Кроманьонцам принадлежит заслуга в создании
первобытной культуры, материальным олицетворением которой стала наскальная живопись.
Умение понимать и использовать естественные знаки для ориентировки в природной среде являлось существенным компонентом
первобытной культуры и постепенно утрачивается с развитием цивилизации.
Одновременно происходило поглощение культурного потока из индийской, китайской, мексиканской и перуанской цивилизаций, бесчисленных
первобытных культур.
Однако в шаманизме есть и другая струя, которая в
первобытных культурах проявлялась очень сильно.
Точное понимание смысла маски тесно связано с уяснением религиозных представлений и вообще мировоззрения и образа мышления народов на различных ступенях культурного развития; прогресс в изучении масок является, поэтому, тесно связанным с успехами этнологии и истории
первобытной культуры вообще.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: изохронизм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Так, изучение
первобытной культуры и прежде всего дошедшего до нас изобразительного искусства (наскальной живописи) периода палеолита свидетельствует, с одной стороны, о развитии орудийной практики человека, формировании мозговых механизмов, в первую очередь зрительно‐моторной координации, образного мышления и языка, с другой – о появлении знаний человека об окружающем мире и о своих собственных отличительных характеристиках и способностях (Абрамова, 1966).
Они являлись двумя аспектами
первобытной культуры – «теоретическим», или словесным, и «практическим».
Так, Фрэзер, опираясь на описание жизни и верований примитивных людей, мифологию и суеверия, вскрывает динамику начальных представлений о душе, являющихся своеобразным, отвечающим уровню
первобытной культуры обобщением их жизненного опыта.
Важное место в
первобытной культуре занимает мифология.
Установлено, что все
первобытные культуры проходили через «бесчисленный» период, сегодня повторяющийся у некоторых бразильских племён, в языках которых почти нет слов, обозначающих числа.
На основе данных археологии, этнографии и языкознания можно обозначить основные черты
первобытной культуры: синкретизм, антропоморфизм, традиционализм.
С точки зрения социальной организации характерными особенностями
первобытной культуры были отсутствие государства, а также ярко выраженного имущественного неравенства и слабая социальная дифференциация.
Синкретизм
первобытной культуры означает нерасчлененность различных сфер и явлений культуры.
Другими словами, «военная сторона
первобытной культуры принадлежит мужчине; созидательная – женщине».
Это не говоря уже о том, что для
первобытной культуры нет противоречия между «реальным» и «мифическим».
Традиционализм
первобытной культуры приводил к тому, что все значимые формы поведения представляли собой социально санкционированную, строго регламентированную символическую систему действий – ритуал.
Растения ещё не успели стать полноправной частью
первобытной культуры и систем верований, они оставались в стороне от мрачных арен, где вольно резвилось человеческое воображение, непризнанные, неукрощенные – и, в сущности, дикие.
Древние цивилизации принимали из рук
первобытных культур присущие им «мифологические модели мышления, речи и действия непосредственно».
Для археологов на первый план выступает задача определения значения и места памятников древней изобразительной деятельности в контексте
первобытной культуры, искусствоведы выявляют образную специфику и технику изображения на начальных стадиях развития искусства, культурологи исследуют причины возникновения искусства, изучают процесс становления сущности художественной деятельности, технологи изучают орудия труда, минералы, краски и т. д.
Во многих
первобытных культурах порубка деревьев в запретные дни и их порча расценивались как преступление, убийство: виновник гибели дерева подвергался жестокому наказанию [см.: 241: 11–13].
Так, говорят, что люди
первобытных культур, никогда не видевшие фотографий, иногда не способны понять, что фотографии являются представлениями каких-то других предметов, а не самих себя.
Именно следы такой
первобытной культуры уже видны среди останков древних неандертальцев и кроманьонцев.
И я бы не сказал, что националисты используют рудименты
первобытной культуры.
Во многих
первобытных культурах сновидения считались особым миром, по которому совершает путешествие душа человека.
Прибыл на фестиваль
первобытной культуры.
Как следствие способности к абстрактному мышлению, возникают такие явления
первобытной культуры как искусство, религия и магия.
Секция генетики культуры не случайно была создана на основе реорганизованного разряда
первобытной культуры.
