Отличительной чертой
структуралистского подхода является то, что он подразумевает неизменность инновации на различных этапах её жизненного цикла.
Узкое понятие нарративности сочетает
структуралистскую концепцию с классической – подразумевается не только изменение состояния, но и передача этого изменения посредством некоей повествующей инстанции.
Предисловие 1967 года, напротив, учитывало не столь резкую реакцию культурного сообщества на эту проблематику, а также на
структуралистскую методологию, которая тогда доминировала в дискуссиях о культуре.
Широкое понятие нарративности подразумевает, согласно
структуралистскому пониманию, изменение состояния.
Тексты, называемые нарративными в
структуралистском смысле слова, обладая на уровне изображаемого мира темпоральной структурой, излагают некое изменение состояния.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: плакированный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Второепонятие о нарративности, которое легло в основу настоящей работы, сформировалось в
структуралистской нарратологии.
Процессуальное понимание инноваций в отличие от
структуралистского подразумевает также возможности их модификаций и совершенствования на каждом из этапов их функционирования.
Этот
структуралистский взгляд на рынки и конкуренцию был широко распространён в то время и, несомненно, способствовал популярности бизнес-конгломератов 1970-х и 1980-х гг.
Его статьи «Теория культурных контактов и современный расизм», «Понятие социальной сети в британской социальной антропологии», «”Критики” марксизма в современной англо-американской социокультурной антропологии» и особенно монография «Кризис британской социальной антропологии» познакомили отечественную научную общественность с концепциями
структуралистского направления британской антропологии.
Внимание исследователей – представителей
структуралистского подхода направлено не на род занятий индивидов, а на различия в профессиональной структуре общества, не на доходы индивидов, а на распределение доходов в обществе, которое отражает неравенство между людьми.
В 1-м томе «Тысячи плато» функциональным аналогом этой дихотомии был процесс кодировки/рекодировки, вполне определённо отсылавший к
структуралистской семиотике.
На смену двусмысленной «
структуралистской философии» приходит нечто новое.
Здесь наша книга, дотоле исследовавшая вопросы кодов и их структур, стремящаяся по возможности исчерпывающе определить понятие «структуры», переходит к трактовке эпистемологических аспектов любого
структуралистского дискурса.
Конечно, надо учитывать, что в 1928 г., когда писалась книга, перспективы развития
структуралистского варианта «абстрактного объективизма» ещё не были до конца ясны.
Между тем определение
структуралистское включает в область нарратологии произведения всех видов (не только словесные), передающие тем или иным образом изменение состояния, и исключает все описательные произведения.
Нарративные тексты в указанном смысле излагают – в этом сходится большинство
структуралистских дефиниций – некую историю (story, histoire, Geschichte).
Тем не менее, она приложима к различным текстам, соответствующим как классическому, так и
структуралистскому понятию нарративности, т. е. объектом исследования станут словесные тексты, излагающие историю и в той или иной мере обладающие опосредующей инстанцией нарратора.
Процессуально-ориентированныйподход в отличие от
структуралистского рассматривает инновацию как значительно более динамичную категорию, на формирование и функционирование которой оказывают влияние социальные, политические, экономические и другие факторы.
И таким образом, во французском издании 1965 года (которое потом стало вот этим итальянским изданием) в сносках давали различные отсылки к
структуралистским лингвистическим проблемам.
В результате объединения теории рационального выбора и
структуралистской системной теории главной в его работе «Война и изменения в мировой политике» становится проблема международных изменений.
Отказавшись от сугубо
структуралистского подхода к проблеме, учёный рассматривал реализм как возникшую на рубеже XVIII–XIX веков демократическую идеологию, которая лишь к 1830–1840‐м годам обрела устойчивые жанровые, стилистические и нарративные формы.
Похожим образом авторы «Анатомии посткоммунистических режимов» придерживаются
структуралистского подхода, обусловленного вниманием к аналитическому языку.
Повестка эта показывает, что необратимую трансформацию с периода расцвета и упадка
структуралистской мысли и до настоящего времени претерпели по меньшей мере три вещи.
Точно так же в новейшей критике иногда требуют оценить вред, нанесённый
структуралистскими теориями как такими, за которыми стоит, например, презумпция власти интеллектуалов – академической, гендерной или иной природы.
Но само по себе это ничего не говорит об отношении к основным
структуралистским теоретическим процедурам и привносимым ими изменениям в ситуацию.
Следуя
структуралистской традиции, мы сочетаем в данной работе синхронический и диахронический подходы.
Строго говоря,
структуралистским может называться только исследователь, выстраивающий теоретический аппарат, все элементы которого содержат учёт операции изобретения того или иного типа необратимости.
