Психическое отражение полётной ситуации на тренажёре сведено в основном к образу приборов, а не к
образу полёта.
Специфическим содержанием обладает третий компонент
образа полёта – чувство самолёта.
Наиболее интересные данные в этом эксперименте касаются установленного набора перцептивных признаков
образа полёта в зависимости от точки отсчёта.
Понимать значимость чувства полёта и самолёта,
образа полёта при ориентации в пространстве.
Выявление содержания
образа полёта в зависимости от характера решаемых лётчиком задач создало предпосылки для реализации принципа соответствия информационной модели полёта психическому образу лётчика.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ковар — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Это затрудняет формирование полноценного
образа полёта и прогнозирование изменений пространственного положения воздушного судна.
Вместе с тем именно
образ полёта, т. е. умственное соотнесение визуальных, приборных и неинструментальных стимулов к конкретной задаче пилотирования, позволяет дифференцировать ложное событие от истинного.
Всё вышеизложенное имело одну цель – убедить в том, что наиболее продуктивной идеей разработки пространственной ориентировки является теория и практика
образа полёта.
Подчеркнём прагматичную направленность данного компонента
образа полёта.
При данном подходе ведущим принципом обучения выступает
образ полёта как регулятор психических действий по переработке, анализу и синтезу разнородных раздражителей.
Текст изложен доступно с опорой на лётный язык, данные науки по физиологии анализаторов и психологии ощущений, восприятий, представлений, синтеза и анализа при формировании
образа полёта.
У опытного лётчика гармонично развиты все основные составляющие
образа полёта, но, как правило, они формируются стихийно, в процессе многолетней практики.
Образ полёта включает задачи и цели, стоящие перед лётчиком, систему знаний об объекте управления, систему двигательных программ, реализуемых в полёте.
То, что в авиации называют
образом полёта, сопоставимо с понятием концептуальной модели.
Анкета, предложенная для заполнения высококвалифицированному лётчику, была направлена на выяснение проблемы осознанности
образа полёта.
Итак,
образ полёта – подвижная, динамическая, изменчивая структура.
Викинги пробуют взобраться на стены ночью, под прикрытием темноты, но, заслышав шум, защитники города бросают со стен горящую просмолённую ветошь и, осветив таким
образом поле сражения, берутся за камни.
Непостижимым
образом пол вдруг оказался у меня прямо перед глазами.
Я спокойно развернул полы своего сюртука, сделав их похожими на паруса, и направил таким
образом полёт диких уток прямо к своему дому.
Может показаться, что при современной, отлаженной и проверенной многолетней практикой программе подготовки вопрос о целенаправленном формировании
образа полёта не должен возникать.
Физиологические ответы всех видов механорецепторов создают правдивую картину, которая входит в так называемый
образ полёта.
Для надёжной регуляции действий лётчика
образ полёта должен содержать все три компонента.
Поэтому полноценный
образ полёта должен быть антиципирующим, т. е. его реализация должна включать процесс антиципации.
Их наличие, определяя предметное содержание
образа полёта, является обязательным условием сознательного использования для регуляции действий по пилотированию на основе инструментальных и неинструментальных сигналов.
Кроме того, для лётного состава более привычно понятие “пространственное положение”, которое составляет главную основу
образа полёта, но не заменяет его полностью.
Необходимы специализированные центрифуги, тренажёры для обучения тактике боя, развития интеллекта,
образа полёта.
Электронный луч создавал на экране световое пятно, движущееся по параболической траектории, изображая таким
образом полёт снаряда.
Разработка теории «
образ полёта» как психического регулятора действий вне видимости земной поверхности завершилась выходом на психологические требования к информационной среде, техническим средствам обучения и психофизической подготовке.
Данные трудности неизбежны в подобных, «оптимально подобранных» диадах, следовательно ни общей цели, ни чётко сформулированных задач, ни единого
образа полёта у её членов выработано не будет.
Рассмотрим подробнее каждый компонент
образа полёта.
И всё это с учётом схемы тела, порогов ощущений, восприятия,
образа полёта, умственных действий, принятия решений, вероятности ошибок, утомления, психоэмоциональной устойчивости, использования риска, пределов возможностей.
