Самое полное собрание доказательств любви за последние полтора миллиона лет. Содержит ок. двух с половиной тысяч статей по различным областям науки, истории, мифологии, культуры, семейно-брачных отношений, искусства, сексологии, бытовой лексики и др., так или иначе связанных с половой жизнью человека. Книга предназначена для широкого круга читателей, а также специалистов различных областей знания – историков, лингвистов, культурологов, иностранцев, изучающих русский язык и др.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги АБеВеГа любви предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
БИБЛИЯ
"Не прелюбодействуй". Библия, Исход. 20:2-17.
А
АДАМ /от древ. евр. adamah — пыль, прах/, первый человек, отец рода человеческого.
Сотворен Господом в шестой день творения мира: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». (Бытие, 2, 7). Вместе с Евой пребывал в райском саду Эдеме. Пользовался расположением Создателя до тех пор, пока по наущению Евы не вкусил запретный плод с древа познания добра и зла.
«Здесь, где сливаются Тигр и Евфрат,
Стояло библейское древнее древо,
А вокруг был тот самый райский сад,
В котором грешили Адам и Ева». Л. Ошанин. Яблоко.
Нарушив запрет Господа, А. навлек божью кару на себя и на весь род людской: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Книга Бытия, 3:23). В дальнейшем А. явился прародителем всего человечества. Отец Каина, Авеля и Сифа; согласно Библии, прожил 930 лет. В апокрифической и художественной литературе нередко характеризуется как жертва простодушная, женского коварства и искушения. См. также Лилит.
«Меж милых ног супруги молодой
Заботливый, неловкий и немой,
Адам искал восторгов упоенья». А. Пушкин. Гаврилиада.
Образ А. достаточно широко освещен в Священных Писаниях, легендах и мифах о сотворении мира, философии и искусстве. Наиболее значительные произведения: эпическая поэма «Потерянный рай» Джона Мильтона (1667); «Трагедия о сотворении Адама и изгнании его из рая» Ганса Сакса (первая пол. XVI в.); Фридрих Клопшток «Смерть Адама» (сер. XVIII в.); Йост Вондел «Адам в изгнании» (XVII в.); Уильям Блейк «Бракосочетание Рая и Ада» (1790—1793) и др. В рус. литературе: поэзия Валерия Брюсова, Николая Гумилева, Сергея Городецкого и др.
Адамово яблоко (яблочко), вторичный половой признак мужчины; выпуклость на передней поверхности горла, образованная щитовидным хрящом гортани; то же, что кадык.
«…вижу и очень подвижное между крахмальными отворотцами адамово яблоко, и змееобразное, с опалом, кольцо вокруг узла светлого галстука». В. Набоков. Другие берега.
«За яблочко его! За яблочко! Ну, кто ж так душит!» Т. Златогорова, А. Каплер. Ленин в 1918 году.
Ребро Адама, согласно Библии, материал, из которого была создана первая женщина.
«И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа». Книга Бытия, 2, 22—25.
«Я никак не пойму отчего
Так я к женщинам пагубно слаб;
Может быть из ребра моего
Было сделано несколько баб?» И. Губерман.
АДАМОВО ЯБЛОКО, см. АДАМ
АСКЕЗА, см. АСКЕТИЗМ
АСКЕТИЗМ /от греч. askesis упражнение, подвиг/, сознательное ограничение или подавление влечения, присущее религиозному и философскому мировоззрению.
На практике А. заключается в жестком воздержании (1), безбрачии, сохранении девственности, умервщлении плоти (1) и т.п. Достигается методами бичевания, флагеллянтизма, добровольного перенесения физической боли, одиночества, лишений и др. См. также Синдром богомолки. Ср. Асексуальность.
«Аскетизм как цель есть величайшая нелепость. Он есть покров ханжи и лицемерия. Настоящий аскетизм является сам собой, как морщины на лбу, как следствие глубочайших переживаний». М. Пришвин. Ранние дневники.
«Чем настойчивее попытки установить контроль над сознанием, наложить большие ограничения на тело и половые потребности, а также отдалить от них собственное Я, тем упорнее мысли возвращаются к запретной теме. Это явление хорошо известно всем аскетическим системам. В христианстве оно описано под названием"ночь безумств". З.Лев-Старович. Нетипичный секс.
Аскеза — в Древней Греции различные спортивные упражнения, направленные на укрепление здорового образа жизни; позднее — исполнение трудных обетов в целях духовного совершенства. В широком смысле, то же что А.
«Еще об отношении к тому, что называют «жизнью», и об аскезе. Физиологические потребности никогда не казались мне безотлагательными, все мне представлялось зависящим от направленности сознания, от установки духа. Близкие даже иногда говорили, что у меня есть аскетические наклонности. Это неверно, мне, в сущности, чужд аскетизм. Я был с детства избалован, нуждался в комфорте. Но я никогда не мог понять, когда говорили, что очень трудно воздержание и аскеза». Н. Бердяев. Самопознание.
Аскеты — 1) монахи-подвижники, отшельники;
В «Житиях святых» описаны подвиги святых Макария Александрийского и Феодосия, которые терпели укусы оводов и ядовитых насекомых. Симеон Столпник связывал себя веревками и принимал пищу только раз в неделю. Прославился тем, что тридцать лет простоял на высоком столбе.
«Эти отшельники, или аскеты (подвижники), как их называли в Греции, даже нарочно старались изнурять свое тело голодом, жаждою, зимою подвергали себя холоду, а летом жгучему зною: тело, по понятиям их, было только обузою, бременем для души, помехою для душевного спасения; на земную жизнь смотрели они, как на временное испытание для души. Жизнь праведника, по их взгляду, должна была состоять в неустанной борьбе с телесными потребностями, при помощи которых лукавый искушал людей и старался ввести их в грех». В.Сиповский. Родная старина.
2) лица, придерживающиеся принципов А.
«Гуртьев — вояка хороший, — сказал немного захмелевший Саврасов, грамотный честный. Но в чем беда — жуткий аскет! Монастырь завел». В. Гроссман. Жизнь и судьба.
Аскетический (-ая; — ое) — имеющий свойства А.
«…я веду почти аскетический образ жизни». Л. Гурченко. Аплодисменты.
Б
БИБЛИЯ / анг. The Bible, букв. — «книга»/, священная книга христиан.
Создавалась на протяжении нескольких столетий в период с VIII в. до н.э. по II в. н. э. Авторство большинства текстов не установлено. Первые пять книг Ветхого завета (Танах; Тора; еврейская Библия) почитаются как священное писание в иудейской религии. Посвящены космогоническим темам создания мира, существования рая и др. Также включают в себя историю грехопадения Адама и Евы, религиозную и любовную поэзию и др. (см. Песнь Песней). Новый завет состоит из Четвероевангелия, Деяний Апостолов, Писем Апостола Павла и Апокалипсиса (или Откровения Иоанна Златоуста). Хронологические рамки Нового Завета охватывают значительный период времени, начиная с правления иудейского царя Ирода и до I—II в. н.э.
Б. является ценным источником информации о половой жизни на ранних этапах истории человечества. Содержит множество свидетельств духовной слабости человека и его приверженности порокам. Праотец евр. народа Авраам отдал свою жену (1) Сару фараону (Бытие, 12:10—20), а затем царю Авимелеху (Бытие, 20:2—18): «И было хорошо Аврааму ради Сары, жены его: и был у него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и лошаки, и верблюды» (Бытие, 12:16; 20:14). Фамарь обманом завлекла своего свекра Иуду и забеременела от него (Бытие, 38, 8—10). Царь Давид соблазнился красотой Вирсавии и фактически погубил ее мужа Урию Хеттеянина, приказав бросить его на поле боя: «… чтоб он был поражен и умер» (Вторая книга царств, 11—15).
Б. предостерегает от прелюбодеяний и похоти: «Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их. Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих. Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома. И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, — и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!» (Притчи, 5:3—14).
Суровому осуждению подвергаются блудницы: «Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: „кто глуп, обратись сюда!“ и скудоумному сказала она: „воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен“. И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею». (Притчи, 9:13—18). Грешников ожидает суровое наказание: «Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и так истреби зло от Израиля. Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя.» (Второзаконие, 22:22—24). См. также Огола и Оголива.
