Таким образом, нельзя оценивать особенности
психического развития ребёнка тотально, следует дифференцировать развитие различных сфер психики.
Изучение закономерностей
психического развития ребёнка составляет основной предмет детской психологии.
Представленная схема завершается переходом последнего блока к первому, таким образом отражая циклический характер процесса
психического развития ребёнка.
Изучение
психического развития ребёнка возможно только при наличии определённых предельно общих представлений о том, что такое человек и в чём состоят его сущностные характеристики.
Привязанность к матери – необходимая фаза в нормальном
психическом развитии детей.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: акья — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Первичные – обусловлены органическим поражением мозга или функциональной незрелостью его структур, а вторичные детерминированы первичными, так как
психическое развитие ребёнка происходит на неполноценной основе.
При этом, по мнению специалистов, речь идёт не о регрессе, а скорее об особом раннем нарушении
психического развития ребёнка.
Её решение жизненно важно для полноценного
психического развития ребёнка и успешного перехода к следующему возрастному этапу.
Таким образом проверяется гипотеза о психологических причинах и условиях
психического развития ребёнка.
Формирующиеся установки аутизма, стереотипности, гиперкомпенсаторной аутостимуляции не могут не исказить весь ход
психического развития ребёнка.
Стратегия и тактика диагностики и коррекции непосредственно вытекают из представленной выше логики анализа
психического развития ребёнка на основе выделения различных аспектов механизма интериоризации.
Охарактеризуем основные линии
психического развития ребёнка в раннем возрасте и его отличительные особенности.
Особенно важными для
психического развития ребёнка являются соотносящие и орудийные действия, бурное развитие которых наблюдается на втором году его жизни.
В соответствии с этими позициями определяющими факторами
психического развития ребёнка раннего возраста являются его общение со взрослым и ведущая предметная деятельность.
Следовательно, коррекция
психического развития ребёнка, имеющего отклонения в психическом развитии, должна подчиняться логике его социализации.
Значение игры для
психического развития детей дошкольного возраста многосторонне.
Особо следует обратить внимание на понятие нормы
психического развития ребёнка, базирующееся на возрастно-психологическом подходе.
Исследование
психического развития ребёнка предполагает не только описание наблюдаемых фактов, но и их объяснение, интерпретацию.
Многолетнее экспериментальное обучение детей по новым программам и выяснение влияния этих программ на
психическое развитие детей можно рассматривать как лонгитюдный психолого-педагогический формирующий эксперимент.
Задачей теоретической психологии автор считал исследование законов психической жизни и этапов
психического развития детей, задачей прикладной – психологическую диагностику и психологическую помощь.
Рассматривая зону ближайшего
психического развития ребёнка, учёные в основном обращались к характеристике интеллектуального развития.
О том, что
психическое развитие ребёнка соответствует возрастной норме, можно судить по некоторым признакам.
Мы выделили причины и базовые компоненты
психического развития ребёнка во всём их многообразии и взаимосвязях.
Психическое развитие ребёнка рассматривается этологами как последовательное включение природных инстинктов.
Каждая стадия
психического развития ребёнка тесно связана с созреванием физиологических систем его организма.
Именно эти особенности воображения – способность оперировать образами и преобразовывать их в условиях отсутствия полноты информации – дают основание многим авторам, указывая на воображение как на основу человеческого творчества, связывать его развитие с общим
психическим развитием ребёнка.
Например, при задержке
психического развития дети могут назвать меньше слов, относящихся к родовому понятию (цветы, животные), а с другой стороны, неадекватно расширяют словесные категории (мебель – это и убранство комнаты, и электротехника, и радиоаппаратура), часто заменяют родовое понятие описанием действия, которое оно выполняет (то, на чём слушают музыку, – это проигрыватель).
В рамках предметной деятельности в раннем возрасте происходит интенсивное
психическое развитие ребёнка по нескольким направлениям, среди которых главными являются наглядно-действенное мышление, речь, начало символической игры, самосознание.
Пока не найден ответ на вопрос, что в большей степени определяет
психическое развитие ребёнка: процессы, протекающие медленно, но имеющие обратимый характер (эволюционные); процессы, возникающие достаточно редко, но проходящие ярко и глубоко (революционные), или процессы, не имеющие постоянной формы, но воздействующие постоянно (ситуационные).
На наш взгляд, рефлексия специалистом собственных представлений о норме
психического развития ребёнка имеет огромное значение для построения практики психологической коррекции, поскольку они сознательно или бессознательно регулируют его профессиональную деятельность, определяя цель, задачи, способы последней, типы отношения к ребёнку.
Например, если учёный исследует
психическое развитие ребёнка и при этом исходит из представления о том, что это развитие определяется природными, биологическими факторами, его главным методом будет «очищение» своего предмета, устранение по возможности всех влияющих извне социальных воздействий.
Сравнение и выявление наиболее влияющих на
психическое развитие ребёнка изменений (эволюционного, революционного, ситуационного).
Этот аспект механизма интериоризации описывает
психическое развитие ребёнка, с одной стороны, как переход от использования внешних (физически представленных) средств культуры к применению внутренних средств (существующих во внутреннем плане сознания ребёнка), а с другой – как переход от спонтанного использования внешних или внутренних средств культуры к их сознательному (осмысленному) применению.
Одной из центральных задач детской патопсихологии является диагностика
психического развития детей с отклонениями.
Всё это является физиологической основой для аномального
психического развития ребёнка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.
При этом важно учитывать, что
психическое развитие ребёнка протекает неравномерно.
Мы определяем тестами или другими способами уровень
психического развития ребёнка.
Занимался проблемами экспериментальной психологии (особенно проблемами сна), клинической неврологией, проблемами
психического развития ребёнка.
Таким образом, игра определяет дальнейшее
психическое развитие ребёнка.
В этом состоит самое основное своеобразие
психического развития ребёнка.
Скорее речь идёт о выраженной неравномерности
психического развития ребёнка.
Это основной источник
психического развития детей (и не только детей).
Центральным моментом
психического развития ребёнка в первые месяцы жизни, как известно, является формирование индивидуальной привязанности (Ainsworth M.D., 1962 и др.).
Психическое развитие ребёнка зависит от целого ряда факторов.
Таким образом, использование музыки и музыкальных средств в системе ранней помощи затрагивает все сферы
психического развития детей младенческого и раннего возрастов с ограниченными возможностями здоровья – социально-эмоциональную, сенсорную, двигательную, речевую, предметную деятельность, когнитивную функцию, открывает перспективы широкого внедрения предлагаемого подхода в коррекционную работу.
Как будет проходить
психическое развитие детей?
– Памятка «Рекомендации педагогам и родителям по вопросу
психического развития ребёнка».
Форсируя
психическое развитие ребёнка, мать лишает его возможности полноценно адаптироваться, ломает его, заставляя взрослеть против законов природы.
Чтобы разобраться во всём этом, давайте рассмотрим
психическое развитие детей, начиная с момента зарождения плода и появления ребёнка на свет.
Исходя из своих представлений о природе
психического развития ребёнка, которое протекает под активным воздействием обучения, он высказал предположение, что в нормальных условиях умственное развитие происходит в процессе усвоения ребёнком опыта взрослого; то, что ребёнок в данный момент может сделать с помощью взрослого (учителя), завтра он сможет сделать самостоятельно.