Эта книга посвящена жизни
русского крестьянства XIX – начала XX в.
Данное исследование является первым в науке обобщающим трудом по истории
русского крестьянства.
Условия, в которых живёт
русское крестьянство, с тех пор не только не улучшились, но, наоборот, ухудшились.
Изучение схемы позволяет прийти к заключению, что
русское крестьянство несло не только абсолютно, но и относительно большее напряжение людьми, чем другие классы населения.
Несколько миллионов раскольников, составляющих, может быть, самую трудолюбивую и развитую часть
русского крестьянства, не только не имеют свободного вероисповедания, но подвергаются всякого рода гонениям и притеснениям.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: калмыки — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Полюбились они и в среде
русского крестьянства.
Это были процессы огромного значения, ведь оттеснённое татарами в северные леса
русское крестьянство веками пыталось выйти в чернозёмные степи.
Сегодня, когда для исследователей открылись многие архивы советского времени, стало ясно, что самый большой урон русскому народу нанесла сталинская коллективизация 1929–1935 годов, когда был почти полностью уничтожен весь активный слой
русского крестьянства, который, собственно, и был русским народом.
Наиболее ярким фактом, демонстрирующим этот процесс, был рост стремления к уравнительности у
русского крестьянства центральных губерний в 1870–1900 гг. в ходе его втягивания в товарно-денежные отношения и развития социального расслоения в деревне, зафиксированного статистикой.
И сколько же тут всего намешано – и идеализация
русского крестьянства, сравниваемого с моравскими братьями – протестантской сектой, известной чистотой своих религиозных помыслов, трудолюбием и пуританским бытом, и предубеждение против «язвы пролетариатства», воспитанное аграрным романтизмом, и вера в крестьянскую общину – альтернативу бездуховной цивилизации нового времени, общину, которой суждено было стать «чудотворной иконой славянофилов, народников, самодержавия».
Таким образом, предшествующая социалистическая литература завещала нам несколько (не нашедших подражателей) попыток применения диалектического метода к решению важнейших вопросов русской общественной жизни и несколько социалистических программ, из которых одна рекомендовала социалистическую пропаганду, считая
русское крестьянство столь же восприимчивым к ней, как и западноевропейский пролетариат; другая – настаивала на организации всенародного бунта, а третья, не считая возможной ни пропаганду, ни организацию, указывала на захват власти революционной партией, как на исходный пункт русской социалистической революции.
Он покончил с крестьянским рабством ценой уничтожения
русского крестьянства.
За этими сухими цифрами стоит трагичная судьба
русского крестьянства.
Почему бы это, если большевики разорили
русское крестьянство и насильно согнали в колхозы?
Ещё бы избавить
русское крестьянство от крепостной зависимости, но как?
Утверждение, что сталинская политическая культура уходила корнями в традиционалистскую культуру
русского крестьянства, принимается многими как данность.
Этот коммунизм вытекал не из религиозных или идеологических доктрин, а из исторически данных
русскому крестьянству условий жизни.
Ниже будет подробно рассмотрено социальное положение
русского крестьянства, здесь же укажем только, что те или иные его группы или всё оно до известного времени было абсолютно несвободным и бесправным, не имея тех прав, которые единственно и делают человека свободным: права на приобретение недвижимой собственности, то есть земли, права свободного передвижения и выбора места жительства и права выбора рода занятий.
Первым осуществлением этой мечты должно было стать освобождение
русского крестьянства без земли, как это проектировали декабристы; оно неминуемо пролетаризировало бы и ожесточило бы всероссийское крестьянство и возобновило бы разиновщину и пугачёвщину в невиданных ещё размерах.
Он в ясных словах провозгласил то, что до сих пор оспаривалось, а именно: при правильной политике партии решающая часть
русского крестьянства может быть втянута в социалистическое общество, и он обосновал это утверждение простыми, убедительными и неопровержимыми аргументами.
Так, в 1905–1906 годах
русское крестьянство приняло весьма активное участие в выборах в 1-ю Государственную думу; достаточно сказать, что почти половина её депутатов (231 человек) были крестьянами.
Только в последние десятилетия (конец XX и начало XXI века) местные праздники
русского крестьянства вновь стали сферой исследовательского интереса историков и этнографов.
Община возникла исторически как способ коллективного выживания
русского крестьянства.
Вы, представители
русского крестьянства и рабочего класса, вы преданы!
