Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты

Н. Н. Поддьяков, 2021

Книга в научно-популярной форме представляет целостную систему современных научных представлений о дошкольном детстве, сформированных на базе отечественных психологических исследований за последние пятьдесят лет. Автор книги, Н.Н. Поддьяков – академик РАО, выдающийся российский психолог дошкольного детства, директор НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (1980–1992). Сочетание фундаментальности, тщательной научной обоснованности авторских тезисов и неожиданности, парадоксальности многих выводов делает эту книгу интересной не только дошкольным педагогам и психологам, но и всем, кому важно понимать ключевые закономерности в образования человека. Н.Н. Поддьяков принципиально по-новому освещает вопросы экспериментальной и игровой деятельности ребёнка, раскрывает механизмы исследовательского поведения дошкольника, исследует соотношение «ясных» и «неясных» знаний, «ближних» и «дальних» горизонтов детского развития. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Школа для каждого – школа для всех

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Основное противоречие развивающейся психики ребёнка

В этой главе мы обобщаем наши исследования за последние 15 лет[1].

В течение ряда лет мы изучали поисковую деятельность детей и взрослых во всех её разносторонних проявлениях. Результаты наших исследований, а также анализ других работ по данной проблеме позволили сформулировать следующие положения.

Поиск — это одна из фундаментальных функций живого организма. Можно утверждать, что развитие всей живой природы носит поисковый характер. Поиск — это универсальный психологический механизм самообновления и развития.

Все достижения человечества, вся его культура — это результат неустанной поисковой деятельности. И вместе с тем это та основа, на которой строятся ещё более совершенные формы данной деятельности. Поэтому и овладение человеческой культурой должно рождать у детей неистощимый, ненасыщаемый поиск, который выступает как основа детского творчества (Поддьяков, 1990).

В какой деятельности полнее всего представлена поисковая активность? Мы считаем, что это детская деятельность экспериментирования и уделяем ей основное внимание в наших исследованиях. Она пронизывает все детские деятельности, все сферы психики ребёнка. Целостность детской личности определяется поисковой деятельностью. Это самое фундаментальное основание любой нормальной здоровой личности, связывающее воедино все её центральные ипостаси. По нашему мнению, все остальные основания являются производными от этого фундаментального основания.

В нашей работе мы показали, что поиск, поисковая деятельность в самом широком значении этого слова является определяющей для формирования и развития всех психических процессов ребёнка, для формирования его сознания, его личности.

Исследование поисковой деятельности детей во всех её ипостасях привело нас к необходимости введения таких понятий, как «горизонты детских знаний», «горизонты развития ребёнка» (1973, 1977), «структура познавательной сферы» (1981), что позволило выйти за пределы зоны ближайшего развития (по Выготскому) и поставить проблему становления и перспективного развития внутреннего мира ребёнка как целостного образования, развивающегося по своим особым законам (1981, 1985).

Необходимым условием психического развития ребёнка является широкое взаимодействие последнего с окружающим его миром. В ходе такого взаимодействия ребёнок получает новые, всё более сложные впечатления, у него рождаются новые эмоции, новые потребности. Интенсивно развиваются все формы поиска — поисковая деятельность, поисковые процессы, поисковые структуры.

Генеральное направление совершенствования и развития поиска, поисковой деятельности заключается в появлении всё более тонких, сверхгибких, сверхподвижных психических процессов и структур (Поддьяков, 1994). Важнейшей формой таких структур являются диффузные, глобальные психические образования. Это типично поисково-пробующие структуры, несущие функцию широкого универсального поиска как в отношении внешнего мира, так и в отношении собственного внутреннего мира ребёнка.

Сверхподвижность, сверхгибкость психических образований несовместима с их дифференциацией и чёткостью. Мы выявили следующую закономерность: чем выше подвижность психических образований, тем менее они дифференцированы.

Суть процесса дифференциации состоит в возникновении чётких границ между этими образованиями.

В сверхподвижных структурах границы между ними размыты, и сами эти структуры взаимопроникают друг в друга. Таким образом, сверхподвижность является свойством только глобальных структур: чем выше подвижность, тем глобальнее структура.