Страшная кара уготована содомитам: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Левит, 18:22). «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Послание к Римлянам, 1:26—27). «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники…» (Первое послание к Коринфянам, 6:9). См. также Содом и Гоморра.
Б. содержит категорический запрет на инцест: «Наготы сестры матери твоей и сестры отца твоего не открывай, ибо таковой обнажает плоть свою: грех свой понесут они. Кто ляжет с теткою своею, тот открыл наготу дяди своего; грех свой понесут они, бездетными умрут. Если кто возьмет жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они.» (Левит, 20.19—21); а также на скотоложество: «И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить семя и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно» (Левит, 18:23).
Основные принципы христианской половой морали сформулированы в Десяти заповедях, данных самим Богом Моисею (Исход, 19:10—25). Позднее Иисус Христос разъяснил отдельные нормы в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.» (От Матфея, 5:27—32)
Б. является неисчерпаемым источником художественного вдохновения. В музыке: И.-С. Бах, Г. Гендель, Л. Бетховен, К. Вебер и др.; живописи и скульптуре: Рафаэль, Леонардо, Микельанджело, Рубенс, Рембрандт, С. Дали и др.; литературе: Данте, Мильтон, Д. Байрон, Т. Манн, П. Лагерквист и др.; кино: фильмы Г. Костера «Багряница» (1953), П. Пазолини «Евангелие от Матфея» (1964), Н. Джуисона «Иисус Христос супер стар» (1973), М. Скорсезе «Последнее искушение Христа» (1988) и др. Эротический роман Г. Мирабо «Erotica Biblion» (1878).
«О, книга книг! Кто не изведал,
В своей изменчивой судьбе,
Как ты целишь того, кто предал
Свой утомленный дух — тебе!
В чреде видений неизменных,
Как совершенна и чиста —
Твоих страниц проникновенных
Младенческая простота!
Не меркнут образы святые,
Однажды вызваны тобой:
Пред Евой — искушенье Змия,
С голубкой возвращенной — Ной!
Все, в страшный час, в горах, застыли
Отец и сын, костер сложив;
Жив облик женственной Рахили,
Израиль-богоборец — жив!
И кто, житейское отбросив,
Не плакал, в детстве, прочитав,
Как братьев обнимал Иосиф
На высоте честей и слав!
Кто проникал, не пламенея,
Веков таинственную даль,
Познав сиянье Моисея,
С горы несущего скрижаль!
Резец, и карандаш, и кисти,
И струны, и певучий стих —
Еще светлей, еще лучистей
Творят ряд образов твоих!
Какой поэт, какой художник
К тебе не приходил, любя:
Еврей, христианин, безбожник,
Все, все учились у тебя!
И сколько мыслей гениальных
С тобой невидимо слиты:
Сквозь блеск твоих страниц кристальных
Нам светят гениев мечты.
Ты вечно новой, век за веком,
За годом год, за мигом миг,
Встаешь — алтарь пред человеком,
О Библия! о книга книг!
Ты — правда тайны сокровенной,
Ты — откровенье, ты — завет,
Всевышним данный всей вселенной
Для прошлых и грядущих лет!» В. Брюсов. Библия.
БЛУД /англ. Whoredom/ 1) /устар./ (блудодейство; блудодеяние), один из смертных грехов, осуждаемых религией и обществом; то же, что похоть.
«Начать хотя бы с того, что в словаре В.И. Даля слово блуд со всеми производными своими заключает в себе двоякий смысл. Во-первых, уклонение от прямого пути, в буквальном и переносном значении. Во-вторых, нечто, относящееся к незаконному, безбрачному сожитию, к любодейству. Отсюда, блудить предполагает по одной ветви синонимы блуждать, колобродить, скитаться, шататься, сбиться с дороги, проказить, шалить, шкодить. Другая ветвь также расходится по двум направлениям церковно-славянского языка: любодействовать и отпадать от истинной веры. Оказывается, блудник не только любодей или прелюбодей, но и пакостник, развратник, проказник, еретик. Наверное, не случайно блудливая свекровь и невестке не верит». А.Манаков. Блуд на Руси.
«Не даром блуд вершится тайно,
Скрывается необычайно,
И всяк кто это совершит
Потайно знает, что грешит». Е. Кропивницкий. Кара.
Блудить (блудодействовать) — предаваться Б.
«С офицерами блудила —
Поблуди-ка, поблуди!
Эх, эх, поблуди!
Сердце ёкнуло в груди!» А. Блок. Двенадцать.
«…мельничиха завела себе вздыхателя кузнеца Вавилу и блудодействует с оным пьяницей двадцать лет». В. Шишков. Емельян Пугачев.
Блудни /устар./, любовные похождения; то же, что шашни.
«Но тебе и грешить хочется и в холодке, в тени, хочется остаться, чтобы никто про твои блудни не знал». М. Шолохов. Поднятая целина.
Блудник (блудень; блудня; блудодей; любодей; прелюбодей) — лицо, предающееся Б.; то же, что развратник (-ца).
«Я стал тем, что называют блудником. А быть блудником есть физическое состояние, подобное состоянию морфиниста, пьяницы, курильщика. Как морфинист, пьяница, курильщик уже не нормальный человек, так и человек, познавший нескольких женщин для своего удовольствия, уже не нормальный, а испорченный навсегда человек — блудник». Л. Толстой. Крейцерова соната.
«Быть бы ненастью,
но дождь помешал.
Быть бы любви,
да любовник сбежал.
Бегает бедный под теплым дождем,
Богу помолимся и подождем.
Куры кудахчут, мяукает кот.
Бедный любовник сушиться идет.
Печь деревянную я затоплю,
высушу блудня и погублю:
пусть не мешает плескаться дождям,
курам кудахтать, мяукать котам». Д.Бавильский. Городской романс.
«Блудни ты, блудня, куда хуже египетской девки…» В. Личутин. Раскол.
«Солнышко мое! Недостоин я тебя, гад, блудодей!» И. Эренбург. Необычайные похождения Хулио Хуренито.
Блудница — лицо жен. пола, предающееся Б.; то же, что развратница.
«Вереницы мечтаний порочных
Озарили гнилые темницы:
В озарении свеч полуночных
Обнаженные пляшут блудницы». Ф. Сологуб.
Великая блудница см. Вавилон.
Блудный (-ая; — ое) (блудливый; блудящий) — присущий или свойственный Б.
«Причина заварушки всей как день ясна:
рогатый муж и блудная жена». У.Шекспир. Троилий и Крессида.
«Блудливая она — Варька, — сказал однажды Пика. — Морозка, муж ее, в отряде, а она блудит…» А. Фадеев. Разгром.
«Катерина Львовна дрожала. Ее блудящий взор сосредотачивался и становился диким». Н. Лесков. Леди Макбет Мценского уезда.
Заблудший (-ая; — ое) — лицо, ставшее на путь порока (2) в силу обстоятельств.
«Авось, — думал смотритель, — приведу я домой заблудшую овечку мою». А.Пушкин. Повести Белкина.
Приблудный (-ая; — ое) /разг./ — свойственный или произошедший в результате Б.
«А детей этих звали приблудными». Н. Кочин. Девки. Парни.
2) то же, что непотребство; разврат; распутство.
«Остальные члены свиты разобрали оставшихся танцорок и начался русский блуд — бессмысленный и беспощадный». Ю. Поляков. Небо падших.
БЛУДИЛИЩЕ /устар.; англ. Whorehouse; Den of iniquity/, место совершения блуда; то же, что публичные дома.
«Где, в каком блудилище столько думают о похоти, как в келье аскета или в каморке старой девы?» И. Эренбург. Необычайные похождения Хулио Хуренито.
В
ВАВИЛОН /древ.-евр. «балал» смешивать/ (шумерское Кидингирра, аккадское Бабилу; букв. «врата бога»), город-государство в северной части Месопотамии, на берегу Евфрата; один из крупнейших центров древней цивилизаций. Развалины В. сохранились в 25 км к юго-зап. от современного Багдада, близ города Хилла.