Все те невзгоды, что выпали на долю
русского крестьянства после 1917 года: кровавое раскулачивание, жестокая коллективизация, обескровившая деревню война, мучительное послевоенное восстановление, наконец, бестолковое хозяйствование в период освоения целины и последующие «нечернозёмные» десятилетия с их поворотом северных рек – всё это так глубоко и искренно отразилось в произведениях талантливой плеяды писателей, что вызывало серьёзный отпор, в том числе и внутри партийного аппарата, чиновников разного ранга.
Но меня беспокоили не отсталость
русского крестьянства или патологические корни одержимости бесами.
Вот и не сдюжило испытаний
русское крестьянство.
С той поры он приписывал крестьянству все возможные и невозможные грехи и в годы гражданской войны сетовал лишь об одном: что большевики приносят «героическую рать рабочих и всю искренне революционную интеллигенцию в жертву
русскому крестьянству».
Сравнение некоторых категорий
русского крестьянства разных природно-климатических зон региона с учётом влияния социально-экономических процессов, миграций, политики властей, контактов с аборигенным населением края.
Мужики ещё стремились к земле, к работе на земле в соответствии с тысячелетними традициями
русского крестьянства.
Все эти философские рассуждения не имели ничего общего с реальными условиями, в которых находилось
русское крестьянство, и, кроме того, отдавали скрытой ксенофобией и оскорблённой национальной гордостью.
Сначала в советском мифе они стали героями без страха и упрёка, теперь в антисоветском – ландскнехтами, безжалостными карателями
русского крестьянства.
Из всех известных историй крестьянских восстаний движение
русского крестьянства 1917 года было, несомненно, в наибольшей мере оплодотворено политическими идеями.
Первое из этих требований означало по сути дела отмену крепостного права и превращение
русского крестьянства в класс свободных мелких собственников с полным правом собственности на свою землю.
Мы не можем, конечно, ожидать, чтобы
русское крестьянство знало день солнцеворота астрономически точно.
Одна из его первых статей, посвящённая
русскому крестьянству, представляла собой воспроизведение полного перечня стереотипов о русском характере.
Тема двойственного состояния
русского крестьянства – с одной стороны, обладающего удивительным чувством собственного достоинства, а с другой стороны, нищенски униженного – была одной из основных в русском искусстве и литературе.
Путь этот от мужика-продавца до мужика-продавца и вместе с тем покупателя исторически довольно длинен (в этом переходном состоянии находится сейчас значительное большинство
русского крестьянства и немалая часть западноевропейского).
Но всё же благочестивому
русскому крестьянству в лице лучших его представителей были свойственны многие добрые черты, воспитанные тяжёлым трудом на родной земле и многими поколениями верующих предков.
Был составлен и проведён закон 9 ноября 1906 г., который мог бы ликвидировать социалистические тенденции
русского крестьянства, разрушив их оплот – общину.
Здесь речь идёт уже не об экономических бедствиях пролетариата, которым, впрочем, ни в чём не уступают бедствия
русского крестьянства; не говорится также ничего и о социальных привычках русского крестьянина, с которыми во всяком случае ещё поспорит западноевропейский промышленный рабочий своей привычкой к коллективному труду и всевозможным ассоциациям.
Но «нет сомнения», что такой идеал существует в представлении
русского крестьянства, «и нет даже необходимости слишком далеко углубляться в историческое сознание нашего народа, чтобы определить его главные черты».
Другими словами, изверившийся в «прогресс» бакунизм самым прямым путём приводит нас к заговору с целью ниспровержения существующего правительства, захвата власти и организации социалистического общества с помощью этой власти и «прирождённых, традиционных» склонностей
русского крестьянства к коммунизму.
Богатство нажить удавалось далеко не каждому, а вот столь желанную свободу, в условиях почти полностью закрепощённого
русского крестьянства, получить удавалось почти всем.
Правительственные исследователи, охотничье сообщество и все заинтересованные в благополучии только что освобождённого
русского крестьянства высказывали сожаление из-за ущерба, который волки наносили сельским жителям, в большинстве своём не имевшим оружия, и особенно детям.
Эта официальная дань современной идее нации подверглась критике со стороны ранних западников и славянофилов: невзирая на их разногласия, бо́льшая часть интеллигенции 1840-х годов рассматривала пути интеграции
русского крестьянства в нацию и отмены крепостного права [Каппелер 1997: 177–179; Szporluk 1988: 160].
Эти труды показали то, что один историк справедливо назвал «почти мистической» преданностью
русскому крестьянству [Gilbert 1972: 209].
Они превратили
русское крестьянство в своих рабов, разорили их и заставили безропотно гнуть спину на государство.
Стонет распухшее от постоянной голодовки
русское крестьянство…