Перед вами не просто интересная и полезная книга об учебной и трудовой деятельности. Это настоящий учебник жизни для современного человека двадцать первого века. В ней даются ответы на множество вопросов, начиная от выбора профессии и заканчивая определением перспективных жизненных стратегий.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как жить, как учиться, как работать? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Евгений Евгеньевич Дергунов, 2022
ISBN 978-5-0059-2680-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Глава 1.
Где взять учебник жизни?
В молодые годы меня не очень увлекали всякие развлечения и приключения. Меня интересовали философские размышления и блуждания сознания в поисках ответов на важные и даже сверхважные вопросы человеческой жизни. Среди таких вопросов: «Как жить человеку?», «К каким целям стремиться?», «В чем смысл жизни человека и человечества?».
Я размышлял, блуждал и даже мучился и других окружающих старших товарищей мучил. А мне говорили: «Нечего разными заумными проблемами голову забивать. Лучше полезные делами занимайся, работай, деньги зарабатывай. А со всякими философскими вопросами в библиотеку обращайся».
Прихожу в библиотеку и спрашиваю: « Есть ли у вас учебник жизни? Чтобы прочесть и понять, как по жизни идти, к каким целям стремиться?“ А мне отвечают: „Нет такого учебника. Но можно рекомендовать прочесть нашего великого вождя и учителя Ленина «Задачи союзов молодежи». А есть еще учебник по научному коммунизму.
Я, конечно, огорчился, расстроился. Но делать нечего. Преступил к чтению. рекомендованной литературы. Первым делом изучил речь Ленина на Третьем съезде Коммунистического союза молодежи. Узнал, что еще в 1920 году Ленин поставил перед молодежью задачу: «Учиться, учиться и учиться!» Но не просто изучать школьные предметы. Владимир Ильич Ленин говорил о необходимости «освоить все богатство знаний, выработанных человечеством». И по мере освоения использовать их в личной жизни, в трудовой жизни, в строительстве нового коммунистического общества.
А что о жизни человека и общества говорилось в учебнике «Научный коммунизм»? А там говорилось о громадной задаче воспитания и формирования нового высоко сознательного человека, которому чужд эгоизм, лень и негативное отношение к труду. Человек должен стремиться стать лучше, воспитывать себя и двигаться в направлении превращения труда в первую жизненную потребность. И тогда все люди станут обладать коммунистической сознательностью и восторжествует великий принцип: «От каждого по способностям, каждому по потребностям.»
Лично я с коммунистическими целями и идеалами был согласен. И помогать партии в формировании новых сознательных людей был готов. А еще пришел к важному выводу, что и свою собственную большую цель надо иметь. А почему бы не избрать в качестве такой цели создание учебника жизни? А потом после создания такого учебника предложить изучение в школах нового предмета с универсальным названием «Основы жизни и практической деятельности человека».
Чему учит и не учит школа?
Что, в конечном счете, должно быть итогом обучения молодежи в школе? А итогом должны быть образованные молодые люди, готовые к взрослой жизни и имеющие знания того, как жить, как работать, умеющие ставить большие цели и бороться за их реализацию.
А чему учит традиционная школа, какие знания дает молодым людям? А учит она, в основном, таким далеким от практической жизни предметам, как математика, физика, химия. Например, изучил человек теорию математического дифференцирования, узнал физический состав атомов и молекул, понял сущность химических процессов на земле и на солнце. Все это хорошо, только очень далеки эти знания от практической жизни людей. И никак их в реальной жизни не используешь, в выборе жизненных целей они никак не пригодятся.
Однако, традиционные предметы изучаются в школе не зря. В частности, математика пригодится будущим ученым — математикам в научных исследованиях. Физика пригодится будущим конструкторам самолетов в создании новых летательных аппаратов. Да и людям других профессий знания основ математики и физики не помешают. Не должен современный человек быть лишен знания основных духовных богатств, созданных человечеством на протяжении своей долгой истории.
Стал я дальше размышлять о том, почему все-таки далеки традиционные школьные предметы от практической жизни взрослого человека. Почему никто не додумался предложить в школе изучение «Основ жизни и практической деятельности»? Может, не хотят наши ученые создать для такого нового важного и полезного предмета учебник или учебное пособие? Оказывается дело вовсе не в нежелании или нехотении. Просто нет в системе научных знаний комплексной науки о человеке и его практической жизни. Анатомия человека есть, физиология человека есть, психология человека есть. А единой комплексной науки нет.