Поиск — это единство двух противоположных сторон — изменчивости и устойчивости. Чем гибче, разнообразнее, подвижнее поиск, тем выше эффективность познания, эффективность овладения новыми областями, новыми связями и отношениями. Все достижения поиска фиксируются в устойчивых психических образованиях.

Самое основное фундаментальное свойство психики — это непрерывность процесса развития. Психика не существует вне развития. Противоречие между изменчивостью и устойчивостью психических образований — это основное противоречие непрерывно развивающейся психики ребёнка. Это основной источник психического развития детей (и не только детей). В каждой области психики на любом уровне её развития данное противоречие имеет свои специфические формы проявления.

Рассмотрим вначале результаты наших исследований в области основных потребностей ребёнка-дошкольника.

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Эта потребность выделена и изучена в целом ряде исследований (Л. И. Божович, М. П. Денисова, М. И. Лисина, Н. Л. Фигурин, Н. М. Щелованов и др.).

Л. И. Божович отмечает, что потребность в новых впечатлениях перерастает затем в познавательную потребность и, в конечном итоге, выступает как база для развития других социальных потребностей ребёнка. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека.

Углублённое исследование данной потребности, проведённое нами в 1980-е годы, показало, что последняя с возрастом детей усложняется и выступает как потребность в новых, всё более сложных впечатлениях, знаниях, познавательных и художественных образах, в новых эмоциях — и в самом широком значении этого слова, как потребность в новых психических образованиях, как познавательных, так и потребностно-мотивационных. Это позволило нам обозначить данную потребность как потребность в обновлении и самообновлении во всей универсальности данных понятий.

Наши дальнейшие исследования выявили следующий фундаментальный факт: эта потребность имеет сложное строение и выступает в двух тесно связанных противоречивых формах.

Первая форма потребности в обновлении проявляется как потребность в ярких необычных впечатлениях, фактах, знаниях, не укладывающихся в систему прежнего опыта ребёнка, что ведёт к нарушению упорядоченности какой-то части психических образований. Эта потребность проявляется также в росте их неопределённости, глобальности психических структур, в резком нарастании поисковой активности. Данная потребность стимулирует обновление и самообновление психических образований, вместе с тем такое обновление характеризуется в известной мере разрушительными тенденциями в отношении своих прежних представлений и знаний.

Вторая форма потребности в обновлении проявляется как потребность в преодолении неопределённости, в возрастании упорядоченности и устойчивости психических образований, но уже на новом, более высоком уровне. И хотя эта потребность также стимулирует обновление, но обновление с тенденцией к устойчивости и стабильности.

Между данными формами существует тесная противоречивая взаимосвязь, проявляющаяся во взаимопереходах и взаимопревращениях одной формы в другую. Так, по мере нарастания хаотизации, неопределённости, неупорядоченности психических образований ребёнка начинает активизироваться противоположная потребность — в упорядочивании глобальных образований, преодолении их неопределённости и хаотичности и превращении последних в устойчивые структуры.

Чем выше уровень неустойчивости и неопределённости, тем сильнее активизируется противоположная потребность. По мере нарастания устойчивости и упорядоченности психических образований начинает активизироваться потребность в нарушении этой устойчивости, в хаотизации и глобализации — и так далее, цикл за циклом.

Таким образом, каждая потребность на определённом этапе своего функционирования и развития активизирует свою противоположность и тем самым резко тормозит собственную активность. В целом потребность обновления, взятая в единстве её противоречивых сторон, характеризуется принципом цикличной самостимуляции, когда по мере развёртывания одного цикла начинает активизироваться противоположный цикл, но на более высоком уровне.

Развитие потребности идёт от цикла к циклу, по спирали. Каждый цикл создаёт основу и порождает противоположный цикл. А поскольку циклы являются проявлением одной целостности, то мы имеем возможность говорить о самостимуляции.

Мы считаем, что принцип цикличной самостимуляции является важнейшим механизмом самодвижения, саморазвития детской психики.