Впервые упоминается в легенде о Саргоне Аккадском (3-е тысячелетие до н.э.). Построен Нимвродом, сыном Хуша (или Куша) из колена Хама. Со временем превратился в политический, экономический и культурный центр всей Передней Азии. В XIX—VI в.в. до н.э. столица государства Вавилония (Халдея). Висячие сады вавилонской царицы Семирамиды считались одним из семи чудес света. В 598 до н.э. царь В. Навуходоносор II завоевал и разрушил Иерусалим. В свою очередь, В. также неоднократно подвергался нашествиям и разграблению (Кир, Дарий, Ксеркс, Александр III Македонский, Селевк и др.).
Из-за распутства своих жителей В. в Библии назван Вавилонской блудницей (лат. Babyloniacus fornicaria). Ангел показал Иоанну Богослову «…жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её; и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным». Откровение Иоанна Богослова. 17: 3—6.
«Это вообще давняя традиция и метафора: уподобление городов девам или блудницам (вспомним Вавилон как блудницу в иудео-христианской мифологии)». Г.Бедненко. Греческие богини. Архетипы женственности.
«Позднее это выражение (другая версия — вавилонская блудница) стали понимать буквально и применять, соответственно, к женщине легкого поведения, чья порочность приобрела небывалые, «исторические» масштабы (шутл.-ирон.). А. С. Пушкин об А. П. Керн (из письма к А. Н. Вульфу от 7 мая 1826 г.): «Что делает Вавилонская блудница Анна Петровна?» В.Серов. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений.
ВАВИЛОНСКАЯ БЛУДНИЦА, см. ВАВИЛОН
ВОЖДЕЛЕНИЕ /англ. Lust; франц. Concupiscence; Desire/, сильное чувственное влечение; то же, что желание; похоть; соблазн.
«Сегодня многие путают вожделение с сексуальным желанием, что неправильно, поскольку сексуальное желание — всего лишь один из частных случаев вожделения. Традиционное значение слова «вожделение» и более широко, и более точно: это эгоистичная и корыстная любовь. Вожделеть значит любить другого ради своего собственного блага. Следовательно, вожделение — настолько же правило (если я вожделею курицу, то отнюдь не из стремления к благу курицы), насколько благожелательность (т. е. любовь к ближнему ради его блага) — исключение. Впрочем, иногда то и другое совпадает, и пример тому — семья и брак. Я люблю своих детей, но не только ради самого себя. И как не желать добра тому, кто служит для нас источником добра? Вожделение первично; оно представляет собой любовь, которая умеет только брать. Но, не научившись брать, нельзя научиться и отдавать. Так что всякая любовь начинается с вожделения. Важно лишь помнить, что это — не более чем начало». А.Конт-Спонвиль. Философский словарь.
В. в Библии — один из семи смертных грехов. В искусстве Возрождения и барокко аллегорически изображалось в виде козла или всадницы на свинье.
«Елизавета Сергеевна любовалась им, прищурив светлые глаза, и в них сверкала искорка вожделения». М. Горький. Варенька Олесова.
Вожделенный (-ая; — ое) — вызывающий В.
«…так тянут дрожащие от страсти губы к вожделенному лону…» Д.Рубина. Белая голубка Кордовы.
Вожделеющий (-ая; — ое) — испытывающий В.
«Мужчина — вожделеющий, женщина — вожделенная: вот и все…» Л. Захер-Мазох. Венера в мехах.
Вожделеть — испытывать В.
«Дворня представляла собой сборище подъяремных зверей, которые и вожделели, как звери. Вожделели урывками, озираясь по сторонам, не дозволяя себе лишней ласки и разбегаясь, как только животный инстинкт был удовлетворен». М. Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина.
ВОЗДЕРЖАНИЕ, 1) добровольный отказ от жизни половой по социальным, религиозным или моральным показаниям; то же, что аскетизм;
«(Воздержаеие) Если чувствуешь иногда, что, несмотря на все желание победить страсть, страсть преодолевает тебя, то не думай, что ты не можешь победить страсть. Это доказывает только то, что на этот раз ты не мог этого сделать. Возница не бросает вожжей оттого, что не сразу остановит коней, но продолжает тянуть — и кони останавливаются. Так и ты: не удержался один раз, продолжай бороться и наверное победишь ты, а не страсти.<>
Воздержание не означает подавления силы, не означает приостановки в добре, в проявлении любви или веры, но, наоборот, проявление силы духовной, препятствующей делать то, что человек считает дурным. Джон Рескин». Л.Толстой. Об истине, жизни и поведении.
«Воздержание (Сontinence). Сознательный отказ от сексуальных удоволь ствий. Сторонники воздержания почти всегда преувеличивают значение таких удовольствий, тем самым делая отказ от них вдвойне трудным». А.Конт-Спонвиль. Философский словарь.
2) то же, что абстиненция. См. Феномен Тарханова.
«Воздержание, или сексуальная абстиненция, может составлять образ жизни человека до тех пор, пока он не вступит в сексуальные взаимоотношения, которые сочтет благотворными и подходящими для него. Воздержание не всегда рассматривается как форма сексуального самовыражения. Однако когда отказ от сексуальных отношений является сознательным решением человека, это решение само по себе и есть проявление его сексуальности. Существует два уровня воздержания. При полном воздержании человек не мастурбирует и не имеет никаких половых контактов. Если речь идет о частичном воздержании, то это значит, что человек занимается мастурбацией, но не вступает в сексуальные отношения с другими людьми». Р.Крукс. Сексуальность.
«…постепенно воздержание перешло в привычку, и выработалось спокойное, совершенно безразличное отношение к женщине». Л. Андреев. Тьма.
Г
ГОМОРРА, см. СОДОМ И ГОМОРРА
ГРЕХ (прегрешение), 1) нарушение религиозных или моральных заповедей.
В дохристианские времена Г. понимался как нравственная ошибка или оскорбление божества. В Библии понятие Г. тесно связано с природой человека, с его грехопадением. Семь смертных Г.: гнев, гордыня, жадность, зависть, праздность, чревоугодие, похоть. См. также Вожделение; Пороки.
«Грех — пока ноги вверх, опустил — Господь простил». В.Даль. Русские заветные пословицы и поговорки.
«Есть слово «грех», есть метафора греха, есть ощущение греха, но есть ли сам грех как грех? <>
Можно предположить, что грех — укрупненное обозначение некоторых слабых свойств человеческой природы, которые в этике трактуются как пороки, а в религии вменяются в вину. Такова по сути рационалистическая трактовка греха». В.Варава. Адвокат философии.
Г. в широком смысле — предосудительные помыслы или поступки.
«Вся моя прежняя блудная жизнь встала передо мной, все эти грехи: и святотатство, и наругательство, и любострастие, и обманы, и кривда, и прелюбодеяние, и разбой». М.Салтыков-Щедрин. Губернские очерки.
Грешный (-ая; — ое) (греховный; нечистый; плотский) — связанный с идеей Г. (1); противоречащий пол. морали.
“Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть.
Напраслина страшнее обличенья.
И гибнет радость, коль её судить
Должно не наше, а чужое мненье.
Как может взгляд чужих порочных глаз
Щадить во мне игру горячей крови?
Пусть грешен я, но не грешнее вас,
Мои шпионы, мастера злословья.
Я — это я, а вы грехи мои
По своему равняете примеру.
Но, может быть, я прям, а у судьи
Неправого в руках кривая мера,
И видит он в любом из ближних ложь,
Поскольку ближний на него похож!» У.Шекспир. Сонет 121.
“Со временем появились друзья, с которыми мы погружались во все более греховный омут…” А.Кончаловский. Низкие истины.
Грешить (согрешить) — совершать Г.
«Заповедей не блюла, не ходила к причастью. —
Видно, пока надо мной не пропоют литию, —
Буду грешить — как грешу — как грешила:
со страстью
Господом данными мне чувствами — всеми пятью!» М.Цветаева.
2) /разг./ то же, что прелюбодеяние; пол. акт.
“Плетут много про монахинь-то мирские… Что же, если и бывал грех…” А.Куприн. Яма.
ГРЕХОВНОСТЬ (греховодье), 1) сознательное или неосознанное следование греху;
«Смиренная греховность, не дерзающая слишком подыматься, так характерна для русской религиозности». Н.Бердяев. Судьба России.
