Следовательно,
предметом психологии являются и психологические законы.
Выше, в предыдущем параграфе, мы уже очертили наше понимание
предмета психологии общения, тот круг проблем, который относится к компетенции психологической науки.
Поэтому в противовес этому направлению возник бихевиористический подход, который стал рассматривать поведение в качестве
предмета психологии.
Её исследование составляет ключевое звено в определении
предмета психологии языка и речи.
Оба названные аспекта
предмета психологии речи и языка – психофизиологический и собственно психологический – обогащаются при их рассмотрении в онтогенетическом плане.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: лопушник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
По-видимому, целесообразно в этой связи с самого начала представить
предмет психологии общения, как он понимается нами, с тем, чтобы полнее вскрыть значимость этой проблематики для общей психологии.
Отсюда ясно, что изучение действия этих механизмов и составляет
предмет психологии, в то время как исследование их обусловленности – предмет социологического исследования.
Из этого можно сделать вывод, что
предмет психологии менялся на каждом этапе её изучения.
Это понятие отражает развитие мифологич., религ., филос. и науч. представлений о сущности человека, характеризуя становление
предмета психологии.
Тем не менее, попробуем разобраться в том, как он видел
предмет психологии.
Если смотреть на социальные явления с этой точки зрения как на явления, создаваемые конкретными людьми,
предметом психологии становятся любовь, ненависть, индивидуальные судьбы, психологические драмы, т.е. всё то, что мы считаем житейским, частным, а поэтому действительно реальным для каждого.
Опора на марксистские идеи помогла учёному в 30-40-е годы сформулировать и другие принципиальные положения методологии: по-новому определить
предмет психологии, дать диалектико-материалистическую трактовку принципов детерминизма и личностного опосредования, обосновать понимание человека как биосоциального существа, выявить специфику психического как процесса и деятельности т. д.
Другой распространённый вариант – объектом психологии является человек, а
предметом психологии человека являются закономерности и механизмы возникновения, развития, проявления и функционирования индивидуальной психики на разных этапах жизни и деятельности.
Знание феноменологии и закономерностей возрастных изменений психики ребёнка, составляющих
предмет психологии развития, даёт специальной психологии, во-первых, методы изучения возрастной динамики аномального ребёнка, во-вторых, представление о нормах развития ребёнка на каждом этапе его жизни, выступающее «отправной точкой», эталоном при выявлении особенностей развития аномального ребёнка, в-третьих, характеристику механизмов онтогенетического развития психики (или отдельных психических функций, личности) ребёнка, определяющих принципы построения психокоррекционных программ.
На смену неявному допущению о существовании какого-либо одного-единственного «измерения» феноменов личности приходят порой попытки построения
предмета психологии личности с помощью коллекционирования различных проявлений «по аспектам», что приводит к возникновению иллюзии целостности картины там, где на деле существует механический конгломерат скреплённых статистическими корреляциями различных сторон человеческой жизни.
И наконец, что особенно важно, – анализ взаимоотношений общения с другими видами деятельности человека, прежде всего с практической и познавательной деятельностью, – всё это и образует собственный
предмет психологии общения.
Специфичным по отношению к
предмету психологии труда можно считать (и то с большой натяжкой) ориентацию инженерной психологии только на один класс профессиональной деятельности – деятельности человека-оператора.
Первоначально предполагалось, что новая трактовка
предмета психологии – как «поведения» – снимает все проблемы.
Конечно, с одной стороны, мы имеем опасность потерять специфику
предмета психологии семьи, но с другой стороны именно рассмотрение актуальных научных проблем подчёркивает значимость семьи, как особой психологической общности.
Исследование этой стороны вербальной способности, обеспечивающей универсальность действия вербального механизма в отношении психических процессов, приносит ценные знания в плане познания природы слова и образует важную часть
предмета психологии речи и языка.
Классическая ситуация кризиса в психологии в 10 – 20-х годов прошлого века обычно соотносится с переходом от одного видения
предмета психологии к другому.
Современные исследования, однако, дают основания считать, что за бурным обсуждением
предмета психологии, его специфичности по сравнению с занятиями философов стояли вполне реальные социальные причины.
Кстати, меня обвинили в создании секты и учения только на том основании, что я, как психолог, заявил, что
предметом психологии должна быть душа.
Предмет психологии человеческого бытия строится, по крайней мере, на трёх основаниях.
