A. Жданов – доктор
психологических наук, заведующий кафедрой психологии.
Даже моя научная деятельность – я кандидат
психологических наук – была связана с вопросами педагогики.
Тем не менее, если говорить об особенностях развития
психологической науки двух последних десятилетий, то можно высказать некоторые предположения, касающиеся специфики междисциплинарных исследований в психологии.
Однако экстенсификация исследовательского пространства привела не столько к развитию, сколько к запутыванию представлений в этой ключевой для современной
психологической науки области.
Он явился одним из создателей новой области
психологической науки – нейропсихологии.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: плетора — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Не вызывает сомнения, что историческая психология как научное направление или отрасль
психологической науки является междисциплинарнойобластью знаний, формирующейся на стыке материнских дисциплин – истории и психологии.
Традиция гармонического единства теории и эксперимента в отечественной
психологической науке стала одной из важных предпосылок обеспечения её лучших научных достижений.
Третье направление
психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловленно.
Анализ истории
психологической науки осуществляется в единстве с раскрытием логики движения научных знаний о психике.
Современный кризисный мир в качестве главных задач
психологической науки всё настоятельнее выдвигает изучение возможностей человека в духовно-нравственном совершенствовании.
Их просили назвать основные достижения
психологической науки XX века, основные вехи в её современной истории, те новые тенденции в развитии психологии, которые, по их мнению, будут определяющими в XXI веке.
Возникла задача сознательно положить в основу
психологической науки марксистскую философию.
Объектом же исследования
психологической науки являются закономерности возникновения и развития, а также проявления человеческой психики.
Но о её немедленном решении сейчас не может быть и речи, потому что это решение можно сделать лишь на основании серьёзных научных рассмотрений той реальности, которая является предметом
психологической науки.
Снятие идеологических барьеров и возвращение к общечеловеческим ценностям привели к расширению оснований
психологической науки.
Затем применяет её к психологии, доказав её верность и конструктивность созданием новой системы
психологической науки.
Уникальность современного состояния российской
психологической науки заключается в том, что она обнаруживает обе характеристики одновременно.
Одной из центральных для современной
психологической науки становится категория субъекта.
Здесь же, во вводной части, нам необходимо только развести два основных понятия
психологической науки, чтобы в дальнейшем не возникало путаницы.
Их автор делает попытку ответить на cложный вопрос о том, как теория и практический опыт
психологической науки могут быть соединены с христианским мировоззрением.
На данный момент в
психологической науке существуют разные подходы к решению вопроса о когнитивных механизмах, обеспечивающих эффективность лингвистических способностей.
Важной методологической проблемой является оценка современного состояния
психологической науки.
Проблемность методов психологического познания заключена в специфике основного объекта
психологической науки – человека, способного к саморегуляции и саморазвитию.
Ещё одну группу методов
психологической науки образуют методы моделирования.
Экспериментальный период в исследованиях личности совпал по времени с общим кризисом
психологической науки в связи с господствовавшим в нём анатомическим подходом.
В конце двадцатого века у некоторых исследователей в области психологии возник интерес к мистическим и парапсихологическим теориям, к возможности использования некоторых их положений в рамках
психологической науки.
Субъективная составляющая, естественно, является предметом изучения
психологической науки.
Принцип развития является одним из стержневых методологических принципов
психологической науки, наряду с принципами системности и детерминизма.
Категория сознания является наиболее обширной в терминологическом аппарате
психологической науки после категории психики.
Нельзя отрицать, что многие основания нравственной психологии были выстроены в западной
психологической науке.
Процессуальность восприятия постоянно отмечалась классиками
психологической науки.
Здание
психологической науки оказалось как бы расколотым надвое.
Постепенно на кафедре собрался молодой и энергичный коллектив, в котором каждый преподаватель не только владел теорией
психологической науки, но и был активно практикующим психотерапевтом.
Осмысление предмета науки в целом – это общая методология
психологической науки.
