Этика – область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности, это наука о
нравственной жизни человека.
Всё, что происходит в социальной,
нравственной жизни общества, влияет на поступки человека, более того, определяет не только сами поступки, но и их оценку.
В итоге можно говорить о том, что различные науки во многом определяют ценности
нравственной жизни.
Более того, это глубинная проблема реального процесса
нравственной жизни, ценностной ориентации массового сознания поколений, корневых мировоззренческих ориентиров в бытующих нравах.
Различные предметы из нефрита были связаны с набором социальных иерархий, политическими ритуалами и религиозными церемониями, а также интерпретировались как символы
нравственной жизни.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пронзаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поэтому, если
нравственная жизнь составляет истинное призвание человека на земле, страдание всегда останется неустранимым48*.
Он постоянно занимался улучшением материальной и
нравственной жизни народа.
Само понятие «просвещение» он истолковывал в рамках идеи раскрытия духовных основ
нравственной жизни человека.
Путь от характеристики нравственного поступка может вести вширь – к исследованию поведения человека, к характеристике обстоятельств, что ставит целый круг проблем
нравственной жизни общества, нравственного фундамента человеческой культуры, исторических типов нравственности, короче, ведёт к рассмотрению нравственности как культурно-исторического феномена.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовался своего рода духовный пояс обобщённых обыденных взглядов житейской мудрости, обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера
нравственной жизни общества.
Неудивительно, что упорядочивающие мир ответы на основные вопросы
нравственной жизни способны вызвать определённую эмоционально-психологическую умиротворённость («Всё не так страшно, всё не так сложно!»).
Нравственная жизнь состоит в таком поведении, которое способствует обретению максимального долговременного счастья, доступного для данного конкретного человека, а также побуждает его сотрудничать с другими в меру отпущенных ему возможностей; её нельзя понимать как следование некоему абстрактно гипотетическому «долженствованию».
Философии предназначалось руководство
нравственной жизнью отдельного человека и целого общества; с другой стороны, она выполняла как бы функции религии, сама отделяясь от последней всё менее и менее явственной чертой.
Вместо этого нам необходимо размышлять и добиться убеждённости относительно ценности этических принципов – с тем чтобы захотеть вести
нравственную жизнь.
Бежать от всепроникающего зла существования – цель
нравственной жизни.
Самый факт
нравственной жизни с её различениями и оценками предполагает свободу.
Но в монастыре было и немало таких иноков, которые не приобрели больших познаний в грамматике и диалектике, не занимались много чтением и заучиванием наизусть, были неискусны в пении, зато отличались смиренномудрием и кротостью и заслужили одобрение святого отца за высокую
нравственную жизнь, за изучение правила монашеского в полном виде, которое признавалось для всех обязательным.
Это глубоко
нравственная жизнь просвещённого, веротерпимого христианина и в то же время независимый жизненный путь вполне свободного человека.
Это делает
нравственную жизнь трагической и этику делает философией трагедии.
Этика законническая, нормативная, для которой свобода есть лишь условие выполнения нормы добра, не понимает трагизма
нравственной жизни.
Индивидуум, живущий в этом единстве, живёт
нравственною жизнью, имеет ценность, которая состоит только в этой субстанциальности.
Для художника
нравственная жизнь человека – это лишь одна из тем его творчества.
Если этику и можно построить, обходясь без абсолютов, то может ли реальная
нравственная жизнь людей обойтись без них, без их надёжной опоры?
Свобода есть основное условие
нравственной жизни, не только свобода добра, но и свобода зла.
Если послушать их, то окажется, что все затруднения
нравственной жизни могут разрешиться, если будут повсюду введены общества трезвости, или вегетарианство, или ручной труд.
Правда, любовь усиливает и сознательное рассудочное влияние: человек, проникнутый любовью более, чем какой-либо другой, может почуять законы
нравственной жизни и всегда бывает в большей или меньшей степени психологом и даже философом.
Нравственная жизнь совсем не есть явление природы, и она неуловима, как явление природы.
Нравственная жизнь всегда предполагает свободу, нравственная оценка всегда стоит перед свободой.
Без свободы зла нет
нравственной жизни.
Это делает
нравственную жизнь трагической, а этику – философией трагедии.
Разумная
нравственная жизнь возможна только при земледельческом труде всех.
Поэтому усиление известного стремления природы через пастырское воздействие на естественного человека склоняет и самую свободную волю его к решимости начать
нравственную жизнь.
Такова, например, идея протестантизма о
нравственной жизни христианина, видящая ценность в самоотречении, любви к ближнему, повседневном кропотливом труде.
Нравственная психология и педагогика могут стать достоянием педагога или родителя только через опыт собственной
нравственной жизни, и поэтому вне такого опыта постижение этих дисциплин фактически невозможно.
Он представляет собой «сборник правил
нравственной жизни и домашних порядков».
С возникновением этого нового фактора в мышлении и поведении человека изменилась вся интеллектуальная и
нравственная жизнь человечества.
Ты ведь знаешь – хотя бы по тому, что пришельцы сюда принесли – что у них
нравственная жизнь находится ниже критического уровня.
Свобода и закон, по его мнению, находятся в контрарных отношениях и существуют в особых сферах: закон в праве, отражая внешнюю жизнь человека и общества, а свобода реализуется по преимуществу во внутренней
нравственной жизни индивида.
Для того чтобы избавиться от безбожия, внутри в человеке должна начаться
нравственная жизнь.
Здесь можно было бы определить множественность естественных законов, обусловливающих развитие общей
нравственной жизни, которая может также снова стать безнравственной, в зависимости от разнообразия характеров народов и рас и внешних условий их жизни.
В тех языческих, стало быть, диких местах никто не стеснял, не преследовал истинной веры, Напротив, там люди истинной веры неустанно сражались с язычниками и где примером
нравственной жизни, где убеждением, где огнём пушек обращали их в христианство, чем спасали их заблудшие, непросвещённые души.
Молодые люди должны были служить образцом
нравственной жизни, а потому им запрещалось отращивать длинные волосы, тем более их завивать, как это вошло в моду среди придворных папистов.
Степень совершенства
нравственной жизни человека определяет то, разделён ли мир или же нет.
Разложение его внешней, бытовой и внутренней,
нравственной жизни пугает уродливыми явлениями и деталями.
Освобождение личности есть поэтому создание условий автономной
нравственной жизни.
Этим ставится новая задача
нравственной жизни – наполнить пустую форму абсолютного долженствования конкретным относительным содержанием, найти мост от абсолютного к относительному114*.
Какие обязательства вы считаете необходимым исполнять, чтобы вести достойную
нравственную жизнь?
Его выделение связано с отделением умственного труда от физического, появлением профессий, представители которых рассматривали различные аспекты
нравственной жизни.
Может показаться, что вера и vita contemplativa заменили политику и viva activa, оказавшись в центре
нравственной жизни, и, конечно, во многом так и было.
Нравственная жизнь древних находилась в состоянии юности, наша находится в состоянии зрелости, и, может быть, старости.