Религиозное искусство остаётся изографическим и не может отступить от канона.
Настенные росписи в пещере 285 представляют собой новую форму
религиозного искусства, основанного на традициях.
Религиозное искусство представляло собой предмет веры – люди верили, что храмы, статуи, иконы, религиозные поэмы и ритуальные представления суть зоны божественного присутствия.
Религиозное искусство ставило своей задачей выражение религиозных откровений в визуальной, художественной форме.
В то время, увлечённый исконным символизмом
религиозного искусства, я всерьёз занялся рисованием.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: стишата — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Отрывочные моменты, когда человек культуры постигает связь времён и абсолютную суть «убитых» памятников
религиозного искусства, требовалось связать в целостную историю уже не «духовного» (религиозного), а именно культурного становления человеческой личности, характерного для современной, секуляризованной цивилизации.
А несколькими десятилетиями позже, когда протестантские реформаторы осудили
религиозное искусство и начали настаивать на появлении более духовного стиля христианского почитания, они использовали все библейские и святоотеческие тексты, собранные византийскими иконоборцами VIII и IX вв.
Характерна вообще эволюция греческого
религиозного искусства этого времени в сторону жизненности и реализма: превращение религиозно-обрядовой мистерии культового представления в театральную трагедию и драму; в скульптуре – перенос центра тяжести изображения на здоровье, силу и красоту человеческого тела.
Так в это время постепенно складывается первый музыкальный сборник богослужебных музыкальных текстов (григорианских хоралов), ставший основой профессионального
религиозного искусства на несколько столетий, хотя ни у сборника, ни у самих текстов (так же как у мирской, народной музыки) нет автора: те, кто их записал для собственного удобства и к радости следующих поколений, неизвестны нам по именам.
А в музыке, относимой к полумифической традиции, понятно, нет и намёка на рафинированность полифонического
религиозного искусства – одноголосные песни могли звучать под аккомпанемент виелы или других струнных смычковых инструментов (как фидель, фиддл, ребек) – предшественников скрипки.
Произведения
религиозного искусства должны были послужить делу строительства государства безбожников.
Действительно, сейчас имеют место поиски новых решений и даже попытки реанимации исторических приёмов письма, направленные на пользу общего дела возрождения
религиозного искусства.
Собирательство и научное изучение
религиозного искусства затруднялось его неоднозначным статусом, необходимостью выработать новое видение – не предмет культа, но произведение искусства.
Бесполезно пытаться оправдывать протейский характер
религиозного искусства или его неопределённый и неустойчивый характер универсальностью догмы или свободой духа.
Как вы считаете, – продолжала она, – можно ли было показать в наше время
религиозное искусство, не сопровождая его серьёзным углублённым историческим антирелигиозным анализом?
Значит, метаниям, колебаниям и дискуссиям о значении
религиозного искусства был положен конец?
Ну а самой наглядной иллюстрацией политики советских властей в отношении
религиозного искусства была новгородская история – остановимся на ней в этой связи поподробнее.
Что касается изображений, то их употребление может быть только в прямом назначении, то есть, в качестве предмета
религиозного искусства, воздействующего на душу.
Если в современном реалистическом художестве мы видим как бы предсказание нового
религиозного искусства, то это предсказание уже начинает сбываться.
Но вот знания и понимания
религиозного искусства почти не осталось, сюжеты не понятны, символизм не ясен, специальных знаний христианского ритуала нет.
К примеру, совсем не является сакральным
религиозное искусство периодов ренессанса барокко, которое в плане стиля ничем не отличается от принципиально светского искусства своей эпохи; ни темы, которые оно заимствует из религии сугубо внешним и как бы литературным образом, ни благочестивые чувства, которыми оно проникнуто в соответствующих случаях, ни даже благородство души, которое иногда находит в нём своё выражение, не способны придать этому искусству сакральный характер.
К сожалению, уникальных произведений
религиозного искусства здесь больше нет.
В прошлом изображение святых людей считалось частью
религиозных искусств, а сегодня они предстают в живописи и в кинематографе зачастую лишёнными своей прежней святости.
В целом
религиозное искусство в исламском мире носило характер очищения.
Хорошее
религиозное искусство «даёт нам некое направление, ведущее к вечному свету, а не к вечной тьме» (с. 123).
Их утончённое изящество, мастерская моделировка и пластическая ясность сочетаются с абстрактностью и каноничностью
религиозного искусства.
Очевидно, к
религиозному искусству нельзя отнести то или иное художественное произведение только потому, что его тема, сюжет, образы заимствованы из религиозной мифологии.
А во-вторых, религия больше уничтожала искусство, особенно чужое, неугодное ей, а давала жизнь только своему, узкому
религиозному искусству.
Немецкая живопись оставалась в то время почти исключительно
религиозным искусством; светская тематика проникала в неё крайне медленно, изображение античных мифологических сюжетов появлялось очень редко, из новых жанров значительное распространение получил лишь портрет.
Художники, обвиняемые в творении неприличных произведений, бросали в костёр свои кисти и палитры и уходили в монастыри, откуда начинался их путь к возвышенному
религиозному искусству.
Искусство показывает примеры хорошего или дурного; так воспитывает зрителя
религиозное искусство; так манипулирует сознанием зрителя искусство идеологическое.
Человек ввергнутый равнодушным обществом на самое дно осознавал собственную неспособность стать эзотерическим объектом
религиозного искусства.
В
религиозном искусстве художники начали интересоваться живописной ролью драпировки, изображая «квазивуали, почти мантии, как бы пояса и не вполне платья», в то время как в портретной живописи они использовали выразительные каскады ткани в качестве фона для статичного парадного костюма.
Икона в первую очередь
религиозное искусство и тем уже ценны, это исторический артефакт.
Противоположная стена была отдана
религиозному искусству.
Религиозное искусство оказывает большое влияние на светское искусство в целом, а также на отдельные его части.
Религиозное искусство отнюдь не замыкалось в условные формы, подобно византийскому, а, напротив, постоянно черпало новые силы из изучения природы, из тех впечатлений, которые давали жизнь и история, из мира фантазии и воображения; наконец, в светском обществе свободно развивались государственные учреждения, искусство, литература, совершенно не собираясь тем самым подрывать религиозного единства.
Истоки аллегорического представления пороков и добродетелей в средневековом
религиозном искусстве.
Православная иконопись гораздо аскетичнее западного
религиозного искусства.
Оно может быть
религиозным искусством: о нём ты ещё ничего не знаешь, потому что для этого нужно сначала узнать, что такое медитация.
Интеллигенция, с презрением глядящая на народ, в XX веке оценила
религиозное искусство, а было время, когда народ ценил, любил и понимал его, а «общество» смотрело, как на барахло.
Можно было, конечно, убрать из храмов эти творения, имеющие лишь христианские названия, но светские по духу, как и почти все позднее
религиозное искусство.
Молебны проводились по всем правилам
религиозного искусства.
– Ты ведь интересовался современным
религиозным искусством!
Следует отметить и ещё некоторые черты подобного
религиозного искусства, хоть и не уподобляющие его традиционно-народному, но дающие основания для утверждения определённого типологического сходства.
Любил свежий воздух и улыбающиеся лица, щедро покровительствовал
религиозному искусству.
Красота, её восприятие и её переживание всегда были важны для религии – даже в пору серьёзных политических и экономических потрясений храм оставался проводником
религиозного искусства и духовной культуры.