно вернуться ко второй идее, которую мы отметили выше, а именно, что коммуникация тоже содержит познание.
Семиотический анализ термина «символ» исходит из того, что у любого искусства есть свои собственные лингвистические средства.
Одна их них, «Семидесятые как предмет истории культуры», – сборник эссе, в которых профессионалы подвергают историческому и
семиотическому анализу материал собственной жизни, и притом недавней.
Уметь проводить идеологический и
семиотический анализ текста масскульта, осуществлять датировку и определять жанровую принадлежность.
Такой подход, который также можно назвать семиотической политологией, нуждается в распространении прежде всего путём
семиотического анализа политической действительности, взятой во всём её разнообразии.
Семиотический анализ логических формализмов представляется нам весьма актуальной задачей, однако полный анализ такого рода чрезвычайно громоздок даже для простых формализмов.