Однако, кое — что все — таки есть. Есть важная часть и направление общего познания, которое называется философией, А внутри философии существуют общие и частные теории и концепции человека и его жизни. В частности, еще в Античном мире древнегреческий мудрец Диоген создал концепцию аскетизма, которая предписывала человеку не гнаться за удовольствиями и материальными благами, а обходиться самыми скромными средствами для существования. При этом, сам Диоген ограничивал себя в еде и одежде, а жил и спал в «бочке» (в тесном деревянном сооружении, напоминавшем по виду бочку).
Какой из всего этого я сделал вывод? А вывод такой, что в целях создания учебника жизни без глубокого изучения философии никак не обойтись. И приступил к чтению увлекательных книг исторического философского характера. А потом поступил на философский факультет Московского государственного университета имени Ломоносова.
Как жили люди в Древнем мире?
Опытные старшие товарищи, педагоги и философы говорят, что нельзя создать новое, не изучив старое. Не надо изобретать колесо или велосипед, когда их уже давно изобрели. Вот я и принялся изучать литературу и философские учения прошлого. И начал с самого начала — с духовной культуры Древнего мира.
Едва ли не самое древнее дошедшее до нас художественное историческое и философское произведение — «Эпос о Гильгамеше». Это сказание о жизни и деяниях правителя шумерского города Урук. Жил Гильгамеш где-то в третьем тысячелетии до нашей эры и прославился славными воинскими подвигами и добрыми делами для жителей города (Список литературы и источников №11—29).
«Он отвагой и силой равен ратному стану. Он в бореньях с врагами тур, грозящий рогами». По сути, в «Эпосе» создан идеальный образ здорового сильного и умного человека. То есть, такого человека, с которого другие люди должны брать пример. Можно сказать, что образ и пример Гильгамеша вдохновлял и продолжает вдохновлять читателей этого удивительного произведения.
Среди успешных деяний Гильгамеша — военный и хозяйственный поход в далекий «кедровый лес», где жило враждебное Уруку племя. Жители Урука нуждались в деревьях и бревнах для строительства домов. Поэтому Гильгамеш вместе с верным другом Энкиду отвоевали часть леса и обеспечили перевозку кедров в родной город. «Повесь боевой топор на пояс. Возлей перед Шамашем возлиянье. На берег Евфрата доставим кедры.»
Особо стоит отметить, что в «Эпосе» нет никаких романтических любовных описаний или приключений. Более того, здесь возвышается идея мужской дружбы и мужского братства. Подчеркивается, что мужской союз и совместные действия — залог успеха в жизни и воинских побед. «Один — лишь один, ничего он не может… По круче один не взойдет, а двое — взберутся… Известно давно, что два львенка сильнее могучего льва могут стать.»
Из страниц «Эпоса» можно узнать, как тысячи лет назад люди жили и учились преодолевать жизненные проблемы и трудности. Они страдали от собственных болезней и переживали из-за смерти своих родных и лучших друзей. После успешных и счастливых дней на главного героя обрушивается тяжелый удар — смерть лучшего друга. «Я об Энкиду, моем друге, плачу. Словно плакальщица, горько рыдаю. Мощный топор мой, сильный оплот мой демон алой у меня его отнял!»
Последняя часть «Эпоса» содержит описание путешествия Гильгамеша в царство теней. После прохождения тяжелых испытаний боги разрешают встречу с тенью Энкиду. Но возвратить друга в мир земной нельзя. При возвращении главного героя из царства теней боги дарят ему цветок жизни и бессмертия. Но Гильгамеш отказывается от личного бессмертия и решает отдать цветок жителям своего родного города. «Уршанаби, цветок тот — цветок знаменитый. Ибо им человек достигает жизни. Принесу его я в Урук огражденный. Накормлю народ мой, цветок испытаю.» Вот такой гуманистический и оптимистический финал.
Нравственные и религиозные истины «Махабхараты»
В Древней Индии в седьмом веке до нашей было создано крупное и многогранное художественное философское и религиозное произведение — «Махабхарата». В него вошли 18 больших книг, основная часть которых описывает историю сложных отношений двоюродных братьев Пандавов и Кауравов..
