Практика сновидений

Андрей Блинов, 2019

В книге сделана попытка собрать опыт сновидческой практики в виде системы практических упражнений, с примерами из жизни сновидцев. Представленная практика позволяет закрепить свое осознание в сновидениях и расширить границы познаваемого за счет новых открывающихся возможностей в осознанном сновидении и в обычной жизни. Самая, пожалуй, главная задача, которую ставит книга, это показать существование возможности реализации себя за той гранью, где начинается сновидение. Как далеко позволит себе зайти практик – зависит только от него. В первой части книги описываются практики по контролю над осознанием в исключительно в классических снах. Во второй части представлена практика по сновидениям "наяву". Упражнения охватывают широкий диапазон: от методов Карлоса Кастанеды до буддистских медитаций. Такой подход позволяет не зажимать себя в тиски только одной концепции и работать с осознанными сновидениями более интенсивно.

Оглавление

Второй цикл сна.

Как следует из описания выше, второй цикл сна невозможно выполнять днем. Это очевидно, так как второй цикл сна следует после первого, а для этого необходимо погрузиться в полноценный сон. Происходит это в первом цикле сна и если в первом цикле сна упражнение на осознанность было выполнено на «отлично» и если достаточно жизненной энергии для осознанности во втором цикле сна, то после короткой «перезагрузки» в результате быстрого сна в первом цикле, есть хорошие шансы продолжить осознанный сон во втором цикле сна.

Осознание второго цикла сна достаточно часто бывает связано с предсказательными снами. Действительно, события прошедшего дня уже не так будоражат сознание, как в первом цикле, а с другой стороны быстрый сон еще не начал активно предлагать сценарии и их визуализацию как при третьем цикле сна. Практики зачастую отмечают предсказательный характер сновидений этого цикла. Приведу пример буддистского учителя Чогьяла Намкая Норбу Рипоче: «В сновидении я покинул храм через западные ворота. Снаружи оказалось несколько чортенов, все вокруг меня. Внезапно мое видение трансформировалось назад в мое настоящее видение, вокруг были только горы земли и никаких чортенов.

Я удивился, что случилось? И затем повернулся назад, чтобы увидеть храм, но обнаружил, что и он исчез. Оставались только кучи земли. Я был удивлен. Я подумал:"Здесь в прошлом был храм и множество чортенов, которые сегодня стали только кучами земли". В сновидении я осознавал, что это было переживание ясности. Потом я посмотрел на запад, на эти горы земли и руины чортена. Из чортена исходил свет, сходный со светом, который отражает хрусталь или осколок стекла. Когда я стал приближаться к нему, он начал убывать. А когда же я совсем приблизился к чортену, он совсем погас, и осталась только дыра в чортене. Я подумал:"Здесь может быть что-то интересное внутри" — и засунул туда руку. Это было довольно глубокое отверстие, и я сумел опустить туда руку по самое плечо. Почувствовав внутри предмет, я вытащил его. Это был Гаруда, статуя древних времен Темпа Намка. Я был счастлив от своей находки, однако осознавал, что это был сон и что все события происходили во сне. Потом я проснулся. Пришло время сворачивать наши палатки, и я забыл мой сон.

Пока люди укладывали поклажу на яков и лошадей, я заснял развалины. В одном месте я обнаружил, что нахожусь рядом с грудой земли, которая была чортеном и где я нашел Гаруду во сне. В этот момент я вспомнил свой сон и посмотрел на место, где был чортен, чтобы увидеть, был ли там свет. Хотя света не было, я увидел дыру. Я засунул туда руку, дыра не была такой же глубокой, как в сновидении. Мне пришлось копать землю, ломая при этом ногти. Когда моя рука оказалась там по плечо, я почувствовал, что там что-то есть. Я вытащил этот предмет. Это был металлический Гаруда, точно такой же, как в моем сновидении. Он был очень старый. [..] Это событие произошло вблизи горы Кайлас в Тибете летом 1988 года.» [36]

Лично для меня второй цикл сна всегда был и остается самым сложным, несмотря на большое количество практики, которой я уделял внимание именно этому циклу сна. Если говорить про обычное, ночное засыпание, время второго цикла сна длится приблизительно с часа до трех часов ночи. В литературе вы вряд ли встретите какие-либо описания — как именно производится практика сновидений второго цикла, и вообще, какой из циклов сна лучше всего для практики подходит. Поэтому эти аспекты зачастую приходится выяснять самостоятельно.

В практическом смысле второй цикл сна сложен тем, что осознание вошло в устойчивое состояние слабого контроля внимания. Каким же образом не потерять контроль? Если занятия, описанные выше были успешны, и в первом цикле сна получилось работать над вниманием и осознанием, если перепросмотр дал свои плоды и удалось осознавать реальность без примесей импринтов и постоянных переживаний, то пришло время воспользоваться техникой остановки внутреннего диалога. Это нужно для того, чтобы предварительные упражнения в концентрации и деконцентрации внимания вывести на принципиально новый уровень. Задача данного уровня состоит в том, чтобы научиться пребывать в состоянии без мыслей, что в свою очередь научит ориентироваться в состоянии слабого контроля внимания, то есть во втором цикле сна.

