Гениальный дошкольник. Азбука для родителей. Часть 1

Елена Гвозденко

Перед вами уникальное издание – книга, в которой собраны все основные направления развития и обучения детей от рождения до школы. Она содержит разделы развития речи, включая курс логопедической работы, обучение математическим навыкам, занимательную географию и биологию, методики обучения чтению и письму. Можно ли научить быть хорошим родителем? Пожалуй, нет. Но можно попытаться погрузить в состояние, когда взрослый сам откроет этот дар, талант слышать и понимать своего ребенка.

Оглавление

  • Введение
  • ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гениальный дошкольник. Азбука для родителей. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ребёнок должен развиваться гармонично. Трудно представить малыша 2—3 лет, терпеливо сидящего за столом, ему необходимы движения, поэтому от привычной модели надо отказаться. Все занятия проводятся в привычной для ребёнка обстановке и не ограничивают подвижность малыша.

Общаясь с некоторыми мамами, жалующимися на занятость и загруженность, я вспоминаю, как мы с пятилетней дочкой, гуляя зимой, рисовали на снегу геометрические фигуры. Эти кружочки и квадратики, поделённые на равные части, дали моему ребёнку элементарное представление о дроби. Занимаясь приготовлением обеда, я разрезала яблоко на части, и мы с дочкой решали простейшие задачи с дробями, не отрываясь от приготовления пищи. На прогулке мы считали деревья, разучивали стишки, проводили игры на развитие внимания, памяти. Главное — желание мамы видеть своего ребёнка успешным.

Начиная занятия, мы стараемся не ограничивать подвижности ребёнка, скорее наоборот, организовываем его день таким образом, чтобы физическая нагрузка удачно сочеталась с развивающими упражнениями.

Доминирующий вид деятельности у детей этого возраста — игра. Так они познают этот мир, овладевают навыками общения, получают необходимые знания. Все наши занятия мы строим в игровой форме. В восприятии ребёнка — мы не обучаем, мы играем с ним. На подготовку к занятиям маме не стоит жалеть времени. Сейчас множество различных пособий от развивающих ковриков, столиков до различных конструкторов, пазлов. Но стоит помнить, что эти игрушки вовсе не для того, чтобы развлекать малыша, освобождая собственное время. Ребенка надо учить, играя вместе. Приобретать новые игрушки вовсе не обязательно. Можно легко изготовить пособия своими руками, использовать подручный материал. Перед началом нам лучше набросать определённый план, конечно, если идея научить чему-нибудь, не пришла в нашу голову спонтанно. Приучите себя к планомерному обдумыванию какой-либо проблемы, и вы убедитесь, что множество игр возникают в голове, казалось бы, ниоткуда.

Общение с малышом имеет свою специфику. Представьте, что вы оказались в мире, где все значительно выше ростом. Вы пробуете заглянуть им в глаза, но это плохо получается. А если ещё великаны разговаривают с вами покровительственно? Есть у вас желание общаться? Примерно то же ощущает ваш ребёнок, именно поэтому, желая донести до него какую-либо информацию, чаще присаживайтесь. Очень важный в психологии контакт глаза — в глаза должен проходить строго по горизонтальной линии. Именно так рождается доверие, вы подаёте ребёнку сигнал: «я — друг, я хочу услышать и твою оценку происходящему, я уважаю в тебе личность».

Позитивный доброжелательный настрой, контакт глаза — в глаза.

В психологии есть понятие вербальных и невербальных средств общения. К вербальным средствам общения относится речь, а невербальные это мимика, жесты, пространство общения. Если говорить о речи, то надо помнить, что говорить надо доступным, но правильным языком. При общении уместны многократные повторения слов, желательно в разных контекстах.

Поговорим подробнее о невербальных средствах общения. Вы попали в страну, где разговаривают на неизвестном языке. Вы понимаете всего несколько слов. Попробуйте объяснить местному жителю, что хочется пить. Конечно же, вы активно включите мимику и жесты. Ребёнок, с весьма ограниченным словарным запасом, находится в таком же положении. Общаясь, сами активно включайте жестикуляцию, иллюстрируя понятийную основу слова. О мимике хочется сказать особо. Понаблюдайте за вашим малышом. Какое количество информации он передаёт мимически? Коммуникации — двусторонний процесс. Если, произнося новое слово, ваше лицо не бесстрастно, ребёнку гораздо легче понять смысл.

