Если бы
общество модерна осталось в прошлом, то радикально сменилась бы и основная форма знания общества о себе самом, как бы она ни называлась, она стала бы другой.
Если бы
общество модерна оставалось неизменным в своих главных чертах, социология могла бы походить на другие науки со всеми их достоинствами и недостатками.
Всего этого в средневековом обществе не было, да и в
обществе модерна сформировалось не сразу.
В
обществе модерна социальные группы больше не разделены непроницаемыми барьерами.
В первом случае у нас есть путь к постижению космологии, которая обусловливает социальную и политическую жизнь; тогда как во втором философская мысль перенастраивается на поиск фона фигуры, связь которых кажется всё более ослабленной [distanced] из-за растущей специализации и профессионального разделения в
обществах модерна.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отдавливаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Иранские интеллектуалы, обеспокоенные беспорядком, который несли индустриализация и урбанизация, выступали, в свою очередь, за
общество модерна, основанное на образовании, порядке и дисциплине.
Отправной точкой здесь может быть очевидный факт связи определённого этапа развития городов с идеей прогресса как движения в будущее, которая играла конститутивную роль для
общества модерна.
Четвёртый тезис состоит в том, что исторический процесс в
обществах модерна можно рассматривать как движение от субъектности, высшим проявлением которой является публичное социально-историческое действие, к ограничению возможностей подобного действия и к определённому «замыканию» субъекта в рамках сугубо приватного стиля жизни.
Мода – социальный институт
обществ модерна, сменивший институт обычая традиционных обществ в области символической социальной дифференциации и потребления.
На наш взгляд, понятие «индивидуализации», как мы его используем, позволяет указать рамки и границы агентности в
обществах модерна, соответственно создаёт условия для понимания её специфики.
Эти виды модерновой субъектности являются исторически вариативными, они претерпевали порой радикальные трансформации на различных этапах развития
обществ модерна.
Проще говоря, если в традиционных обществах основой была иерархия, в
обществах модерна – человек-творец, то в постмодерне – ничто, пустота, хаос, броуновское движение.
Современное социальное состояние характеризуется и специфическим профилированием сферы субъективности, отличающим в её нынешнем виде эту сферу от того, как она представала на предыдущих этапах истории
обществ модерна.
Возникает вопрос, какая же альтернатива включения кочевых народов в
общество модерна осуществилась в результате при строительстве социализма.
Далее, на условное двоеверие наложились такие парадигмы, как атеистическое мировоззрение, сформированное зрелым модерном западной культуры, и светский гуманизм, как система, пришедшая в
обществе модерна на смену религиозным запретам и догмам, и это уже тогда вступало в некоторый конфликт с российской действительностью.
Эта идея оформилась в
обществах модерна и оформляла модерн на протяжении двух столетий.
Кратко суммируем некоторые выводы предыдущих трёх параграфов, касающиеся порождённой архаикой сакрализации суверенности, с тем чтобы далее перейти к проблематизации ряда реалий
общества модерна и постмодерна.
Индивидуализация – это фундаментальный процесс в рамках общего становления и развития
обществ модерна.
Предметом данной работы является социологическое исследование индивида, как оно оформилось в классической социологической теории, а затем изменялось в рамках процесса трансформации социологической теории под воздействием реального исторического развития
обществ модерна.
Анализ теорий социального неравенства позволяет выстроить исторический ряд разнообразных форм и проявлений социального неравенства как фундаментальной характеристики
обществ модерна, включая современные общества, а также положения в них индивида.
Религиозная мораль прежде (в средневековом обществе, в
обществе модерна вплоть до сер. XX в.) успешно регулировала поведение индивида, ограничивала и сдерживала человека в некоторых его потребностях и склонностях, позволяла осуществлять контроль над ними, способствовала сплочению общества, вносила элемент единообразия в поведение людей.
Такая «материально-теоретическая» диагностика положения индивида в
обществах модерна и становится объектом нашего анализа.