Необходимым условием
структуралистского вмешательства выступает то, что все прочие элементы теоретического повествования – будет ли это анализ, гипотеза или иллюстрация – без подобного изобретения не имеют смысла.
Это означает, что содержательная сторона
структуралистского вмешательства так или иначе была принята во внимание и усвоена в качестве нового общего места.
Задача исследования
структуралистских вкладов, таким образом, оказывается двойной.
– Это была славистика, сравнительное славяноведение, причём со
структуралистских позиций.
Кроме того, за пределы националистического дискурса «выплеснулся» и дискурс интегралистский, характерный для европейских фашизмов межвоенной эпохи: в евразийстве звучит более чем современная критика колониализма, в то время как в научную сферу – географию и лингвистику – евразийцы привнесли
структуралистский метод.
Данная познавательная ситуация стала меняться под влиянием структурной лингвистики, показавшей, что в культуре существует системный объект, к которому возможно применить
структуралистский, т. е. типологический, сравнительный подход.
Таким образом в рамках
структуралистской платформы речь идёт о формировании европейской идентичности «снизу» и одновременно по многим каналам.
Так, очевидная вплоть до необсуждаемости сконцентрированность
структуралистских авторов на инстанции означающего не была независимым порождением специальной методологической новации, выполнявшей также прикладную роль в анализе прочих явлений – общества, политики, искусства и т. п.
Можно даже сказать, вразрез с традиционной
структуралистской моделью, что речь идёт не об одном сообщении с множеством функций, а о множестве сообщений (например, о местоположении автора, его языке и его словах), соединённых в ad hoc структуру, локально появляющуюся и исчезающую в шуме информационного хаоса.
Нетрудно увидеть, что в представлении о зависимости культурного кода от языковой реальности лежит
структуралистская парадигма.
В то же время нетрудно заметить, что никогда ещё политические успехи активизма не были так слабы и нестойки перед ответным сопротивлением «системы», как после произошедшего в них расцепления со
структуралистскими процедурами.
К утопии не вполне применимо, скажем, понятие референциальной иллюзии, которое (пост)
структуралистская критика использует для анализа фикционального (а в некоторых трактовках – любого) нарратива.
Её характер условно можно обозначить как программу новой заботливости, своего рода обновлённую и одновременно онтически низведенную хайдеггеровскую Besorgtheit, использующую осадочную породу основных элементов
структуралистских решений.
Но любители выстраивать
структуралистские схемы, могут расслабиться, ведь пустырь – это не часть романа, но он сам и есть.
С одной стороны, очевидно, что любое новое теоретическое начинание всегда настаивает на безальтернативности и необходимости предложенной в нём процедуры познания и связанной с ней операции, но только в
структуралистской практике необратимость оказывается продуктом операции совершенно отдельной, реализуемой на иных условиях, нежели все прочие суждения и теоретические расширения, наполняющие созданное этой операцией пространство.
Может показаться – и многие обозреватели так и решили – что
структуралистские категории наконец-то таким образом обрели зримое практическое воплощение, но в то же время очевидно, что в таком применении они являются скорее теоретическими призраками ранее выработанных решений.
И хотя
структуралистские поэтики не однажды обращали внимание на «натуральную» сторону дела, онтологический подход отличается самой решительной сменой акцентов.
Критики данного взгляда соглашались, что подобное
структуралистское видение идеологии действительно способствует проведению сравнительного анализа, но мало даёт для понимания внутренних, подчас автономных культурных механизмов, с помощью которых выражаются или, скорее, оформляются политические отношения.
Как стороннику
структуралистского подхода к анализу общества мне, безусловно, ближе первый подход.
Задолго до
структуралистских поисков XX в. учёный не только обратился к проблеме слова как единицы в системе языка, но, более того, фактически угадал присутствие аналогичных структурных свойств продуктов человеческого творчества.
Во второй половине двадцатого столетия наряду с социологическим анализом массово-коммуникативной деятельности получил распространение
структуралистский подход, то есть анализ массовых коммуникаций с позиции лингвистической парадигмы.
Среди «точек продуктивности», которые я попытаюсь описать, одни восходят к старым текстам – социальной критике 50-х годов, «
структуралистскому приключению» 60-х, – а другие я буду выводить из отдельных замечаний, эскизов, «вспышек» последних лет; попытаюсь логически продолжить их, к чему, как мне думается, они способны.
Представляет в связи с этим интерес операционализация подобной исследовательской программы «культурной прагматики» в концепции «социального перформанса», нацеленной на связь
структуралистских стратегий исследования смысловых структур и практик символического конструирования социальной реальности.