Так, например, звучат утверждения о том, что последние 40 лет развития мировой
психологической науки «прошли впустую» (Toomela, 2007) ввиду того, что она развивалась по «американскому», а не по более адекватному «австро-германскому» пути (ibid.).
Есть основания предположить, что этот уровень и впредь будет «штормить», пока «вечные» методологические проблемы
психологической науки, такие как различные «параллелизмы» – психофизический, психофизиологический, психосоциальный, сильно ограниченная воспроизводимость психологического знания, его эклектичность и др. – перестанут быть вечными, т. е. не будут разрешены.
Подчёркивается, что в результате философских и психологических дискуссий 20-х годов был совершён качественный поворот в развитии советской
психологической науки [там же].
Психология профессиональной деятельности является разделом
психологической науки, который основывается на теоретических положениях, методологических принципах и практических результатах исследований в области психологии труда и управления, инженерной и организационной психологии, эргономики, а также ряда смежных научных дисциплин (социальной, дифференциальной, когнитивной и других разделов психологии, гигиены и физиологии труда, системотехники, математического моделирования и т. д.).
Реализуемые в системах представления о понимании специалистов по «искусственному интеллекту» оказываются намного беднее знаний о нём у представителей
психологической науки; отчасти это обусловлено ограниченными техническими возможностями реализации, отчасти недостаточной информированностью разработчиков о результатах психологических исследований.
Психологическая наука занимает сегодня одно из ведущих мест в подготовке специалистов по физической культуре в вузах, в которых опытные психологи и педагоги организуют учебно-воспитательный процесс и осуществляют разработку актуальных проблем в области психологии физического воспитания и спорта, внедряя полученные знания в учебный процесс.
Для операционализации разных практик и исследовательских процедур диагностики неопределённости и сложности современности в
психологической науке уже наработаны такие приёмы, как диагностика толерантности / интолерантности к неопределённости (см.: [Корнилова и др. 2010]), диагностика когнитивной сложности [Келли 2000], психосемантика многомерного сознания [Петренко 2009].
Эта книга об общих проблемах психологии личности, о том, что такое психическое и личностное здоровье, о том, как возможно уклонение от нормы, появление аномалий личности, о том, наконец, какие перспективы, пути предупреждения и коррекции этих аномалий может предложить
психологическая наука.
Являясь частью
психологической науки, логопсихология использует её категориальный аппарат и концептуальные установки, прежде всего – теории личности, позволяющие представить психику как систему иерархически организованных элементов, обеспечивающих функционирование различных видов деятельности, включая речь.
Критикуя эмпирический характер
психологической науки, раскрывая его как причину «неразрешимого методологического противоречия», автор с предельной остротой говорит о необходимости для психологии «выяснять свои конечные посылки», о необходимости метафизики (Выготский, 1982, с. 378–89).
Проблема аутизма тесно связана с проблемой общения – базовой категории
психологической науки, изучение которой достаточно широко представлено в психологии (Ломов, 1984 г.).
Изложить представления о психологии личности, обойдя все острые углы, – это значит исказить существующее в психологии личности положение вещей и невольно заложить основы для формирования у будущего психолога чувства беспомощности, когда за стенами университетов неумолимая практика внесёт свои коррективы в его образ
психологической науки.
Основными макропсихологическими сюжетами, рассматриваемыми в этой книге, являются общее место
психологической науки и практики в современном российском обществе; психология этнических групп; динамика ценностных ориентаций наших сограждан; изменение их социальных представлений в условиях социокультурной травмы, вызванной реформами; макропсихологическое состояние современного российского общества; психологические факторы революций.
Очевидная соотносимость понятия «жизнеспособность» в экономических и
психологических науках даёт надежду на интеграцию и междисциплинарность изучения жизнеспособности человека и семьи в социально-экономическом аспекте в ближайшем будущем.
Другими словами, успехи
психологической науки в значительной мере ослабили негативное отношение государственных и партийных чиновников к психологии как науке, а у самих психологов «сняли» комплекс страха за профессиональную принадлежность к психологическому сообществу и вины за просчёты педологического и психотехнического движения начала 30-х годов.