В процессе взаимодействия изложенных выше тенденций наблюдаются значительные индивидуальные различия детей: у одних детей (их меньшинство) преобладает потребность в устойчивости психических образований: к новому они относятся настороженно, даже критично. Эти дети не столько стремятся к новому, сколько уточняют, упорядочивают уже имеющиеся у них представления, знания. У других детей преобладает потребность в совсем новых впечатлениях, изменениях, ведущих к нарушению упорядоченности какой-то части психических образований. У этих дошкольников интенсивно развивается любознательность, их внутренний опыт характеризуется большей разбросанностью, хаотичностью и, вместе с тем, большей поисковой активностью, чем у первых детей. Наиболее предпочтителен вариант гармоничных отношений между данными потребностями.

Интересную позицию в этом отношении представляет высказывание В. Д. Шадрикова. Он считает, что одна из движущих сил развития психики заложена в раздвоенности произвольности и эмоциональности ребёнка (Шадриков, 1996, с. 78).

Далее рассмотрим самые общие особенности структуры психики ребёнка как целостного образования и те противоречия, которые имеют место в этой структуре.

Наши исследования, а также исследования других психологов (А. В. Запорожец, X. Вернер, Ж. Пиаже и др.) позволили установить важную особенность ребёнка-дошкольника, состоящую в том, что во всех сферах его психики (познавательной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной) одновременно функционируют психические образования, существенно различающиеся степенью своей сформированности, зрелости. Так, у детей имеется область достаточно развитых, чётко структурированных образований. Вторая область характеризуется глобальностью, неустойчивостью, неопределённостью. Это объясняется тем, что данная область находится на стадии своего становления, развития, как и психика ребёнка в целом.

У ребёнка-дошкольника область глобальных психических образований очень велика — она составляет в общей сложности значительную часть психики ребёнка. Данная область выступает как исходный момент зарождения и развития будущих фундаментальных, развитых психических новообразований. Все основные секреты психического развития ребёнка следует искать в структуре и функционировании именно этих, так называемых глобальных психических образований, которые содержат в себе всё время изменяющуюся и корректирующуюся программу развития ребёнка.

В ходе различных форм деятельности (игры, продуктивной деятельности, детского экспериментирования) у ребёнка появляется множество точек зарождения и роста новых психических образований, отражающих в зачаточной форме как фундаментальные связи и отношения окружающей ребёнка действительности, так и менее значимые связи. Эти глобальные психические образования едины по своему происхождению и устремлённости в будущее, в перспективу. Вместе они образуют мощную целостную систему, определяющую основные направления развития ребёнка.

Таким образом, в целостной психике ребёнка существуют две противостоящие друг другу области.

1. Область дифференцированных чётких стабильных психических структур. (Это — устойчивое ядро детской психики.) ↔ 2. Область глобальных поисковых психических структур, обладающих чрезвычайно высокой подвижностью, изменчивостью. (Это — та подвижная аура, которая располагается вокруг устойчивого ядра. Это передний край психического развития ребёнка.)

Такова самая общая структура психики ребёнка (и не только ребёнка), которая обусловливает особенности её функционирования. Процесс функционирования и развития психики в целом выступает в форме двух взаимосвязанных, взаимопроникающих противоречивых тенденций, образующих две стороны развивающейся психики (Поддьяков, 1985). В основе этого процесса лежит неистощимая потребность детей в обновлении.

Первая тенденция состоит в непрерывном преодолении глобальности и неопределённости психических образований, их дифференциации и уточнении. Этот процесс получил название «системной дифференциации».

Вторая тенденция состоит в непрерывном возникновении и развитии всё новых и качественно более сложных глобальных психических образований. Потребность в обновлении рождает интенсивную поисково-преобразующую деятельность дошкольника.

В процессе детского развития каждая тенденция превращается в свою противоположность.

Таким образом, для нормального психического развития необходимо, чтобы вторая тенденция непрерывно возобновлялась и воспроизводилась на всё более широкой, универсальной основе.

Противоречие между устойчивостью психических образований и их изменчивостью — это центральное внутреннее противоречие развивающейся детской психики. Оно выступает как источник психического развития ребёнка. Это противоречие имеет многообразные и специфические формы проявления во всех областях психики: мотивационно-потребностной, познавательной и психики ребёнка в целом.