До начала XVIII века практически все исследователи рассматривали
предметом психологии именно душу.
Оба считали
предметом психологии сознание и интерпретировали его с позиций интроспекционизма.
Но мы все еще далеки от того, чтобы отчетливо определить
предмет психологии сознания, что подразумевает указание путей и методов его изучения.
Обобщая вышесказанное, можно определить
предмет психологии моды следующим образом – это ответ психики на восприятие и формирование модного образа – рефлексия, психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения по отношению к моде и к костюму.
Тем не менее становление стилевого подхода явилось свидетельством трансформации
предмета психологии познания: если раньше психология познания выступала как наука об общих закономерностях познавательной психической деятельности, то теперь она превращалась в науку о механизмах индивидуальных различий между людьми в способах познания окружающего мира.
Внешнее объединение двух принципиально разнородных методов так же неудовлетворительно разрешает проблему метода, как неудовлетворительно разрешает проблему
предмета психологии механическое объединение субъективно-идеалистического понимания сознания с механистическим «объективным» пониманием поведения.
Именно такое понимание души и её функций способствовало смене
предмета психологии, сделав её предметом сознание.
При таком подходе сознательная деятельность является основным
предметом психологии, сохраняется проблема сознания и мышления как основная проблема психологической науки и ставится задача дать научный детерминистический анализ сложных форм сознательной деятельности человека, дать объяснениеэтих сложнейших явлений.
Если исходить из того, что системное определение
предмета психологии приводит к необходимости обращения к внутреннему психическому миру человека, то предметом психиатрии, соответственно, является нарушение внутреннего мира человека.
Но, в отличие от него, бихевиористы не считают сознательные, подсознательные и бессознательные процессы
предметом психологии.
Правда, мои восторженные чувства помешали мне узнать суть
предмета психологии, ведь всё, о чём он так увлечённо рассказывал на своих лекциях, пролетало мимо меня, минуя мои органы зрения, слуха и обоняния, которые были заняты в это время совсем другим.
Разобравшись, что из себя должен представлять
предмет психологии, займёмся вопросом о методе – как познавать душу.
Анализ этих феноменов представляет собой
предмет психологии одарённости.
Парадоксален, но чрезвычайно современен призыв восстановить в правах понятие «душа» как научное понятие: «…
предметом психологии может стать душа человека в её научном понимании».
Вследствие столь тесной взаимосвязи поведения и психики в современной психологии получило признание субъектное понимание
предмета психологии творческого мышления профессионала.
Согласно противоположной точке зрения
предметом психологии являются бессознательные мотивы и потребности человека; считается, что человеком движут инстинкты и вытесненные из сознания побуждения.
В течение многих столетий
предметом психологии так и считалась душа.
Непереводимые на язык сознания составляющие образуют сферу бессознательного, также включаясь в структуру
предмета психологии.
Потому что именно ею описывается та среда, в которой проявляется
предмет психологии.
Однако мечта века рационализма не состоялась, и девятнадцатый век меняет
предмет психологии.
При этом вся эстетика как бы рассматривается в качестве самостоятельного
предмета психологии.
Причём понимание
предмета психологии справедливо рассматривается ею в качестве важнейшего критерия периодизации психологии.
Один из таких недостатков очевиден уже сейчас – это, несмотря на широко очерченный
предмет психологии общения (см. главу I, § 1), известная узость рассматриваемых в книге проблем, бесспорно, не исчерпывающих содержание анализируемой в ней научной области.
Во-первых, он сумел сделать логику частью теории познания, и это привело научное сообщество к обеднению
предмета психологии, поскольку психологи вслед за философами стали считать, что основное содержание сознания – это стремление к познанию.
Положительно настроенные авторы решили, что говорить о дезорганизации поведения как о
предмете психологии довольно трудно и, когда человек «теряет равновесие», поведение подпадает под власть некоторых физиологических процессов, утрачивая свой специфически психологический организованный характер.
Психический мир человека оказался «разорванным» и фрагментарно исследуемым различными направлениями психологии: интроспективная психология ограничивается изучением психики в её непосредственной данности сознанию, игнорируя все объективные опосредствования психического; поведенческая психология рассматривает деятельность, поведение в их отрыве от сознания; «психология духа» выдвигает в качестве
предмета психологии явления субъективного духа.