В «Махабхарате» наблюдается использование и развитие философских и религиозных идей, которые ранее содержались в древнеиндийских «Ведах» и «Упанишадах». Особая роль в таком развитии принадлежит вошедшему в шестую книгу тексту под названием «Бхагавад — гита». В частности, этот текст сыграл заметную роль в формировании индуизма и буддизма (Список литературы и источников №11—30).
Одна из центральных идей древнеиндийской культуры — идея и концепция о существовании в мире высшего управляющего начала (Брахман). Ему подчиняется весь материальный мир (пракрити), подчиняются боги, подчиняются люди. Люди помимо тела имеют чувства, ум, разум и божественную душу (атман). В «Бхагавад — гите» сказано: «Органы чувств выше неодушевленной материи, ум выше чувств, разум выше ума, а над разумом стоит она (душа).»
По воле Брахмы в жизни людей установлен и действует «закон кармы». Этот закон определяет причинно — следственные связи между прошлым и будущим людей. В текущей жизни любые поступки и действия человека приводят к определенному результату. При этом, нравственные и праведные действия приводят к положительному результату. А безнравственные и греховные поступки дают отрицательный результат. «Сеящий добро пожинает добро, а сеящий зло — пожинает зло.»
Почему Кауравы проиграли войну и уступили царство Пандавам? Потому что царство и власть они получили не законным и справедливым путем. Они просто прибегли к хитрости, выиграли царство в ходе игры в кости и посчитали это достаточным основанием для изгнания Пандавов. Но своими действиями они создали себе неблагоприятную карму. И в результате проиграли.
А каков результат победы для Пандавов? Он вовсе не такой положительный. Потому что был нарушен главный нравственный и религиозный принцип — недопущение убийства. Война привела к смерти массы воинов, их жены остались без мужей, а дети — без отцов. А сам глава Пандавов царь Юдхиштхира потерял в войне всех своих сыновей. Поэтому жизнь для него превратилась в страдание. В конце концов он удаляется в лес, чтобы стать отшельником и молитвами искупить свои грехи.
Какие нравственные истины и требования содержатся в «Махабхарате»? Каков желаемый нравственный идеал жизни человека? Что ему надлежит делать, а чего надо избегать? Человеку не следует лениться, бездельничать. Наоборот, надо ежедневно трудиться, чтобы кормить себя и свою семью. «Честно исполняй свой долг, ибо такой образ действий лучше, чем бездействие. Не работая, человек не может удовлетворять даже самые насущные потребности своего тела.»
Еще одна нравственная истина — осуждение корысти и погони за накоплением материальных благ. Излишнее увлечение накоплением материальных благ вынуждает забывать о благах духовных, подает дурной пример другим людям. «Невежды выполняют предписанные им обязанности, стремясь к плодам своего труда, тогда как тот, кто обладает совершенным знанием, должен делать то же самое, но не ради корысти, а для того, чтобы направить людей на истинный путь.»
Неуправляемые чувства и страстные желания служат источником страданий и многих бед. Например, чувство зависти и гнев часто толкает человека на греховные поступки и даже преступления. Поэтому следует стараться подавлять и обуздывать негативные чувства и демонические страсти. «Тот, кто постиг истину, никогда не пойдет на поводу у своих чувств и не станет искать чувственных удовольствий, так как прекрасно знает разницу между деятельностью, связанной с преданным служением Господу, и деятельностью ради ее плодов.»
Высшие истины, содержащиеся в «Махабхарате» — истины религиозные. Главный высший долг человека — это следование путем духовного развития и укрепление союза с Богом. Тот, кто находится в союзе с Всевышним «обретает истинный мир и покой. Тот, кто занят преданным служением, кто чист душой и обуздал свой ум и чувства, дорог всем, и все дороги ему».
Размышления и поучения императора
Марка Аврелия
В третьем веке нашей эры в Древнем Риме жил философ и император Марк Аврелий. Имея все возможности жить в славе и роскоши, отличался скромностью и простотой в быту, спать предпочитал не на перинах, а на голых досках. Его перу принадлежит книга «Наедине с собой. Размышления. (Список литературы и источников №11—31).