2) неспособность преодолеть соблазн и похоть.
«греховность» полового акта начинается, когда в процесс включается сознание, которое изобретает приемы для увеличения сладострастия». М.Пришвин. Дневники.
«Тут в сумерках, которые кажутся мне густыми и мрачными, как никогда, мною овладевает сознание греховности и ничтожества». А.Чехов. На страстой неделе.
ГРЕХОПАДЕНИЕ, 1) (первородный грех) нарушение заповеди Бога, совершенное Адамом и Евой по наущению змея-искусителя. Г. закончилось изгнанием Адама и Евы из рая. См. также Запретный плод; Падение..
Описание Г. содержится в Библии: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». (Бытие, 3: 1-7).
Тема Г. постоянно привлекала писателей и поэтов всех времен и народов:
«Он, без отпора, за руку повел
Ее на затененный бугорок,
Под сень ветвей, под кров густой листвы.
Фиалки, незабудки, гиацинты
И асфоделии служили им
Цветочным ложем, — мягкое как пух
Прохладное земное лоно! Там
Они любви роскошно предались,
Всем наслажденьям плотским, увенчав
Провинность обоюдную, стремясь
Сознание греховности размыкать;
Затем, усталые от страстных ласк,
Заснули, усыпленные росой». Д. Мильтон. Потерянный Рай (Paradise Lost, 1667).
«Ева
Адам! Адам! приникни ближе,
Прильни ко мне, Адам! Адам!
Свисают ветви ниже, ниже,
Плоды склоняются к устам.
Адам
Приникни ближе, Ева! Ева!
Темно. Откуда темнота?
Свисают ветви справа, слева,
Плоды вонзаются в уста.
Ева
Адам! Адам! кто ветви клонит?
Кто клонит, слабую, меня?
В певучих волнах тело тонет,
Твои — касанья из огня!
Адам
Что жжет дыханье, Ева! Ева!
Едва могу взглянуть, вздохнуть…
Что это: плод, упавший с древа,
Иль то твоя живая грудь?
Ева
Адам! Адам! я — вся безвольна…
Где ты, где я?., все — сон иль явь?
Адам! Адам! мне больно, больно!
Пусти меня — оставь! оставь!
Адам
Так надо, надо, Ева! Ева!
Я — твой! Я — твой! Молчи! Молчи!
О, как сквозь ветви, справа, слева,
Потоком ринулись лучи!
Ева
Адам! Адам! мне стыдно света!
О, что ты сделал? Что со мной?
Ты позабыл слова запрета!
Уйди! уйди! дай быть одной!
Адам
Как плод сорвал я, Ева, Ева?
Как раздавить его я мог?
О, вот он, знак Святого Гнева, —
Текущий красный, красный сок». В.Брюсов. Адам и Ева.
2) /разг./ то же, что грех.
“Никто вас не тянет, Гаврила Петрович, непременно совершать грехопадение”. А.Куприн. Яма.
ГРЕШНИКИ, 1) вероотступники;
«Воют грешники в прискорбии,
Цепи ржавые грызут». Н.Некрасов. Влас.
2) /разг.; устар./греховодники.
«Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это!» А. Н. Островский. Гроза.
Д
ДЖЕЛАЛ, см. ЛИЛИТ
ДОБРОДЕТЕЛИ /англ. Virtues/, качества высокого нравственного совершенства.
Основные христианские Д., упоминаемые в Библии: вера, надежда, любовь, а также справедливость, благоразумие, храбрость и умеренность. Каждая из них имеет свою символику: вера — женщина с чашей или с крестом; надежда — крылатая женщина с якорем, вздымающая руки к небу; любовь обычно окружена детьми, одного из которых она вскармливает грудью и т.д. К числу малых Д. относятся благодарение господину, празднование общественно важных событий и некоторые др.
«Я лично удостаиваю имени добродетели лишь обыкновение совершать тягостные и полезные для других поступки». Стендаль. О любви.
В богословской и средневековой художественной литературе семь основных Д. противостоят порокам. Христианский поэт IV в. Аврелий Пруденций Клемент в аллегорической поэме"Психомахия"описывает схватку Д. с распутством, идолопоклонством, гневом и т.д.:
«Сначала изображается битва Веры (Fides) со Старым Идолопоклонством (vetus cultura deorum). Вера низвергает врага и попирает его голову своей ногой. Далее Стыд (Pudicitia) в сверкающих доспехах борется с Развратом (Libido), куртизанкой, которая размахивает дымящимся факелом. Схватка Терпения (Patientia), с Гневом (Ira) завершается тем, что последний вонзает кинжал себе в грудь. Гордыня (Superbia), гарцующая перед вражеским фронтом, внезапно попадает со своим конем в западню, которую Коварство (Fraus) выкопало на поле боя. Выходит Смирение (Mens humilis) и мечем, который ей протягивает Надежда (Spes), обезглавливает Гордыню. Красотка Похоть (Luxuria) с великолепной колесницы мечет не стрелы, а фиалки и лепестки роз. Ей преграждает путь Воздержанность (Sobrietas). Лошади встают на дыбы, колесница переворачивается, Роскошь катится в пыли. Разнузданность (Petulantia) и Любовь (Amor), составляющие ее свиту, разбегаются. Жадность (Avaritia), подбирает золото и украшения, которые Роскошь в бегстве разбросала по песку, и прячет их за пазухой, в кошельки и сумки. Разум (Ratio) и Милосердие (Operatio) одолевают Жадность и раздают ее золото бедным. Подводя торжественный итог битве, Согласие (Concordia) неожиданно получает удар стрелы, которую предательски выпускает Раздор (Discordia или Haeresis), отказавшийся сложить оружие. Вера побеждает Раздор и пронзает дротиком ее язык. Вера и Согласие обращаются с речью к победителям. Добродетели во славу своей победы возводят великолепный храм во имя Христово, к которому поэт адресует свои молитвы в благодарность за спасение души». В.Куртов. Истоки аллегорического представления пороков и добродетелей в средневековом религиозном искусстве.
Добродетель в узком смысле — то же, что нравственность; целомудрие.
«Она слыла холодной, как крещенская зима, и запугивала всех своею недосягаемою, своею грозною добродетелью». Ф.Достоевский. Униженные и оскорбленные.
Добродетельный (-ая; — ое) — обладающий свойствами Д.
«Была бы верная супруга
И добродетельная мать”. А.Пушкин. Евгений Онегин.
Е
ЕВА /древне-евр. Хава, букв. “жизнь”/, в Библии первая женщина, жена (1) Адама и праматерь рода человеческого.
О сотворении Е. в Библии говорится дважды. Вначале кратко: «И сотворил Бог человека… мужчину и женщину сотворил их», затем более развернуто: «…для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». (Книга Бытия, 2, 22-25).
Происхождение и статус Е. до сих пор вызывают неоднозначные оценки богословов. Опираясь на данные аккадской и иудейской мифологии, ряд историков оспаривают приоритет Е. как первой женщины и жены Адама. См. Лилит.
Согласно канонической версии, Е. поддалась искушению змея и уговорила Адама вкусить запретный плод. В итоге они осознали свою наготу, навлекли проклятье на всех своих потомков и обрекли их на муки.
«Речь змеи кольцеобразной
Ева внемлет. — Прельщена
Сладким яблоком соблазна,
Пала слабая жена». В.Бенедиктов. Грехопадение.
В мировой культуре Е., как правило, считается грешницей и соблазнительницей, на которую возлагается основная вина за грехопадение.
«Библейская, то есть жреческая, легенда о"грехопадении"говорит, что женщина первая сорвала плод"с древа познания добра и зла"» М.Горький. О женщине.
«Теперь я вижу, что заблуждался относительно Евы:
лучше жить за пределами рая с ней, чем без нее — в раю». Г.Гейне.
Ж
ЖЕНОБЕСИЕ /устар./ (женонеистовстио), у мужчины усиленное пол. влечение; то же, что сатириаз. См. также Любвеобилие.
“…похотливость, плотская страсть, непомерное женолюбие, иногда по болезненному состоянию”. В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.
ЖЕНОЛЮБИЕ /разг./, то же, что сладострастие. См. также Любвеобилие.