О пространстве. Нас интересуют два вида пространства общения:

Интимное — от 0 до 0,5 м. Именно на таком расстоянии проходит доверительный контакт. В это пространство мы допускаем только самых близких людей.

Межличностное. Его параметры — 0,5 — 1,2 м. Чем меньше расстояние между вами, тем легче установить двустороннюю связь. На расстоянии более 1,2 м процесс общения с малышом сильно затруднён.

Секрет любого продуктивного общения — способность ощущать себя одновременно собой и своим собеседником, отказ от эгоцентризма.

Внимание вниманию

Когда-то меня, совсем юную учительницу, проработавшую в школе всего год, отправили покорять неизведанное, обучать шестилеток. В те времена действенных рекомендаций, практически, не было. Разумеется, была методическая литература, были и курсы для учителей, но все советы сводились к формальным, наукообразным постулатам, ничего общего не имеющим с практикой. Учителя находились в постоянном стрессе, многие увольнялись, не выдерживая. Результатов добивались те, кто менторством насаждали привычные методы, рассчитанные на взрослых детей. На всевозможных собраниях учителя устраивали что-то вроде мозговых штурмов, пожалуй, впервые я столкнулась с «живым» обсуждением в среде, привыкшей к формальным, практически ритуальным, заседаниям. Казалось бы, обучение строили в игровой форме, подбирали красочные пособия, но «собрать» класс, добиться усвоения материала было сложно. Помню, маленькие ученики в какой-то момент просто доставали игрушки или шли в игровую комнату, заявляя, что учиться им надоело. Так в чем секрет «строптивых шестилеток», почему учителя столкнулись с такими трудностями? В поисках ответа я перечитывала всю доступную литературу, заново изучала основы психологии. Именно тогда я поняла, что главный секрет шестилеток — возрастные особенности их внимания.

Так что же такое внимание? Что мешает ребенку сосредоточиться на определенной деятельности? Какие характеристики внимания надо знать, чтобы помочь малышу?

«Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида».

Иными словами, это избирательность восприятия какого-либо объекта. Внимание всегда тесно связано с умственными, сенсорными процессами, поэтому оно не является самостоятельным психическим процессом. Это лишь свойство этих процессов, имеющее, впрочем, органическую природу. За это свойство отвечают нейроны — детекторы новизны, активизирующиеся при необычных явлениях, фиксируемых восприятием. Устойчивость, концентрацию внимания обеспечивает ретикулярная формация ствола мозга, сеточка нервных волокон. Именно эта тончайшая сеть регулирует тонус коры головного мозга и чувствительность рецепторов, изменяя динамические характеристики внимания.

Различают три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает как ответ на всевозможные раздражители. Присмотритесь к рекламным роликам. Основная задача их создателей — привлечь, растормошить волшебные клеточки-нейроны новизны. Требуется ли для этого ваше сознание? Непроизвольное внимание возникает без его поддержки.

Вот небольшой перечень некоторых инструментов, которые используются для раздражения волшебных нейронов: неожиданность, новизна или необычность, контрастность, динамизм, некая сила (звук, свет).

Эти инструменты используют и педагоги, если требуется быстрое переключение с одного объекта на другой. Организовывая занятия с малышом используйте эффект неожиданности. Если вы планируете работать с картинкой, книгой, игрушкой — они должны появиться именно на том этапе занятия, когда будут востребованы. Используйте «секретики» на прогулке и дома, пряча задания в привлекательную форму, обостряющую восприятие.

Сознание управляет другим видом внимания — произвольным. Это проявление воли человека, усилие, напряжение, направленное на решение задачи. Разумеется, учеба требует от ребенка проявление воли.

Произвольное внимание возникает из-за очага возбуждения в коре головного мозга. Этот очаг — реакция на сигналы, подаваемые второй сигнальной системой. Словесное оформление цели, задач запускают механизм произвольного внимания. Напряжение, испытываемое при произвольном внимании, вызывает утомление, поэтому так важен отдых (релаксация или переключение на другую деятельность).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гениальный дошкольник. Азбука для родителей. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я