В самом начале своей книги Марк Аврелий отмечает, что первым учителем жизни для него был отец. Именно отец научил его постоянно думать, оценивать события и делать выводы. «От отца — ясный ум, предвидение событий далеко вперед, предусмотрительная распорядительность во всем, вплоть до мелочей, без тени кичливости своими способностями.»
В своих оценках и выводах автор использует собственный опыт и философские учения знаменитых мыслителей Древней Греции и Рима. Он ищет ответы на важные вопросы человеческой жизни. Какой идеал человека? Каким быть человеку? Какими полезными качествами он должен обладать? «Старайся сохранить в себе простоту, добропорядочность, неиспорченность, скромность, приверженность к справедливости, твердость в исполнении надлежащего дела.»
В реальном обществе существуют и по — разному проявляют себя люди разумные и честные, люди глупые и злобные. Идет постоянная борьба добра и зла, добродетели и порока. Марк Аврелий призывает «быть в числе наилучших». «Человек, никогда не оставляющий попечения о том, чтобы быть в числе наилучших, есть жрец и пособник богов. Он дружен с живущим внутри его божеством, которое делает человека недосягаемым для наслаждений, неуязвимым для страданий, чуждым всякой гордыне, нечувствительным к какому бы то ни было проявлению злобы, борцом в величайшей борьбе, где он должен противостоять всем страстям.»
Что характерно для людей разумных и «наилучших»? Характерно наличие важных и полезных целей. Вне таких ясных целей и «праведного помышления» человек превращается в слепца или безумца. «Ведь безумны люди, которые всю жизнь без сил от дел и не имеют все-таки цели, с которой они сообразовали бы всецело все стремления и представления.»
Однако, выбор важных целей — только начало. Необходимо постоянное приложение усилий для реализации целей. « Заботься о деле, которым сейчас занят, чтобы выполнить его достойно римлянина и мужа, с полной серьезностью, искренностью, с любовью к людям и справедливостью. Отстрани от себя иные побуждения. Будет удача, если каждое дело исполнишь как последнее в своей жизни, освободившись от безрассудства, подогреваемого страстями, пренебрежения к велениям разума, лицемерия, себялюбия и недовольства собственной судьбой.»
Всегда надо быть готовым вносить в свои дела изменения в зависимости от внешних обстоятельств, от достигаемых результатов. «Не следует ни негодовать, ни унывать, ни разочаровываться, если тебе не вполне удается во всем действовать согласно правильным основоположениям. Пусть ты потерпел неудачу, все же нужно вновь вернуться к тому же, быть довольным, если в большинстве случаев ты поступаешь достойно человека, и любить то, к чему ты возвращаешься.»
В делах и отношениях с людьми следует проявлять благожелательность и терпение. Реальные люди не идеальны и подвержены слабостям и недостаткам. «Ведь что тебе тягостно? Испорченность людей? Но если ты поразмыслишь над тем, что разумные существа рождены друг для друга, что терпение входит в понятие справедливости, что люди заблуждаются лишь невольно, и сколько людей враждовавших, подозревавших, ненавидевших, сражавшихся уже умерло и обратилось в прах, — тогда ты перестанешь огорчаться.»
На основе философских размышлений и собственного практического опыта Марк Аврелий формулирует отдельные важные принципы и правила жизни. Прежде всего, он говорит о необходимости жить разумом, а не быть игрушкой неуправляемых чувств и порочных страстей. Надо ставить большие и полезные для человека и окружающих людей цели. Стремиться все дела делать достойно и добиваться полезных результатов. «Делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая направляет действия на пользу людей. Умей изменить свое мнение, если кто-то указал на твою ошибку или сумел переубедить тебя.»
Живя и действуя среди людей необходимо подбирать себе хороших друзей и помощников. Нельзя полагаться только на себя. «Не стыдись прибегать к помощи других. Тебе предстоит выполнить свою задачу, подобно воину при штурме стен. Что, если ты, вследствие хромоты, не сможешь один влезть на стену, а при помощи других это могло бы удаться тебе?»
Марк Аврелий вошел в историю не только как прославленный император. Он внес заметный вклад в философию, создал собственное учение о жизни и деятельности человека, которое, во многом, остается актуальным и для наших дней. И до наших дней на капитолийском холме в современном Риме сохраняется каменная статуя мудрого философа и знаменитого императора.