“Одно в нем не нравилось товарищам — какое-то преувеличенное, экзотическое женолюбие”. А.Куприн. Яма.
Женолюб (женолюбец) — то же, что бабник.
“Учтиво-любезной идеей удивил знакомых дам скончавшийся в 1931 году колумбийский женолюб Рамон Эскудер. Он распорядился, чтобы его тело кремировали, а прах разделили бы между такой-то и такой-то дамами. А их он попросил, чтобы по щепотке праха они положили в медальоны и постоянно носили эти медальоны на шее. Потому что истинным успокоением для него было бы сознание, что и после смерти он покоится на груди у очаровательных женщин». И.Рат-Вег. История человеческой глупости.
Женолюбивый (-ая; — ое) — обладающий свойствами Ж.
«Порок ведет к пороку: женолюбивый Иоанн, разгорячаемый вином, забыл целомудрие, и в ожидании новой супруги для вечной, единственной любви, искал временных предметов в удовлетворение грубым вожделениям чувственным». Н.Карамзин. История государства Российского.
“Пушкин был до того женолюбив, что, будучи еще 15 или 16 лет, от одного прикосновения к руке танцующей во время лицейских балов взор его пылал, и он пыхтел, сопел, как ретивый конь среди молодого табуна”. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники.
З
ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД, фразеологический оборот в значении: причина грехопадения (1); символ земных желаний.
Восходит к библейскому мифу о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил срывать Адаму и Еве. В Библии сказано: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Книга Бытия, 2:9). «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Книга Бытия, 2:16–17). Но змей-искуситель убедил Еву в том, что когда они вкусят З.П. «откроются глаза их и они будут как боги, знающие добро и зло» (Книга Бытия, 3:6). Ева и Адам нарушили запрет и были изгнаны из рая.
«То, что Ева сделала из плода запретного плод дозволенный, было ее падением, зато ее торжеством было превращение дозволенного плода в плод запретный». В.Гюго. Человек, который смеется.
В соответствии с богословской традицией под З.П. понимается яблоко, хотя в Библии название фрукта конкретно не указано. По мнению некоторых исследователей, З.П. — это айва или гранат.
Фразеологизм З.П. прочно закрепился в разговорной речи, поговорках («Запретный плод сладок»), художественной литературе:
«О люди! Все похожи вы
На прародительницу Еву:
Что вам дано, то не влечет,
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу…
…
Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай». А.Пушкин. Евгений Онегин.
Словосочетание З.П. широко представлено в русской поэзии серебряного века (Д.Мережковский, Вяч. Иванов, Н.Гумилев, М.Цветаева, А.Присманова и др.).
«Хотя и страшно было мне и больно,
Запретный плод прельщал меня невольно». Д.Мережковский. Старинные октавы.
З.П. /перен./ — то же, что искушение; соблазн; физическая близость.
«Кабинет являлся для Шуры заколдованным царством, к которому она не смела приближаться. Но зато она постепенно завоевала все другие комнаты, которые раньше являлись запретным плодом». Д.Мамин-Сибиряк. Забытый альбом.
«Мечтая о сцене, Тася тайком приехала в театральный клуб, вкусить запретного плода». П.Боборыкин. Китай-город.
«Ну как же — сестра-соплячка опередила ее в познании запретного плода. Сама она на этот шаг никак решиться не может». Н.Медведева. Мама, я жулика люблю.
И
ИСКУШЕНИЕ (искус), 1) объект, вызывающий желание; 2) подстрекательские действия или предложения, направленные на разжигание чувственной страсти; то же, что соблазн. См. также Запретный плод; Обольщение.
«Каждому известно то, что называется искушениями. Сейчас мы имеем в виду такие искушения, когда вдруг что-то подталкивает тебя как бы и не хотеть, но вот задумываться, как бы и не собираться сделать, но вот представляешь себе будто делаешь — что-то неправильное, неприличное, нехорошее, ужасное, чего делать не надо, нельзя, невозможно, противоестественно вроде». М.Веллер. Самовар.
«Единственный способ отделаться от искушения — поддаться ему». О.Уайльд.
Искуситель (жен. -ница) (соблазнитель) — лицо, прибегающее к И. для достижения своих целей.
«Вот только пошепталась она с лукавым искусителем, и уже подпала под власть его поганых чар». Ф.Сологуб. Царица поцелуев.
«Эта искусительница ― не девушка, а баллада ля бемоль мажор!» Венедикт Ерофеев. Москва — Петушки.
Искушать (искусить; соблазнять) — вызывать И., внушать желание.
«Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей». Е.Баратынский. Разуверение.
Искусительный (-ая; — ое) (соблазнительный) — обладающий свойствами И.
«…встретился искусительный случай попробовать счастия…” Н.Дурова. Кавалерист-девица.
Искушающий (-ая; — ое) (соблазняющий) — внушающий И.
«Словно за него говорит некто, сидящий в нем, искушающий через него всех героев пьесы. Не есть ли это бес искушающий?» В.Воропаев. «Гоголь над страницами духовных книг.
Икушаемый (-ая; ое) — подвергающийся И.
«В час полуденный, зыбко свиваясь по Древу,
Водит, тянется малой головкой своей,
Ищет трепетным жалом нагую смущенную Еву
Искушающий Змей.
И стройна, высока, с преклоненными взорами Ева,
И к бедру ее круглому гривою ластится Лев,
И в короне Павлин громко кличет с запретного Древа
О блаженном стыде искушаемых дев». И.Бунин. Искушение.
К
КИДИНГИРРА, см. ВАВИЛОН
Л
ЛИЛИТ /Lilith, Lilitu; иврит לילית — букв. «ночная»/ (Джелал; Кель-Джелал), предположительно первая женщина и жена (1) Адама.
Легендарный персонаж аккадской и иудейской мифологии, не признаваемый официальным богословием. Упоминается в сохранившихся списках Эпоса о Гильгамеше (VII в. до н.э.), Кумранских рукописях (250 до н.э. — 68), каббалистической Книге Зогар (II в.) и др. В Библии имя Л. отсутствует. Однако, разночтение в тексте допускает предположение о ее существовании: “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Бытие. I, 27); «И был вечер, и было утро: день шестой» (Бытие. I, 31). Таким образом, первая женщина появилась раньше Евы, о создании которой в Ветхом завете сказано позднее.
Согласно легенде, Адам и Л. любили друг друга, но постоянно ссорились. “Алфавит Бен-Сира” (“The Alphabet of Ben-Sira”, между VIII-XI в.в.) утверждает, что Л., якобы, отказалась занять нижнее положение во время пол. акта: “Она сказала, я не буду лежать ниже, и он сказал, я не буду лежать ниже, но только на вершине. Ты пригодна находиться только в подвластном положении, в то время как я — в превосходящем”. Непокорная Л. изменила мужу с демоном Асмодеем, за что была изгнана из эдема.
Тоскующий Адам попросил бога Яхве вернуть ему Л. Тот послал за ней ангелов Сеноя, Сансеноя и Семангелофа, однако, Л. ответила категорическим отказом. Она превратилась в царицу ночи, повелительницу ночных демонов. Наводила порчу на младенцев, вызывала бесплодие у женщин, похищала сперму молодых мужчин, чтобы зачать новых чудовищ. В Книге пророка Исайи Л. упоминается как «ночное привидение». В “Септуагинте” (греч. перевод Библии) Л. предстает в виде онокентавра (onokentauros) — гибрида осла и человека. В древнегреч. мифологии отождествлялась с ламией — безумным вампиром в жен. облике, а также с богиней луны Гекатой. В средневековом фольклоре считалась предводительницей инкубов-суккубов; послужила праобразом валькирии Брунгильды — героини “Саги о Нибелунгах”.
«За столетия своего развития образ Лилит прочно укоренился в фольклоре различных регионов мира. Он периодически возникал в рассказах и легендах, которые, перед тем как были записаны, на протяжении длительного времени передавались в устной форме.<> Самыми древними из них являются еврейские греко-византийские легенды, которые были широко распространены наряду с коптскими, эфиопскими, армянскими и сирийскими. В последствие, они обрастали местным колоритом. Существует гипотеза, согласно которой легенды о Лилит были первоначально распространены среди южных славян, в частности в русском фольклоре, а так же у греков, и только потом перекочевали на Запад». З.Гурвиц. Книга Лилит.
