Теоретическое моральное сознание решает
проблемы смысла человеческого бытия.
Решая
проблему смысла человеческой жизни, философия решает её как проблему смысла жизни вообще, то есть философия стремится к универсальным, всеобщим ответам.
Такие глубинные изменения тесно связаны с осознанием
проблем смысла жизни и личной ответственности.
Наиболее значимой для психологического исследования человеческого бытия как экзистенциального феномена является
проблема смысла жизни.
Проблема смысла жизни интересовала каждое поколение философов, каждого мыслителя.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: намелить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Проблема смысла в своём предельном варианте может завладеть человеком, и отсутствие ответа на данный вопрос приведёт к неврозу.
Избегая неразрешаемых проблем, номиналисты сделали предметом своих изучений логику и
проблемы смысла, выведя таким образом философию из области теологии.
Одной из кардинальных проблем философии является
проблема смысла и целей человеческого бытия.
Символично, что на рубеже ХХ–ХХI вв. вновь, как и столетие назад, приобретает актуальность
проблема смысла и сути культуры, отличий природного и культурно‐исторического бытия, границ и способов влияния культуры на личность.
Среди множества философских проблем можно назвать наиболее интересными следующие: проблема первоначала, проблема материального и идеального, проблема души и тела, проблема свободы и творчества личности,
проблема смысла жизни, проблема истины.
Принципиальные вопросы классическойфилософии истории концентрируются вокруг
проблем смысла истории, определений того, какие силы и личности влияют на её развитие, какую направленность имеет исторический процесс, а также благодаря каким методам он может быть наилучшим образом постигнут.
Решить
проблему смысла стремится философия, свой ответ на него даёт и религия.
Одна из «классических» психологических проблем –
проблема смыслов.
Несмотря на изрядную долю ностальгизации и мифологизации исторической действительности, именно эти труды открывали мир русского всадника для европейской и мировой культуры, придавая
проблеме смысл, выходящий за пределы национальной истории.
Выбор не может быть сделан в рамках «или – или», так как своя истина есть во всех трёх вариантах решения
проблемы смысла жизни.
Одной из кардинальных проблем философии является
проблема смысла и целей человеческого существования.
Ему удалось нащупать тот нерв времени, тот запрос людей, который не находил ответа, –
проблему смысла, – и на основе своего жизненного опыта найти простые, но вместе с тем жёсткие и убедительные слова о главном.
Поставив перед собой задачу сделать обзор основных подходов к
проблеме смысла в психологии, мы с самого начала сталкиваемся с затруднением.
Проблема смысла… – это последнее аналитическое понятие, венчающее общее учение о психике, так же как понятие личности венчает всю систему психологии.
Осознание
проблемы смысла как общественной проблемы не могло не повлиять и на развитие психологической теории.
Наконец, четвёртый контекст употребления понятия смысла в гуманитарных науках подразумевает постановку
проблемы смысла человеческих действий и других невербальных проявлений.
Проблема смысла, по мнению автора, практически отсутствовала в классической психологии.
Обобщить пять теоретических подходов к
проблеме смысла, представленных в данном разделе, – непростая задача.
К сожалению, как правило, возрастные кризисы взрослых людей приобретают характер экзистенциальных, поскольку в их переживание включаются
проблемы смысла жизни и индивидуального существования.
На смену религиозному мировоззрению, обеспечивавшему определение смысла жизни, пришли взгляды научного мира, в которых
проблемы смысла не существует.
Эта дихотомия ставит перед человеком
проблему смысла его жизни, которая не имеет какого-либо объективного, т. е. независимого от него, решения.
Проблема смысла во многих аспектах связана с понятием границы, предела.
Значительное повышение интереса к
проблеме смысла в западной психологии личности и психотерапии приходится на 19501960-е годы.
Причём
проблема смысла жизни – одна из наиболее важных экзистенциальных проблем для человека.
При этом,
проблема смысла жизни отнюдь не предполагает осознанную его формулировку каждой личностью.
