Произошло и
разделение занятий – арабы прежде всего занимались строительством, евреи, жившие здесь задолго до прихода арабов, – финансовой и торговой деятельностью, а христиане – войнами.
Подобно всякому иному занятию, она тоже распадается на большое число различных специальностей, из которых каждая доставляет занятие особому разряду или классу учёных; такое
разделение занятий в науке, как и во всяком другом деле, увеличивает умение и сберегает время.
Мы живём в условиях цивилизации и смотрим всё на народы, живущие в этих же условиях ещё больше, чем мы, а сущность цивилизации, как мы знаем, состоит в
разделении занятий, господствующем как во всякой другой, так и в правительственной сфере.
Средством для этого не может, очевидно, служить возвращение к прежнему отсутствию
разделения занятий: это значило бы вместе с тем отказаться от дальнейшего развития наук.
Наоборот, когда части народонаселения, разбросанные на огромных пространствах, живут особною жизнею, не связаны
разделением занятий; когда нет больших городов, кипящих разнообразною деятельностью, когда сообщения затруднительны, сознания общих интересов нет, – то раздробленные таким образом части приводятся в связь, стягиваются правительственною централизациею, которая тем сильнее, чем слабее внутренняя связь; централизация восполняет недостаток внутренней связи, условливается этим недостатком и, разумеется, благодетельна и необходима, ибо без неё всё бы распалось и разбрелось: это хирургическая повязка на больном члене, страдающем потерею внутренней связи, внутренней сплочённости.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ваучеризация — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как только стали появляться среди наших северных славян князья с дружиною, так и пошло это
разделение занятий.
Средство это, напротив, заключается в дальнейшем развитии самого
разделения занятий.
Другие, благоприятные, условия могли бы, хотя отчасти, восполнить недостаток главного условия, необходимого для успешного развития народной жизни, например благоприятный климат, плодоносие почвы, многочисленное народонаселение в обширной и разнообразной стране, что делает возможным
разделение занятий, обширную внутреннюю торговлю, беспрерывные сообщения различных местностей друг с другом, процветание больших городов.
Когда народ сплочён внутренно вследствие достаточного числа жителей соответственно обширности страны; когда народ сплочён
разделением занятий, поставившим различные местности, различные части народонаселения в неразрывную связь и зависимость друг от друга; когда эти местности и части народонаселения находятся в беспрерывном общении друг с другом, связаны общими интересами, принимают горячее участие в судьбе друг друга, одним словом, живут сознательно общею жизненею, – то такая внутренняя сплочённость, связь, условливает возможность децентрализации, возможность самоуправления частей без вреда политическому единству; когда разбитый член организма внутренно сросся, тогда внешние повязки и лубки более не нужны.
Это неудобство до известной степени неизбежно, но мы можем устранить самую худую сторону этого, не устраняя самого
разделения занятий.