«…причиной ссоры между первым человеком Адамом и его первой женой Лилит был именно спор о том, в какой позе они должны совокупляться. Адам настаивал на том, чтобы во время соития он находился сверху, так как такая позиция подчеркивала его главенствующее положение как мужчины. Однако ненасытная Лилит считала, что сверху должна быть именно она… Последствия этой истории достаточно хорошо известны: Лилит убегает от Адама и становится верной спутницей Сатаны». В.Поволяев. Жизнь и смерть генерала Корнилова.
Образ Л. лежит в основе представлений о роковой женщине. Породил целую традицию в мировом искусстве: поэма Данте Габриеля Россетти «Райская обитель» (1868), фантастическая новелла Джорджа Макдональда «Лилит» (1895), рассказ Анатоля Франса «Дочь Лилит», стихотворения Федора Сологуба, Аветиса Исаакяна, Владимира Набокова, Марины Цветаевой («Попытка ревности») и др. Л. является одним из персонажей трагедии Гете «Фауст», философских трактатов Алистера Кроули “О волшебном искусстве” (“De Arte Magica”) и Даниила Андреева «Роза мира».
Л. /перен./ — олицетворение зла и исчадие ада.
“Во мне душа Лилит, лунная, холодная душа первой эдемской девы, первой жены Адама. Земное, дневное, грубое солнце мне, бледной Лилит, ненавистно. Не люблю я дневной жизни и безобразных ее достижений. К холодным успокоениям зову я тех, кого полюбила. К восторгам безмерной и невозможной любви зову я их”. Ф.Сологуб. Красногубая гостья.
ЛЮБОДЕЯНИЕ /устар./ 1) то же, что разврат; распутство; 2) то же, что прелюбодеяние.
«…власть над нею имел бес, толкавший ее к неудержному и ненасытному любодеянию». Е.Замятин. О том, как исцелен был инок Еразм.
Любодей (блудодей; прелюбодей) — лицо, совершающее Л.
«Отец его, по свидетельству современника, был «великий весельчак, едун и любодей», на весь Тихвинский уезд славный пирами, чадо бурной екатерининской эпохи». И.Кунин. Римский-Корсаков.
«Тела блюдешь чистоту, а душа все равно любодейка…
Женщину не устеречь против желанья ее.
Женскую душу сберечь никакие не смогут затворы:
Кажется, все на замке, — а соблазнитель проник!» Овидий. Любовные элегии. Перевод С. Шервинского.
“И решили княгиня да воеводиха проучить любодеев». Е.Колядина. Цветочный крест.
ЛЮБОСТРАСТИЕ /устар./, то же, что сладострастие.
«Сегодня уже странно было бы и глупо обсуждать любострастие в давнем списке смертных грехов». И.Губерман. Чудеса и трагедии черного ящика.
Любострастый (-ая; — ое) — функционально свойственный или присущий Л.
«Есть еврейки очень хорошенькие! — возражал ему тот с любострастной улыбкой». А.Писемский. Мещане.
Любострастник — лицо, предающиеся Л.
«…наши любострастники, ставшие, как выразилась Надя, счастливыми обладателями однокомнатной явочной квартиры, довели себя до полного головокружения от успехов». Ю.Поляков. Апофегей.
Н
НЕПОРОЧНОСТЬ, 1) целостность девственной плевы; то же, что девственность;
2) нравственная чистота; то же, что невинность; целомудрие. Ср. Порочность.
«Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу». Н.Карамзин. Бедная Лиза.
Непорочный (-ая; — ое) — обладающий признаками и свойствами Н. См. также Партеногенез.
«Тебя я видел непорочно чистой —
Глазами всех любовников твоих». А.Пинио.
О
ОБОЛЬЩЕНИЕ, искусство соблазнения; то же, что искушение.
“ Дай, говорит, Микитка, я положу на тебя свою ножку. А он, дурень, и рад тому: говорит, что не только ножку, но и сама садись на меня. Панночка подняла свою ножку, и как увидел он ее нагую, полную и белую ножку, то, говорит, чара так и ошеломила его. <>
Так вот какие устройства и обольщения бывают!» Н.Гоголь. Вий.
«Цель обольщения заключается в том, чтобы заманить жертву и лишить ее возможности сопротивляться; в юридических терминах это звучит так: подкупить и развратить жертву. Обольститель отвлекает жертву от реальности, действуя внезапно, исподтишка. Он никогда не действует открыто, а всегда окольными путями, чтобы угадать желание другого человека, того, кто им восхищается, кто способствует поднятию его самооценки. Извращенное обольщение использует защитные инстинкты другого человека. Причиной подобного обольщения является самовлюбленность агрессора: нужно заставить жертву восхищаться только им, производить на него благоприятное впечатление. Используя одностороннее обольщение, самовлюбленный извращенный человек добивается, чтобы им восхищались без притязаний на какие-либо отношения с ним. Согласно Ж. Бодрияру, обольщение избегает действительности и манипулирует видимостью». М.-Ф. Иригуайан. Моральные домогательства.
Обольститель (жен. — ница) — лицо, использующее О. и соблазн для достижения взаимности и симпатии. См. также Вамп.
“Был, как я, благородного рода,
Стройным юношей, храбрым героем,
Обольстителем северных дев”. А.Блок. Ночная фиалка.
«…а он, на глазах ее, к одной здешней обольстительнице ходит». Ф.Достоевский. Братья Карамазовы.
Обольстить (обольщать) — увлечь О. и соблазном; внушить искушение.
“Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь?» М.Лермонтов. Герой нашего времени.
Обольстительный (-ая; — ое) — лицо, обладающий способностью О.
“…он человек хитрый и обольстительный насчет дам…” Ф.Достоевский. Преступление и наказание.
«Вероятно, с точки зрения настоящего лакея или повара, она была обольстительна: румяные щеки, вздернутый нос, прищуренные глаза и полнота тела, переходящая уже в пухлость». А.Чехов. Рассказ неизвестного человека.
Обольщенный (-ая; — ое) — лицо, поддавшееся О.
“Он очертил волшебным кругом
Ее желанья; ведал он,
Что быть не мог ее супругом,
Что разделял их наш закон,
И обольщенная упала
На грудь убийцы своего!» М.Лермонтов. Измаил-Бей.
ОГОЛА И ОГОЛИВА /древнеевр. Oholah — букв. «ее шатер»; Oholibah — букв. «шатер у нее»/, в Библии имена двух сестер, прославившихся идолопоклонством и развратом.
Аллегорически символизируют города Самарию и Иерусалим — столицы Израиля и Иудеи, которые изменили Господу с иноверцами. История О.О. изложена в Книге пророка Иезекииля. О.О. «блудили они в Египте, блудили в своей молодости» (Иез., 23, 3); «И стала Огола блудить от Меня и пристрастилась к своим любовникам, к Ассириянам, к соседям своим, к одевавшимся в ткани яхонтового цвета, к областеначльникам и градоправителям, ко всем красивым юношам, всадникам, ездящим на конях; и расточала блудодеяния свои со всеми отборными из снов Асура, и оскверняла себя всеми идолами тех, к кому ни пристращалась; не переставала блудить и с Египтянами, потому что они с нею спали в молодости ее и растлевали девственные сосцы ее, и изливали не нее похоть свою» (Иезекииль, 23, 5-8).
О.О. были жестоко наказаны за неверность: «И придут на тебя с оружием, с конями и колесницами и с множеством народа, и обступят тебя кругом в латах, со щитами и в шлемах, и отдам им тебя на суд, и будут судить тебя своим судом.» (Иез., 23, 24). «И поступят с тобою жестоко, и возьмут у тебя все, нажитое трудами, и оставят тебя нагою и непокрытою, и открыта будет срамная нагота твоя, и распутство твое, и блудодейство твое. Это будет сделано с тобою за блудодейство твое с народами, которых идолами ты осквернила себя». (Иезекииль, 23, 29-30).
П
ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ, см..ГРЕХОПАДЕНИЕ
ПОРОКИ /англ. Vice; Laster/, 1) аморальные черты характера, обычно скрываемые от окружающих.