Жизнь большинства людей протекает без отчётливой осмысленной постановки и решения
проблемы смысла жизни.
Попытка обсуждения
проблемы смыслов в одном-двух абзацах книги с прикладным значением – абсолютно неблагодарное занятие.
Поэтому, относя те или иные воззрения на
проблему смысла к герменевтической традиции, мы будем пользоваться лишь чисто историческими критериями.
Согласно таким обзорам основные философские экспликации рациональности в настоящее время сводятся к следующему ряду ключевых проблем: обусловленность решения проблемы рациональности содержанием той или иной философско-методологической концепции;
проблема смысла «разумности» как предикации (бытия, действия, отношения, цели и т.д.); проблема критериев и связанная с ней проблема типологии рациональности; проблема демаркации как проблема определения границ науки и научной деятельности с помощью однозначных критериев рациональности; проблема плюрализма моделей рациональности (проблема универсально-объективного референта); проблема общего философско-методологического подхода к изучению рациональности; парадокс отношения между «критериальной» и «критико-рефлексивной» рациональностью; проблема отношения к рациональности как к ценности культуры; проблема современного понимания рационализма и его познавательных возможностей и др.
Ответы на все недоуменные вопросы и разрешение
проблемы смысла жизни находятся в каждой из существующих мировых религий.
Проблема смысла жизни решаема лишь как вопрос о «личности и её чаяниях».
Тем более что для всякого неравнодушного к
проблеме смысла собственной жизни человека может стать убедительным пример жизни целого народа (народов), если вектор его бытия подчинён идее служения правде и добру, а не покорению других народов, или, скажем, завоеванию ресурсной базы планеты, под прикрытием идеологии «прав человека».
Заслугой неопозитивизма является разработка средств логического анализа языка науки, аппарата символической логики, постановка
проблемы смысла и значения и многое другое.
Таким образом постановка
проблемы смысла жизни диктуется со всех точек зрения.
Как обходиться с
проблемой смысла в ходе психотерапии?
Проблема смысла исчезла, и если кто останется, вроется в землю, чтобы только дышать.
В частности человек, наблюдая за миром, приходит к
проблеме смысла жизни.
Однако именно этот аспект
проблемы смысла оставался за пределами основного русла исследований.
Проблемы смысла жизни, добра и зла – это лишь некоторые аспекты извечного вопроса: как стать и быть счастливым?
Воспитание интеллектуализма и социальности через художественную литературу не решает
проблемы смысла жизни конкретного человека, не отвечает на запросы целостности его духа, не вводит его в сферу ответственного поступка.
Она должна заговорить мощным языком неподдельной живой действительности, а не засушенной мумии, от которой отворачивается всё живое; она должна для этого прежде всего не пренебрегать теми думами, над которыми бьётся каждая ценная человеческая душа, а в центре их –
проблема смысла жизни.
Эта эпистемологическая стратификация требует, например, чтобы культурные и «духовные»
проблемы смысла и ценности охватывали также всегда их натуралистическую предпосылку, опирались на несущую структуру, на биолого-экзистенциальную базу, которую нельзя игнорировать.
К числу таких вопросов принадлежит
проблема смысла жизни.
Вопрос наш о ней является тем более оправданным, что
проблема смысла в самой философии оказалась не просто оттеснённой на второй план, но заношенный дешёвыми писаниями костюм почти совсем лишил её права показаться в аристократическом обществе господствующих философских проблем, а тем более поднять вопрос о своём бесспорном первородстве.
Философия, завершаясь в
проблеме смысла мира и жизни, никогда не остаётся мёртвым холодным фактом; она никогда не может остаться в сфере чистого значения, она логически и внутренне необходимо является вместе с тем живой деятельной силой, переходящей в сферу влияния и действия; завершение системы обозначает момент соответствующего высвобождения этой силы: философски знать, понять и осмыслить это, значит, открыть личности возможность не только знать, но и определённым образом действовать.