Психология Души

Александр Гвардиев

Психология Души – это целостное направление прикладной психологии: психотерапия с использованием духовных практик. Этот подход объединяет древние знания о духовной природе человека, опыт мировых религий и коренных народов и современную психологию с научным методом и рациональностью.Эта книга будет интересна как практикующим психотерапевтам, так и читателям, которые хотят самостоятельно разрешить свои внутренние противоречия, устранить психологические проблемы и психосоматические заболевания.

Оглавление

Предисловие

Платон (427 — 347 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля писал:

«Мышление — это язык, который душа ведет с собой».

Само слово психоло́гия происходит от сочетания двух древнегреческих слов: ψυχή — «душа» и λόγος — «учение».

До начала XVIII века практически все исследователи рассматривали предметом психологии именно душу. Затем в 1860-е годы знаменитый немецкий ученый и организатор науки Вильгельм Вундт (1832 — 1920) подвергнул критике представления о том, что психология — это наука о душе или внутреннем опыте. Вундт определил психологию как науку о непосредственном опыте сознания, где субъект и объект находятся в неразрывном единстве (Векилова, 2005).

В более поздний период своей деятельности Вундт пришёл к пониманию, что кроме непосредственно текущего опыта сознания отдельного субъекта есть еще огромный пласт культурно-исторического опыта всего человечества, который не может игнорировать психология: — это язык, мифы, верования и т. д.

Уильям Джеймс (1842 — 1910) — американский философ и психолог, которого часто называют «отцом современной психологии», обучался психологии у Вундта, но позднее в 1890 году раскритиковал психологию Вундта и сформировал новую концепцию сознания. Он считал, что искусственно раскладывать сознание на элементы и искать в них структуру бессмысленно, психическая жизнь человека целостна, непрерывна, изменчива, существует в виде потока сознания. Как писал Джеймс:

«… сознание представляет поток, членить который так же бессмысленно, как резать ножницами воды».

Также из оппозиции Вундту в 1912 году в Германии возникла гештальтпсихология. Основным контраргументами гештальтистов явилось несогласие с атомарной (элементарной) структурой сознания и с тем, что психические образы — механические отпечатки предметов внешней реальности. Своё имя эта школа получила от немецкого слова «gestalt», что означает форма, структура, целостная конфигурация. Например, мелодия сохраняет свою «форму» (гештальт) при транспонировании ее в другую тональность, изменении ритма, исполнении разными инструментами и в различной аранжировке. Следовательно, не создается простым содержанием элементов: форма — это то, что создается сознанием.

Зигмунд Фрейд (1856—1939) при лечении истерии, используя гипноз, столкнулся с проблемой, что ремиссия (временное ослабление или исчезновение болезни) наступает, но она непродолжительна, и симптоматика возвращается в прежнем, либо в измененном виде. Совместно с австрийским врачом, своим другом и наставником Йозефом Брейером (1842—1925), Фрейд пришёл к пониманию, что при истерии больной страдает от подавленных в памяти «психических травм», а лечение истерии будет заключаться в осознании больным подавленного травматического опыта и принятия его как данности.

В 1895 году Фрейд открыл метод свободных ассоциаций, благодаря которому пациент осознает свой опыт и получает катарсис (эмоциональное отреагирование), что позволяет личности интегрировать свой ранее вытесненный опыт и избавиться от симптомов, которые, по мнению Фрейда, являются телесными заменителями подавленных переживаний. Такой процесс анализа и интерпретации свободных ассоциаций был назван «психоанализом».

Близкий соратник Фрейда, швейцарский психиатр и педагог, основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг (1875 — 1961) развил учение о бессознательном. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Цель психотерапии согласно Юнгу — осуществление индивидуации личности, т.е. становления личности, такого психологического развития, при котором реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека. Индивидуация представляет собой спонтанный, естественный процесс в отсутствии торможений, препятствий или искажений, обусловленных тем или иным расстройством психики.

Для успешного хода индивидуации, по мнению Юнга, требуется значительное аналитическое усилие, сознательная и абсолютно искренняя сосредоточенность на интрапсихическом (внутреннем мире). Преодолевая все новые и новые слои, процесс в конечном счете проникает в тот самый центр, который представляет собой исток и основу нашего психического бытия — в Самость.

Блокировка человеком своей Самости, отсутствие индивидуации личности приводит к неврозам. Занимаясь лечением неврозов, Юнг пришёл к выводу:

«Отсутствие смысла в жизни играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счёте невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла… Около трети моих случаев — это страдание не от какого-то клинически определимого невроза, а от бессмысленности и бесцельности собственной жизни.»

Таким образом невроз стал пониматься как несоответствие жизни внутреннему ядру личности, а развитие психологии как науки пришло к исследованию глубинных (подсознательных) уровней психических процессов, которые определяют смысл жизни человека. Термины «самость» и «душа» во многом похожи, представляя собой что-то нематериальное, находящееся глубоко в неосознаваемой области и составляющее ядро человека (личности).

Если в прошлом монополией на исследование души владела религия. То с развитием психологии темы глубинных уровней подсознания, смысла жизни, предназначения, границ добра и зла и т. д. стали частью научного поля исследований. При этом духовный мир человека не ограничивается вопросами веры или неверия в Бога. Религиозные и эзотерические доктрины на протяжении тысячелетий формировали нормы, правила, мораль, идеалы, архетипы общественной жизни и личностного развития.