Конечно, психика, взятая во всей её сложности и динамичности, характеризуется целым рядом противоречий различного уровня и различной значимости.

Благодаря такой противоречивой и динамичной структуре внутреннего мира детей обеспечивается огромная «работоспособность» и стремительность развития психики, создаётся основа для освоения детьми колоссального, всё усложняющегося содержания.

В свою очередь, это осваиваемое ребёнком богатейшее содержание социальных отношений, общения, культуры, различных продуктивных деятельностей становится составной частью внутреннего мира ребёнка и поднимает на новый, более высокий уровень как основные противоречия психического развития, так и общую структуру психики в целом.

Особую роль в этом процессе играют глобальные психические образования как универсальная основа всех форм поисковой деятельности. В психическом развитии ребёнка имеет место закономерность, состоящая в чрезвычайно быстром росте и развитии глобальных психических образований, которые образуют широкий фронт интенсивного развития психики.

Иначе говоря, область глобальных структур — это область стремительного развития психики ребёнка.

Всвязи с потребностью дошкольника в непрерывном обновлении любых психических образований глобальные структуры занимают в общем развитии ребёнка доминантное положение. Последнее обусловлено чрезвычайно мощным творческим потенциалом развития, который представлен в данных структурах. Этот потенциал особенно велик в плане их интеграции в ещё более глобальные структуры. Дело в том, что будучи чрезвычайно подвижными и изменчивыми, данные структуры легко входят во взаимодействие друг с другом, образуя в процессе такой иерархизации ещё более глобальные, подвижные структуры, лежащие в основе детского воображения и фантазии. Они способствуют познанию детьми очень сложных связей и зависимостей внешнего и внутреннего мира ребёнка. Следует отметить особое значение этих структур как основы развития всех видов детского творчества.

Важно подчеркнуть, что глобальные структуры содержат в себе (как в потенциальной форме, так и в активной форме) богатые запасы самой разнообразной информации. Интенсивное продуцирование ребёнком такого рода структур ведёт к эффективному накоплению огромных ресурсов информации, которая затем высвобождается в ходе процессов дифференциации.

В реальной жизни достаточно часто ребёнок не спешит прояснять, расчленять то содержание, которое он освоил в виде глобальных структур (в глобальных образах, представлениях и т. п.). Этап дифференциации значительно запаздывает, а иногда вообще отодвигается на продолжительное время.

В таких условиях данные структуры приобретают известную самостоятельность и независимость. Дошкольник оперирует ими как самостоятельными, самодостаточными единицами психики.

Такой своеобразный способ познания окружающего мира, а в более широком смысле — такой способ функционирования психики приобретает универсальное значение в психическом развитии ребёнка. Этот способ имеет как свои недостатки, так и свои несомненные достоинства, обеспечивая стремительность приобретения новых знаний, представлений (пусть в глобальной, диффузной форме), возможность охвата широкого круга разнообразных явлений.

Ребёнок, сосредоточив свою познавательную (или другого рода) активность на том или ином объекте, успевает выделить за относительно небольшой промежуток времени ряд свойств и связей этого объекта (иногда достаточно существенных), и, не углубляясь в их анализ, переходит к следующим предметам и явлениям, опять-таки долго не задерживаясь ни на одном из них.

Такой способ познания (такая своеобразная методология познания) обеспечивает лавинообразный рост и развитие глобальных психических структур.

Этот способ познания мы назвали «к горизонтам новых знаний». (Термин введён нами в 1977 г.).

Несомненно, у каждого ребёнка бывает и достаточно длительный и углублённый этап ознакомления с каким-либо особо заинтересовавшим его явлением. Однако основная тенденция в способах функционирования глобальных структур сохраняется.

Все особенности функционирования психики ребёнка обусловливают следующие её фундаментальные свойства:

— интенсивное развитие всё более тонких, гибких, совершенных форм поисковой деятельности, развивающейся одновременно в самых различных направлениях;

— стремительное накопление новых знаний, представлений, новых психических образований в широком смысле этого слова;

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Школа для каждого – школа для всех

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Текст главы написан в середине 1990-х годов.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я