Учебно-методическое пособие «Массовая культура» предназначено для студентов бакалавриата гуманитарных специальностей, разработано и апробировано в процессе многолетней работы автора со студентами направления подготовки «Культурология» Российского государственного социального университета.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Массовая культура. Учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата гуманитарных специальностей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Раздел I. Теории массовой культуры.
Семинар 1—8. Тема 2. Ранние теории массовой культуры (до первой половины XX века). Тема 3. Проблематика массовой культуры в концепциях 50-60-ых годов XX века. Тема 4. Современные теории массовой культуры. (Основные подходы к изучению массовой культуры: Густав Лебон, Хосе Ортега-и-Гассет, Вальтер Беньямин, Зигфрид Кракауэр, Ги Дебор, Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Ролан Барт, Даниел Белл, Маршалл Маклюэн, Ричард Хогарт, Пьер Бурдье, Жан Бодрийяр, Умберто Эко, Кирилл Разлогов).
Цель: Представить панораму научных подходов в зарубежной и отечественной гуманитаристике к изучению массовой культуры, выявить их познавательные возможности. В процессе семинара развивается способность к использованию основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы.
Вопросы для обсуждения (на основе чтения источников):
1. Исторический контекст возникновения теории.
2. Эмпирические исследования, на которых построена теория.
3. Язык теории: содержание основных понятий.
Образовательные технологии
Информационно-коммуникативная
Поисково-исследовательская
Дискуссия
«Сократическая беседа»
Терминологический диктант
«Мозговой штурм»
Задания для самостоятельной работы студентов
Творческое задание «Анализ текста масскульта»
Формы контроля самостоятельной работы студентов
Собеседование
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций
Устный опрос, собеседование
КТ-1
Массовое общество, массовая культура, массовое искусство как глобальная проблема XXI века
Ранние теории массовой культуры (до первой половины XX века).
Проблематика массовой культуры в концепциях 50-60-ых годов XX века.
Современные теории массовой культуры
Раздел II. История массовой культуры.
Семинар 9—10. Тема 5. Массовое общество и культура в Америке и Европе во второй половине XIX — начале XX века. Тема 6. Массовое общество и культура в Америке и Европе между двумя мировыми войнами. (Практикум. Тексты массовой культуры: историческое измерение.)
Цель: Проанализировать разнообразные тексты массовой культуры (изобразительного искусства, фотографии, театра и кино, СМИ, городского фольклора, рекламы, дизайна, архитектуры, индустрии моды, крупнотиражных книжных изданий, спортивных шоу и др.) Европы, США, России от конца XIX века до наших дней с историко-культурной точки зрения, показать динамику развития массовых образов, ценностей, идеалов, предложить основания для культурно-исторической типологизации текстов массовой культуры, тем самым способствовать овладению культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способствовать овладению теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; развивать способность к использованию современных методик и форм учебной работы в учреждениях общего образования.
Вопросы для обсуждения (на основе анализа текстов):
1. Датировка текста масскульта.
2. Жанровая принадлежность текста масскульта.
3. Каталогизация текстов масскульта.
4. Специфика текста массовой культуры.
Образовательные технологии
Информационно-коммуникативная
Поисково-исследовательская
Дискуссия
Работа в группах
Взаимная проверка результатов работы
Задания для самостоятельной работы студентов
Творческое задание «Анализ текста масскульта»
Формы контроля самостоятельной работы студентов
Устный опрос
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций
Устный опрос, собеседование
Семинар 11. Тема 7. Расцвет массовой культуры в 50-ых годах XX века. Тема 8. Массовое общество и культура в Америке и Европе в 60-90-ых гг. XX века. Тема 9. Массовое общество и массовая культура в России. (Учебно-теоретическая конференция. Тема: Молодежные субкультуры как феномен массовой культуры: история и современность.)
Цель: На основе обсуждения генезиса и основных этапов развития западной молодежной субкультуры сформировать понятийный аппарат и научные подходы к исследованию современной молодежной субкультуры России, тем самым способствовать овладению культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике.
Вопросы для обсуждения:
Социокультурные предпосылки зарождения молодежной субкультуры.
Молодежная субкультура и контркультура.
Основные этапы развития молодежной субкультуры на Западе.
Символика и мифология молодежной субкультуры.
Анализ и типологизация современных российских молодежных субкультур (скинхеды, рэперы, байкеры, диггеры, толкинисты, хип-хоп, рейверы, экологисты, футбольные фанаты, эмо, готы и др.).
Образовательные технологии
Информационно-коммуникативная
Поисково-исследовательская
Деловая игра
Работа в группе
Задания для самостоятельной работы студентов
Составление развернутого глоссария по теме «История массовой культуры»
Формы контроля самостоятельной работы студентов
Устный опрос
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций
Устный опрос, собеседование
Контрольные вопросы
Массовое общество и культура в Америке и Европе во второй половине XIX — начале XX века
Массовое общество и культура в Америке и Европе между двумя мировыми войнами
Расцвет массовой культуры в 50-ых годах XX века
Массовое общество и культура в Америке и Европе в 60-90-ых гг. XX века
Массовое общество и культура в России: история и современность.
Раздел III. Морфология массовой культуры
Семинар 12. Тема 11. Массовый человек. (Диспут. Тема: «Одномерный человек»: американская история или российская реальность?)
Цель: Проблематизировать понятия «массовое общество» и «массовый человек» на основе неомарксистской критики массовой культуры (Адорно, Маркузе, Фромм), оценить степень актуальности построений франкфуртских марксистов при анализе современной отечественной культуры. В процессе проведения семинара происходит овладение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; развивается способность представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готовность к участию в экспертно-консультационной работе.
Вопросы для обсуждения:
1. Историко-культурные условия написания «Одномерного человека» и реалии современного мира: константы и трансформации.
2. «Одномерный человек» и «авторитарная личность»: общее и различие.
3.«Третий путь»: тупик или свет в конце тоннеля?
4. «Бегство от свободы»: современные формы.
5. Массовое общество и массовый человек: видовые свойства.
Образовательные технологии
Информационно-коммуникативная
Поисково-исследовательская
Дискуссия
«Мозговой штурм»
Задания для самостоятельной работы студентов
Творческое задание «Анализ текста масскульта»
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций
Устный опрос, собеседование
Раздел IV. Феноменология массовой культуры и методы исследования текстов масскульта.
Семинар 13—16. Тема 12. Литература как предмет массового потребления. Тема 13. Музыка как предмет массового потребления. Тема 14. Медиакультура в современном мире. Тема 15. Реклама и мода как феномены массовой культуры. (Практикум. Анализ текстов современной массовой культуры (изобразительного искусства, фотографии, театра и кино, СМИ, городского фольклора, рекламы, дизайна, архитектуры, индустрии моды, крупнотиражных книжных изданий, спортивных шоу и др.)).
Цель: Применять теоретическое знание теорий массовой культуры при анализе отечественных и зарубежных текстов современного массовой культуры, тем самым способствовать овладению культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике.
Вопросы для обсуждения:
Идеологический анализ текста масскульта.
Семиотический анализ текста масскульта.
Специфика текста массовой культуры.
Презентация и обсуждение результатов анализа.
Образовательные технологии
Поисково-исследовательская
Дискуссия
Деловая игра
Задания для самостоятельной работы студентов
Творческое задание «Анализ текста масскульта»
Формы контроля самостоятельной работы студентов
Устный опрос
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций
Устный опрос, собеседование
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Массовая культура. Учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата гуманитарных специальностей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других