От Владимира Мономаха
до «Энциклопедии жизни»
В двенадцатом веке в Древней Руси появилось литературное произведение «Поучение Владимира Мономаха». Его иногда называют духовным завещанием Владимира Мономаха своим многочисленным сыновьям. (Список литературы и источников №11—3).
Заслуживший уважение подданных киевский князь Мономах описывает события своей долгой жизни и предлагает своим сыновьям брать с него пример. Он поучает сыновей не кичиться своим происхождением, а быть скромными, трудолюбивыми, помогать бедным, подавать милостыню нищим. Не надо спешить браться за большие дела, лучше стараться добиваться успеха в делах малых и ближних.
Сам киевский князь отличался религиозными христианскими добродетелями и соблюдением библейских заповедей. Поэтому отдельные страницы «Поучения» посвящены советам по осуществлению духовной религиозной жизни. Следует жить, «как подобает христианам, везде и всегда поступать как прилично мужам, помня, что бдение Божие надежней человеческого».
В 1883 году в Германии вышел в свет философский роман «Так говорил Заратустра». Его главным героем стал легендарный основатель религиозного учения зороастризма — Заратустра. Создателем романа стал немецкий писатель и философ Фридрих Ницше.
Долгие годы Ницше работал над созданием «философии жизни» и концепции «сверхчеловека». Немецкий мыслитель выдвинул идею о том, что жизнь человека связана и базируется на особой энергии, которой разные люди обладают в разной мере. Наиболее одаренные личности отличаются твердым характером, сильной волей и стремлением к власти.
Наличие сильной воли и развитых интеллектуальных способностей помогают «сверхлюдям» стать общественными лидерами, национальными лидерами, великими государственными деятелями. Потребность в таких личностях особенно велика в условиях экономических или политических кризисов. Истории известны многочисленные примеры, когда благодаря деятельности выдающихся общественных лидеров и государственных деятелей отдельные нации и страны преодолевали кризисные состояния и превращались в передовые государства мира.
В 1922 году по решению советского правительства из России в Германию были высланы 80 представителей русской интеллигенции. Среди них был уже получивший известность русский философ Семен Франк. В двадцатые годы он занимался решением фундаментальной философской проблемы смысла человеческого существования. В 1925 году уже за рубежом он выпустил книгу «Смысл жизни». (Список литературы и источников №11—5).
В своей книге Франк пишет: «Под смыслом жизни мы подразумеваем „разумность“… Разумным мы называем все целесообразное, все правильно ведущее к цели». Отсюда следует, что действия человека во имя достижения поставленных целей можно считать реализацией смысла жизни. При этом, конечно, речь идет не о мелких, а о больших и важных целях. К примеру, связанных с профессиональной или творческой деятельностью.
Особое место в книге Франк уделяет раскрытию высшего религиозного смысла жизни. Человек не должен ограничиваться только обычными житейскими мирскими делами и целями. Высший смысл жизни состоит в познании Бога, в устремлении к Богу, в служении Богу. Именно такое устремление и служение должно стать для человека духовным «хлебом насущным».
В 2014 году популярная массовая газета «Аргументы и факты» начала публиковать цикл статей и материалов под общей рубрикой «Энциклопедия жизни». Такие статьи и материалы объединялись в единый блок в несколько страниц и распространялись в качестве приложения к очередному обычному выпуску «Аргументов и фактов». В качестве авторов выступали известные ученые, философы, психологи, социологи, общественные деятели.
В течение нескольких лет публиковались статьи и материалы по широкому кругу вопросов и проблем человеческой жизни, деятельности, межличностных отношений. Например, что делать, когда жизнь безрадостно проходит, а нет ни счастья, ни любви? Как лучше строить отношения с начальством и преодолевать конфликты на работе? Как приобретать и не терять друзей и расширять круг интересных знакомых?
Публикации в «Энциклопедии жизни» вызывали интерес широкого круга людей разных возрастов. Об этом свидетельствовали многочисленные отзывы и письма читателей. На протяжении нескольких лет выпуска «Энциклопедии» множество людей получили важные и полезные знания по вопросам и проблемам практической жизни и деятельности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как жить, как учиться, как работать? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других