Медитационные состояния «без мыслей» привнесенные с востока и дополненные практикой «остановка внутреннего диалога» из нагуализма дают в этом плане хорошую базу для всевозможных практик. Отличие этих практик в основном заключается в принципиальном фокусе внимания после перехода в состояние «без мыслей». В восточных практиках это делается для фокуса внимания на таких состояниях, как сострадание и любовь ко всему сущему, а в нагуализме это процесс усиления произвольного внимания. В своем пиковом выражении остановка внутреннего диалога переходит в «остановку мира». Остановка мира в свою очередь позволяет достичь такого абстрагирования, которое необходимо для того, чтобы управлять произвольным вниманием не только без привычного внутреннего диалога, но и без привычного описания мира.

Начнём с простого. Проявляется ли состояние остановки внутреннго диалога в обычной жизни? Оказывается, да и очень даже часто. Остановка внутреннего диалога — состояние не одних только практикующих, а является общей для всех темой, независимо от рода деятельности и образа жизни.

Во-первых, остановка внутреннего диалога характерна для всякого рода мастерства. Невозможно достичь серьезных — мастерских — результатов ни в одном занятии, без способности входить в состояние внутренней тишины. Специально этому не учат, по крайней мере, пока это не становится вопросом жизни, смерти или больших денег. Практикуясь в любой деятельности достаточно долго, человек естественным образом учится полной концентрации на своей деятельности. Что подразумевает вытеснение внутреннего диалога — на него просто не остается энергии.

Есть и другие примеры — спорт. Не легкие пробежки по утрам, а именно занятия спортом с целью достижения предельных для себя результатов. Пробежать марафон сложно, но, чтобы дойти до своей грани возможного, недостаточно простой силы и выносливости — нужна способность сконцентрировать все свои ресурсы на одном главном усилии. И если тренироваться в такой концентрации достаточно долго, то это постепенно приведет к выработке специфической способности временно прекращать работы всех своих внутренних диалогов.

Если спросить спортсмена, умеющего выкладываться по полной, что с ним происходило внутри, когда он был на своем «ринге», то окажется, что он в буквальном смысле ни о чем не «думал». И, скорее всего, он даже добавит, что ТАМ думать невозможно. Спортсмен-шахматист соревнуется именно в способности думать, но его обычный внутренний диалог на время схватки должен быть остановлен. Это сродни задаче по медитативной концентрации внимания, только гораздо сложнее.

Таким образом, любое настоящее мастерство предполагает наличие устойчивой способности останавливать внутренний диалог и удерживать состояние тишины продолжительное время. Порой говорят, что боец на ринге «сдался», хотя он еще продолжает бой, но уже проиграл психологически. Это и есть момент потери концентрации, потеря внутренней тишины. Его внутренний диалог возобновился. Из двух равных по технике мастеров победит тот, кто умеет дольше не прерывать внутреннюю тишину.

Во-вторых, остановка внутреннего диалога характерна для творчества. Только мы не о том, когда обладатель смартфона самовыражается фотографируя себя, а о серьезной и сложной внутренней работе, когда через отточенную технику (мастерство), люди находят свой подход и способы выражения тончайших душевных переживаний. Если в вопросе общего технического мастерства, мы говорим о достижении предела физических, умственных или каких-то иных возможностей, то в вопросе творчества, мы говорим о пределах чувствительности восприятия. Чтобы услышать звук или запах на грани восприятия, нужно полностью затихнуть, стать тишиной. Только из этого безмолвного состояния можно различить самые тонкие, красивые и важные нюансы внутренних мелодий.

Ну, а если внутренний диалог включен на свою обычную громкость, то весь творческий процесс сведется к выражению самых грубых и поверхностных невротических переживаний, которые не вызовут трепета ни в ком, кроме таких же неуравновешенных внутренне личностей. «Творчество» здесь будет не чем иным, как выражением собственных комплексов, и ценность такого творчества ничтожна.

Нисколько не совпадением является тот факт, что именно творческие люди и те, кто выключает внутренний диалог в силу естественных занятий больше всего склонны к осознанию себя в сновидении. Остановка внутреннего диалога — это навык, который, как и любой другой можно развивать. Кроме всего прочего, этот навык связан с еще одним аспектом — умение по своему произвольному желанию отключать «фон» терзающих человека повседневного шума в виде мелких психологических проблем.

Нас постоянно что — то тревожит и это накладывается «шумом» на наше состояние осознания. Если в обычном дневном состоянии этот «шум» может чувствоваться не сильно, то в ночное время он проявляется отчетливо и не дает возможность проявиться осознанию себя во сне.

Ведь ни одна психологическая проблема не может существовать без поддержки внутреннего диалога. Более того, им она и создается. А значит остановка этих ментальных хождений по мукам приводит к прекращению функционирования и психологических проблем. Правда, при возобновлении диалога с собой, они так же легко возвращаются обратно. Временной остановки внутреннего диалога оказывается недостаточно. В практике сновидения именно непрекращающийся внутренний диалог становится причиной невозможности осознать себя во сне. Как осознать себя, если сознание постоянно занято внутренним диалогом?

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я