В христианском богословии П. обычно отождествляются с грехами и противостоят добродетелям.
«Это самый развращенный и погибший в пороках человек из всех подобного рода людей!” Ф.Достоевский. Преступление и наказание.
2) (скверна) образ мыслей или действий, противоречащий общепринятой морали.
«Не могу я, значит, тае, чай пить. Потому от скверны от твоей, значит, тае, гнусно мне, дюже гнусно. Не могу я, тае, с тобой чай пить». Л.Толстой. Власть тьмы.
Неназываемый порок /разг., устарев./ — то же, что гомосексуализм в понятии морали викторианской.
«Однополая любовь была обречена оставаться неназываемой, выступать под чужим именем». И.Кон. Любовь небесного цвета.
ПОРОЧНОСТЬ, образ мыслей и действий, в основе которого заложены пороки; то же, что безнравственность; извращенность. Ср. Непорочность.
«Чувствовалось, что он уже все знает, все испытал, чувствовалась его порочность и то, что он весьма доволен ею…» И.Бунин. Жизнь Арсеньева.
Порочный (-ая; — ое) (безнравственный) — присущий или свойственный П.
«Дух беспокойный, дух порочный,
Кто звал тебя во тьме полночной?» М.Лермонтов. Демон.
ПОХОТЛИВОСТЬ, склонность к похоти.
«В Древней Греции считалось, что женщины более похотливы, что они не в состоянии сдерживать сексуальное влечение, если их жестко не ограничивать, постоянно за ними не следить, не заставлять жить на женской половине дома и не выдавать замуж сразу же по достижении половой зрелости. С другой стороны, мужчины полагали, что собственную похоть, как и все остальные желания, они могут подавлять с помощью своей хваленой самодисциплины. Зевс и Гера однажды завели об этом спор и решили обратиться с вопросом к прорицателю Тересию, в прошлом обладавшему качествами как мужчины, так и женщины. Представительницы прекрасного пола, ответил Тересий, испытывают девять десятых удовольствия от полового акта, оставляя партнеру-мужчине лишь одну десятую его часть». Э.Эбботт. История целибата.
«Проходили мужчины ― в картузах, фуражках, шляпах. У всех были животные, скрыто похотливые и беспощадные в своей похотливости лица. Толпа двигалась, одни лица сменялись другими, и за всеми ими таилась та же прячущаяся до случая, не знающая пощады мысль о женском мясе». В.Вересаев. Два конца.
Похотливый (-ая; — ое) /устар. заркий/ — присущий или свойственный П.
«…слишком высокого был он о себе мнения, — он, ленивый, нечистый и похотливый…» Ю.Олеша. Зависть.
ПОХОТЬ, чувственное влечение на уровне примитивного инстинкта; то же, что блуд; вожделение. См. также Эрос (2).
Один из семи смертных грехов, осуждаемых религией и обществом. В искусстве Возрождения и барокко аллегорически изображалась в виде змеи или жабы, впившихся в жен. грудь или гениталии.
«Деянье похоти есть трата духа
В преступном мотовстве стыда: оно
Проклято, низменно, к рассудку глухо,
Убийственно, кроваво и грязно». У.Шекспир. Сонет 129.
«Священное Писание различает три типа вожделения, или похоти: похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую (1 Ин 2, 16). Девятая заповедь призывает к господству над плотским вожделением, десятая же — над вожделением чужих благ. Они запрещают свободно и сознательно поддаваться искушению похоти.
Похоть — это бунт плоти против духа. Она плод первородного греха. После грехопадения только Господь наш Иисус Христос и Его Пречистая Матерь были ограждены от похоти.
Хотя похоть сама по себе — не грех, она склоняет нас ко греху и даже порождает его всякий раз, когда не подчиняется разуму, просвещенному верой посредством благодати Божией. Человек, отрицающий реальность похоти, обычно думает, что влечения, которые он чувствует в себе, естественны. Обычно он думает, что следовать этим склонностям — хорошо. Когда речь идет о склонности к насилию, многие люди понимают, что следовать инстинкту — плохо и неестественно. Но когда речь идет о целомудрии, те же самые люди часто говорят, что вовсе не плохо следовать этому «естественному» влечению. Девятая заповедь помогает нам понять, что похоть реальна и что нужно господствовать над ней. Похоть исказила человеческую природу, и то, что многим кажется естественным, на самом деле есть последствие греха». А.Гедеванишвили. Католическая вера.
ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ /устар./ 1) (прелюбодейство), нарушение супружеской верности одним из супругов; то же, что измена; любодеяние; форникация. См. также Адюльтер.
Тяжкий грех (1) с точки зрения христианской морали; в законодательстве целого ряда стран вполне достаточное основание для развода.
«Впрочем, мне тут хвастаться было нечем, мужчина берет только то, что ему дают и, таким образом, никогда не бывает вором. Только женщина крадет и продается. Тот единственный случай, когда она отдается бескорыстно, рискуя все потерять, — это, к сожалению, и есть прелюбодеяние. Продается девка, продается жена, и только женщина в прелюбодеянии бескорыстно отдает себя любовнику, но обирает тем самым своего мужа». А.Стриндберг. Слово безумца в свою защиту.
«Прежде здесь жили с чужими женами тайно — прелюбодеяние считалось чем-то таким, что стыдились выставлять на общий показ». А.Чехов. Дуэль.
Прелюбодей (жен. прелюбодейка) (блудодей; любодей) — лицо, совершающее П.
“Судился за сожитие вне брака с слободской женкой Матренкой и признан по суду явным прелюбодеем…” М.Салтыков-Щедрин. История одного города.
Прелюбодействовать (блудодействовать) — совершать П.
«…человек не только не должен прелюбодействовать, но должен избегать наслаждения красотою женщины…» Л.Толстой. Воскресение.
Прелюбодейный (-ая; — ое) (прелюодейский) — присущий или свойственный П.
«О мир прелюбодейный и грешный, враждебный Богу и человеческому спасению!» Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной.
2) то же, что блуд.
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство». Библия. К Галатам 5:19.
Р
РЕБРО АДАМА, см. АДАМ
С
СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ, см. ГРЕХ
СЛАДОСТРАСТИЕ /англ. Lust; греч. luxuria; лат. voluptas/, болезненно обостренная чувственность; то же, что любострастие; эротизм. См. также Сатириаз; Нимфомания. Ср. Сластолюбие.
В период язычества олицетворяло могучую движущую силу эроса (1). Объект поклонения в культе древнерим. богини наслаждений (DeaVolupia). Античные символы С. — крокодил и куропатка: “Не попадаются ли иные в сети из-за своего сладострастия, как, например, перепела и куропатки, которые стремятся на голос самки, объятые желанием и ожиданием наслаждений любви, и забывают об опасности?” (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе).
С моральной точки зрения С. является пороком, обычно скрываемым от окружающих. На практике выражается в постоянном возбуждении центральной нервной системы, фантазиях сексуальных, неадекватных сексуальных реакциях и т.п.
«Пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука; самое платье, облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием». Н.Гоголь. Тарас Бульба.
Христианское вероучение причисляет С. к одному из семи смертных грехов.
«Сладострастие вовсе не есть простое физиологическое состояние… Есть сладострастие плоти и сладострастие духа, и всегда оно лежит глубже эмпирических явлений, всегда есть ощущение в известном смысле трансцедентное, выводящее за грани». Н.Бердяев. Метафизика плоти и любви.
С. /устарев./: любострастие.
«Всякого проезжающего наглые валдайские и стыд сотрясшие девки останавливают и стараются возжигать в путешественнике любострастие, воспользоваться его щедростью на счет своего целомудрия». А.Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.
Сладострастники (жен. сладострастницы) — лица, подверженные С.
«Тут влюбится человек в какую-нибудь красоту, в тело женское, или даже только в часть одну тела женского (это сладострастник может понять), то и отдаст за нее собственных детей, продаст отца и мать, Россию и отечество». Ф.Достоевский. Братья Карамазовы.
Сладострастный (-ая; — ое) — присущий или свойственный С.
«Преподавая в женской гимназии и в институте, он постоянно жил в каком — то сладострастном бреду…» А.Куприн. Яма.