При этом возможность разновекторных сдвигов и изменений внутри такого образа социальной реальности – в частности, в связи с определённой степенью «свободы мнений», характерной для
общества модерна, – создаёт богатую основу для логико-семантических спекуляций и манипуляций сознанием реципиента.
Исследовательская задача решается главным образом через анализ социологических теорий, ориентированных на изучение положения индивида в
обществах модерна.
Обоснование суверенности логикой жертвоприношения сохраняется и в
обществах модерна, ничуть не утрачивая экстатического энтузиазма, с той только разницей, что сувереном теперь по преимуществу оказывалось государство.
Оно позволяет увидеть, как в процессе развития
обществ модерна происходит ужатие или даже утрата субъектной составляющей агентности и нарастает и расширяется субъективность за счёт утраты свободы открытого социально-преобразующего действия и одновременного увеличения свободы в рамках различного рода вариантов форм жизни.
Появились или значительно окрепли такие направления, как историческая социология, идея многообразия типов
общества модерна.
В
обществе модерна существовало, разумеется, и сельское хозяйство, даже охота, рыболовство, и реализм, даже мифотворчество, но ведущей силой было индустриальное производство, обработка природных материалов, машинерия, в искусстве же, соответственно, в центре внимания находятся авангардизм, экспериментаторство, разного рода технические новации.
Из всех обозначенных выше процессов оформления и развёртывания модерна индивидуализация – наименее исследованный процесс, при том что именно индивидуализация является центральным компонентом трансформации структур социальной интеграции в
обществах модерна и образует основу становления субъекта модерна.
Представители первого считают, что современное общество – это новое общество, качественно отличающееся от
общества модерна, т. е. это в прямом смысле слова постсовременность.
Последующие части данной работы позволят создать более панорамную и ёмкую картину положения индивида в
обществах модерна.
Сегодня
общество модерна оказывается перед следующим выбором.
Индивид становится жертвой общего процесса рационализации, составляющего главный нерв развития
обществ модерна.
Индивидуализация есть условие возможности надзора и дисциплины, она есть механизм паноптической власти
обществ модерна.
Этот процесс, собственно, и представляет собой в истории европейской цивилизации переход от традиционного общества к
обществу модерна.
Эта антитеза предопределила процессы секуляризации и маргинализации традиционных религиозных институтов в
обществе модерна.
Итак, в соответствии с теоретической схематикой, положенной в основу исследовательской перспективы в данной работе, процессы индивидуализации являются неотъемлемым компонентом общего движения социально-исторической трансформации
обществ модерна к их современному состоянию.
Исследуемый нами процесс индивидуализации демонстрирует правоту и заставляет согласиться с позициями всех представленных здесь мыслителей, которые помещают рассмотрение судьбы индивида в перспективу рассмотрения общего развития
обществ модерна.
Таким образом, можно заключить, что традиционные российские ценности, как они понимаются в отечественной научной доктрине, несовместимы с основными тенденциями развития
общества модерна.
Такой политический переворот может вести к трансформации политического режима (например, к демократизации), сопровождаться глубокими социально-экономическими преобразованиями («революционными реформами») или являться выражением более глубинных, фундаментальных изменений (например, в процессе перехода от аграрного, традиционного к индустриальному
обществу модерна).
Безусловно, в любое время болезнь рассматривалась как нарушение человеческой полноты, воспринималась его ущербностью, но в традиционной культуре, как и в
обществе модерн главным лекарем для человека выступала природа, которая возвращала человека к его первоначальному проекту.
Секуляризованная идея равенства является водоразделом, пролегающим между домодерновыми обществами и
обществами модерна.
Тайная, теневая власть есть обратная, «тёмная» сторона западной демократии, тёмная сторона
общества модерн.
Хорошим примером возникновения ритуала в
обществе модерна является процедура посвящения иммигрантов в американцы, получившая название melting pot (букв. плавильный котёл).
Возникло новое, индустриальное общество, названное современным (
обществом модерна).
Политическое обоснование власти и неравенства, восходящее к классическим образцам греческой и латинской мысли, в
обществах модерна заменяется новой перспективой.