Исследование
первобытной культуры чрезвычайно сложно, и здесь многие положения предстают как гипотетические.
Особенно часто понятие «культурогенез» употребляется, когда речь идёт о происхождении
первобытной культуры человечества, – фактически же – о возникновении культуры из не-культуры или о превращении какой-то части (очеловеченной) природы – в культуру.
Эволюция видов духовности (первичных нравственных правил, знаний, мифов, ранних эстетических и религиозных представлений) берёт начало в возникновении элементов
первобытной культуры людей с первыми проявлениями субъективной реальности.
Она возникла в период
первобытной культуры.
Образ мышления ребёнка относится к такому типу, который психологи и антропологи называют магическим мышлением, характерным для так называемых
первобытных культур, детей и вообще для людей, находящихся в состоянии регрессии.
Последний тип мифов встречается на достаточно высоком этапе развития
первобытной культуры.
Религиоведы тотемизм относят к религии
первобытных культур, не затронутых благами цивилизации.
Обнаруженный скелет, а годом спустя найденные останки взрослого человека с ребёнком, многочисленные предметы
первобытной культуры относились к эпохе камня – им было по 11-12 тысяч лет.
Причём, если достаточно условно можно обозначить его нижнюю границу (верхний палеолит, начавшийся примерно 40 тыс. лет назад), то верхнюю границу трудно определить, потому что ритмы развития человеческого общества не совпадают в разных регионах нашей планеты, и наблюдать проявления
первобытной культуры можно в наши дни в жизни называемых отсталых народов.
Напротив, в
первобытной культуре имя человеку давалось по его настоящему лицу: точнее говоря, имя не давали, а узнавали, выпытывали в ритуалах инициации.
Одновременно с зарождением
первобытной культуры появились и такие методы «стимулирования» мышления и интуиции.
Но, несмотря на это, современной культуре мы обязаны тем обстоятельством, что существующие в обществе, в силу закона «переживания», различные нелепые, свойственные
первобытной культуре, представления и понятия выливаются в форму, более мягкую, человечную и гуманную.
Более того, они рискнули утверждать, что многие из способностей, порождаемых
первобытной культурой, безвозвратно утрачены европейским человеком.
И если западная психология и психиатрия описывают обрядовую и духовную жизнь древних и
первобытных культур языком патологии, то опасные крайности индустриальной цивилизации, действительно поставившей под угрозу жизнь на планете, превратились в настолько неотъемлемые части нашей жизни, что редко привлекают какое-то особое внимание врачей и исследователей, и уж конечно не получают патологических ярлыков.
С конца XIX в. понятие ритуала уже в качестве научного концепта становится базовым элементом анализа традиционных и
первобытных культур антропологами и археологами, историками и социологами, филологами и лингвистами и даже активно используется биологами для описания поведения животных в качестве стандартного сигнального поведенческого акта, используемого ими при взаимодействии друг с другом.
На страницах работы автор доказывает высказанный в самом начале тезис: «Наилучший путь сохранения недвижимых объектов
первобытной культуры, их экспонирования и музеефикации – демонстрация открытых во время проведения археологических раскопок памятников как музейных экспонатов на месте их существования (in situ)».
Когда
первобытная культура утратила синкретизм, т.е. своё нерасчленённое состояние, она стала разнообразной и приобрела различные измерения: горизонтальное (природное, или предметное, – человеческое, или личностное) и вертикальное (земное, или материальное, – небесное, или духовное).
Таких вех было несколько: дописьменная
первобытная культура, знаково-символическая культура, письменная культура, письменно-печатная культура, культура электронных средств социальной коммуникации.
Появились песни: «Биолого-охотоведческая» («Нам ли бояться холода…») и «Неолитическая» («Помнишь
первобытную культуру?»).
Первобытная культура является самой продолжительной в истории человечества.
Возникновение первых человеческих общностей,
первобытных культур сопровождалось становлением семиотических систем (прежде всего языка), позволявших людям «передавать друг другу не одни только простейшие трудовые навыки, а любые достижения человеческого знания и мышления…».
Они будут страшными врагами человечества, когда вернутся, как обещали
первобытным культурам от христиан до индейцев.
Особенности
первобытной культуры напрямую связаны с особенностями психики первобытного человека.