СЛАСТОЛЮБИЕ, глубокая сосредоточенность на эротических переживаниях, имеющая характер обсессии; то же, что эротомания. Ср. Сладострастие.
«Сверх того, хотя он робел и краснел в присутствии женщин, но под этою робостью таилось то пущее сластолюбие, которое любит предварительно раздражить себя и потом уже неуклонно стремится к начертанной цели. Примеров этого затаенного, но жгучего сластолюбия рассказывали множество». М.Салтыков-Щедрин. История одного города.
Сластолюбцы (сластолюбы) — лица, страдающие С.; то же, что эротоманы.
«Я — сластолюбец, все секунды моей жизни я стремлюсь к наслаждению». А.Н.Толстой. Гиперболоид инженера Гарина.
«Ты говоришь, как сластолюб — француз…» И.Гете. Фауст.
Сластолюбивый (-ая; — ое) — присущий или свойственный С.
«Сластолюбивый и лукавый,
Он сердце девы молодой
Опутал сетью роковой». М.Лермонтов. Измаил-бей.
СОБЛАЗН, 1) объект, вызывающий желание; 2) подстрекательские действия или предложения, направленные на разжигание чувственной страсти; то же, что искушение. См. также Запретный плод.
«В прежнем монастыре соблазн женский мало мучил Сергия, здесь же соблазн этот поднялся с страшной силой…» Л.Толстой. Отец Сергий.
Соблазнительный (-ая; — ое) (искусительный; прельстительный) — обладающий свойствами или способностью С.
«Я сделала все, что могла, и я нашептала ему самое соблазнительное». М.Булгаков. Мастер и Маргарита.
СОБЛАЗНЕНИЕ /англ. Seduction/, преднамеренное стимулирование чувственной страсти; акт морального или физического совращения. См. также Пикап.
«Чонкин сообщил, что гидросмесь ему нужна для соблазнения немецких девушек, к которым он сегодня пойдет…» В.Войнович. Перемещенное лицо.
Соблазнитель (жен. — ница) (искуситель) — лицо, совершающее С.
Согласно Библии, первой соблазнительницей была Ева. К числу др. исторических примеров относятся Клеопатра, Д.Казанова, полулегендарные и литературные персонажи Дон Жуан, агент 007 Джеймс Бонд, пресловутая миссис Робинсон — героиня фильма «Выпускник» («The Graduate», 1967) и др.
«Но вы, почтенные, добродетельные дамы, для поцелуев снимающие одни только перчатки, вы, которые так любите прелести семейного очага и благопристойность вашего дома, бойтесь, бойтесь легкомысленного желания, бегите лукавого соблазнителя». Ф.Сологуб. Царица поцелуев.
Соблазнять (-ся) (искушать; прельщать; соблазнить) — подстрекать к С.
«…он и соблазнил ее как-то случайно и просто — целовал, целовал, влез под кофточку, расстегнул пуговки — одну, другую, а там уже она неожиданно вдруг сказала: — Пусти! Я сама. И сама действительно разделась”. В.Высоцкий. Роман о девочках.
Соблазненный (-ая; — ое) — жертва С.
«…m-me Пылинкина, соблазненная этой царской роскошью, готова на все!..» А.Аверченко. Четверг.
СОДОМ И ГОМОРРА (англ. Sodom and Homorrah), два мифологических города в устье реки Иордан или на западном побережье Мертвого моря, названия которых являются символом разврата и пороков. См. Содомия.
История С. и Г. изложена в Библии, однако реальность их существования документально не подтверждена. В книге Бытия сообщается, что племянник Авраама Лот пустил переночевать в свой дом двух ангелов, посланных Господом. Распутные жители Содома окружили дом Лота и «…говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал [им]: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего».
Лот со своим семейством вынужден был бежать в пустыню. Города же, за грехи (1) своих жителей, были полностью испепелены: “И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии и окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастения земли”. Бытие. XX, 24, 25.
«Наилучшее описание окрестностей Мертвого моря в I в. н. э. принадлежит иудейскому историку Иосифу Флавию, пересказавшему историю своего народа для греко–римских читателей. По всей видимости, Иосиф был свидетелем того, о чем писал: «К нему (Мертвому морю) примыкает область Содома, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная. Она, как говорят, вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией. Еще теперь существуют следы ниспосланного Богом огня и еще теперь можно видеть тени пяти городов. Каждый раз появляется вновь пепел в виде неизвестных плодов, которые по цвету кажутся съедобными, но как только ощупывают их рукой, они превращаются в прах и пепел. Таким образом древние сказания о Содомской стране подтверждаются наглядно». Н.Непомнящий. Величайшие загадки истории.
Тема С. и Г. широко отражена в различных произведениях искусства: живопись П.Рубенса, П.Мюлера-младшего, Г.Семирадского, пьеса А.Мюссе, романы де Сада и М.Пруста, фильм П.Пазолини «Сало или 120 дней содома» и др.
С. и Г. /перенос./ — беспорядок, хаос, неразбериха.
«Это настоящий Содом и Гоморра! Каждый день балы, маскарады, танцы, банкеты, музыка; время летит, а дела не делаются!» Ф.Булгарин. Димитрий Самозванец.
СОДОМИЯ /англ. Sodomy/ /устарев./ (содомский грех), многозначный термин, восходящий к библейскому повествованию о гибели Содома и Гоморры.
Первоначально имел расширительный смысл и обозначал любые формы контактов половых, которые противоречили христианской морали, либо не были направлены на деторождение: внебрачные связи, гомосексуализм; зоофилия; коитус анальный, поза полового акта"женщина сверху"; секс оральный и др. Начиная с 1215, инквизиция использовала термин С. для обвинения членов ордена тамплиеров в мужеложестве. Традиция была усвоена в XV-XVI в.в. во время судебных процессов над баггерами.
«Под влиянием оргий, содомии бессонных ночей, частых переездов и метаний, у царя явился бред преследования во всем его разгаре». П.Ковалевский. Иоанн Грозный.
«Содомия подразумевала все сексуальные отношения без репродуктивной функции, от экстравагинальных гетеросексуальных отношений до связей с животными и гомосексуальных отношений между мужчинами или женщинами (хотя чаще этот термин подразумевал именно отношения между мужчинами). Содомия была особенно опасна, поскольку считалось, что она противостоит структурирующим фундаментальным принципам общества — семье, гетеросексуальной связи и размножению, угрожая тем самым социальной организации и половой идентичности. Половые контакты между христианами и иудеями и лишение невинности монахини противоречили религиозным нормам, но содомия подрывала самые основы общества, навлекая божественный гнев на всех, кто допускал подобные деяния». А.Корбен. История тела.
В настоящее время полного единства в употреблении термина С. нет. Чаще всего обозначает коитус анальный (как гомо-, так и гетеросексуальный), либо зоофилию. В современном нем. и норв. языках не имеет коннотации противоестественного греха (1).
Содомский (-ая; — ое) — присущий или свойственный С.
«В XV веке у итальянцев уже прочно установился взгляд на дружбу Ахилла с Патроклом и Ореста с Пиладом, как на содомскую любовь, между тем как у Гомера нет прямых указаний на это». М.Кузмин. Крылья.
Содомиты — 1) жители города Содома; 2) лица, страдающее С.
Согласно «Описания о российских святых», ок. 1602 первомученик Василий Мангазейский подвергся домогательствам купца-содомита. Между 1730-1733 в Голландии было казнено ок. трехсот содомитов.
«Глаз у содомита — другой! Рукопожатие — другое! Улыбка — совсем иная». В.Розанов. Метафизика христианства.
Содомизировать — вовлекать в С.
Э
ЭДЕМ /англ. Eden/ (рай; Эдемский сад), 1) в Библии место пребывания Адама и Евы до грехопадения;
«Всегда одни, глаз-на-глаз, муж и дева
На берегах Эдема светлых рек
В спокойствии вели невинный век». А.Пушкин. Гаврилиада.
2) /перен./ земная райская обитель.
“Пойдем домой, пойдем домой, —
Нас дома ждет Эдем». О.Мандельштам. Мне скучно здесь…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги АБеВеГа любви предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других