Каким образом формируется это наглядное представление (
образ полёта)?
Сознательное использование
образа полёта рассматривается самими лётчиками как альтернатива «бездумному» пилотированию, «формализации», автоматизации действий и как основа обеспечения их надёжности.
Результаты наших исследований показали, что даже «
образ полёта» формируется на основе ощущений и восприятий, включая их в себя, именно этим обеспечивается его предметность, т. е. отнесённость к объективной действительности.
Основными компонентами
образа полёта являются «образ пространственного положения», «чувство самолёта» и приборный аналог, так называемый «образ вилки».
Перестройка методики обучения лётчиков должна заключаться в отказе от исключительной его направленности на выработку автоматизированных навыков и в переходе к психологизированным методам, предполагающим активное сознательное построение внутренних механизмов регуляции действий и обеспечивающим формирование полноценного
образа полёта уже на ранних стадиях подготовки.
Образ полёта формируется на значительной когнитивной (информационной) основе, которая включает запоминаемые и фиксируемые в представлениях визуальные картины полёта, а также представления, создаваемые воображением (например, на основе словесных описаний); знание аэродинамики и теории полёта; показания приборов и умение анализировать эти показания, неинструментальные сигналы, вызывающие в полёте специфические ощущения, наконец, результаты самонаблюдений.
Однако существует, по крайней мере, три взаимосвязанные психологические закономерности, игнорирование которых в практике лётного обучения до настоящего времени обусловливает стихийность развития
образа полёта у лётного состава, Так, во‐первых,современной психологией познавательных процессов доказано, что психической формой существования понятий являются зрительные образы, которые представляют собой продукты умственных действий визуального мышления.
Целесообразно, чтобы в процессе первоначального обучения человек овладел теоретическими знаниями о содержании
образа полёта, о его специфической структуре, включённости в него необычных чувственных данных и о возникновении в связи с этим иллюзорных ощущений, а также о психологических характеристиках лётной деятельности в целом.
Часть лётчиков уже в определении понятия «
образ полёта» указывают на специфику его сенсорно‐перцептивных компонентов, говоря о двойственной роли непосредственных ощущений.
Перед лётчиками ставились вопросы, отвечая на которые, они формулировали свои соображения о содержании
образа полёта; о том, как и чем поддерживается его предметное содержание при искажении афферентации; каковы причины «распада» образа; в чём выражается нарушение образа; какова роль приборной информации; в чём положительная роль неинструментальных сигналов (непосредственных ощущений).
Это означает, что для подготовки хорошего лётчика, способного надёжно действовать в нестандартных ситуациях и в течение всей лётной деятельности совершенствовать своё мастерство, необходимо формировать у него полноценный
образ полёта, научить его «зримо» представлять режим полёта.
При выполнении конкретных действий в
образе полёта на первый план выступает (в зависимости от условий полёта и цели, которую ставит лётчик) один из трёх компонентов (рисунок 1.1): образ пространственного положения, чувство самолёта, восприятие приборного отображения (или приборной модели).
Специальные исследования показали, что в современных условиях полёта, когда существенно возрос удельный вес приборного полёта и повсеместно внедряется автоматизация управления, роль полноценного
образа полёта также повышается.
По своему характеру
образ полёта является пространственно‐временным, поскольку его предметное содержание относится к движущемуся объекту; этим определяется очень высокая динамичность образа: на любом отрезке времени есть заданный режим полёта, с которым сличается текущий в данный момент.
В голове возник
образ поля битвы – сражение закончено, и тела усеивают землю.
Обозначенное таким
образом поле выходит далеко за рамки преобладающего в социологии акцента на культурных ценностях и социальных нормах.
Это фантастический женский
образ полу рыба – полу птица.
Собственно, имитировать их – от невесомости до стрессовых ситуаций – в рамках формирования «
образа полёта» сложнее всего.
Проводится глубокий анализ конструкта «
образ полёта», его измерений, генезиса, трансформаций и их последствий для выполнения деятельности.