Психологические проблемы у людей были всегда, и вместе с тем с большей частью этих проблем успешно справлялись верования и религия. Люди создавали семьи, строили города, покоряли новые земли, творили, созидали новые формы искусства и общественного устройства. Во многих аспектах люди тех времен были значительно более здоровыми в психологическом смысле, нежели современный человек. На деле, они очень даже неплохо справлялись, учитывая сложности не только жизни, но и выживания, с которыми они сталкивались ежедневно.

Организованные религии выстроили целостную систему знаний с собственной аксиоматикой, авторитетами, примерами из жизни, сводом правил и инструкций. Человек с верой в такую систему знаний, руководствуясь такой системой знаний, мог вести полноценную и счастливую жизнь, в которой на любой его вопрос авторитетными источниками будет дан ответ. Таким образом фактическое использование веры как инструмента психотерапии имеет богатый исторический опыт и может быть полезно.

Психология как наука выстраивается на других категориях: теориях, доказательствах, экспериментах. За сравнительно короткое время прикладная психология также накопила обширный опыт психотерапевтической помощи, работающих методов и техник.

Западные взгляды на здоровье исходят в основном из эпохи Просвещения и философии элементализма, которая делила человеческое существо на тело (сома), разум (психику) и дух (пневма). Элементалистское предположение, что болезнь в течение одного компонента может рассматриваться без учета других компонентов заложило основу для аллопатической биомедицины [«официальная» медицина)], а повышение рациональности, редукционизма и материализма в восемнадцатом веке Западной Европе сделало духовные проблемы иррациональными и неуместными (Westgate, 1996). То что является аномальным с точки зрения Западной биомедицины может не быть аномальным с коренной точки зрения (например, шаманизм), с религиозной точки зрения (например, христианская наука), или с точки зрения других медицинских систем (например, аюрведической медицины и китайской медицины), которые включают духовные измерения (O’Connor et al., 1997). Однако Kleinman (1995) напомнил нам, что биомедицина достигла такой степени первенства во всем мире, что прилагательное «западный» неудовлетворительно (стр. 25).

Torrey (1986) предложил системную модель лечения после изучения как западных, так и незападных лечебных практик, придя к выводу, что обе они примерно одинаково эффективны. Для него природа эффективного лечения неизбежно содержит один или более из четырех фундаментальных факторов: (а) общее мировоззрение целителя и пациента, которое делает возможным процесс постановки диагноза или присвоения имени; (б) определенные личные качества практикующего, которые, как представляется, способствуют выздоровлению клиента; (в) позитивные ожидания клиента, способствующие прогрессу; и (г) чувство мастерства, которое наделяет клиента полномочиями.

Примером такого предполагаемого взаимодействия может служить исследование Колумбийского психиатра Leon (Leon, 1975), который провел семилетнее исследование одержимости духом. Leon опросил всех членов 12 вовлеченных семей и дал психологические и полиграфические тесты «одержимым» лицам, заключив, что у пострадавших мужчин и женщин были симптомы, совместимые с физическими или психическими расстройствами или с тем и другим. Leon не исключал возможности того, что были задействованы парапсихологические факторы, особенно в тех случаях, когда были сообщения (не замеченные Leon) о необычных событиях. Семьи утверждали, что лечение местными спиритуалистами было более эффективным, чем экзорцизм римско-католических священников; некоторые респонденты утверждали, что оскорбляющие духи не понимали латыни!

Подводя итог, существуют две богатые «традиции», два отличных подхода психологической помощи: один, основанный на вере, коренной медицине и духовных практиках, другой — на науке, экспериментах, исследованиях, доказательствах и теориях.

При этом как писал Гиппократ:

«Врач должен помнить, что, обращаясь к нему, больной ждёт не рассуждений о болезни и объяснений, а помощи.»

Каждый из подходов имеет свои плюсы и минусы, и вместе они дополняют друг друга, образуя целостное направление прикладной психологии, как мы его назвали — «Психология Души». По сути Психология Души — это психотерапия с использованием духовных практик или духовная практика с применением методов психотерапии. Этот подход объединяет древние знания о духовной природе человека, опыт мировых религий и коренных народов и современную психологию с ее научным подходом и рациональностью.

Цели также определены: здоровье; самореализация; гармонизация личности, то есть жизнь в согласии со своими ценностями, чувствами и ощущениями; гармонизация окружения, то есть жизнь в согласии с родными, близкими, друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми; духовный рост — рост энергичности и физического тонуса, способность проживать и трансформировать негативные состояния, радость жить, устранение противоречивых ментальных программ, удаление застарелых и ограничивающих убеждений, нахождение и проявление своих ценностей, свобода воли и выбора.

Вслед философской концепции Уильяма Джеймса, основу которой составляли радикальный эмпиризм:

«изучать любой человеческий опыт, каким бы необычным он ни казался на первый взгляд»

и прагматизм Чарльза Пирса:

«…истинно то, что даёт результат».

В рамках данной книги мы не только дадим теоретическое описание Психологии Души, но и на примерах из практики покажем результаты.

Эта книга может быть интересна как практикующим психотерапевтам, так и любым читателям, которые хотят самостоятельно разрешить свои внутренние противоречия. Знания и практики, описанные в книге, позволят вам найти, локализовать и устранить любые (!) психологические проблемы, ограничивающие убеждения, застарелые психотравмы, а также связанные с ними психосоматические заболевания.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я