Ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребёнка, они развивают
произвольное внимание, память.
Трудности программирования и контроля проявляются во всех школьных заданиях, требующих
произвольного внимания, но наиболее ярко они проявляются в решении мысленных задач, в том числе арифметических.
Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего – мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.
Это относится не только к высшим психическим функциям, например
произвольное внимание, логическая память, отвлечённое мышление.
Однако проблемы с
произвольным вниманием отчётливо осложняют обучение в школе, к описанию этих трудностей мы сейчас и перейдём.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: одиночник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В ходе игры создаются благоприятные условия для возникновения предпосылок
произвольного внимания, произвольной памяти, произвольной моторики.
Произвольное внимание является очень важным для успешного обучения детей в школе.
Благодаря
произвольному вниманию ребёнок научается, читая, смотреть на этот процесс как бы со стороны, отслеживая его характер: в каком направлении движется взгляд, насколько чётко звучит голос, как быстро произносятся слова, насколько скоординированы процессы восприятия напечатанного, осмысления и говорения.
Показать экспериментально становление так называемой логической памяти и так называемого
произвольного внимания, раскрыть их психогенезис, проследить их дальнейшую судьбу, понять основные явления памяти и внимания в перспективе развития – такова задача этого исследования.
Например, для развития внимания в начальной школе используются дидактические игры, привлекающие непроизвольное внимание, и игнорируются такие средства фиксации и удержания
произвольного внимания, как целевая установка, внешний контроль, поощрение концентрации внимания.
Такова природа формирования
произвольного внимания.
У младенца ещё не развито
произвольное внимание, и он быстро отвлекается с одного предмета на другой.
Этот приём усиливает
произвольное внимание, что, в свою очередь, повышает выразительность речи и движений.
Произвольное внимание мотивировано и направлено на предмет под влиянием осознанно принятого решения или поставленной цели.
Если бы это недоразумение мы не выяснили в процессе проверки конспектов, он так и думал бы, что без боли нет
произвольного внимания.
У нас всё больше проявляется отвлекаемость на разные мелочи, концентрация
произвольного внимания затрудняется всё больше и больше.
При других клинических вариантах психического дизонтогенеза более значимы нарушения произвольности и целенаправленности познавательной деятельности: отсутствие или нестойкость установки (мотивации) на познавательную деятельность, трудности планирования заданной психической операции, нестойкость
произвольного внимания и контроля.
Если распространить эту логику на все высшие психические процессы, то мы должны будем считать, что произвольная память индивида производна от коллективной памяти,
произвольное внимание индивида вторично по отношению к коллективному вниманию, чувства личности есть ассимилированные в деятельности и общении групповые чувства и настроения и т. п.
Такие процессы как восприятие, память, мышление,
произвольное внимание формируются только при участии речи и опосредствованы ею.
Совсем другие мотивы, когда обучение определяется свободой и комфортом,
произвольное внимание ученика ограничено лишь его удобством.
Большое значение в содержании занятий придаётся необходимости развития
произвольного внимания учащихся, для чего предусмотрены различные задания.
Слабость
произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.
Всё, что давным-давно автоматизировано и ушло из зоны сознательного контроля, повылезет и создаст чудовищную перегрузку
произвольного внимания.
Произвольное внимание возникает из-за очага возбуждения в коре головного мозга.
Непроизвольное и
произвольное внимание тесно переплетаются.
Произвольное внимание непосредственно связано с работой водителя, непроизвольное – может способствовать или мешать переходу внимания в произвольное.
Занимаясь с малышом, родители и воспитатели сталкиваются с несформированностью
произвольного внимания, трудностью сосредоточения на предлагаемом материале.
Несформированность
произвольного внимания компенсируется несколькими положительными предпосылками.
При этом следует помнить, что малыши не обладают
произвольным вниманием, а это значит, что чем-то одним их можно заинтересовать максимум на 10–15 минут, после которых следует сменить деятельность или сделать небольшую паузу, то есть направить внимание детей в другую сторону.
Ещё одна особенность младшего возраста – не-сформированность
произвольного внимания.
Словесное оформление цели, задач запускают механизм
произвольного внимания.
Если этого не происходит, возникает поиск позы (неуверенность в пальцах) и подключение энергозатратного
произвольного внимания.
Исследование показали, что, чем лучше навык печати, тем крупнее пакет информации, обрабатываемой
произвольным вниманием.
Часто во время урока ребёнок отвлекается, поскольку у него не сформирован навык
произвольного внимания.
Произвольное внимание воспитывается постепенно.
Речь пойдёт о выработке
произвольного внимания.
Произвольное внимание позволяет ребёнку концентрироваться на рассказе учителя в школе.
Тренировка
произвольного внимания, целенаправленного поведения, усидчивости и упорства – могучие помощники вашему мозгу, созидающему и контролирующему органу.
Если же мы сознательно фиксируем взгляд, слух и концентрируемся на чём-то, то работает
произвольное внимание.
Согласно общепринятой классификации внимание можно разделить на три вида – непроизвольное (вызванное внешними или внутренними раздражителями, без проявления воли), произвольное (целенаправленное, волевое) и послепроизвольное (возникает в процессе увлечения на основе
произвольного внимания, когда к объекту внимания возникает интерес и пропадает необходимость применения волевого усилия).
К этому внутреннему восприятию добавляется произвольная деятельность понимания, посредством которой оно подвергается
произвольному вниманию, с которого начинается размышление, сравнивающее и различающее.
Примером
произвольного внимания может служить чтение неинтересной книги, трудовая монотонная деятельность, длительное наблюдение за объектом.