Роль зрительного опыта в развитии психических функций

И. В. Блинникова, 2003

Книга обобщает результаты многолетних исследований автора, направленных на изучение роли зрительного опыта в познании окружающего мира и построении адекватного поведения. Рассматриваются проблемы раннего когнитивного, моторного, поведенческого, социального и речевого развития в условиях зрительной депривации, а также значение зрительного опыта для информационной обработки и формирования ментальных репрезентаций. Даются рекомендации для ранней реабилитационной работы с детьми, у которых диагностируются грубые поражения зрительного анализатора.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Роль зрительного опыта в раннем психическом развитии детей

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Роль зрительного опыта в развитии психических функций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Роль зрительного опыта в раннем психическом развитии детей

Ранняя зрительная депривация может воздействовать либо на все аспекты психического развития, либо лишь на некоторые из них, и затем опосредованно на остальные. Необходимо выявить те стороны развития, в которых роль зрительного опыта наиболее существенна, и выстроить систему взаимосвязей. При этом важно учитывать, что психическое развитие ребенка протекает неравномерно. Его составляющие, находясь на разных этапах и в разных соотношениях, оказывают друг на друга различное влияние [Warren, 1984].

1.1. Психическое развитие детей в условиях зрительной депривации

Вопрос о когнитивном развитии слепых детей или детей с серьезными нарушениями зрительной системы имплицитно связан с выявлением детерминант интеллектуального развития [Groenveld, Jan, 1992]. Природные естественные механизмы развития человека должны быть связаны, прежде всего, со зрительной системой. По всей вероятности, сегодня никто не будет возражать против того, что и у человека существуют врожденные механизмы психического развития, которые воплощаются в определенной готовности к развитию функций. Само развитие стимулируется и запускается внешними факторами. Оно является ответом на воздействие и требование среды. Поскольку человек — «зрительное животное», наибольший объем информации поступает через зрительный анализатор. Можно предположить, что многие психические функции ожидают «зрительного сигнала» для своего воплощения. Что касается познавательных функций и интеллекта, то их можно рассматривать как способы обработки, организации, трансформации и использования информации. Зависят они или нет от качества и объема поступающей информации? Этот вопрос требует своего разрешения. То, что мы можем нарисовать кистью, нам часто трудно описать, и наоборот. Безразличны ли познавательные операции к их содержанию? Меняет ли содержание характер познавательных операций?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Роль зрительного опыта в раннем психическом развитии детей

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Роль зрительного опыта в развитии психических функций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я